homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Киев. День первый. Вечер.

    И вот, выбравшись из Святой Софии, я пошла по Владимирской улице вверх, в сторону Золотых ворот. По дороге мне позвонила lutien_red и мы договорились встретиться около одноименной станции метро. Золотые ворота - это сооружение, которое и сейчас удивляет своим размахом и величием. К сожалению (или к счастью) они сейчас на реконструкции и все в лесах. Поэтому я вам покажу фотографию из просторов интернета.
    С обратной стороны установлен памятник Ярославу Мудрому, держащему в руках макет Десятинной церкви (по другим данным - Святой Софии). Его называют "Мужик с тортом".  Величественный памятник. Обошла его, насколько позволяли леса.

   
Золотые ворота - главные ворота старинного Киева. Свое название получили от схожести с константинопольскими Золотыми воротами. Это удивительное творение древне-русских зодчих — мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывало восторг современников и навевало ужас на врагов своей неприступностью.О строительстве их, вместе с Софиевским собором, упоминается в летописи 1037 г. Но из записей путешественников 16-17 ст. и рисунков А. Ван Вестерфельда (1651) известно, что уже тогда Золотые ворота были полуразрушенными. В конце 17 ст. перед воротами, в связи с реконструкцией фортификационных сооружений города, построены земляные бастионы, а уже в середине 18 столетия руины когда-то главного въезда в город были засыпаны землей. Киевляне снова увидели старинный памятник в 1832 году, когда К. Лохвицкий провел археологические раскопки Золотых Ворот. После этого они получили вид двух параллельных стен длиной 25 и 13 метров, и высотой около 8 метров. Затем велись работы по укреплению руин: на отдельных участках сделан ремонт старинной кладки, возведены контрфорсы, территорию вокруг памятника окружили чугунной изгородью. В таком виде Золотые ворота сохранились до нашего времени. Однако от атмосферных осадков памятник разрушался и дальше, что чрезвычайно беспокоило ученых. 1970 года было принято решение возвести над развалинами павильон, который не только защищал бы ее, а и воссоздавал первоначальный вид сооружения. Реконструкция, которая закончилась в 1982 году , воссоздает Золотые ворота в таком виде: основная часть - это башня с зубцами высотой 14 метров; с фасада башня имеет дополнительное выступ - "маленькую башню"; проезд ворот перекрывается с одной стороны подъемными деревянными воротами, обитыми металлом, с второго - створами ворот, выполненными по образцу старинных ворот, которые сохранились в памятниках Новгорода и Суздаля. Церковь воспроизведена в виде тринефного четырехстолного однобанного храма. В архитектурном декоре фасадов использованы орнаменты из кирпича, присущий для древнерусских зданий того периода. Пол храма украшен мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивами старинного пола Софии Киевской.  Во время археологических исследований Золотых ворот были обнаружены кубики мозаичной смальты, куски фресковой штукатурки, фрагменты керамических сосудов, куски цемяночного раствора с процарапанными на нем рисунками и надписями. Эти находки свидетельствуют о том, что древняя надвратная церковь Благовещения была украшена мозаикой и фресковой росписью. Для облегчения сводов использовались кувшины-голосники, улучшавшие акустику. На стенах, как и в Софийском соборе, имелись надписи-граффити.
    При реконструкции памятника воссозданы примыкающие к башне отрезки валов. С внешней стороны они имеют одернованные откосы. По верху вала проходят деревянные заборола. На торцах условно показаны внутривальные конструкции. Со стороны города на фасаде можно увидеть складские помещения, расположенные в древности в крайних срубах вала. Внутри восстановленных отрезков вала находится экспозиционное помещение и лестница, ведущая на гребень, откуда открывается прекрасный вид на город.
        Открытие павильона-реконструкции "Золотые ворота" было приурочено к празднованию 1500-летия Киева в мае 1982 года.
Информация с сайта http://travel.kyiv.org/old/churches/uach3_r.htm

 
Какими они были и каким они стали:







До встречи еще оставало 20 минут, поэтому я решила прогуляться по окрестностям. Первым я встретила бронзового кота Пантагрюэля (он же - Пантюша). Между прочим - единственный в Европе памятник коту, причем в натуральную величину.



    Судя по его заглаженности, его очень любят :) Что сие творение означает - науке неизвестно. Слышала только одну легенду, что в кафе неподалеку жил кот, жил он долго и счастливо, но потом все же умер. Вот любящие посетители ему памятник и поставили.

    Чуть поодаль стоял мрачный дом-замок. С ним связано множество легенд. Например, его называют “замком Синей Бороды”, хотя, разумеется, к легендарному французскому полководцу Жилю де Ре, прототипу персонажа сказки Шарля Перро, этот дом не имеет ни малейшего отношения. Вход в сооружение с башенкой выглядит неприветливо - его охраняют фигуры крылатых дьяволов, поддерживающих эркер главного фасада. Наверное, из-за некоторой мрачности здания, да и потому, что считалось, что дом принадлежал барону Штейнгелю, и вспоминают другого - сказочного барона, который так нехорошо обошелся со своими женами. В связи с латинским приветствием salve на пороге дома ходила другая легенда - о некоем промышленнике Сальве, который построил этот дом для своей любовницы. Сигареты Salve и в самом деле когда-то производились в Киеве, а легенда - всего лишь легенда. Квартиры в миниатюрном замке сдавались внаем, владельцем доходного дома был помещик-шляхтич Михаил Подгорский. Кроме жилых помещений, на первом этаже располагалась кофейня, а затем кинематограф, один из первых в Киеве.



    Скупые сведения о таинственном доме на Ярославовом Валу содержатся в энциклопедическом справочнике "Киев". Там можно прочесть, что в 1892 году замком владел некий барон Штейнгель. Однако в действительности барону Магнусу-Карлу-Александру Штейнгелю, предпринимателю и страстному меломану, принадлежал не этот дом, а соседний с ним особняк. Настоящим же владельцем, согласно архивным документам, был помещик-шляхтич Михал Подгорский, чья романтическая душа искала острых ощущений.
    Подгорский, имея обширные владения на Киевщине и на Волыни, облюбовал участок в исторической части Киева и поручил архитектору Николаю Доба-чевскому выстроить для себядом, напоминающий убежище рыцаря. Что послужило толчком к созданию "замка", какими мыслями навеяна сама его идея, и по сей день остается для нас загадкой. Не исключено, что со стороны торца планировалось создать не менее оригинальное строение в том же средневековом стиле. Но Михал Подгорский прожил здесь всего пару лет и неожиданно умер. После него "дом рыцаря" приобрел дворянин Карл Ярошинский. Позже его владельцем стал знаменитый "сахарный король" Лев Бродский, и тоже ненадолго. В советские времена дом национализировали и частично отдали под учреждения. Это сооружение, дошедшее до нас почти неизмененным внешне, и ныне остается замечательным образцом архитектурной романтики, едва ли не первой ласточкой киевского модерна.

С сайта - http://www.interesniy.kiev.ua/old/architecture/buildings/2







И напоследок - лепнина на потолке у входа, напоминающая женское украшение - цепь с кулоном.



    Тут уже подошло время встречи, мы чудно посидели с lutien_red и snegir в кафе, где я долго наслаждалась ароматным каппучино с замечательным печеным яблоком с карамелью и орешками.  Кофе подкрепило мои силы, общение доставило радость сердцу, а мягкий диванчик дал отдых утомленным ногам :)
    Мне показали город изнутри, со всеми его маленькими уютными двориками, множеством лестниц, переходов, разноуровневыми домами по одной улице, старыми храмами, новыми небоскребами (как это все сочетается вместе, я до сих пор постичь не смогла). Фонарей на улице мало, поэтому идешь по сумраку, иногда озаряемому светом лампы. Так даже интереснее слушать истории "здесь живет этот, там живет тот". И тишина кругом... Интересное ощущение, словно ты один идешь в полночь по огромному старинному городу. Прохожие почти не встречаются, хотя всего лишь ранний вечер. Улочки заплетаются в переходы, ступеньки, вправо, влево, еще немного вверх... Честное слово, без проводника я бы такую красоту не увидела :)
    Особое ощущение - свернуть на улочке в сторону и, оказавшись на крыше дома (он же по совместительству - дворик), увидеть себя над городом. Когда ты стоишь на земле, а на одном уровне с тобой - огни середины небоскреба, стоящего напротив. И море огней под ногами...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments