homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

Минск. На машине через город с запада на восток

Год назад, в начале августа, мы ездили в Минск с велосипедами на выходные. У нас была попытка найти безопасные места для велопрогулки в Солнечногорском районе, но там было все непролазно, грязно и наполнено таджиками, живущими в каких-то развалинах советских коровников. Но ничего! Взяли велики и в пятницу вечером выехали в Минск.

Мы жили в апарт-отеле "Комфорт", что очень удобно, если вы путешествуете с ребенком, собакой или велосипедами. Первый день мы посвятили проезду по свежепостроенной велодорожке, ведущей вдоль реки Свислочь с севера на юг. В воскресенье мы проехали город по горизонтали. Город очень быстро закончился, но свое удовольствие от зеленых парков, советской архитектуры и широких тротуаров мы получили.

После 15 ч. мы поехали в Москву. От м. Грушевка едем по проспекту Дзержинского. При спуске в метро есть удобные пандусы, а холл станции украшает большая груша. Вдоль проспекта на красной линии возводятся современные высотные дома. За ними, в глубине, старенькие пятиэтажки и одноэтажные частные дома. Я не знаю, есть ли смысл вплотную к шуму и гари машин возводить жилье. Но если строят - значит кому-то это нужно.

Для велосипедистов устроены широкие тротуары, цветной плиткой выложены велодорожки. Хотя придирчивые читатели могут заметить, что дорожных знаков "Велодорожка" нет. Ну так, кое-где на асфальте велосипед нарисован и на том спасибо.




Вообще спальные районы Минска представляют собой одну большую стройку. Город постепенно заполняет пространство до МКАДа. Но корпуса домов не смотрят окно в окно, между ними есть воздух. Сохраняются парки, берега рек, отдельно стоят микрорайоны с деревянными домиками частной застройки. У меня сложилось впечатление, что Минск сейчас - это Москва 60-х, когда есть новые площади, но они еще не застроены. И  внутри разливается тоскующее чувство:"В Москве могло бы быть так же просторно и зелено". Могло. Но не стало. Потому что, черт побери, столица.



Один из новых домов на пр. Дзержинского. Он немного страшный. Но по крайней мере у него решили однотипно застеклить балконы, чтобы не получилось московского "винегрета" на фасадах. Конечно, можно было давно уйти от этих широких оконных переплетов и взять пример застекления с Финляндии. Но Минск пошел своим путем...



Далее справа по проспекту - бизнес-центр "Рубин Плаза". Мне этот объект кажется неудачным примером попытки создания нетрадиционной архитектуры. Громоздко, тяжеловесно, не интересно. Ну как смогли. Это хотя бы попытка выйти за привычные советские рамки. Создается впечатление, что от советской школы ушли, а новую еще не придумали. Что-то как-то копируют. Простите, беларусы, но современная архитектура в городе громоздкая и удивляющая.

Пять лет назад это был торгово-развлекательный центр. Основную публику притягивал кинотеатр, который закрылся в феврале 2012 г. как нерентабельный. Потом остались только торговые павильоны, салон красоты, кафе... Но публика с закрытием кинотеатра исчезла и пришлось здание переделать в бизнес-центр. Сейчас там до сих пор пытаются сдать офисы...



А напротив - дома из старого Минска. Здесь даже от названия улицы - Розы Люксембург - веет чем-то музейным, пыльным.

До революции это была глухая окраина города за железнодорожными путями. Еще в середине 19 века здесь поселились немцы. Возможно, они работали на соседних фабриках. Например, здесь была кирпичная фабрика, от нее сохранился пруд. До сих пор этот район считается "самым немецким" в городе. Правда, существующее лютеранское кладбище в 1970-х раскатали и устроили на его месте парк. Сейчас там играют дети. Очень созвучная ситуация московскому парку возле м. Сокол.

До 1950-х годов на этом месте были частные деревянные домики и бесконечные колхозные поля. Но у государства был план по расселению людей. С наступлением времени Никиты Хрущева было принято решение вместо полей создать огромный жилой массив из простеньких пятиэтажек. Без изысков, так сказать. У людей появилось свое жилье, пусть и с бумажными стенами. Но это была хоть какая-то попытка спрятаться в своем логове от всевидящего ока государства.



Прочитала мнение, что сейчас этот район считается населенным маргинальными элементами.

Вот здесь отличный подробный пост про район и его типовую застройку - https://realt.onliner.by/2013/11/29/rose ()


Напротив возвышается отель "Ренессанс", построенный специально к ЧМ по хоккею 2014 г. В том числе сюда заселялись хоккейные команды из разных стран. Это первый отель сети Marriott в Беларуси, с фитнес-залом, бассейном и огромным бальным залом. Отсюда до центра города всего 2,5 км.



Продолжаем путешествие по архитектурным стилям. Сразу за железной дорогой справа находится Театр музыкальной комедии. Подобные театральные здания строились в начале 1980-х. Например, похожее есть в Великом Новгороде. Мне не близок этот стиль, он мне кажется нагромождением элементов. Да и мультфильмы, и иллюстрации в таком стиле мне не нравились.



В центре Минска можно увидеть много сталинского ампира. Эти здания не изуродованы кондиционерами, лыжами на балконах, застеклением "кто во что горазд".Замысел архитектора чист и виден как на ладони.

Но с застройкой центра Минска в советское время не все так просто. Почитайте как  в 1960-х годах были снесены исторические дома на ул. Немига - https://realt.onliner.by/2011/10/28/darriuss-5. Это такая же боль Минска, как и боль Москвы по поводу арбатских двориков и прокладки "по-живому" Нового Арбата.



На улицах нет киосков, зато повсюду есть милые магазины продуктов, книг, тканей... Словно возвращаешься в тот идиллический Советский Союз. Только отремонтированный, с чаевыми, "кофе с собой" и возможностью оплаты по карточке.

Вы заметили, что Минск перед ЧМ по хоккею постарался убрать все лишние провода под землю?



Выезжаем на центральную улицу города - Проспект Незалежности. Вдоль него дома выстроились словно на праздник. Город показывает гостям все лучшее. Как говорил архитектор Иосиф Лангбард, работавший в Минске:«Силуэт города – это первый привет для приезжающего и прощальный для отправляющегося. Эти два сильно действующие на человека момента фиксируются в его памяти доминантами города».

Эта линия - часть пути  между Москвой и Варшавой. Это одна из самых длинных улиц в Европе, 14 раз менявшая свое название.

Справа на углу дома - кафе "Васильки", где мы имели удовольствие несколько раз отобедать. Велосипеды разрешили завезти в тамбур кафе. Мы сидели рядом, на веранде. Обожаю их картофельное и грибное меню. Единственная грусть - порции большие, много разного не попробуешь.



Сейчас перед нами Минск послевоенный, парадный. Хотя не знаю от кого больше досталось Минску - от бомбежек Второй Мировой или от советских архитекторов. Чего стоит уничтоженная застройка Немиги или снесенные оригинальные дома Троицкого предместья (их заменили на современную реконструкцию).

"Во время Великой Отечественной войны значительному разрушению подвергся центр города. В 1944–1945 гг. состоялся первый Всесоюзный закрытый конкурс на планировку и застройку центрального ансамбля Минска, на основе материалов которого и последующих проработок был составлен проект застройки центра.
Улица задумывалась как парадная. Ширина ее – 48 м, проезжая часть – 24 м, соответственно тротуарная – по 12 м с каждой стороны. Высота домов – 21–23 м. Сами дома состояли из 4–5 этажей, что создавало пропорциональность улицы на всем ее протяжении. Вымеряя масштабы будущего проспекта, архитекторы ориентировались только на лучшие образцы – Невский проспект, улицу Горького и на Крещатик. В итоге первую очередь застройки Советской улицы часто сравнивают с Невским проспектом."

Источник - https://ais.by/story/15905

Тротуары в центре очень широкие. Велодорожки обозначены очень спорно - просто проведена линия и нарисован велосипед, т.е. дорожных знаков нет. Вот что хотите, то и думайте :) Еще забавная вещь - по белорусским правилам (как и по российским, не переписанным еще со времен СССР), велосипедистам положено спешиваться и пешком переходить надземные переходы.  И мы, как дураки, спешивались и переходили.



Проезжаем внушительную по размерам Октябрьскую площадь. В 1952 г. на площади установили 10-метровую скульптуру Сталина, которую взорвали в 1961 г. В наши дни на площади установлен знак "Нулевой километр", такой же туристический аттракцион, как и в Москве перед Иверской часовней на Красной площади. Вообще нулевой километр в каждом городе принято отсчитывать от здания Главпочтамта.

Рядом на площади - Дворца культуры профсоюзов, построенный в стиле греческого храма. Сейчас в нем граждане после работы поют, танцуют, учатся шить, вязать и рисовать. На фронтоне здания изображены девушка со скрипкой, мальчик с глобусом, рабочий, крестьянка, спортсменка и учёный.

Кстати, здесь, на танцах во Дворце, Ли Харви Освальд (которого обвиняют в убийстве Кеннеди) познакомился со своей будущей женой. История про жизнь Освальда в Минске - https://realt.onliner.by/2013/05/15/oswald



"Длина административных и жилых зданий на главной столичной магистрали должна была составлять 100–120 м при высоте 21–23 м. Между домами задумывались арки – как связующие элементы. В замыслах архитекторов были фонтаны, малые формы, что должно было придавать улице колорит и парадность. Все продумывалось до мелочей – от фонарей до урн. Фонари словно опоясывают проспект: на их базах хорошо читается орнамент средника знаменитых слуцких поясов XVIII в. До сих пор вдоль проспекта сохранились малые архитектурные и скульптурные формы 1950-х годов – чугунные ограды, балюстрады, скамьи, урны, осветительные мачты, великолепные цветники. Классические греческо-римские вазы, как ничто другое, передают атмосферу того времени и, несомненно, являются одним из брендов проспекта Независимости."


Слева серое здание со стеклянной башенкой -  один из корпусов Министерства обороны. Построено в 1940 г. За ним следом бежевое здание, выходящее окнами в парк,   апартаменты "Еврокомфорт". Судя по фотографиям, очень приличное и удобное место для расположения в самом центре Минска.




Напротив, справа, белое круглое здание цирка, построенное в середине 1950-х. Старое здание сгорело от бомбежек еще в начале войны. Справа и слева от проспекта тянутся большие зеленые пространства. Это парк им. Горького и парк Янки Купалы (созданы после войны на месте 1-2-этажных домов). А также протекает река Свислочь. В парках проложены удобные велодорожки и есть весьма полезные туалеты (работают они только за наличные белорусские рубли, оплата по картам почему-то невозможна).

В одном и другом парке установлены огромные скульптуры, соответственно, Горькому и Купале. Пишут, что в основании скульптуры Янки Купалы изображен цветок папоротника. Надо еще раз ехать, чтобы увидеть это чудо... Рядом с памятником Купале устроен очень красивый, большой фонтан "Купалье" с девушками. Тонкие струи воды словно образуют серебряные нити. Очень красиво. Фонтан удостоен Государственной премии БССР.



Далее по проспекту большое реконструированное красно-белое здание - минский ЦУМ. Это был один из лучших универмагов СССР, открытый в 1964 г. (Совсем недавно отмечали его юбилей - 50 лет). Изначально здание было светлым, легким и с большими окнами. Никакой вычурной башенки не было. И бело-красных польских цветов тоже не было.



Здание было надстроено несколькими этажами и перестроено к 1997 г. Объясняли это нехваткой торговых площадей.



Фото старого ЦУМа отсюда - http://citydog.by/post/starye-foto-3/



На окраинах Минска дома попроще. Уже нет сталинского ампира, призванного удивлять. Здесь более дешевые и более рациональные строительные решения. Вот этот белый домик напомнил мне 9-этажку, в которой я жила до 5 лет. Только пластиковые окна - новые.

А если свернуть с проспекта, то слева за мощным фасадом будут скрываться частные деревянные домики с палисадниками и огромный парк, почти как лес.

В соседний парк Челюскинцев нас с великами не пустили. Мы так и не поняли почему. Тем более что надписей и знаков об этом при входе в парк не было.



Мы уже почти выехали из города. Здесь большие пустые или зеленые пространства, много деревьев. По сравнению с Москвой воздух очень свежий (правда, выхлопы неисправных авто быстро возвращают в реальность).  Москва могла быть такой же - с липами, с парками, без проводов и без рекламы.

Слева серое здание - научно-исследовательский институт средств автоматизации (1972 г.). Здесь придумывают и испытывают все, что связано с информацинной безопасностью, системами навигации, с автоматизированными системами в области транспорта, энергетики, с военными технологиями...

А вдалеке слева уже виден комплекс домов в районе "Восток" (1968 г.). За продуманный гармоничный ансамбль коллектив архитекторов получил Государственную премию БССР. Этот комплекс - триумф гармонии городской застройки. Много воздуха, много зелени, есть музыкальный такт в расположении зданий, а торцевые части домов украшены национальными орнаментами. Красота!



А напротив возвышается относительно современное многоугольное здание -  Национальная библиотека с обзорной площадкой на крыше. За библиотекой виден огромный жилой комплекс "Маяк", который строят весьма быстрым темпами.



Мне нравится, что в Минске уважительно относятся к существующим продуманным ансамблям домов, не стремясь из жадности впихнуть между жилыми домами и проспектом еще один торгово-развлекательный центр. Минску есть куда расти вширь.  У города много зеленых пространств - лесов, парков, пойма реки Свислочь. То, что осталось незастроенным со времен СССР, сейчас застраивается весьма по-человечески. Остается простор между домов, сохраняют парки. Не ощущается жадного вгрызания человека в природу.

Строят жилой комплекс "Маяк". Рядом с ним - огромный сосновый парк и далее - МКАД и зеленый район Уручье с парком камней (камни выложены в виде границ Беларуси и ее областей).



В дороге люблю обращать внимание на важные мелочи. Например, на остановки. В Минске они чистые, не заклеенные объявлениями, с целыми стеклами. Остекление постарались сделать таким, чтобы остановка защищала от дождя и ветра. Вспоминаю питерскую остановку на Крестовском острове со стеночками в виде решетки. Совершенно бесполезная остановка во время дождя, снега и ветра.



Все, мы уже выехали из Минска. Дорога стрелой летит между лесов и полей. Никаких дач, соответственно, никаких пробок из-за них. Дорога по качеству асфальта и по разметке хорошая. Правда, белорусские водители иногда радуют внезапным разворотом через двойную сплошную, неадекватным перестроением и прочими способами самовыражения. Но машин в этом направлении "Москва-Брест" мало, соответственно, машины на дороге встречаются относительно редко. По Беларуси до самой границы с Россией можно катиться на круиз-контроле с удовольствием, а в Смоленской области уже надо держать ухо востро, т.к. местные жители водят неадекватно и часто попадаются населенные пункты со сменой скоростного режима. Самый караул начинается в Московской области, потому что дачники и "недавние москвичи" на дороге творят всякое. В ход идут обочечники, любители играть в догонялки, любители делать "фа-фа", любители "шашечек". Аварии в области нередки. Поэтому держите под рукой навигатор, готовый в любой момент предложить вам путь объезда пробок.



По центру Минска есть очень дотошная серия архитектурных постов у Нострадамуса - http://nostradamvs.livejournal.com/508132.html
Я "погуляла" по фотографиям и несколько более осмысленно взглянула на город.

Большая статья с фотографиями об архитектурных решениях и скульптурах на проспекте Незалежности - https://ais.by/story/15905

Материалы по теме:

Дорога до Минска и апарт-отель "Комфорт" - http://homaaxel.livejournal.com/1164178.html

По Минску на велосипедах. Как выглядит велодорожка через весь город. Утки, парки, белки, свадьбы, "Васильки" - http://homaaxel.livejournal.com/1165011.html

Второй день на велосипедах в Минске. Слепянская водная система - триумф советских архитекторов. Несбывшийся минский зоопарк и незавершенная детская железная дорога  - http://homaaxel.livejournal.com/1165257.html
Tags: Минск
Subscribe

  • Чтобы быть заметными в темноте на прогулке

    Хочу рассказать о том, что часто вижу в Германии, но совсем не встречала в Москве или Питере - это светоотражающие жилеты или светящиеся ошейники для…

  • Про немецкие аутлеты

    В субботу был немецкий День народного единства. 30 лет тому, как в один день политическая стена исчезла и Восточная и Западная Германия настороженно…

  • Что нового, интересного в девочковой косметике

    Dove с апреля выпустили новую серию для ухода за телом с натуральными маслами. Хочу попробовать гель для душа с имбирем и с эвкалиптом. Запахи звучат…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments