homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Париж. Второе знакомство с городом

Утром мы направились по бульварам в сторону Катакомб. С 10:30 к подземелью с костями уже выстроилась очередь, что еще раз подтвердило мою мысль - "Париж - город очередей".

Бульвары в европейских городах появлялись на месте снесенных оборонительных стен (от нем. bollwerk - "укреплённый земляной вал"). Бульвары строили широкими, чтобы свободно проходил воздух и в городе не возникали эпидемии, чтобы могли свободно проезжать экипажи и чтобы невозможно было создать баррикады в случае очередных народных волнений.

На бульварах устраивались променады, появлялись новые народные театры, появлялись во множестве кафе, продавали прессу. От невзыскательного вкуса толпы слово "бульвары" получило свой негативный оттенок - "бульварная пресса", "бульварный роман"... Бульвар - это место для ничегонеделания, для праздного образа жизни. Выпить кофе на бульваре может любой, поскольку это дешево. А за столиком можно сидеть целый день, больше ничего не заказывая.




Параллельно бульварам проходит надземная часть метрополитена. С одной стороны это хороший способ разнести на разные уровни плотное движение транспорта. С другой - поезда ходят перед окнами жилых домов, что явно не скрашивает жизнь их обитателей.

Мы не пользовались метрополитеном, предпочитая внимательно осматривать город с улиц. Проезд стоит недорого - можно в автомате купить "корнет", набор из 10 билетов, за 14,70 евро. Учитывая, что в метро обитают воры, мы решили, что пользоваться метрополитеном неблагоразумно. Сами французы предпочитают мопеды, мотоциклы и велосипеды.

Если будете брать в аренду городской велосипед, имейте ввиду, что страховой взнос порядка 150 евро нужно внести с карточки (мне кажется небезопасной идея использования карты в городских паркоматах), а велосипед нужно менять каждые 30 минут, тогда проезд будет бесплатным. Наземное движение в городе хаотическое, сигналы светофора мало кто воспринимает. Велодорожки встречаются очень редко, кусками.



Мы шли по бульварам, разглядывая деревья и дома. К сожалению, улицы выглядят неаккуратными из-за обилия птичьих погадков и вытоптанной травы. Казалось бы, это решаемо, но город ничего не предпринимает.



Соседство стекла и бетона - нововведение еще 19 в., но в 60-80-х гг. 20 века оно проявило себя особенно масштабно. Многие большие здания Парижа словно перенесены сюда из Москвы, настолько похожи идеи и воплощение.



Возле домов с приличной публикой растут и цветы, и кустарники, и газоны.



Тротуары возле домов сделаны под наклоном в сторону проезжей части. Так во время дождя или после прохождения поливочной машины все стекает в канавки. Удобно. Правда, чтобы отмыть парижские улицы, нужно вооружиться шампунем и щеткой. Простой напор воды бессилен.



Французы с доходами чуть выше среднего живут в современных домах, с лифтом, подземной парковкой, с частным садиком, деревьями и детской площадкой. Есть большие балконы для завтраков и ужинов.



Многочисленные столбики на парижских улицах - лишь отражение пофигизма жителей города (коренных и приезжих) к правилам езды и парковки. Видимо дорожные знаки в этом городе совсем игнорируются, если с людьми приходится разговаривать на языке физических ограничений. Честное слово, с такой манерой поведения на дороге, как у французов, в Германии отбирают права. И в этом я с Германией совершенно согласна.



Мы дошли до туристической остановки, вскоре подъехал автобус и начали осматривать город с высоты. Неподалеку от башни Монпарнас я увидела церковь.

Церковь Нотр-Дам-де-Шам (Notre-Dame des Champs) или "Церковь Богоматери среди виноградных полей". Когда-то очень давно здесь были виноградники, а теперь - почти центр города. Во времена Людовика XIV это была одна из самых известных церквей. Она была разрушена в процессе Великой Французской революции. То здание, что мы видим сейчас, было построено в конце 19 века, а освящено в начале 20-го. При ее возведении использовались металлические конструкции того же типа, что и при возведении Эйфелевой башни. Окна украсили современные витражи.

Конечно, сейчас перед нами и не оригинальная церковь, и неоригинальные улицы вокруг. Но когда-то на этой недорогой окраине Парижа могли себе позволить поселиться Эрнест Хемингуэй (после возвращения из Торонто) и Виктор Гюго. Кстати, Хемингуэй не любил дождь в Париже, он считал, что тот превращает его в "совершенно противный город". Жена Хемингуэя вспоминала, что в доме на этой улице у них было большое французское окно.



Окна в парижских домах действительно большие. Через них можно даже заносить мебель! Что очень удобно при отсутствии лифтов или с узкими лестницами.



Наш автобус свернул на берег Сены и здесь, ближе к Лувру, начался другой мир, призванный удивлять богатством и технической новизной. Мы проехали по мосту Александра III и оказались перед пышным Большим дворцом. Он был создан к международной выставке 1900 г. как большой выставочный комплекс. Тут у меня появилось ощущение, что я путешествую на автобусе по французскому варианту ВДНХ с сохранившимися историческими павильонами. Правда, московскому ВДНХ совсем не повезло с сохранением исторических зданий и деревьев. Ожидается новое бурное строительство, а окупаемость ВДНХ отодвинута на 10 лет. Ну да, это не Париж, который призван зарабатывать на туристах.

Смотрите каим волшебным стал Париж в 1900 г., когда страны-участницы Всемирной выставки выстроили свои павильоны:

Paris - 1900:

В этом дворце было всё, чтобы с началом 20 века удивить публику - размеры, технологии, украшения здания. Были использованы большие каркасные конструкции, много стекла, большое внимание было уделено внутренней отделке, свойственной началу века - мозаике, керамике, растительному орнаменту. Здесь можно посмотреть как воплотился грандиозный замысел внутреннего устройства дворца - http://bubligum9000.livejournal.com/26631.html Дух захватывает от масштаба!

В 1975 г. дворец получил статус постройки исторической ценности.



Такое же звание получил и универмаг "Printemps" или "Весна". Он открылся в 1865 г, когда появился платежеспособный средний класс, желающий покупать отличные товары самостоятельно и в одном месте, не тратя долгое время на объезд магазинов в разных районах города. Появился спрос - и предложение не заставило себя ждать.

Здание стоит посетить даже не ради покупок, а ради архитектуры. Универмаг открыт каждый день до 20 ч, а по четвергам длинный день - до 22 ч. В 1930-х годах универмаг обзавелся большим стеклянным куполом. А наверху, как и в галерее Лафайет, вас ждет большая терраса для наблюдения за городом. Поесть можно в многочисленных кафе, расположенных на разных этажах. Например, на 0 этаже есть кафе русской кухни Café Pouchkine.

Покупки не нужно носить с собой. По вашей просьбе из отправят в любую страну, а внутри Парижа бесплатно доставят в любую гостиницу.



Внутри в 1920-е годы было так:

1920s, Inside Printemps Department Store, Paris:
Источник - http://www.oldpicsarchive.com/vintage-department-stores/?utm_content=buffer0096b&utm_medium=social&utm_source=twitter.com&utm_campaign=buffer



С крыши открывается такой вид:
Фотограф Mary Quincy

The rooftop view from Printemps, a Parisian department store:

В конце улицы, где расположен универмаг "Весна", находится Парижская опера.

Одно из самых примечательных зданий османовской эпохи – дворец Гарнье, известный во всем мире как Парижская опера. В 1861 г. архитектор Шарль Гарнье получил престижный заказ на строительство нового театра. Его внутреннее убранство по своей красоте, пожалуй, даже превосходит фасады этого здания в стиле необарокко. Интерьеры отделаны мрамором и украшены фресками и позолотой; из зрительного зала можно полюбоваться на удивительные росписи плафона. От великолепия фойе также захватывает дух. Оно богато украшено мозаикой, скульптурой и зеркалами, которые не дадут публике заскучать в ожидании спектакля. Именно в здании Парижской оперы происходит действие романа Гастона Леру «Призрак Оперы», по мотивам которого позже был создан один из самых успешных мюзиклов.

Источник - https://www.klm.com/destinations/kz/ru/article/the-paris-of-haussmann



На её сцене выступали многие русские артисты – огромную роль в этом сыграл Дягилев, организатор концертов камерной музыки, выступлений певцов, балетных спектаклей (его именем названа небольшая площадь позади здания Оперы). В «Гранд-Опера» пел великий Шаляпин, танцевали Вацлав Нижинский, Матильда Кшесинская, Ольга Преображенская, Тамара Карсавина и Ида Рубинштейн, здесь не раз ставили спектакли Джордж Баланчин. В течении нескольких лет балетной трупой «Гранд - Опера» руководил Рудольф Нуреев.



Далее от Оперы тянется Бульвар Итальянцев, который с момента появления стал восприниматься как центр роскоши и развлечений для состоятельной публики. Бальзак в "Истории и физиологии парижских бульваров" про него писал: "Как только вы ступили сюда, ваш день потерян, если вы мыслитель. Здесь царствует золотой сон, неотступно влекущий к себе. В одно и то же время вы наедине с собой и на людях. Гравюры в магазинах эстампов, дневные спектакли, лакомства в различных кафе, брильянты в витринах ювелиров - все пьянит вас и возбуждает. Здесь перед вами самые дорогие и изысканные товары Парижа: драгоценности, ткани, гравюры, книги...

Почти все парижские клубы расположены в этих местах; прославившиеся художники, известные богачи и тысячи ножек, имеющих отношение к Опере, проходят здесь; во всех кафе сказочный блеск. Десять театров, включая театр Конта, блистают неподалеку огнями. Этот парижский район нанес смертельный удар  Пале-Руаялю. Здесь считаешь себя богачом, здесь самого себя признаешь умником, так как трешься среди умных людей. Здесь столько проезжает экипажей, что минутами кажется, будто и ты уже не идешь пешком. Головокружительное движение захватывает тебя..."



По проспекту Опера мы плавно вливаемся на площадь Карузель перед Лувром.

Лувр не всегда был таким, как и весь Париж в целом, увиденный из 21 века. Париж не был и столицей: короли жили, переезжая из одного города в другой, нигде не задерживаясь подолгу. Т.е. не было такого, как в России - есть Москва, есть Александров, есть Петербург. Отчасти постоянные переезды французских королей можно объяснить неспокойной военной и политической обстановкой, нужно было запутать следы. Людовик XIV Лувр откровенно ненавидел (как и Петр I Москву) и сбежал из него при первой же возможности. Людовику в детстве доставалось даже от служанок, которые то щипали его, то не давали еды, и маленькому Людовику приходилось от них прятаться за большими портьерами.

Лувр перестраивался почти при каждом короле, продлялись крылья, двор постепенно становился симметричным. В 20 веке Лувр тоже ждали перестроения - появился большой организованный вход для туристов, под стеклянной пирамидой. Пирамида символизирует и вечность цивилизации людей, и вклад Франции в раскрытие истории Древнего Египта. Например, в честь этого на площади Согласия стоит древний египетский обелиск, подаренный египетским королем 180 лет назад. Вот так чудесно Египет перенесся в Париж.

Под землей стеклянная пирамида зеркально повторяется и вся композиция напоминает песочные часы.



По Парижу действует множество самостоятельных автобусных туров и туров с живым экскурсоводом. Есть речные и велосипедные экскурсионные маршруты. Конечно, в идеале было бы взять еще пару живых экскурсоводов, но уже не было физических сил и мозги отказывались осмысливать такое количество новой информации.

При выборе маршрута обращайте внимание на его протяженность по км и длительность по времени. Все компании предлагают разные цены, но и разные условия. Мы выбрали ту компанию, где было 4 маршрута и можно было пересаживаться с одного автобуса на другой.



Например, здесь предлагают речные прогулки по Сене за 14 евро - http://vedettesdupontneuf.com/home/

Bateaux Vedettes du Pont Neuf

Эти ребята предлагают вело-экскурсии по Парижу и Версалю (35 евро и 85 евро соответственно) - http://www.bikeabouttours.com/. Это экскурсии на целый день, на арендованных велосипедах, по дороге все вместе заедут в магазин, купят много вкусной еды и устроят пикник на лужайке.

Здесь предлагают один большой автобусный тур по Парижу (62 евро за 4 часа) - http://www.pariscityvision.com/

 А еще вы можете ехать на автобусе по Парижу, вкушать новые блюда и слушать аудиогида. Вот здесь прекрасный фотоотчет - http://think-head.livejournal.com/183509.html
Стоит 65-85 евро в зависимости от времени поездки (день, вечер), выбранных блюд и вин. Мы в первый же день увидели этот автобус! Наверное, это интересный опыт для тех, кто хочет чего-нибудь необычного.



Мы еще долго постояли на площади Карузель, рассматривая очередь в Лувр. На самом деле там две очереди (как и в других популярных музеях): одна, короткая, для тех, кто приобрел туристическую карту Paris city pass, и длинная, для всех остальных.



Площадь изобилует велорикшами, готовыми возить туристов. Честно слово, выглядит как добровольное рабство. Мне жалко их колени.

Созвучно картине 130-летней давности:
La Place du Carrousel: ruines des Tuileries en 1882 Nittis Giuseppe de (1846-1884) Paris, musée du Louvre

La Place du Carrousel : ruines des Tuileries en 1882 Nittis Giuseppe de (1846-1884) Paris, musée du Louvre:

Вход в музей осуществляется под пирамидой. Внутри просторно, все очень понятно, т.к. много помощников. В том числе они следят за тем, чтобы не создавались группы людей - мало ли к чему это может привести. Также внизу есть отличный магазин с репликами украшений с картин из музейной экспозиции. Есть большой ресторанный двор, где можно найти кухню любой страны мира. А еще есть возможность увидеть самые древние постройки Парижа (или Лютеции?). Это фактически "город под городом".



Так площадь Карузель выглядела в 1900 г. Оцените насколько дешевым, доступным стал туризм для большинства людей. Более того, у людей появилось свободное время и меньше забот, что позволило путешествовать.

Une belle perspective de la place du Carrousel en direction du Louvre, vers 1900 (Paris 1er):

Те жители Петербурга, которые хотят увидеть Париж, могут до 29 мая 2016 г. в особняке Румянцева посетить выставку "Увидеть Париж".

Выставка представляет виды Парижа и его пригородов XVII - начала ХХ века в гравюрах, литографиях, открытках и фотографиях из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Дополняют экспозицию предметы декоративно-прикладного искусства и сувенирная продукция с изображениями французской столицы. Выставка не только позволит погрузиться в неповторимую атмосферу Парижа, но и увидеть, как менялся облик города на протяжении нескольких столетий.

Отдельного внимания заслуживают две 6-метровые цветные панорамы Больших бульваров и Елисейских полей 1840-х годов, выполненные А. Прово. А также серия офортов, запечатлевших народные гуляния, устроенные в 1745 году в Париже по случаю бракосочетания дофина Людовика и инфанты Марии Терезии Испанской, на которых ярко показана бытовая сторона жизни Парижа.

Большой комплекс материалов посвящен проходившим в Париже всемирным выставкам. В том числе Всемирной выставке 1889 года, для которой была сооружена знаменитая башня Г.А.Эйфеля.

На выставке представлены музейные реконструкции, изображающие букинистическую лавку, антикварный салон, галантерейный магазин, которые давно стали неотъемлемой частью парижской городской среды. В одном из залов устроен кинотеатр, напоминающий о первом в мире кинотеатре братьев Люмьер, открытом в Париже в 1895 году. Здесь в режиме нон-стоп демонстрируются 11 первых кинофильмов, в том числе «Прибытие поезда на вокзал Ля Сьота», вызвавший в свое время невероятно бурную реакцию зрителей. Погрузиться в атмосферу города поможет музыкальное сопровождение выставки.

Источник - сайт музея - http://www.spbmuseum.ru/exhibits_and_exhibitions/93/48009/


Рекомендую к прочтению биографическую книгу о Хемингуэе, написанную его братом, Лестером - "Эрнест Хемингуэй. Обреченный победитель".

Рекомендую к прочтению книгу Веры Мильчиной, блестящего переводчика с французского, писателя, которая в 2013 г. издала книгу "Париж в 1814-1848 годах. Повседневная жизнь", 900 страниц. В книге о Париже автор щедро приводит цитаты писателей того времени. Получается очень живо, естественно и интересно.

Подробная и удобная карта округов Парижа с основными достопримечательностями - http://www.plandeparis.info/plans-paris/arrondissements-paris.html
Будет полезна для тех, кто хотел был поселиться в благопристойном районе, но не знает Парижа.
Tags: Париж
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments