homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

Большое путешествие со сковородкой на Север

Решение о поездке в Норвегию посещало нас давно. Например, я собирала на туристических выставках материалы о стране еще с 2006 г. У Сашки тоже была давняя мечта увидеть тундру, северных оленей и незаходящее солнце.

В октябре мы вернулись из автопутешествия по Италии и стали скучать по очередному отпуску. Через неделю хандры набросали маршрут по Норвегии. У нас получался отпуск почти 3 недели и за это время мы думали проехать всю Норвегию с севера на юг. Но потом я стала более внимательно рассматривать карту и расстояния проезда в день, и планы поменялись. Мы решили исследовать только северную часть, до полярного круга. Это давало возможность по 2 дня жить в каждом месте, в спокойном темпе рассматривая окрестности. Потому что жалко ехать на край земли, чтобы потом галопом нестись по всем интересным местам.

Казалось, что в октябре все отели на июнь будут свободны. Как бы не так! Лето - очень интенсивный туристический сезон. Многие бронируют жилье, катера еще за год до поездки. И таких, идеологических, очень много. Вобщем, многие интересные предложения мы буквально ухватили за хвост. Конечно, можно за неделю до поездки забронировать какой-нибудь рыбацкий домик или место в кемпинге, все зависит от уровня комфорта, на который вы рассчитываете. Мне, например, не нравится идея после общественного душа идти, завернувшись в халат, через весь кемпинг, при температуре за бортом +4+6. Кто-то предпочитает жить в палатке. Причем довольно много любителей забраться повыше и там, на скалах или на горном седле, поставить палатку. Где-то там они добывают воду и готовят еду на газовых горелках. Разводить костры в Норвегии в летнее время запрещено. (Хотелось бы, чтобы такой закон выполнялся бы и в России).

Радостные туристы в Тромсё.



В палатке есть своя романтика, не спорю. Но нужно принимать во внимание внешние факторы: погода меняется каждые 15 минут, она там создается, варится словно в котле. Очень сильный ветер, временами на нем можно лежать. Пару раз в час могут пойти снежные бури. Где-то нужно мыться, чистить зубы, сушить обувь, стирать и сушить белье. Влажность на улице очень высокая, хотя норвежцы с чувством юмора - сушат белье под проливным дождем.

Также после долгой дороги хочется снять с себя всю одежду, чтобы мышцы не были скованы тканью, а кожа дышала. Так я могу сделать в теплом номере, где включу батарею, но не в палатке.

Исходя из этих погодных условий мы по маршруту бронировали домики и отели (там, где они вообще есть в природе). Первый отель у нас был в Тромсё. Мы внезапно попали в цивилизацию. Это довольно большой северный город, где несколько десятилетий назад был построен университет специально для того, чтобы переселить молодежь на Север. У Норвегии вообще очень грандиозная программа по увеличению численности населения Севера. Сейчас на тех территориях живут исключительно по кромке моря, т.е. плотность населения составляет менее 1 человека на квадратный км. К сожалению, из-за этой программы в северных городах очень много негров и прочих сомалийцев, арабов, мусульман. Они не работают. У них даже нет образования. Они сидят на пособия и очень этим довольны. Т.е. низкоразвитые народы хорошо размножаются, но не поднимают экономику страны. Уже сейчас начинаются первые недовольства коренного населения из-за того, что приезжают безработные ленивцы со своим менталитетом. Они не ассимилируются, продолжают ходить в своих хиджабах. Причем если я, белый человек с двумя дипломами и опытом работы, захочу переехать в Норвегию, мне придется помучиться и долго доказывать, что я смогу быть достойным членом норвежского общества. Вот такие странные двойные стандарты. Хотя все европейские страны говорят о том, что им нужны квалифицированные специалисты. Но охотнее берут негров :)

Мы две недели были в Норвегии. Негров за работой я видела всего три раза. Один был кассиром в супермаркете, другой - мойщиком полов в музее, третий был регулировщиком с флажком на дороге (более ответственную работу ему не доверили, укладывали асфальт и работали на машинах белые). Т.е. негры не работают. Пару раз встречались негры-бомжи.

Норвегия изначально установила высокий уровень жизни, чтобы таким образом избавить себя от неофициальных мигрантов. В среднем норвежец получает 200 $ в день. Расходы тоже соответствующие. Например, бензин стоит в 3 раза выше, чем в Москве. При таких ценах безработный и без соцпособий действительно не выдержит. Но потом Норвегия решила любыми средствами заселять Север... Получилось то, что получилось.

Негры обитают только в крупных городах, там, где они могут выжить (или продавать наркотики, я не знаю чем они зарабатывают). Но ведь в Норвегию едут не ради городов :) Кто-то считает, что туда едут ради природы. Мне кажется, что едут ради уединения, чтобы отдохнуть от соседства других людей, отключиться от цивилизации. Северных оленей вы будете видеть чаще, чем людей :)

Кстати, северные олени на дороге опасны только если их мало. Если вдоль дороги пасется стадо - машина им неинтересна, они продолжают есть, не поднимая головы. Но если кто-то один отбился от стада и оказался рядом с автомобилем, он дуреет от страха и ломится через дорогу. Поэтому при виде оленя-одиночки надо притормаживать, непонятно что у него на уме. Людей олени боятся по умолчанию, потому что первая же встреча с человеком отозвалась им болью в ухе: молодых оленят весной отлавливают и по всякому им надрезают или отрезают уши, чтобы пометить свое стадо. Все северные олени кому-то принадлежат, это чье-то имущество. Поэтому при столкновении с оленем нужно звонить в полицию и ждать их приезда на месте.





Мы путешествовали на своем автомобиле, но многие, посчитав стоимость отелей и парковок, из экономии брали дома на колесах. И таких домов очень много. В основном с германскими и шведскими номерами. Еще много прокатных контор в Финляндии. Это тоже хороший вариант путешествия, потому что в Норвегии есть правило свободы - каждый может заночевать где хочет, главное - не ближе 150 м. к чьему-то жилью, иначе нужно спрашивать разрешение у хозяев. Парковочных карманов, больших парковок, кемпингов очень много. Въезжаете в кемпинг, вам подключают воду, электричество - и вы живете в свое удовольствие. Многие кемперы раскладываются серьезно: на улице приставляют к автомобилю прозрачную веранду, ставят там обеденный стол, стулья.

Один небольшой минус - у дома на колесах большие габариты, нужно это хорошо чувствовать на дороге, но т.к. в аренду дом на колесах может взять любой, то не всегда это опытный водитель, часто он тормозит и за ним неудобно ехать.



Интересно, означают ли рисунки на нем, что он сбил трех лосей и одного испанского быка?



Лагерь кемперов на Норд Капе. Место настолько популярное, что стоять там можно не более 48 ч. Пусть вас не смущает солнце, это полночь.



На мотоциклах мы мало кого видели (что удивительно), а вот велосипедисты встречались часто. Мне их было откровенно жалко, потому что они были навьючены как верблюды, местность пересеченная, часто идет дождь со снегом. И вот едут они закутанные, несчастные, в варежках... Но, наверное, счастливые :) Есть один минус - по норвежским правилам в тоннели велосипедистам нельзя. Я не знаю как они находят выход из этой ситуации.



Дождь, холод, сильный ветер, но упрямый человек едет по национальному маршруту по острову Сенья.

 photo DSC_0333.jpg

Путешествовать по Северу очень удобно, т.к. через нужные промежутки времени стоят бесплатные, чистые, теплые туалеты. Туалетная бумага в них есть всегда. На стене обязательно висит график уборки и он выполняется. Внутри такие домики часто оббиты деревом и внутри чувствуется теплый, вкусный запах дерева. Кабинки обязательно рассчитаны на инвалидов. Внутри русские люди почему-то считают нужным написать что-то матом. Видимо, их внутреннее содержание даже при виде прекрасного пейзажа  не меняется.



Тоже туалет. Украшен рогами. Рядом сделан деревянный мостик для любования водопадом и горной речкой.

Норвежцы стараются все,что можно, сделать из натуральных материалов. Например, столбы с проводами у них тоже деревянные.



Когда я смотрела путеводители по Серверной Норвегии, меня встречали яркие снимки с людьми в маечках, при солнечной погоде. Этого не будет. Берите с собой горнолыжный костюм, термобелье, трекинговую обувь, высокие рыбацкие сапоги. Футболки и шорты подождут дома. В Рованиеми было +8+9, на Норд Капе +4+6 и так длилось до Лофотенских островов, где иногда стало появляться солнце и стало +9. Снежные бури - нормальное явление в середине июня.

Вот информация с сайта http://www.visitnorway.com/ru/where-to-go/north/. На нее мы и ориентировались. Но в этом году лето оказалось холодное, на это посетовали местные.

Средняя дневная температура

Киркенес Альта Будё Трумсё
Январь -7,4 °C -8,7 °C -2,2 °C -4,4 °C
Февраль -8,3 °C -7,9 °C -2,0 °C -4,2 °C
Март -9,9 °C -5,2 °C -0,6 °C -2,7 °C
Апрель -0,9 °C -0,6 °C 2,5 °C 0,3 °C
Май 7,5 °C 4,8 °C 7,2 °C 4,8 °C
Июнь 9,4 °C 10,0 °C 10,4 °C 9,1 °C
Июль 13,9 °C 13,4 °C 12,5 °C 11,8 °C
Август 10,1 °C 12,0 °C 12,3 °C 10,8 °C
Сентябрь 7,2 °C 7,2 °C 9,0 °C 6,7 °C
Октябрь 1,7 °C 1,6 °C 5,3 °C 2,7 °C
Ноябрь -2,9 °C -3,6 °C 1,2 °C -1,1 °C
Декабрь -12,2 °C -7,0 °C -1,2 °C -3,3 °C

Источник: yr.no

Меня спасал плотный дождевик, который неоднократно спасал от дождя в Голландии. Вечером я одела такие же непромокаемые штаны. Были куплены в Рованиеми за смешные 1000 р. Зонт в Норвегии бесполезен так же, как и в Голландии. Он ни от чего не защищает и ломается в первые 5 минут.





В середине июня за Полярным кругом лежит снег. Под ногами - территория вечной мерзлоты. Ветер дует не просто холодный, он ледяной, арктический. В районе Норд Капа настолько холодно, что там даже деревья не растут.



Наличные норвежские кроны можно с собой не везти. Везде принимают карточки. В тундре, на пароме, в хижинах, на заправках. Мы не встретили такого места, где не принимали бы карты. Это действительно бессмысленное занятие - платить зарплату, больничный и отпускные кассиру и заправщику. Правда, почему-то русские люди не спешат обучиться управляться с карточкой на заправке и едут туда, где есть кассир (там бензин будет стоить немного дороже).

 photo DSC_0881.jpg

В Голландии, например, мы несколько раз столкнулись с тем, что их платежные системы не работают с картами Visa. В Норвегии такого нет, везде все принимают.

Бензин в Норвегии стоит в 3 раза больше, чем в Москве. Так что машина кушала лучше, чем мы :)

Вообще мы очень хорошо подготовились к поездке, но столкновение с реальностью было неизбежно - деньги летели с бешеной скоростью. Поесть в кафешках мы могли себе позволить только в Финляндии. В Норвегии мы готовили сами и питались дошираками (вспомнили студенческую молодость). Зная, что из России в ЕС нельзя ввозить мясные, молочные продукты и картофель, мы взяли сухие супы, быстрорастворимые каши, макароны, печенье, шоколад и прочее сладкое. Нас очень выручил термос. Горячий чай был очень кстати на прогулках, а в переездах мы для термоса варили кофе (так экономится время на остановки, деньги и мы пьем гарантированно вкусный кофе). Главная ценность поездки - сковородка. Везде, где мы останавливались в домиках или апартаментах, посуда была, но я брезгую пользоваться чужим, т.к. неизвестно кто чем болеет. В Финляндии, в Рованиеми, мы закупились пивом и вином, молочными, мясными продуктами, салатом, яблоками и яйцами.

На завтрак у нас были бекон или сосиски, яичница или омлет, каши, салат, чай со сладостями. Никто не был голодным :)
Днем, если встречали магазин, покупали рыбу, сыр, помидоры, клубнику, нарезанные дыню или арбуз, минеральную воду, сок, чипсы. Один пакетик продуктов нам обходился в 3000 р.

 photo DSC_0468.jpg

Что с собой пригодилось:

- комплект белья
- полотенца (по 2 на каждого)
- термос
- чайник
- сковородка
- чашки, ложки, вилки, нож
- средство для мытья посуды и губка
- растительное масло
- соль, перец, пряности
- кофеварка, чай и кофе
- консервный нож
- штопор
- закрывалка для бутылки
- пенка для попы
- мусорные пакеты в номер
- темная повязку на глаза или что-то темное на окна
- защитный крем от солнца
- хлеб для чаек
- трекинговая обувь
- непродуваемые влагозащитные штаны
- теплая одежда
- бинокль
- канистра бензина

Налобные фонари можно взять если только в районе Будё вы полезете в природные пещеры. В Заполярье летом не заходит солнце. Фумигатор нам не пригодился, потому что в тундре холодно так, что насекомые там не выживают. Ехать с чистым лобовым стеклом очень приятно. Об него не бьются насекомые :) Они появились только на юге Финляндии. Сумка-холодильник тоже не нужна, поскольку сама машина - уже холодильник (на улице -2+6). Фольга может пригодиться для запекания рыбы или картофеля на углях. Уголь везде продается в супермаркетах. Купальник и плавки оказались лишними по причине погодных условий.

Большое количество средств пошло на музеи, книги и прочие покупки. Билет музей в среднем стоит 600-900 р. Будьте к этому готовы. Музеев много, они все интересные, интерактивные, многие экспонаты можно и нужно трогать, крутить, нажимать. Главное отличие - доброжелательность и вовлеченность. Приходишь первый раз в музей, а тебя встречают словно долгожданного старого знакомого :)

Перед поездкой я сходила в Москве на выставку Интермузей, посвященную интернет-технологиям и прочему техническому оснащению русских музеев. Так вот, музеи в России живут в прошлом веке, в развитых странах все давно придумали и воплотили.Конечно, там нет никаких бабушек-смотрительниц, все можно фотографировать, очень жизнерадостный персонал, болтающий на нескольких языках, обязательно покажут интересный фильм, хитро решат вопрос с разными языками и наградят отличным музейным магазином при входе. Можно даже выпить кофе и перекусить.

Лофотенские острова, Свольвер. Музей немецкой оккупации.



Лофотенские острова, Кабельвог, морской аквариум.



Конечно, в Норвегии нужно много ходить. Потому что природа прекрасна. Ходить по тундре можно строго по проторенным тропам, потому что природа очень ранимая, деревца и почва долго восстанавливаются после треков и велосипедов. Нужна теплая, непромокаемая экипировка, еда и теплое питье с собой. И хорошее здоровье, разумеется. Потому что поднимаются в горы не ради проблем с сердцем или с суставами.

Мы сходили ночью в тундру. Все равно солнце не заходит, оно ярко бьет по глазам даже в полночь. На фото 1 час ночи.



И залезли на небольшой холм на Лофотенах. Будьте внимательны, на холмистой местности часто создают большие выпасы для скота, окруженные проводами под напряжением. Для людей предусмотрена обесточенная калитка, только нужно ее найти.



Платные дороги мы встретили только в Бодё. Это туристический маршрут № 17. Об этом предупреждает маленький стенд. Оплатить проезд можно либо в супермаркете, куда показывает маленькая стрелочка с буквой "К", либо на сайте автодорог Норвегии. Можно кинуть туда нужную сумму и выбрать участки дорог.

Севернее Бодё мы не встретили платных дорог или тоннелей.

Норвежцы довольно общительны и радостно с вами пообщаются на английском языке. Т.е. без информации посреди поля вы не останетесь. В отеле вам дадут карту города, в музее можно взять карту окрестностей.

С собой мы брали канистру бензина, т.к. чем дальше на север, тем реже заправки. Но она нам не пригодилась.

Всего мы проехали чуть более 8000 км. В Финляндии дороги чуть лучше, чем в Норвегии. Асфальт в Норвегии очень жесткий, стерли покрышки. По возвращении их поменяли. В Норвегии активно идут дорожные работы и где-то шина словила шуруп. Пришлось раз в два дня поддувать колесо. Электронасос - очень полезная штука в багажнике.

Платные парковки можно оплатить карточкой. Мы не встретили паркомат, который принимал бы к оплате только монетки.

Маршрут поездки:

маршрут

Tags: Норвегия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments