homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Париж. Первое знакомство с городом

После поездки в Париж я поняла, что мне больше нравятся просторы, холмы, леса, чем столицы и города-миллионники. Сейчас в Европе вовсю цветет рапс. Красиво! Правда, если в Германии мы бы увидели в полях деревенских велосипедистов, во Франции не увидели их вовсе (хотя в Провансе они все же обитают).



Въезд в Париж был тесным от плотного потока машин. Почему-то они все были не на работе. В Париже тоже есть своеобразное ТТК, по которому можно быстро объехать город или попасть из одного спального района в другой.

На этой удаленности от центра можно увидеть заводы, ж/д развязки и современные дизайнерские дома. Может быть внутри они потрясающе красивые и удобные, но  из их окон открывается вид на ж/д узел.




Наш отель был в районе Итальянской площади. От ТТК к ней шел Китайский квартал. Боже мой! Я уже отвыкла от многоэтажных башен жилых домов, от тесной застройки. Район для бедных смотрелся неприятно. Зачем так уродовать город? Зачем тесно строить 30-40-этажные дома?

Вдоль улиц в этом районе сплошные китайские, вьетнамские, японские вывески кафе и магазинов. Все в иероглифах. Выглядит дико. Мне напомнило вещевой рынок.



Ближе к центру города есть относительно новые дома, с большими лоджиями. Подозреваю, что настоящие французы предпочитают жить на зеленых тихих окраинах или в деревнях вокруг Парижа. Это лучше, чем жить в шумном, пыльном городе, где под окнами постоянно газуют и рычат мотоциклы.

Я ожидала увидеть много зеленых балконов, но они оказались редкостью. Впрочем, как и кофейные столики. Финны, немцы, голландцы первым делом на лоджию вытаскивают столик и два стула. Могут поставить диванчик или соорудить детский уголок.



Мы быстро разместились в отеле, захватили заранее распечатанные билеты и дошли до ближайшей остановки нашего обзорного маршрута. Нам выдали наушники и карту, мы натянули шапки и застегнули куртки. На верхнем этаже автобуса было прохладно.

Слева возвышается огромное здание Монпарнаса, выстроенное в эпоху архитектурных экспериментов. Архитекторы всех стран пробовали что-то новое, впечатляющее, с новыми техническими и архитектурными идеями. Но эта 200-метровая высота посреди низкого города смотрится дико. Она здесь как-то невпопад. Хотя туристы рады - они поднимаются на предпоследний этаж и глазеют на город. Я поняла, что в Париже это такой вид спорта: забраться на все высокие места - Нотр Дам, Эйфелеву башню, обе арки, крышу на галерее Лафайет, Монпарнас опять же, подняться на колесе обозрения в садах Тюрильи, забраться к собору Сакре Кер...



Вид на город с высоты второго этажа автобуса. Внизу справа видна остановка с ярко-желтой картой. Это заметная для туристов остановка экскурсионных автобусов. Они ходят по расписанию каждые 10 минут. Каждый рейс имеет свое время начала и окончания работы. Начинают в районе 9-10 утра, а заканчивают в 20 ч. Туристов высаживают в центре (никто не увезет на окраину и там не бросит).

За все дни мы так и не воспользовались метро: два дня подряд изучали город с автобуса, а еще два дня повсюду ходили пешком (стоптали все ноги, но предпочли посмотреть город. Ведь в метро город не показывают).



За мной видны маленькие французские балкончики. Они узорчатые, приятные. Мне кажется, такие балконы созданы для цветов. Благодаря балконам во французских квартирах остекление от пола до потолка, это дает много света.



Я слегка в шоке от увиденного в городе.



Центр Парижа состоит из прямых улиц. Они похожи и на проспекты, и на бульвары одновременно. Прямые и зеленые. Вокруг деревьев угрожающе много птичьих погадков. Машины тоже уделаны. Особенно удивили электрокары, которые сдаются городом в аренду. Они грязные, пыльные, словно никогда не видели мойки. Вечером при нас на них писали негры. Бесплатные туалеты их не интересуют. 10 лет назад то же самое негры делали в Кельне. Видимо это что-то общее для необразованной части населения.

Вдоль улиц очень много кафе. Даже удивляюсь как они при таком количестве выходят на рентабельность. Многие кафе отхватывают часть тротуаров для увеличения своих клиентов. Хотя те, кто сидит на улице, заказывают только самое дешевое - кофе и пиво.



По однообразной застройке 19 века я поняла, что очень сильно опоздала с Парижем. Небогато здесь с разнообразием архитектуры. Одинаковые дома создают ощущение, что ты постоянно находишься на одной и той же улице. Слева видно большое стеклянное современное здание. У него на самом деле двойное остекление под разными углами. Между слоями стекла высажены зеленые кустарники.



Итак, что получилось с Парижем. Тесные кривые улочки, тупики не способствовали циркуляции воздуха. В центре жили бедные люди, часто возникали эпидемии. Например, в результате эпидемии 1831 года в Париже умерло 20 000 человек. Эпидемия 1849 — 1851 годов, перекинувшаяся на всю Францию стала последней каплей, после которой власти решили: «С наследием средневековья надо что-то делать».

Хотя Париж и являлся несомненным лидером в культуре, искусстве, образовании и моде, у этого города на редкость неприятная особенность. Начиная с конца XVIII века, в Париже не проходило десятилетия без народного бунта, зачастую переходящего в революцию. Выкурить восставших из лабиринта узких улочек было крайне затруднительно. Каждый дом превращался в крепость, а улицы перегороженные баррикадами представляли серьезное препятствие для правительственных войск. Происходящее там хорошо описано в романе Виктора Гюго «Отверженные», в главах о беспризорнике Гавроше. Последняя революция 1848 года заставила власть имущих задуматься о перестройке столицы именно с точки зрения безопасности. Дело было только за человеком, который смог бы взять на себя титанический труд по переустройству Парижа.
(Источник - http://voprosik.net/kak-parizh-sdelali-krasivym/)

Богатые люди предпочитали жить за городом или на окраинах в направлении севера или запада. Все как в Москве. Поэтому в середине 19 века было решено полностью переделать средневековый город, снести часть домов, проложить прямые проспекты, которые улучшали бы циркуляцию воздуха, способствовали более быстрому движению карет по улицам (а еще на широких площадях было бы трудно выстраивать баррикады). Эта миссия перестройки была поручена барону Осману (или Хаусману, как его имя звучит на немецкий манер. К Османской империи не имеет никакого отношения). А сама идея широких проспектов была подсмотрена в Лондоне, где уже с 17 века существовала канализация и общественные парки. В общей мере барон снес и перестроил около 60% парижской недвижимости. В Париже вдоль проспектов были высажены каштаны и платаны, устроены городские парки, появились 60 круглосуточно работающих фонтанов.

С Наполеона  началась идея построить столицу, достойную великой "Империи Запада", т.е. город, которым мог бы соперничать с императорским Римом. Я не знаю, может кто-то увидел реальную реализацию этого плана. Но Рим как был собой, так и остался, от подражателей себе он не стал лучше или хуже. А вот Париж стер свою архитектурную историю.

Вот план с Википедии - https://ru.wikipedia.org/wiki/
"Проспекты, созданные Османом в центре города в 1850—1870 годах"

Для меня уничтожение средневекового города - это архитектурная трагедия, а парижане барону и памятник поставили, и один из проспектов назвали его именем. Вспомните как москвичи относились к разрушению исторических домов и улиц в советское время. Но французы - странные и непостоянные люди: то они Наполеона боятся и свергают, то в его честь устанавливают пышные памятники, то свергают королей, то спустя 50 лет снова возводят их на престол, то разрушают соборы, связанне с королями, то любовно реставрируют их. Очень эфирные люди.


План постройки новых улиц. Источник - Реконструкция Парижа по плану барона Османа - http://kannelura.info/?p=1574
За 17 лет и огромные бюджетные деньги (более 500 млн. франков) исторический город исчез. Для меня это трагедия, а туристам нравится. Дошло до того, что к Всемирной выставке 1900 г. для любопытствующих и гостей пришлось воссоздать уголок исторической застройки.



Карта Парижа 1699 г. со средневековыми улочками, редкими ансамблями дворцов, с городскими стенами и воротами в них.
Источник - История европейской архитектуры 15-19 вв. - http://classic.totalarch.com/europe_17_19/france/2/1

Париж. Карта, 1699 г.

Париж. Карта, 1699 г.

На первый взгляд все дома в центре одинаковые, как и улицы. Но барон Осман придумал, что для каждого социального класса есть свои "островки проживания" в Париже, поэтому дома имеют более или менее богатую отделку.

Это доходные дома с магазинами и большими витринами на первых этажах. На последних этажах, мансардах, помещения сдавались для проживания обслуживающего персонала (Сейчас их сдают туристам. Туалеты располагаются на этаже в конце коридора. Там же в коридоре будет маленький, покрытый ржавчиной рукомойник. Не могу назвать это раковиной. Лифт к мансардным этажам не доходит, подняться наверх можно по узкой винтовой лестнице).



Жилые этажи с многокомнатными квартирами строились стандартно. Дома отличались широкой и удобной парадной лестницей, до этого бывшей прерогативой дворцов знати. Обычная планировка квартир начиналась с богато украшенного холла, по обе стороны длинного коридора выходят служебные комнаты. Лучшие гостиные и спальни выходили окнами на улицу, а не во двор. В новостройках внедрялось центральное отопление, ванные комнаты и туалеты, прогрессивное на тот момент газовое освещение. Но централизованного снабжения горячей водой не было и поэтому до сих пор в центре Парижа горячая вода - личное дело каждого жильца.

В связи с новыми проектами были вынуждены поменять место жительства около 350 000 человек. Не только бедняки, но и вполне «средний класс» переселялся на окраины. В связи с бурным ростом цен на недвижимость и ее аренду, в центре осталось только производство предметов роскоши — ювелирные, часовые мастерские, ателье дорогой одежды и художественные салоны. А так же магазины-бутики, рестораны и кафе. Поселиться в новых домах могли себе позволить только новая буржуазия, государственные служащие высоких рангов, старшие офицеры, дворянство, вновь ожившее после реставрации империи.
Источник - http://voprosik.net/kak-parizh-sdelali-krasivym/

Более богатые дома украшались несколькими уровнями и видами руста, окна имели более богатое и интересное обрамление, появлялись красивые люкарны, а узор решеток балконов был более мелким и затейливым.



Хотя барон был отстранен в 1870 г. по подозрению в финансовых растратах, доходные дома в османовском стиле продолжали строить до 30-х годов 20 века. Старшая дочь Османа вышла замуж за банкира Дольфуса, который считался чуть беднее Ротшильда. Все операции по переустройству Парижа проходили через банк Дольфуса, поэтому было подозрение, что не все операции "чисты".

Париж должен был стать новым городом для богатых людей всех стран. В период технического прогресса он был обречен на это. Появились новые технологии, новые производства. Появились богатые люди, ставшие такими не по крови и титулу, а исключительно благодаря своему чутью и полученному образованию. Эти новые внезапно разбогатевшие предприниматели хотели соответствующе богато жить, необычно украшать себя, своих женщин, свои квартиры. Хотели иметь машины и дороги, по которым можно на этих машинах ездить. Хотели строить железные дороги и путешествовать по ним в новые экзотические страны. Появился спрос - и нашлось предложение. Появились кинотеатры, художественные салоны, варьете, фотография (наверное, на 90% посвященная эротике и порнографии). В музее Орсе мы наблюдали за предъявлением богатой публике новых необычных картин, скульптур, мебели и посуды. Есть спрос, его нужно удовлетворить, потому что именно за это в данный период времени платят деньги.

Вот, например, мебель в стиле "модерн" из музея Орсе. Мы ходили по залам с мебелью, открыв рот. Вы тоже можете совершить виртуальную прогулку, посмотрев замечательно иллюстрированный пост - http://neringa-iris.livejournal.com/21704.html




В Париже удивили высокие глухие заборы. В Риме они смотрятся органичнее. В Париже - совсем неожиданно.

Здесь тоже есть железные оградки, но пешеходы все равно вытаптывают траву (как олени).

Можете оценить разметку полос для транспорта. Я выискивала глазами велодорожки. Разметки под велосипеды очень мало, она неочевидна, полустерта или закрашена.



В центре, возле Дома инвалидов (где должны были жить одинокие воины и получать посильную помощь) все было перекрыто блоками ограждений. Готовились к международному заезду электрокаров. Для них укладывали новый асфальт.



Это сам Дом инвалидов в "обрамлении" ограждений. В центре тут же создалась пробка из машин. Я так и не поняла почему такие мероприятия нужно устраивать в рабочее время и в самом оживленном месте. Почему не за городом? Почему не на специальных трассах?



На следующий день в палатках уже собирали электрокары. Столько зевак собралось!



Редкая возможность увидеть как все устроено в электромобилях. Париж сколько стоял, столько и еще стоять будет, а машины через 2 дня увезут.



Сам комплекс Дома Инвалидов выглядит так:
Источник - http://www.travel-journals.ru/Paris/architecture/invalides/invalides.htm



Дом Инвалидов был задуман Людовиком XIV как место для проживания состарившихся воинов, которые получили в боях увечья и на закате жизни нуждались в помощи и поддержке. Был и прагматичный взгляд - лучше старых калек содержать в одном здании, обеспечивая их едой и медицинской помощью, чем дать им превратиться в калек, попрошаек, воров и зачинщиков бунтов. К тому же армия в то время была контрактной и демонстрация заботы о воинах в старости была на руку вербовщикам, повышала престиж воинского дела.

Вскоре Дом Инвалидов наполнился, а потом и переполнился: изначально он был рассчитан на две тысячи проживающих, но в 1714 г. давал пристанище уже четырем тысячам ветеранов армии. Кстати, название учреждения не должно вводить в заблуждение: речь идет не только об инвалидах в современном понимании, но и о просто состарившихся на воинской службе. Когда Пушкин опасался, что ему «в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид», он тоже имел в виду тогдашнее, более широкое значение этого слова.

"Повседневная жизнь была строго регламентирована военно-монастырским распорядком дня. Питались по расписанию за огромными столами на 50 человек, носили униформу, работали в мастерских, соблюдали все религиозные церемонии и даже занимались строевыми упражнениями. В спальнях запрещалось курить и принимать пищу, а также пить вино. Женщины в помещения не допускались, но женатые постояльцы могли навещать семью два раза в неделю. Нарушители дисциплины подвергались штрафам и разнообразным наказаниям: от перевода на хлеб и воду до изгнания из учреждения – например, за богохульство.

Тем не менее наличие крыши над головой, медицинское обслуживание и гарантированное питание искупали все трудности. И потому получить право на проживание среди собратьев-ветеранов было весьма нелегко. Требовался воинский стаж не менее десяти лет (а с 1710 г. – двадцати) и рекомендация командира. Исключения делались в редких случаях для серьезно раненных или больных.

Учреждение имело большой успех и стало общеевропейским образцом заботы о бывших воинах. Двоюродный брат Людовика XIV, английский король Карл II, уже в 1681 г. основал для военных ветеранов Королевский госпиталь в Челси. А Петр I, побывавший в Доме Инвалидов в 1717 г., вскоре ввел в Российской армии пенсионную систему.

Сегодня Дом Инвалидов остается военным учреждением. Здесь находится резиденция военного коменданта Парижа, проводятся официальные церемонии и парады и по-прежнему живут ветераны. Огромная коллекция воинских трофеев, доспехов, оружия, знамен и игрушечных солдатиков хранится в Музее Армии, который тоже занимает помещения Дома Инвалидов."
Источник - http://www.travel-journals.ru/Paris/architecture/invalides/invalides.htm

Внутри собора находится могила Наполеона. Сейчас к ней выстраиваются очереди туристов.
Собор внутри выглядит так:




По соседству с Домом Инвалидов стоит здание в греческом стиле - Национальная Ассамблея. Изначальное предназначение - Бурбонский дворец, загородная резиденция для внебрачной дочери Людовика XIV. Ей даже титул герцогини подарили, несмотря на то, что она была рождена вне брака.

Внук герцогини, принц Конде, заказал перестройку комплекса зданий. Архитектором был назначен тот же, который для великих французов построил в Париже Пантеон. Правда, когда Бурбонский дворец окончательно перестроили, случилась французская революция и дворец национализировали. Теперь тут уже более 200 лет заседает нижняя палата парламента.

Античный вид фасад получил по распоряжению Наполеона. При входе во дворец установлены фигуры финансовых деятелей Франции, богини мудрости и богини правосудия.



Дворец Бурбонов стоит на одной оси с Площадью Согласия и с церковью Мадлен на другом берегу Сены. Фасады дворца и церкви специально созданы в едином стиле.

Архитектура Франции. Париж. Площадь Согласия
Фото отсюда - http://classic.totalarch.com/europe_17_19/france_republic/1

Мы ехали в автобусе, смотрели на отсутствующую разметку, вечерние пробки и радовались, что наша машина стоит в гараже. Движение в городе столь же хаотическое, как и в Москве.

Многие улицы и тротуары перекрыты зелеными заборчиками. Видимо проводят ремонт подземных коммуникаций. Впереди туристический сезон и будет столпотворение.



Нотр Дам оказался для меня чем-то маленьким. Ожидала, что он будет больше. Наверное, великие произведения обладают магией увеличивать для читателя размер декораций сюжета. Хотя Страсбургский и Трирский собор меня удивили своей мощью и размером.

Туристов здесь ужасно много. Из-за их присутствия не хочется выходить из автобуса и сливаться с массой. И все фотографируют с палок себя на фоне собора. Помешательство какое-то... Интересно, сколько из них знают про последствия французской революции для собора?



Если присмотреться, в глубине парка видна очередь из желающих подняться наверх и сделать фотографию, которой был украшен учебник истории 7 класса.

Помню, "Собор Парижской Богоматери" я нашла и прочитала в деревне. Окончание истории дочитывала двоюродной сестре. Не помню как она, а я рыдала. Кажется, мне тогда было 19 лет.

Возле собора по берегам тянутся лоточники. Они создают ощущение базара-вокзала.



Конечно, каменный город очень оживляют парки. Это свежесть зелени, фонтаны. Но обстановка в городе такова, что все парки закрываются в 20 ч. Служащие молча, с фонариками проходят по паркам и буквально выдавливают собой всех задержавшихся. Зато в пустом темном парке некому безобразия нарушать.



Справа внизу опять виден желтый значок остановки туристического автобуса. Здесь можно пересесть на другой маршрут, что очень удобно. Это как метро, но есть возможность увидеть весь город.

Далее справа выступает пламенеющая готика собора Сан-Северин. Что-то в соборе осталось от 13 века, но в основном он был восстановлен-перестроен в 15 в. Покровитель этой церкви считался покровителем путешественников. Они перед дальней поездкой прикладывали подкову к барельефу святого при входе. Несмотря на революцию, в храме частично сохранились средневековые оригинальные витражи. Немного позже, в музее средневековья, нам удалось вблизи посмотреть на подлинные витражи разных веков. Художники и стекольщики очень старались. Было интересно следить за их развитием (полутона цветов, более тонкие линии, появление перспективы в рисунке...).

Возле церкви проходит улица, названная в ее честь. К сожалению, эта маленькая старинная улочка оказалась буквально атакована азиатскими кафе, рассчитанными на туристов. Неприятно. Ощущение, что мигранты хотят заработать на туристах, не дав им протиснуться через свои ряды.



"Центр города к середине XIX века был перенаселен беднотой: антисанитария, нищета, преступность, постоянно вспыхивавшие бунты – печальное зрелище. Приличные люди перебирались в ближний загород, сдавая город черни…" Источник - http://www.virtualguide.ru/France/Parij/dostoprimechatelnosti/osmanizaciya-parija.html

Эти слова так же актуальны сейчас, как и 150 лет назад. Образованные люди ценят тишину, зелень, комфорт и спокойствие. А необразованным беднякам проще прожить в центре города, где можно найти недорогое жилье и можно частенько менять нехитрую работу.
Tags: Париж
Subscribe

  • (no subject)

    Приключения продолжаются. Выбираю деревеньки вокруг Мюнхена, куда можно скататься на велосипеде. Выбор пал на Aichach, поскольку там красивый старый…

  • Непогода

    Собрались в отпуск. Целых 5 дней, наконец-то! Идея была - поехать с велосипедами. Я хотела в Голландию. Но в той стороне стремительно нарастали…

  • Отчет о проценте неэффективности вакцин

    Институт Роберта Коха вчера ночью выложил свежий отчет о проценте неэффективности вакцин. Как анализировали неэффективную вакцинацию от ковида:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments