homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

Голландия: жара, велосипеды и море

Сейчас на Ярмарке Мастеров объявлена "Неделя Голландии" и мне вспомнилось как год назад, 1 июля, мы удрали в Голландию на собеседование с потенциальным работодателем.  Хотелось увидеть вживую рабочее место, пообщаться с будущими коллегами. Все это было перечеркнуто полтора месяца спустя, когда по почте пришел трудовой контракт, а там - сумма на треть ниже той, которая обговаривалась на собеседовании. После этого была срочно найдена альтернативная работа в Германии.

Логика у европейцев проста - после окончания школы молодежь еще несколько лет валяет дурака, путешествует с рюкзаками по миру, волонтерствует, пробует себя в разных профессиях, ищет... Потом в 25-27 лет выбирает университет, учится - и в 30 лет на арену труда выпархивает молодой специалист без опыта работы. Соответственно, европейцы смотрят на 30-летних, как в России смотрят на 20-летних, т.е. как на людей без особых знаний и уж точно без опыта работы. Европейцам не понять, что в России условия выживания менее санаторные, поэтому подростки вынуждены рано взрослеть и зарабатывать. В 25 лет - уже начальник отдела. Можно, конечно, 7 лет сидеть за шкафом с одной и той же должностью, не учиться и не хотеть зарабатывать больше, но это личный выбор каждого.

И еще одна тонкость - в Германии, Голландии нет трудовых книжек. Им не интересно какой у тебя стаж и что ты дважды руководитель IT-направления в разных организациях. Европейцам нужны рекомендации предыдущих работодателей. Нет рекомендаций и "всего лишь" 30 лет - значит начинай трудовую деятельность с чистого листа, как вчерашний студент. А дальше уже от личного опыта, практики, рвения к учебе и здорового уровня агрессии зависит куда "кривая европейской мечты" вынесет.

Итак, в разгар лета мы решили удрать из Москвы и воспользоваться редким для себя транспортом - самолетом. Используем его крайне редко, только когда ограничены по времени. Было интересно катить чемодан по метро, чертыхаться на лестницах, для этого не приспособленных, влетать в последнюю нужную электричку в аэропорт, по дороге в Шереметьево видеть "приветы" в виде знакомых граффити, смотреть в момент полета на навигатор, который показывал "Вы движетесь со скоростью 700 км/ч". Мы летели над Балтикой. С высоты была отлично видна Голландия с ее реками, мостами, аккуратными пестрыми полями.

Мы прилетели в +36. Хотя была ночь, мы погрузились в страшную парилку. Ровный асфальт под колесами арендованного автомобиля переворачивал сознание:"А что, можно строить идеально ровные дороги?" Мы остановились в Хильверсуме, маленьком уютном городке в 30 км от Амстердама.

На следующий день Сашка отправился на собеседование, а я с фотоаппаратом пошла изучать новый мир.

"За морем житье не худо..." В Голландии высокий уровень жизни. Это видно сразу, по улицам города.
Повсюду уютные зеленые сады, цветы, газоны. Идеально чисто.



Хильверсум - богатый город с высокими ценами на аренду жилья. Нужно быть очень хорошо оплачиваемым специалистом, чтобы суметь жить в одном из таких особняков. Арендатор при заключении договора обязан ознакомиться с доходом по трудовому контракту. К этому его вынуждает законодательство, которое не допускает траты на аренду больше, чем, например, треть от дохода семьи. Потому что иначе человеку не на что будет жить. Точных цифр я сейчас не помню, но логика такая - забота о финансовой состоятельности проживающих в Голландии.

Хильверсум считается техно-городом, поскольку здесь создан особый район офисов технических, телевизионных и радиовещательных компаний. С другой стороны, в Хильверсуме удобно жить, если при этом работаешь в Амстердаме. Это город для тех, кто ценит тишину и отсутствие туристов.

Какова стеклянная веранда, а? И запах лаванды, разливающийся по жаре...



Здесь настоящие дома-сады, с большими окнами-витринами (часто сквозными через весь дом), без штор и тюля. Иногда на окнах встречаются затейливые декоративные украшения (подобранные со вкусом) или коллекция диковинных растений (обычно настолько больших, что дом словно превращается в тропики). Кажется, голландцы со времен открытия новых земель не могут остановиться в садоводстве, засаживая новыми цветами, кустами и деревьями любое пространство. Климат Голландии это позволяет. Здесь ткнешь палку - и она уже растет.



Через города проходят линии электричек, благодаря чему по стране удобно передвигаться. Это еще один шаг государственной политики к отказу от чрезмерного пользования автомобилем. Понятно, что автомобиль есть у всех, а велосипеды - иногда и по две штуки на душу. Учитывая, что Голландия - страна с высокой плотностью населения, то свободное передвижение людей становится насущной необходимостью.



Электрички ходят точно по расписанию. Остановки для ожидания удобные. Билет можно купить по интернету или распечатать на вокзале. В углу справа виден маленький желтый столбик - к нему нужно приложить свой билет перед посадкой и после выхода из поезда.

Непосредственно перед проездом поезда звенит колокол (точь-в-точь как в фильме "Назад в будущее"), через 3 минуты поезд появляется, потом отъезжает - и шлагбаум уже поднимается. Все очень удобно организованно. Машины не успевают создать пробки.



А я все продолжаю ходить по городу, словно по музею. Необычно чисто, уютно, много зелени. Кладка кирпича и острые крыши домов напоминают о сыром климате. Аккуратно подстриженные газоны и кусты говорят о трудолюбии голландцев и воспитанном вкусе.



Дорога разделена на полосы для движения автомобилей, велосипедов и пешеходов. Никто никому не мешает, каждый знает свои правила. Удобно.

В это время наступило самое пекло и я с удовольствием спряталась в тени. Хотя местные на это внимания не обращали и даже не пользовались головными уборами.



Ближе к зданию школы установлен знак, мол, водители, будьте внимательны, на дорогу выпадают школьники. С младшего детского возраста велосипед становится неотъемлемой частью жизни. На нем едут в школу, в институт, на работу, в магазин, на свидание, на море. Причем пользуются велосипедом даже в состоянии глубокой беременности. На велосипедах везут продукты, собаку, двоих детей и еще прицеп.



Сады в это время утопали в розах. Они были разные - пестрые, пушистые, ароматные. Кажется, я была единственным человеком на улице, который останавливался и нюхал каждый куст. Для москвича это диковинка, а для голландцев - естественный фон жизни.



Город выглядит гармоничным несмотря на разные стили постройки. Потому что выдерживается однотипная цветовая гамма.

Я умиляюсь от этих миленьких маленьких садиков! В них выражается желание видеть красоту человека не только внутри своего дома, но и за его стенами. Красота - она для всех. Посмотрел на прекрасное - и, глядишь, сам стал как-то меняться к лучшему.

Вдалеке виден 100-метровый шпиль храма Св. Вита.



Современное здание из кирпича того же самого цвета. Невысокое, но с большими окнами и балконами. В этом чувствуется свобода пространства возле жилья человека. Если балконы позволяют, голландцы вытаскивают на них цветочные горшки, ставят столы, стулья, подвешивают гамаки. Если балкона нет и дом низкий - смело открывают окна, кладут подушки на широкий подоконник и сидят, свесив ноги, смотрят на улицу, пьют кофе и болтают.



Здание храма Св. Вита. Построено в неоготическом стиле в конце 19 века. Отлично выглядит.





Кирпичная дорожка через городской парк. У голландцев удивительно качественные кирпичные дорожки. Мне нравится смотреть на их меняющийся узор: то кирпичи идут так, то эдак. И иногда я чувствую себя Элли...



В Голландии очень удобна инфраструктура для велосипедистов. Это результат государственной программы 1970-х годов.
Вспоминаю стайку школьников двух классов, которые, едва заехав в тоннель, начали орать во все голоса. Им понравился эффект эхо :)



Кольцевая улица, отделяющая пешеходный центр от автомобильного движения. Справа находится мой любимый супермаркет Albert, поэтому возле него внушительная велопарковка. Велосипеды в Голландии активно крадут, это своеобразный вид спорта. Поэтому для города используют велосипеды так себе и пользуются всевозможными замками. Хотя могут украсть и седло...

В качестве обеда я купила там себе вареных креветок и готовый салат. Потом с трудом нашла себе не раскаленную и не частную скамейку. Поела, а когда встала, увидела, что на скамейке огромными буквами написано " Privat". Кстати, питаться в Альберте довольно удобно. Получается свежий и недорогой обед их натуральных продуктов. Только нужно с собой в рюкзаке носить вилку.



Здание вокзала поражает своей грандиозностью, продуманным ансамблем и лаконичностью стиля конструктивизма. На улице устроена огромная велопарковка, а внутри вокзала - филиал супермаркета Albert, где даже в 10 вечера можно купить себе отличный кофе, вкусную булочку или что-нибудь из нарезанных фруктов.



Здания вокруг вокзала, представляющие собой единый ансамбль. Я таю, таю от удовольствия... Конструктивизм может быть современным и чистым.





Велопарковка. Иногда владельцы великов навешивают на них что-то яркое (искусственные цветы, звонки, коробки), чтобы потом в этом ворохе железа найти свой вел.



В центре города довольно много мигрантов. Нет, не столько, как во Франции или Германии :) Но заметно, что это люди другой культуры.

Сейчас ходят разговоры о том, что телевизионные компании Хилверсума способствовали повышению уровня преступности в городе. Дело в том, что именно они приглашали многих людей низкой квалификации для краткосрочных монтажных работ. Сейчас в городе высокий уровень безработицы среди людей с низкой оплатой труда и широко распространены наркотики. Каждый день, как по расписанию, с 17 дня по улицам разливается запах травы из кофе-шопов.

За последние 40 лет население города сократилось на 20%. Это довольно существенная величина. Голландцы стали заводить меньше детей, город резко очертил свои административные границы и ему некуда расширяться (зато сохранили леса вокруг). К тому же жилье в городе очень дорогое, поэтому люди предпочитают переезжать в более дешевые места. А жилье стало дорогим с тех пор, как из города сделали цитадель телевидения и сюда перебрались жить телевизионные звезды.



Хильверсум окружен полями, озерами, лесами, полями и колоритными деревеньками. Поэтому после собеседования мы взяли в гостинице велики и поехали смотреть на море. Стояла ужасная жара, поэтому мы запаслись четырьмя бутылочками минеральной воды с соком.



Новые сандали Ecco я купила в тот же день, пока изучала город. Поняла, что в своих московских шлепках долго по брусчатке в жару не прохожу и нужно что-то экстренно поменять в своей обуви. В магазине на меня накинулась женщина лет 40:"Вы русская? Давайте дружить! Вот вам мой номер телефона. Я живу в Голландии с мужем уже 6 лет и мне совершенно не с кем поговорить. А так хочется..." К такой атаке я была не готова и даже не помню куда со временем дела ее номер телефона.

Наверное, это был своеобразный социальный крик отчаяния. Но я не понимаю как можно быть одиноким с интернетом и как можно за 6 лет ни с кем не завязать знакомства.

В тот вечер по дороге к морю мы проехали через многие прекрасные, отличные деревушки. Особенно запомнилась богатая деревня Bussum. Я понимаю тех детей политиков, которые переехали жить в Голландию. Каждый дом - как произведение искусства. С черепичной крышей, с соломенной, утопающий в зелени, с фонтаном...

Мы заехали в диковинную крепость 17 века Naarden, которая построена в виде многолучевой звезды. Сейчас внутри город, сохранивший старенькие красивые дома, брусчатку улиц и розовые кусты. Это одна из отлично сохранившихся подобных европейских крепостей.

Воспользуюсь снимком с Wikitravel:

File:Naarden kl Bijgewerkt.jpg

А вокруг крепости по лугам коровы, овцы, лошади гуляют, а в парке по дороге пасутся олени. Хорошо!

Вот так выглядел наш путь на карте: Через Bussum в Naarden.

File:Naarden-Bussum-topografie.jpg
Tags: Голландия, Хильверсум
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments