homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Тело - это не только мешок для наших органов. Про телесную осознанность.

Два дня тренировки подряд - и уже чувствую себя окрыленной. И уставшей одновременно :) Иду, лечу, по улице и ощущаю себя лет на 15. Ну на 20 максимум :) Правда, жрать охота! Пришла домой - исполнила мечту: испекла слоеных пирожков с ябоками и лимоном. Очень просто: режутся яблоки, целый лимон с корочкой, остается добавить по вкусу сахар, ваниль и пару ложек крахмала. Съела 5 штук подряд. Они были горячие, такие вкусные!

Люди в метро лениво передвигаются как пингвины. Боятся лишнее движение сделать. Или им трудно и нет сил? Ведь у многих офисная сидячая работа, им особенно нужно двигаться, а они борются за право посидеть в вагоне и постоять на эскалаторе. Я по эскалатору хожу, потому что меня интересуют попские мышцы и мышцы ног. Потому что мне с этим телом продолжать жить и в моих интересах поддерживать тонус мышц.

Вчера наткнулась на статью, где рассказывается, что для многих религий (а следовательно и культур) свойственно разделение головы и тела. Т.е. тело - это не органичная часть человека, личности, организма, а что-то отдельное,  что лежит на полочке, чем можно руководить и управлять "кнутом и пряником". Тело можно наказывать, изнурять и поощрять. Голова такая молодец, а тело такое нехорошее, толстеет, дряхлеет, болеет... И у такого человека начинается борьба с собственным телом, т.е. борьба с собой. Нескучно. А эффективно ли?

Из статьи:

Тело как отстраненный объект.


Этот подход, пожалуй, наиболее распространён сегодня. У него есть серьёзная и объективная предыстория. Он восходит еще к первым анатомам, изучавшим мёртвые неподвижные тела и пытавшимся постигнуть внутреннее устройство человека. Этот подход поддерживается представлением о теле как о механизме, которое часто ассоциируется с декартовским дуализмом тела и души. Индустриальное производство и войны в двадцатом веке также добавили веса этой парадигме. Человек как «пушечное мясо», человек как часть конвейерного производства, а также бурное развитие медицины и рост индустрий моды и спорта — всё это только способствует распространению объектного взгляда на тело в двадцатом веке.

Очевидно, что учитель танцев, врач или тренер по фитнесу скорее будут рассуждать в парадигме тела как отдельного объекта, который должен функционировать «правильно». Эта картина мира, необходимая в профессиях, в которых нормативно установлен правильный способ работы тела и неправильный, эффективный и неэффективный.

Объект, о котором может идти речь, может быть устроен более или менее сложно, но он всё равно является прежде всего объектом. Из этого вытекает два следствия.

Первое — тело легко становится объектом управления и манипулирования. Это выражается и в делегировании заботы и ответственности о моём теле любого рода эксперту (что, в общем, нормально, когда речь идёт о сложных медицинских проблемах, профессиональном использовании тела в спорте, танцах или аппаратной косметологии, но не является жизненно необходимым, когда речь идет о красоте, еде или здоровье в широком смысле слова). Это же проявляется и в присвоении культурных и социальных норм относительно стандартов красоты и здоровья. Так же в равной мере это относится к чувствительности в вопросах телесной безопасности и комфорта — в городе, на рабочем месте, в информационном пространстве и т. п. Любопытно (и печально), что, например, обсуждение темы насилия, в том числе насилия над женщинами, всегда содержит в себе этот объектный привкус. То же относится и к концепции «вины жертвы», который мы можем увидеть и в корпоративной политике («Мы вам создадим непрерывный стресс, а вы должны тратить деньги, чтобы сохранить своё здоровье»), и в осуждении тех, кто не вписывается в «нормы красоты и здоровья» («Меньше жрать надо!»).

Второе следствие — принципиальная разделённость тела и разума (или души). Уходя корнями в религиозные традиции, в которых тело выглядело опасным, неизвестным и неуправляемым, эта разделенность (дихотомия или диссоциация) сохраняется до сих пор. Фактически телесное регулярно вытесняется на задворки внимания, сознания и, в определенной мере, культуры. Тело — это нечто отстраненное от меня. Есть «я», и есть «моё тело». Эта традиция «я — это не моё тело» активно транслируется и воспроизводится из поколения в поколение. А в силу того, что социальные и технологические изменения в образе жизни в последние 100 лет только усиливают эту диссоциацию, такой способ думать о теле по-прежнему доминирует в общей картине телесности. И, следуя ему, мы всё активнее ставим своё тело в подчиненное положение: объект обязан меня слушаться. И если он, такой-рассякой, этого не делает, то он плохой и будет наказан, например, лишён удовольствия. Или мы начинаем себя ругать за то, что мы недостаточно успешные управленцы.

Кстати, именно эта идея (или её преодоление) лежит в основе самых разных систем похудения: одни морят себя диетами и изнуряют упражнениями, другие советуют «договориться со своим телом». Либо война, либо дипломатия в отношениях противоборствующих сторон.

Возможно, наиболее интересным образом эта парадигма соотносится с практикой завещания тела или распоряжения, что делать с телом после смерти. В отсутствие осознающего тела «я» — «умершей души», субъекта, принимающего решения, —тело возвращается к своей объектной природе, становясь просто физическим объектом, с которыми проводятся манипуляции. В рамках объектной парадигмы мы как будто воспроизводим этот подход, будучи ещё в здравом уме и твердой памяти при жизни.

Таким образом, если очень сильно упрощать эту парадигму, то можно свести её к довольно простой формулировке: тело  — это объект, тело — это не я, я могу относиться к своему телу разным образом, мы можем вступать в разные объектные отношения; я могу его третировать или заботиться о нём, тренировать или игнорировать, бояться его или гордиться им, я могу перепоручать его другим людям или институтам. Эта парадигма является исторически наиболее старой, она сильнее всего закреплена в массовом сознании и культурных и социальных практиках. Каждый из нас может обнаружить в себе господство или отдельные элементы этого отношения к телу.


Далее в статье рассказывается почему и как в теле создаются мышечные зажимы, о том, что тело все-все помнит и наши травмы (телесные и психические) никуда не деваются (но с ними можно начать работать).

"Глядя на тело, анализируя степень напряженности (зажатости) тех или иных частей, обращая внимание на свободу движений (точнее, её отсутствие), можно говорить о том или ином типе характера человека, особенностях его поведения и т.п. По тому, в каких частях тела скоплено больше энергии, а где её недостаточно, по тому, где находятся мышечные блоки, вполне можно «диагностировать» тип личности. Это нормальный «медицинский» подход к теме."

Отдельная глава посвящена тому, что работая по сути только с телом, мы способны изменить образ мышления, отбросить какие-то привычные шаблоны поведения. От себя скажу - это правда, это работает. Кто хочет проверить это на себе, поработать только со своим телом или со специалистом по травме - приходите к нам в Студию на Гончарной. Занятия проходят почти каждый день, днем и вечером. А еще у нас проводят семинары для новичков и старичков чтобы все-все им объяснить и сделать свое взаимодействие с телом более понятным.

Ближайший семинар пройдет в эту субботу, 24 января, в 11 часов. Он будет длиться 2,5 ч, будет перерыв на чай с печеньками. Приходите с детьми! Для них приглашен аниматор, который будет заниматься с ними в отдельной комнате. Не забудьте форму для занятий и сменную обувь.

Tags: Здоровье
Subscribe

  • Картофельная запеканка с семгой

    Еще один прекрасный вариант для себя и для гостей - вкусно, просто, ароматно. Можно использовать любую другую рыбу, но с семгой будет особенно…

  • Тушеный фазан с овощами и беконом

    Это блюдо было у нас на новогоднем столе. Фазана не было, как говорится, "Арфы нет, возьмите бубен". И я взяла курицу. Получилось очень…

  • Карри из тыквы и кокосового молока

    Карри - это не только индийская приправа, но и густые вторые блюда из мяса, овощей и бобовых. Как правило, они подаются с рисом. Карри из тыквы с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments