?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Цитата девушки, путешествующей по Латинской Америке:"Если бы люди, покупающие внедорожники, тратили эти деньги на строительство дорог, то внедорожники были бы не нужны. Если бы люди, строящие себе высокие заборы для защиты от дикарей, вкладывались вместо этого в образование для дикарей, то заборы были бы не нужны. Внедорожники и заборы - это не круто, а дико."

В прошлом году весна выдалась поздней. Но мы, как ни странно, на первые майские праздники решили поехать именно на север, чтобы пролить ощущение холода и увидеть кристально-чистое весеннее небо.

В Эстонию въезжали со стороны Печор. Эстонцы сделали удобную вещь - придумали электронную регистрацию очереди. Теперь на прохождение границы "Куничина гора" тратится гарантированно час, а не волшебные 5-7 часов, как на прохождение границы Брест-Тересполь с Польшей.

Делаем марш-бросок через всю страну с юга на север, к Таллину. В начале пути дорога неширокая, идет по лесистой местности. Но здесь проезжает полтора автомобиля в час, так что дороги всем хватает. Отличное асфальтовое покрытие, разметка хорошо видна и есть противотуманные столбики.



Далее появляются отдельные риги. В Эстонии исторически сложилось, что местное население (эстонцы) жили не в городах, а были разбросаны по сельской местности. Судя по отдельным домам, для них со стороны захватчиков (немцев, шведов, датчан) действовало правило "больше трех не собираться". Так и стоят редкие, одинокие дома.



Дома большие. Заборов или нет, или они символические, невысокие. В Эстонии самый низкий уровень криминальности по всей Европе.



Эстонские дома очень простые, сделаны из дерева и природного камня.  При отделке использовались дешевые подручные материалы, например, солома для покрытия крыш. Коренное население жило по лесам, в городах жили немцы, шведы. Соответственно, эстонцы не имели доступа и финансовых возможностей для строительства таких же крепких, красивых домов, как у их завоевателей.

Высокие крыши позволяли не задерживаться на ней дождю и снегу. Для крыши использовалась ржаная солома. Рожь для этих целей резали серпами. Но рожь использовалась земледельцами, на юге страны. Жители побережья на крышу укладывали тростник. Причем срезать его нужно было непременно зимой по льду. Такая "живая" крыша держала тепло в доме, служила надежной звукоизоляцией от шума дождя.

Называются такие дома на прибалтийский манер - жилая рига. Как и у многих народов, вход в ригу осуществлялся с теплой, южной стороны, на северную сторону окна не выходили. Внутри риги была не только жилая комната, но и место для хранения инвентаря и сушки зерна. Зимой под крышей дома держали скот.

Веками полы в ригах были земляными или каменными. Все поменялось только с началом 19 в, когда эстонские крестьяне, раньше всех в Российской Империи, получили вольную. Тогда жилища стало возможно выкупать в собственность, полы стали делать деревянными. Для печей строили трубы, а еду стали готовить на плите вместо очага. На границе 19-20 в. стена дома начали обшивать и красить. К домам пристраивали светлые веранды.

Сараи вокруг дома располагались не хаотично, а так, чтобы вход в них был виден из окон. В амбарах было важно сохранить продукты сухими, поэтому амбарные постройки приподнимали на камнях, обеспечивая проветривание.

Отличный пост про устройство прибалтийской риги можно прочитать здесь - http://www.zs-z.ru/zagorodnoe-stroitelstvo/arxitektura-i-dizajn/arxitektura-estonskix-xutorskix-podvorij.html Автор Владислав Чигазов.



Опять лес и прибалтийские сосны. Держим курс на Тарту, т.е. русский город Юрьев времен Ярослава Мудрого. Конечно, полупустые, лесные земли Прибалтики были лакомым куском для всех окрестных стран, поэтому на этих землях создавали крепости, города все кому ни лень: русские, шведы, немцы, Ливонский орден. Поэтому города часто имеют несколько названий.



Некоторые дома очень акуратно оформлены, а возле некоторых лежат какие-то кучи хлама и накренившаяся техника. Обычно дома стоят в окружении больших полей. Это частная земля, она обрабатывается, поддерживается в порядке (можно сравнить с рачительностью Польши и Беларуси). Но в отличие от Польши, эстонские поля ничем и ни от кого не огораживаются. В стране проживает около 1 млн 300 тыс. человек, причем эта цифра уменьшается. С момента вхождения Эстонии в состав стран ЕС, из страны тут же уехали 10% населения. Целью направления были Финляндия, Великобритания, Германия.

"Среди уехавших было больше женщин чем мужчин, причём покинули Эстонию очень много молодёжи в возрасте 20-30 лет. За 2010 год Эстонию покинули почти 6000 человек, это на 15% больше чем в 2009 году"

Источник - http://emigrant.name/novosti-immigracii/estoniya-rost-emigracii.html"


Согласно новому демографическому прогнозу Департамента статистики, составленному совместно с учеными Тартуского университета, к 2040 году население Эстонии, составляющее сейчас 1 320 000, сократится на 125 000 человек.

При сохранении нынешних демографических тенденций ежегодно население страны сокращается в среднем на 4800 человек или 0,4%, сообщает rus.err.ee.

На снижение числа жителей в первую очередь влияют внешняя миграция и отрицательный естественный прирост - то есть смертность превышает рождаемость.

При этом стремительно возрастет число пенсионеров (лица от 65 лет и старше) - с нынешних 18% от общего числа населения до 27,6%.

Доля детей в возрасте до 15 лет сократится с 15,5% до 13,6%.
Источник - http://rus.postimees.ee/2709532/nauchnyj-prognoz-k-2040-godu-naselenie-jestonii-sokratitsja-na-125-000




Типичное эстонское поселение на несколько домов. Заборов нет.



Редкий случай заборчика. Низкого и красивого.

По Эстонии прошел ледник, поэтому здесь нередко встречаются сараи, построенные из ледниковых камней. В советское время технически стало возможно выкорчевать все большие валуны с полей. Теперь возле каждого поля можно увидеть довольно внушительную каменную композицию. Иногда ледниковые камни выкладывают по периметру поля, но только со стороны автомобильной дороги.





Лесная дорога. Она не огорожена сеткой от животных, хотя к природе здесь относятся со всем вниманием и зверей здесь много. Например, регулярно устраиваются фото-туры в национальные парки ради фотографирования птиц или цветов. По паркам через мох и болотца проложены деревянные дорожки. Вообще в эстонских национальных парках очень чисто, ухожено, созданы парковки с мусорными баками, везде есть схемы прогулки, метки на деревьях, заблудиться трудно. Есть площадки для отдыха с деревянными столами и скамейками, есть даже деревянные туалеты посреди леса.



В 19 веке, когда эстонцы стали жить лучше, богаче, они стали украшать дома большими окнами и стеклянными верандами. Представляете как красиво на веранде в белые ночи?



Пригород Тарту. Для пешеходов сделаны отличные тротуары со съездами. На дороге и тротуарах нет земли и грязи.



Маленькие городишки по дороге. Дома очень яркие, красивые. В таких городках действуют правила по соблюдению ухоженности дома и территории вокруг него.



Вот, например, город Пылва. Про его устройство я уже писала. Город уютный и красивый, потому что в нем придерживаются понятных правил. Перед тем, как приступить к строительству дома, нужно получить разрешение муниципалитета города.  На рассмотрение проекта отводится 3 месяца. Оговариваются все детали - размер, высота, материалы, расстояние до дороги и ограды соседа. Цвет покраски дома можно поменять только с разрешения муниципалитета.

Если нужно в старом историческом доме заменить какую-нибудь деталь, окна или двери, то они выполняются из новых материалов максимально похожими на оригинал. При ремонте стен и крыш используются материалы, подобные старым.

Строительные, ремонтные работы, бурение и даже раскопки глубиной более 30 см производятся тоже с разрешения муниципалитета.

Муниципалитет может отказать в строительстве здания, если оно связано с большим уровнем шума или наносит вред экологии. Есть ограничение на высотность зданий.



Пылва входит в сеть "Здоровые города Эстонии".

В городе действуют такие правила:
- траву подстригать на высоту 15 см;
- регулярно подстригать кусты;
- срубать ветви деревьев, которые выходят за границы своего участка;
- владелец дома обязан обеспечить ему освещение в ночное время, в том числе подсветку номера дома;
- собирать мусор на своем участке и рядом с ним;
- нельзя мусорить на улицах, рисовать на стенах, заборах и тротуарах;
- нельзя сжигать мусор (жечь траву тем более нельзя);
- следует раздельно собирать мусор, не смешивать жидкие отходы с обычным мусором и закрывать крышку мусорного бака;
- белье сушить в пределах балконов, не вывешивая его на внешнюю сторону;
- нельзя выбрасывать снег на дорогу;
- в зимнее время нельзя посыпать дороги золой или хлоридом;
- нельзя самостоятельно развешивать рекламные объявления;
- нельзя срывать дорожные знаки и преграждать автомобильную дорогу;
- на пляжах нельзя пользоваться стеклянной посудой;
- нельзя купать животных на общественном пляже;



Еще одно поселение. Заборов нет. Есть куча сарайчиков и вокруг заботливо ухоженная земля.



В Эстонии мы не встретили развалившихся коровников. С молочной и мясной промышленостью в стране все в порядке.

Можно увидеть как тщательно распаханны поля, нет необработанных мест, кустов или низин.



Целая и идеально чистая остановка в сельской местности. Даже без объявлений. Нет раскиданного мусора. Трогательно нарисовано сердечко.



В Эстонии есть старые, развалившиеся дома. Подозреваю, что это связано к началом 90-х, когда из страны уезжали многие и оставляли свои дома. Хотя сейчас в Эстонии проживает 40% русских и нужно постараться услышать местный язык.



Проехали Тарту. Далее трасса становится более широкой. Есть отбойники, обочина заасфальтирована, по ней не едут и на ней не стоят. Есть противотуманные столбики. Машин довольно мало.



Магистраль Таллин-Тарту. Это обратный путь домой.

 photo DSC_0645.jpg

Автомобильные потоки разведены. Стоят противотуманные столбики. Все яркое, заметное и чистое. Обочина заасфальтирована.



Очередное поселение вдоль дороги. У эстонцев не принято, как у русских, ставить дома вплотную к трассе. Да и зачем?



Какой-то мусор вокруг сараев валяется, но проломленных крыш нет.



Теперь Россия и Псковская область. Про удобство, аккуратность, безопасность и наличие денежных средств нужно забыть.

Это Печеры.

Столбы покрашены белой краской, конечно их не моют. Дороги убитые, их не ремонтируют.



Разбитые дороги и покосившиеся заборы из разных материалов.

Знаете, это кощунство: выделять огромные деньги на восстановление храмов по всей России и при этом ничего не делать для удобства жизни людей. Лучше бы дороги построили. Типичная картина для любого маленького города: кругом разруха, алкоголизм, здания, охраняемые государством, разваливаются, зато в центре этой беспросветной жизни стоит свежеотремонтированный храм. Я не против храмов как архитектурного наследия прошлого, но не с того начали.



Выезжаем из Печер. Столбы наряжены, потому что сегодня Пасха.

Оцените количество земли на дороге.



Дорога от Печер к Изборску. Тут еще недавно новый асфальт положили. Уже праздник! Разметки нет, противотуманных столбиков нет, основание дороги не выровняли, обочина не заасфальтирована. Вдалеке горит трава, ее уже начали поджигать. В Эстонии категорически запрещено разводить косрты и что-то поджигать в лесу или разводить огонь на своем участке. Так борются с пожарами. Видимо, в России пожароопасную обстановку игнорируют.



Теперь пробираемся местными дорогами в сторону Москвы через Остров, Опочку и Невель.



Для сравнения покажу эстонскую развязку в сельской местности:



Качество дорог в Псковской области потрясающее. Вернее, растрясающее.



Проехали реку Великую. Здесь пытаются уложить новый кривой асфальт поверх старого кривого. Какая-то чисто российская технология.



Асфальт внезапно закончился.



Пылим по местным дорогам.

Вспоминаю фазу пожилой американки, отправившейся в путешествие на самую старую часть США, освоенную еще англичанами (или голландцами), на Тресковый мыс:"It was a beautiful day to drive through the villages along the way." Почему-то к России это не относится.



Пыль берется с земляных обочин. А по обочине едут, потому что асфальтовое покрытие совсем дрянное.



Село. Упавший забор. Чинить его некому или не на что. Псковская область - один из многочисленных депрессивных регионов России, где смертность превышает рождаемость, а около 70% людей проживают в городах, а не в сельской местности. В селе выживать совсем тяжело.



Псковская область.
Социальные преимущества: западное приграничное положение на контакте с развитыми республиками Прибалтики и Белоруссией, относительно чистая окружающая среда, богатое историко-культурное наследие.

Социальные проблемы: постарение населения и депопуляция, низкая продолжительность жизни, слабость развития городской сети, плохое благоустройство городских поселений, мелкоселенность, затрудняющая функционирование социальной сферы, слабость сети высших и средних специальных учебных заведений.



Источник - http://www.socpol.ru/atlas/portraits/ps.shtml

Больших городов только два – Псков и Великие Луки, при этом Псков – один из самых малых по численности областных центров в стране (менее 200 тыс. чел.). В нем проживает 30% населения области. Все города области депопулируют, разница только в темпах сокращения численности жителей – в крупных городах и более удачно расположенных малых этот процесс идет медленнее (табл. 1).

Таблица 1. Динамика численности населения Псковской области в 1989–2008 гг.

Дата возникновения

Дата получения статуса

Численность жителей, тыс. чел.

2002 к 1989 г., %

2008 к 2002 г., %

1989 г.

2002 г.

2008 г.

Псковская область

846,4

760,8

705,3

89,9

92,7

Городское население

534,1

502,7

476,9

94,1

94,9

Сельское население

312,3

258,2

232,7

82,7

90,1

г. Псков

903

903

203,8

202,8

194,2

99,5

95,8

г. Великие Луки

1166

1777

113,7

105,0

100,3

92,3

95,5

г. Остров

1342

1708

29,1

25,1

23,9

86,3

95,3

г. Невель

Вт. пол. XVI в.

1772

22,5

18,5

16,9

82,5

91,1

г. Опочка

1414

1777

16,2

14,0

13,1

86,3

93,8

г. Печоры

1473

1776

11,9

13,1

12,4

109,4

95,0

г. Порхов

1239

1777

14,2

12,3

11,4

86,5

93,0

г. Дно

1897

1925

12,4

10,0

9,2

81,0

91,6

г. Новосокольники

1901

1925

10,7

9,8

9,0

91,3

92,2

г. Себеж

1414

1772

9,5

7,1

6,4

75,2

89,7

г. Пыталово

Вт. пол. XIX в.

1933

7,2

6,8

6,2

95,0

91,1

г. Пустошка

1901

1925

6,3

5,5

5,0

87,0

90,8

г. Гдов

нач. XIV в.

1780

6,0

5,2

4,6

86,1

89,0

г. Новоржев

1777

1777

5,1

4,1

4,0

81,7

97,0

Сельское население сокращается с огромной скоростью – почти на 2% ежегодно. Сельское расселение давно находится в состоянии глубокого кризиса: средний размер сельского поселения менее 40 чел., большинство псковских деревень нежизнеспособны. Опережающая убыль сельского населения, относительная концентрация жителей в райцентрах и немногочисленных крупных поселениях привели к обезлюдению целых районов. В 1990-е гг. в наибольшей степени это коснулось периферийных районов на севере (Гдовский) и на юге (Себежский). Восток области более заболоченный, менее благоприятный для жизни и поэтому начал обезлюдевать еще раньше. Выделяются только два ареала с более высокой плотностью сельского населения: полоса земледельческого освоения на западе (между Псковом и Печорами), а также юг с более благоприятными агроклиматическими условиями (вдоль железной дороги Москва-Рига). Печорский район – единственный в области, население которого даже несколько выросло в начале 1990-х гг. благодаря реализации специальной программы ФМС для приема мигрантов из стран Прибалтики.


Местный старый автобус. Конечно с удущающими выхлопными газами. Какие здесь еще могут быть? Ехали за ним на рециркуляции до первой возможности обгона.



Местные противотанковые заборы. Страшные и серые.



Демография.
Псковская область, наряду с соседними Тверской и Новгородской, относится к самым демографически проблемным регионам страны с сильнейшей естественной убылью населения (-11,3‰ в 2007 г., при среднероссийском -3,3‰ и среднеокружном -- -5,4‰). Несмотря на некоторое улучшение показателей в последние два года в области сохраняется низкий уровень рождаемости (9,7‰ при 11,3 в среднем по РФ и 10,2 -- по СЗФО) и очень высокая смертность (20,9‰ при 14,6‰ в среднем по РФ и 15,6‰ – по СЗФО), максимум которой был зафиксирован в 2003 г. (– 24,9‰). Область относится к числу регионов с высокими значениями коэффициента демографической нагрузки (642 при среднем по РФ – 582 и 568 – по округу) из-за повышенной доли старших возрастов. Более четверти населения области старше трудоспособного возраста (при средней по РФ – 21%, а по округу – 22%), в то время как доля детей до 16 лет составляет всего 14% населения.

Экстремально плохие демографические показатели связаны не только с постарением населения, но и высокой смертностью в трудоспособных возрастах, широким распространением асоциального поведения и алкоголизации населения. Смертность в трудоспособном возрасте от «внешних причин» по области на треть выше, чем в среднем по РФ как у мужчин, так и у женщин. Как следствие, заметно ниже и ожидаемая продолжительность жизни (64,1 лет в 2007 г.) по сравнению и со среднероссийским (67,5), и со средним по СЗФО (67 лет) показателями.

За исключением областного центра, естественная убыль во всех муниципалитетах превышает 1% (10 промилле) в год (рис. 1). Наихудшая ситуация в периферийных районах, долгое время испытывавших миграционный отток -- Бежаницком, Усвятском, Пустошкинском, Невельском.



Местные дома с заколоченными окнами. Такие встречаются нередко. Оставшиеся окна у дома все разные. Комнаты принадлежат разным семьям?



Дехали до указателя:



Местная остановка. Перед нами машина едет по обочине, потому что это лучше, чем ехать по разбитому асфальту.



Социальная инфраструктура.
В области произошло значительное сокращение сети дошкольных и средних учебных заведений, связанное с уменьшением численности молодежи. Пониженная урбанизированность и невысокие доходы населения наряду с мелкоселенностью обуславливают и более низкий охват детей дошкольным образованием (62%), это один из самых низких показателей среди регионов Северо-Запада. В школах материальная база слаба, поэтому уровень компьютеризации школ Псковской области понижен.

Профессиональное образование также трансформируется в условиях сильной депопуляции и депрессивности экономики области. Почти на треть сократилась сеть начальных профессиональных учебных заведений. Общая слабость региона, низкий платежеспособный спрос населения и конкуренция Санкт-Петербурга, традиционно «оттягивающего» часть выпускников местных школ, обуславливают слабость вузовской системы - в области всего 6 вузов, сосредоточенных в Пскове и Великих Луках, они дополняются 15 филиалами вузов других регионов, в первую очередь санкт-петербургских. Число студентов вузов на 10 тыс. жителей в регионе заметно ниже, чем у большинства регионов Центра и Северо-Запада, за исключением соседних Тверской и Новгородской областей.

О проблемах в здравоохранении свидетельствует высокий уровень младенческой смертности (13,2 на тысячу родившихся, в среднем по РФ -- 10,2). Область отличается низкими душевыми показателями обеспеченности врачами (35, в среднем по РФ - 50 в 2007 г.) и амбулаторно-поликлиническими учреждениями (232 и 258).

И посреди этого бедственного положения обязательно будет стоять свежеотремонтированный храм.

 photo DSC_0757.jpg

Производство.
Машиностроение продолжает лидировать в структуре обрабатывающих производств (более 40%), но эта отрасль так и не вышла из кризиса. Максимальный спад характерен для электротехники, технологически связанной с головными заводами ВПК С.-Петербурга. Основные предприятия этой подотрасли размещены в Пскове, Великих луках и Порхове. Относительно благополучным до кризиса 2008 г. можно было считать только Псковский кабельный завод. На базе нескольких бывших машиностроительных предприятий в Великих Луках предпринимались попытки организовать меньшие по численности и небольшие по размеру новые производства с использованием иностранной технологии, например, производство торгового оборудования.

В советский период в области было много небольших предприятий легкой промышленности и деревообработки. Однако их неконкурентоспособность из-за технологической отсталости и исчерпания сырьевой базы (снижения лесозаготовок, свертывания посевов льна - очень трудоемкой культуры, для выращивания которой на селе нет рабочих рук) привели к резкому спаду в деревообработке и переработке льна. В период кризиса второе место заняла пищевая промышленность, хотя предприятия мясо- и молокопереработки также не имеют достаточной сырьевой базы из-за давней депрессивности сельского хозяйства области. "Мотором" развития пищевой отрасли и одним из основных налогоплательщиков стало ОАО "Псковалко", один из крупных производителей алкоголя на Северо-Западе.

Около 80% продукции обрабатывающих производств приходится на два центра – Псков и Великие Луки, за которыми с огромным отрывом следуют Дно, Порхов и Печоры (рис. 6). Вся местная промышленность остальных районов в сумме дает не более 4,5 % объемов производства.



Экономический кризис, начавшийся осенью 2008 г., усилил проблемы экономики Псковской области. Спад промышленного производства за январь-май 2009 г. составил 17% (к январю-маю 2008 г.), как и в целом по стране. Однако область не входит в число наиболее пострадавших от кризиса среди регионов Северо-Запада, в Вологодской и Новогородской областях с высокой долей экспортных отраслей (металлургии и производства минеральных удобрений) спад был значительно сильнее. Тем не менее кризисные риски для депрессивных регионов максимальны, их экономика и так слаба, а после нового удара усиливается вероятность длительной депрессии и очень медленного выхода из кризиса.

По уровню бедности Псковская область входит в число наиболее проблемных регионов.



А теперь танцы!

Про Псковскую область без ж/д и автодорог - http://homaaxel.livejournal.com/1002593.html

На фоне бедственного положения региона мне было очень странно на выставке Интурмаркет, посвященной внутреннему туризму, смотреть на яркие брошюры, созданные для привлечения туристов. Я была в Пскове, Изборске, Опочке, Печерах, Михайловском. Ехала в том числе автостопом, разговаривала с местными. Я знаю, что все выглядит не так, как показано на фотографиях. Неприятно от уровня вранья и патриотизма на пустом месте. Лучше бы деньги потратили не на туристические проспекты, а на ремонт дорог.



Материалы по теме:

Общие сведения о Эстонии

Первое знакомство с Эстонией

Город Пылва и окрестности

Тарту, он же Юрьев, он де Дерпт

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
entot
Mar. 25th, 2014 05:07 pm (UTC)
Ну что?
Нашел статистические данные по уменьшению населения в Псковской области и ничего подобного не нашел про Эстонию. Попытался сравнить по фотографиям.
Если ориентироваться на них, то в Эстонии давно уже все вымерли. Остались одни выставочные избушки.
Кстати: заборы ставятся не для защиты от людей ( от людей они на спасают), а для того, чтобы птицу можно было пустить во двор, чтобы собаки не забегали и еще из-за нескольких удобств для хозяев.
homaaxel
Mar. 26th, 2014 07:01 am (UTC)
Из Эстонии было два больших потока уезжающих: после признания независимости страны и после вступления в ЕС. Местное население ожидало существенных улучшений условий жизни, но не дождалось, поэтому молодежь потянулась в сторону Финляндии. Вот хорошая статья, рассказывающая о том, кто именно и почему уезжает из Эстонии - http://rus.postimees.ee/1246206/migracija-naselenija-vyrosla-v-dva-raza.

В Эстонии не очень большая плотность населения. Не могу сказать, что это плохо. Как житель мегаполиса, я об этом мечтаю.

Там, где людей много и высокий уровень социального расслоения - заборы ставят именно от людей. В деревнях, где все друг друга знают, заборы ставят от скотины, чтобы огород не потоптала и от соседей-алкоголиков, которые хотят ночью картошки накопать. Таких мой дед караулил всю ночь с ружьем.
_luden_
Mar. 25th, 2014 05:15 pm (UTC)
Комнаты действительно могут принадлежать разным семьям.
Иногда посередине небольшого дома приходится делать стенку, чтобы две семьи жили раздельно.
homaaxel
Mar. 26th, 2014 06:49 am (UTC)
Это не от богатой жизни. Хотя в Псковской области один из самых высоких показателей по стране количества метров жилплощади на человека, что-то около 24 м. Потому что люди умирают/уезжают, а дома остаются.
_luden_
Mar. 26th, 2014 08:33 am (UTC)
Не только от бедности (хотя без этого не обходится).
В московской области это тоже распространено.

Часто связано с тем, что люди не хотят уезжать с привычного и обжитого места.
Ну или не хотят уступать родне лишнего.

То есть вполне часто бывает две семьи и три дома.
Один будет пополам разделён.
homaaxel
Mar. 26th, 2014 08:45 am (UTC)
Это в основном пенсионерам нужно, которые держатся за свое прошлое.
_luden_
Mar. 26th, 2014 08:47 am (UTC)
Отнюдь.
У нас так родственники делили участок с домом.
И соседи тоже.
Причём совсем не пенсионеры.
(no subject) - homaaxel - Mar. 26th, 2014 08:50 am (UTC) - Expand
Пр - _luden_ - Mar. 26th, 2014 08:51 am (UTC) - Expand
Re: Пр - homaaxel - Mar. 26th, 2014 09:35 am (UTC) - Expand
Re: Пр - _luden_ - Mar. 26th, 2014 09:40 am (UTC) - Expand
Re: Пр - homaaxel - Mar. 26th, 2014 10:06 am (UTC) - Expand
Re: Пр - _luden_ - Mar. 26th, 2014 10:11 am (UTC) - Expand
Re: Пр - homaaxel - Mar. 26th, 2014 12:31 pm (UTC) - Expand
Re: Пр - _luden_ - Mar. 26th, 2014 12:37 pm (UTC) - Expand
_luden_
Mar. 26th, 2014 08:35 am (UTC)
Кстати, мне больше нравятся английские и ирландские разделители :)
Они из живых кустов.
И красить не надо, и удар они лучше смягчают.
homaaxel
Mar. 26th, 2014 08:48 am (UTC)
Вы имеете ввиду плотный кустарник, разделяющий потоки машин на трассе? В России с качеством автомобильных выхлопов вся зелень загнется.
(no subject) - _luden_ - Mar. 26th, 2014 08:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - homaaxel - Mar. 26th, 2014 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - _luden_ - Mar. 26th, 2014 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - homaaxel - Mar. 26th, 2014 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - _luden_ - Mar. 26th, 2014 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - homaaxel - Mar. 26th, 2014 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _luden_ - Mar. 26th, 2014 01:09 pm (UTC) - Expand
diana_spb
Mar. 26th, 2014 03:55 am (UTC)
В Эстонии неплохие дороги.
homaaxel
Mar. 26th, 2014 06:48 am (UTC)
Магистраль через страну (Таллин-Нарва) Эстонии помогали строить страны ЕС. Об этом гордо говорят плакаты, регулярно встречающиеся на обочинах. Действительно хорошую трассу построили.



А содержание местных дорог лежит не на государстве, а на местных самоуправлениях. Откуда они получают деньги на дороги? Закон о дорогах предусматривает финансирование расходов на содержание дорог в объеме не менее 75% топливного акциза и 25% акциза на специально маркированное топливо.
nordlight_spb
Mar. 31st, 2014 03:46 pm (UTC)
Хуже,чем Псковской области,я ещё региона не видел,хотя и помотался изрядно в командировка,плюс ещё дача там есть.Скобарей в соседней Ингерманландии из-за их менталитета скотско-наплевательского ненавидят искренне,хотя и сами ненамного лучше живут.Перспектив у области не видно и тенденции к улучшению ситуации.Правда много очень земли купили москали и вроде пытаются фермерством заниматься.А так ни одного крупного предприятия построенного не помню,а из старого мало что осталось.На слуху только великолукский мясокомбинат.
homaaxel
Mar. 31st, 2014 08:33 pm (UTC)
Похожие убитые дороги еще в Тверской и Ярославской области. Там предпочитают пылить по обочинам. Правда, там никто не догадался за проезд по убитой федеральной трассе брать деньги в размере 200 рублей.

Ну да, Псковская область - умирающий регион. Зато Чечню развили и теперь Крым собираются развивать :)
nordlight_spb
Mar. 31st, 2014 08:36 pm (UTC)
Можно конечно снова во всём обвинить кремль,москву и путена.Но факту,если задуматься,люди ведь живут так,как заслуживают.Сами то есть виноваты в происходящем.
homaaxel
Mar. 31st, 2014 09:06 pm (UTC)
Но ведь жители Псковской области исправно платили налоги со своей зарплаты (когда в их краях еще существовала официальная работа). Они не виноваты, что теперь чиновники на местах разворовали отпущенные бюджетные средства и не могут РЖД компенсировать требуемые выплаты. Получается, люди платят налоги, а им все равно электрички отменяют. Простые люди, как мне кажется, как раз не виноваты.

Автомобилисты платят налоги, акцизы на бензин, выплачивают штрафы - разве они заслуживают такого непотребного качества дорог?
(no subject) - nordlight_spb - Mar. 31st, 2014 09:10 pm (UTC) - Expand
( 31 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com