homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

В гости к матрешке, 17 ноября

Сергиев Посад - родина русской матрешки. Изобретателем матрешки считают Василия Петровича Звездочкина, который работал в Московской мастерской при магазине «Детское воспитание» в 1899 году. Владелец магазина А.И. Мамонтов, брат мецената, требовал от мастеров творческого поиска и новых форм. Звездочкин попробовал, увидев в журнале «подходящую чурку», выточить по ее образцу человеческую фигурку. Мамонтов одобрил новшество и отдал фигурку на роспись. Игрушку отобрали на Парижскую выставку 1900 года, после которой А.И. Мамонтов получил на нее заказ, и дело пошло. Образцы распространили по всем кустарям посада. Так, благодаря инициативе А. И. Мамонтова и творчеству мастеров появилась на свет и обрела массовый характер русская матрешка.

В Сергиевом Посаде также открыты Музей игрушки и единственный в стране Институт игрушки, где создают, проверяют и сертифицируют продукцию.



Это - высокохудожественные, авторские работы. Они стоят совершенно других денег и уходят обычно за границу.



Нас проводили в цех, где лежали большие чурбаны - их нужно было разбить на дровишки. Это делается с помощью громадной машины, расщепляющей древесину. Сзади виднеется гора стружки, скопившаяся за долгое время.



Потом каждый чурбан вставляют в другую машину, зажимают с боков и. грубо снимая стружку, придают ему округлую форму. Красивый и громкий процесс.



Обратите внимание на антураж на стенах. Практически - "Назад в прошлое". Таким образом заготавливаются формы под разные величины матрешек.



В таком деле очень важна рука мастера и выверенный взгляд. Раньше было поточное производство - выпускали большие партии. Теперь же - намного меньше. Поэтому для каждой новой коллекции матрешек (пять или семь игрушек в комплекте) нужно заново тренировать глазомер.
Матрешка вырезается на раз - донце и верхушка. Главная тонкость - сделать их точно подогнанными друг к другу. И здесь не веришь своим глазам - как точно и быстро иэто может сделать мастер. Ведь нужно еще обращать внимание на структуру дерева - где трещина, а где сучок. Внутри сучок вполне может быть, а вот если появится снаружи - все, бракуется. Для работы в основном используется липа. На одном и том же станке можно выточить матрешки любого размера. Даже крохотулечки.  Вот на мизинце одна из них:



Посмотрели мы на вырезание фигурок из дерва - и нас повели в другой цех - расскрашивать. Усадили всех - и детей, и взрослых, - за длинные столы. Перед нами были расставлены гуашевые краски, кисточки, салфетки, вода. И матрешки - заготовки, с нарисованными границами рисунка. Нам рассказали, что сначало разрисовывают само платье, затем - рукава, потом - платок, фартук и последним - рисуют лицр. Причем при рисовании придерживаются принципа - сначало краска наносится на границы, затем - закрашивается вся область. Чтобы можно было начать рисовать рядом и пограничные краски к тому времени успели подсохнуть и не смешивались.



Рядом стоял образец - чтобы можно было понять - какого рода цвета и орнамент используются. Но я на него только глянула мельком - ведь невозможно создать что-то свое, копируя других. Есть принципы и правила, остальное - творчество. Мальчик неподалеку от меня рисовал матрешку - Спайдермена. Просил папу нарисовать лапки. Папа не знал, сколько у пауков лапок, чем вызвал массу негодования у сына.
Рядом - микро-матрешка.



Надо сказать, что обычными кисточками рисовать очень неудобно. Не тот инструмент. Мне, как ходившей на курсы рисования, и успешно рисовавшей многие работы, было некомфортно работать с такими кистями. Но хоть что-то, хоть как-то. Грубовато конешно, но тем не менее...
Матрешка сестры. Она у нее вышла рыжеволосой, с голубыми глазами :)



На заднем плане - образец для рисования.



Это было еще в четырнадцатом веке... Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский, который благословил московского князя Дмитрия перед знаменитой Куликовской битвой.

Жил он в монашеском уединении и полюбил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одарял детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием Радонежским, вырос большой монастырь — Троице-Сергиева лавра. И повелась у монахов лавры традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные «троицкими». Об этом рассказывает легенда.

По историческим же данным, начало игрушечного резного промысла в Сергиевом Посаде (с 1930 года он назывался Загорск) относится к первым десятилетиям XVI века. А к концу прошлого века этот город уже стал столицей игрушечного промысла России. В Сергиевом Посаде и слободах вокруг него к этому времени занимались игрушечным промыслом целых 5550 дворов.

Делают там- игрушки и по сей день. Кроме того, там находится единственный в нашей стране Институт игрушки, где разрабатывают новые ее виды. Существует там и уникальный Музей игрушек, по экспонатам которого можно изучать кукольную историю. А начиналось изготовление игрушек в Сергиевом Посаде так.

Это сегодня Сергиевские мастера делают игрушки из самых разных материалов. А первоначально они прославились своими поделками из дерева. Лучшим материалом у сергиевских резчиков считались липа, ольха, осина и береза. Перед тем, как делать игрушку, мастера долго подготавливали древесину. Бывало, что чурочки для кукол, прежде чем их брали в работу, отлеживались по два года. Только потом вырезали из них фигурки и расписывали яркими красками. Дешевые — клеевыми. Подороже — акварельными, масляными и эмалевыми.

Самым ходовым товаром были дешевые деревянные куклы, которых сами мастера насмешливо прозвали «дурами». Дуры были броские, в пышных и неправдоподобных платьях, фантастических шляпах с цветами и перьями, надутые и высокомерные. Но при этом — веселые и красочные. Народ брал «дур» охотно. Были для «дур» и кавалеры им под стать — гусары с рукой «кренделем» и в высоченных киверах.

Куклы «барыни» выходили совсем другими — и работа потоньше, и осанка благороднее, и цена дороже.

Куклы «кормилицы» были богато разодетыми, пышногрудыми, с одним ребеночком на руках, а другим, постарше, — у юбки. Попозже, когда соседи монастыря — завод Гарднера в селе Вербилки и завод Попова в Дмитровском уезде Московской губернии — стали делать маленькие фарфоровые фигурки, резчики Сергиева Посада переняли у них образцы. Стали вырезать так называемую «китайскую мелочь» — фигурки размером сантиметров в пять. Это были франты и модницы, гуляки, курильщики, танцоры, музыканты, «арлекины» и прочие.

Но эти фигурки были заимствованы с иноземных моделей. А были у Сергиевских мастеров свои, совершенно оригинальные игрушки, которые пользовались большим спросом в праздничные и ярмарочные дни.

Был, к примеру, такой «конструктор» — разборный макет Троице-Сергиевой лавры. В деревянный ящик были уложены макеты всех монастырских построек: соборов, колоколен, башен. К ним прилагался план, по которому можно было выстроить весь монастырский комплекс.

По этому же принципу был сделан кремль города Ростова Великого. Эта игрушка была особенно тонкой работы. Врата и окна соборов открывались и за ними были видны фрески тринадцатого века, с большой точностью скопированные акварельными красками. Эту уникальную игрушку кустари подарили цесаревичу Алексею (сыну последнего русского царя Николая Второго) в 1913 году.

Еще делали резчики известную также в других народных промыслах мира игрушку «Ноев ковчег». На широкой лодке стоял оклеенный обоями ящик, изображающий библей ское пристанище людей и зверей, спасающихся от Всемирного потопа. На стенках ящика были нарисованы окна и двери. Крыша снималась, и внутрь укладывались резные фигурки различных зверей: «от птиц чистых, и от птиц нечистых, и от скот чистых, и от скот нечистых, и от зверей, и от всех гадов, пресмыкающихся на земле».

Сергиево-посадский резной промысел был первым на Руси, и до сих пор славится своими игрушками-сувенирами.

Позже стали резать игрушки из дерева во многих других слободах и городах. Игрушечники разных подмосковных мест сотрудничали между собой. Богородцы, к примеру, резали игрушки «в белье», то есть оставляли белыми, а в Сергиев Посад присылали их для раскрашивания. Отлично умели сергиевские художники расписать игрушку, сделать ее веселой, яркой, привлекательной для покупателя. Позже семьи посадских игрушечных мастеров освоили виды игрушек из других материалов. Например, из папье-маше. Но это отдельный разговор.


Информация с сайтов:
 http://www.zolotoe-koltso.ru/goroda_new/sergievposad/sergievposad_promysly_matreshka.php

http://igrushka.kz/vip18/kukzar.shtml
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments