homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Дорога в Норвегию. Едем в Рованиеми

Рывок из Москвы на Север оказался непростым. Потеряв 4 часа на подмосковные пробки из-за пятничных дачников, приехав в Питер в 4 утра, выехав из Питера на следующий день в 13 ч., мы здорово сместили свой график. По красиво нарисованному мной плану мы должны были приехать в Вуокатти после 16 ч., успеть посмотреть город, питомник хаски и даже парк развлечений. Но мы доехали  до Break Sokos Hotel Vuokatti Apartments и заселились в свой домик за 30 минут до окончания ужина. Честно, мы было настолько измотаны недосыпом, погранпереходом, долгой дорогой, что с радостью и медлительностью ленивца достали из своих запасов чайник и доширак. Чайник, как показала скандинавская практика путешествий, можно было с собой не возить, все необходимое было в номере. Как и сковородки, столовые приборы... Но машине было нетрудно везти чайник, а нам - спокойнее.

Вот такой у нас был домик:




У отеля был вариант размещения в номерах или в домиках. Мы выбрали второе, поскольку нам нетрудно готовить самим, а также в домиках есть сауна. К тому же дом предполагает некоторую уединенность в пространстве. Это был совершенно очаровательный дом, из тех, в которых хочется прожить всю жизнь - чтобы за окном зеленое море леса, зайцы и лоси (кстати, заяц пробегал за окном), чтобы тишина, пение птиц и мало людей. И чтобы люди были со схожим уровнем образования и достатка. Вот такое безопасное пространство :)



Мне очень понравилось как все было выдержано в белых и коричневых тонах, цвета древесины и коры. Это очень перекликалось с миром за окном. Там, кстати, темнее не стало. Вот в таких сумерках прошла наша ночь, самая темная из предстоящих двух недель.

Лампа над столом своим сияющим узором приковала мое внимание на весь вечер.



Наш ужин в тот вечер - доширак. Памятуя о ценах на еду в Норвегии, мы взяли с собой из России все, что можно было перевезти через границу в ЕС, а в Рованиеми намеревались купить мясные, молочные продукты, картошку и прочие полезные продукты, в том числе и вино. Не покупать же все это в Норвегии :) Например, обычный бургер в норвежском сетевом кафе нам в 2014 г, т.е. по старому курсу, стоил 700 р., а два пакетика ничем не примечательной еды (хлеб, яйца, зеленый салат, ветчина, клубника) стоили 3000 р.



В спальне продуманно висели плотные шторы. Конечно, я забыла взять плотную повязку на глаза от полуночного солнца (хотя включила ее накануне в список вещей). И очень страдала потом из-за сбитого биоритма. Если в Финляндии о туристах позаботились, повесив на окнах плотные шторы, то в Норвегии повсюду были прозрачные рыжие или цветные тоненькие веселые шторки, которые ни от какого солнца не спасали. В таких случаях хотелось окно заткнуть подушкой, честное слово. Иногда приходилось извращаться и вешать над окном на вешалке плотный плащ-дождевик. Создавался хоть какой-то сумрак.



Обожаю этот уютный скандинавский стиль - дерево, белые дощечки, однотонные ковры и пестрые покрывала.

На кухне было все, что нужно внимательной хозяйке. Эта комната должна была играть роль центра притяжения для большой компании. Но мы вечно путешествуем одни, потому что не совпадаем по интересам с друзьями и знакомыми. Мы очень даже хотим путешествовать компанией, когда днем все разбредаются по своим делам, а вечером, за ужином, собираются в одной комнате и рассказывают истории о том, кто как провел день.



За окном 23 ч. Там между деревьями и кустами черники бегают зайцы.



После тяжелых дней дороги у нас даже хватило сил на юмор. Впереди была сауна (слава богам, она нагревалась быстро!) и она восстановила наши силы. Сашка сказал, что готов полюбить Финляндию только за сауну. Я же любила Финляндию давно, на расстоянии, читая по 15 раз истории про муми-троллей.





Что интересного есть в районе Вуокатти? Из нашего полевого дневника:

В 5 км от отеля находится питомник хаски. Адрес: Vuokatti, Hyvölänkyläntie 1. Работает до 17 ч. Можно взять экскурсию по парку за 15 евро/чел.
http://www.vuokattihusky.com/?lang=ru

В 3 км от отеля находится парк Angry Birds. Адрес: Vuokatti, Lastaajantie 3. Работает до 19 ч. Кафе работают до 18.30. Билет стоит 17 евро. Есть тематические магазины. Вход на территорию парка только в сменной обуви. Ее выдают.
http://www.angrybirdsvuokatti.fi/ru, про парк - http://ru-travel.livejournal.com/24371741.html

В 6 км на берегу озера находится курорт Сотками. Там красиво. Также там работает новый ресторан Messi, который помимо прочего предлагает вкусные рыбные блюда. Работает с 11 до 1 часа ночи. Адрес: Kainuuntie 14, Sotkamo

В Вуокатти-центре можно узнать всю информацию, взять в аренду инвентарь да и просто перекусить. Hesburger — финский аналог McDonalds.

Можно забраться на гору Вуокатинваара. Автомобильная дорога ведет наверх почти до самой горы и заканчивается парковкой. На вершину горы нужно еще идти пешком метров двести. По дороге много указателей и маршрутов. Вокруг много озер.

Финский словарь:
Ravintola — ресторан, toimisto — офис, rinteet — склоны, kaytä — используй, kielletty — запрещено.

K-supermarket Vuokatti, Heikintie 1. Работает до 21 ч.

Ягодное и фруктовое вино, финский ягодный сидр можно купить в Vuokattiopistontie 9, Vuokatti. Время работы: Пн - Сб с 11 до 17. Адрес фермы - http://vuokatinviini.fi/


Утром опять вышла накладка с нашими планами по времени. Ожидалось, что в 8 утра мы уже уедем из отеля. Но реальность внесла свои коррективы - мы решили позавтракать при отеле. Потому что лучше добротная яичница, салат и кофе, чем просто кофе где-то по дороге, путь даже это и будет отличный финский кофе, с медом и молоком.

С добрым утром! За окном лесной рассвет (если летом в центральной Финляндии вообще уместно понятие рассвета). Как видите, на широких верандах, скрытых от осадков, можно сидеть за столиком и пить чай.



Вид на серию домиков на большой территории отеля. Наша машина оставляет следы на свежеположенном песке, поскольку до домиков прокладывали новую дорогу. Возможно, мы неловко нарушили строителям все планы, но знака "кирпич" или "ремонтные работы" не было, а катить два чемонада по песку и нести на себе кучу сумок из машины с далекой парковки нам было неудобно.



Направо, через холмы и сосны, уходит тропинка, которая ведет от домиков к главному зданию отеля и к ресторану с завтраком.



Ресторан был очень уютный. Финны умеют так делать :)  Это выглядело как деревянный современный паб, с подушками, разграниченными уютными пространствами, с интересными дизайнерскими решениями.

Например, чего стоил светильник из столовых приборов!
Фото со страницы ресторана в Facebook - https://www.facebook.com/kippokainuu/



Смотрите какая у них очаровательная подача блюд для особого вечера:



С фиолетовой крышей - корпус основного здания отеля. Рядом удобная большая парковка. Мы надраили лобовое стекло, чтобы было удобнее фотографировать, и поехали в Рованиеми.  Погода была чудесная - тепло, солнце. А какой запах сосен! Хотелось здесь пожить неделю, но "глаза глядят на север". В тот день нам нужно было проехать 345 км и это заняло более 5 ч., учитывая остановки на заправку и туалеты.



По дороге встретили в лесу аккуратную финскую остановку. Остановки притягивают мое внимание во всех странах. Это случилось после того, как одним махом в Москве заменили старые, функциональные остановки на какое-то дизайнерское недоумение. Мне стало интересно - есть ли альтернатива этим пугалам? Оказывается, есть. И много.



Вариант финской лесной остановки "без остановки". Встречается тоже нередко.



Финляндия - страна лесов. И зачастую только по карте на навигаторе или по высокой рекламе можно понять, что за деревьями прячется деревня или, как здесь, супермаркет.



В Скандинавии при движении автомобиля очень сложно фотографировать. Впрочем, везде, где яркое солнце или высокий уровень УФ-излучения. Солнце бьет по глазам, фотоаппарат сходит с ума, пытаясь настроиться то на светлый, то на темный объект. Четкие снимки приносят радость. Хотя столбы то и дело лезут в кадр. Знаете чем они примечательны? Они деревянные и значит не будет проблем с их утилизацией. Мне хотелось бы, чтобы в России переняли этот опыт.



Вот здесь еще лучше видно, что столбы деревянные.



А за окном - большие поля и маленькие, далеко раскиданные финские домики.





Тот самый страшный знак, означающий, что в любой момент на дорогу может вывалиться дикое животное. Остановиться вовремя - малореально, уходить в сторону - опасно для маневра (другие водители ничем не виноваты), предусмотреть - невозможно.

"Я ждал и боялся этого". Вспоминаю мужика на миниавтобусе, который в сумерках на польской сельской дороге сбил взрослого оленя с большущими рогами. Не было у человека забот, а теперь стой, жди полицию, плати штраф. В случае сбитого северного оленя нужно заплатить его владельцу компенсацию.



В Финляндии каждый год случаются серьезные аварии со сбитыми северными оленями и лосями. В последние 15 лет популяция тех и других снижается, поэтому количество аварий из-за животных становится меньше. Аварии с оленями чаще всего происходят на двухполосных магистралях, в центре и на севере страны. С лосями чаще всего сталкиваются в центральном регионе и в Лапландии.

Чаще всего лосей сбивали с 1998 по 2005 год  Регистрировали 10-12 умерших лосей в год. С 2006 г. статистика снизилась в 3 раза. Последние несколько лет регистрируют 2-3 случая в год. Конечно, чаще всего с животными сталкиваются там, где выше плотность присутствия человека, в т.ч. в местах дорожных развязок. Если автомобиль едет со скоростью выше 80км/ч, у него велик шанс не успеть затормозить перед животным на дороге. Почти во всех случаях смертельно сбитых животных водители ехали с высокой скоростью.



Агенство транспорта Финляндии рекомендует ехать на более низких скоростях чтобы избежать несчастных случаев. Особенно при сложных погодных условиях.

Настоящий пик столкновений с оленями и лосями приходится на первые 2 часа после захода солнца - это 12% всех аварий. На остальные часы, неважно, дневные или ночные, приходится по 2-4% столкновений.

Статистику по сбитым животным по годам и регионам можно посмотреть в полицейских сводках Финляндии за 2014 год в формате pdf - https://www.liikenneturva.fi/sites/default/files/materiaalit/Tutkittua/Tilastot/tilastokatsaukset/tilastokatsaus_hirvielainonnettomuudet.pdf

Лес вдоль дороги очень плотный и стоит близко-близко.



Широкая безопасная развязка посреди леса.



В Финляндии государство старается привлечь внимание граждан к тому, что жизненно необходимо использовать ремни безопасности, в том числе пассажирам заднего сиденья. Что необходимо останавливаться при въезде на развязку перед стоп-линией. Что нужно высыпаться и ставить машину на парковку при первых признаках сонливости. Что нужно в снежную или дождливую погоду снижать скорость.



Безопасность дорожного движения в Финляндии явно слабее, чем у ведущих стран по безопасности дорожного движения -Швеции, Нидерландах, Великобритании и Норвегии.

Данные по смертности и травмам в количества человек:

2000    354    6 279
2001    386    6 065
2002    367    5 829
2003    346    6 561
2004    323    6 444
2005    343    6 679
2006    324    6 404
2007    349    6 308
2008    321    6 560
2009    255    6 159
2010    241    5 831
2011    273    6 135
2012    235    5 490

В Финляндии считают, что если на парковках больше аварий совершают пенсионеры (в силу возраста им трудно правильно оценивать траекторию поворота автомобиля), то на дорогах больше гибнет молодых людей. Пенсионеры на дорогах обладают большим жизненным опытом и меньше спешат. Но в случае со смертельными исходами выясняется, что причиной аварии стало сильное переутомление или засыпание водителя, судороги или потеря сознания. Специалисты также рекомендуют пожилым водителям пересаживаться на автомобили с автоматической коробкой передач, где нужно меньше принимать решений.

Иногда парковка имеет на дороге решающее жизненное значение. Устал - поспи.



Данные на 2012 год: в Финляндии выдано 3,6 млн. водительских прав. Среди них 15% принадлежат водителям старше 65 лет. При этом более 1700 водительских прав у людей старше 90 лет. Финляндия не собирается вводить ограничение водительских прав из-за возраста (хотя может оставить за собой право пересдачи, т.е. подтверждения знаний)..

Я нашла статистику за 2011 г, где говорится, что в 40 случаях аварий со смертельным исходом погибли люди возраста более 65 лет, а в 74 случаях (в 2 раза больше) погибли молодые люди возраста 25-44 лет. Т.е. молодые умирают на дорогах чаще.

Данные за 2012 г.: за последние 10 лет на 1/4 увеличилось количество смертности среди мотоциклистов и на 1/3 увеличилось количество травм. За последние 10 лет на 19% уменьшилось количество смертей на дороге из-за вождения в пьяном виде, а количество травм снизилось на 1/5. За последние 5 лет по причине пьяных водителей ежегодно гибнут 76 человек, а 900 человек получают травмы. Количество пьяных аварий остается неизменным - одна на 800 случаев. Каждый год выявляют 21 000 водителей, которые управляют автомобилем в нетрезвом виде.
Источник - www.liikenneturva.fi



Смертность на дорогах Финляндии снижается самыми медленными темпами по сравнению с другими 26 европейскими странами. Почему финские правила безопасности работают так плохо? Этому было посвящено целое исследование. Сравнили похожие страны ЕС по уровню ВВП, возрасту, продолжительности жизни, климату и протяженности дорог. На первый взгляд единственное существенное различие было - в 2-3 раза более высокое число насильственных смертей.

Если сравнить такие разные по плотности населения страны, как Великобританию, Швецию и Голландию, то окажется, что у них всех удивительно одинаковая смертность на дорогах - 40-43 жителя на 1 млн. чел в год. В Финляндии этот показатель выше на 26%. Но из этой статистики по Финляндии нельзя убрать число самоубийц, поскольку их отдельно не считают.  За последние 25 лет страны из группы сравнения улучшили безопасность дорожного движения в среднем на 58%, а Финляндия - только на 48%.

Были разработаны меры для постепенного снижения смертности на дорогах в результате ДТП ( к 2020 г. - не более 136 человек).

Что предлагает государство для снижения травматичности и смертности на дорогах:
- пристегиваться в автомобиле, в том числе пассажирам на заднем сиденье;
- уступать дорогу пешеходам;
- не садиться за руль уставшим или сонным;
- не отвлекаться на настройку навигатора во время поездки;
- в сложных погодных условиях действовать чуть медленнее, оставляя себе зазор на несколько секунд на совершение маневра;
- использовать шлем при езде на мотоцикле, мопеде или велосипеде.

Что может сделать государство со своей стороны:
- увеличить количество двухполосных дорог;
- увеличить количество общественного транспорта;
- запретить использование старых автомобилей.
- чаще проверять взрослых водителей на уровень алкоголя в крови, а молодежь до 25 лет - на употребление наркотиков;
- повысить безопасность пешеходных переходов;
- улучшить дорожные развязки и систему дорожного движения вообще;
- больше уделять внимание статистике показателей дорожных происшествий;
- внести изменения в Закон о дорожном движении.
- взять на себя ответственность за лечение и реабилитацию пострадавших.

Например, подобные меры позволили Швеции в 2 раза снизить количество смертей и серьезных травм от дорожных аварий. Во всех странах из группы сравнения разработаны и действуют программы по существенному снижению смертности на дорогах до 70% к 2020 г.



Большинство аварий в Финляндии происходит вне городов.

В мае 2016 г. в Финляндии отметили, что причинами городских автомобильных аварий в 70% случаев становятся женщины-водители. Они настолько осторожничают, что своим поведением провоцируют аварии.

За последние 10 лет Финляндия добилась того, что количество аварий со смертельным исходом из-за пьяных водителей снизилось более чем на 40% (данные на июнь 2016 г.). При этом в 90% случаях погибшими и ранеными были мужчины. Если посмотреть статистику за последние 3 года, то в среднем получается, что каждый год в "пьяных авариях" гибнет 52 человека и получают серьезные ранения около 600 человек (серьезными считаются те, когда человек по крайней мере 3 дня провел в больнице на лечении).

При этом 84% смертей и 2/3 всех случаев автомобильных травм случились вне городов.

Если посмотреть на возрастной график погибших, окажется, что смертность стремительно растет с 14 лет, пик приходится на возраст 15-22 года (особенный "взрыв" в 18 лет), затем количество смертей держится на одном уровне до 65 лет, после чего быстро снижается. С травмами в авариях почти такая же ситуация - пик приходится на возраст 15-32 года и постепенно снижается к 70 годам.

В основном пьяные аварии с травмами и смертями происходят с мая по октябрь. В снежные периоды пьяных на дорогах существенно меньше. Если посмотреть статистику с 2010 по 2015 год, то окажется, что количество травматичных аварий удалось снизить в 2 раза - со 160 до 80 штук в год.

Решили проанализировать случаи - кто являлся виновником в "пьяных авариях"(данные за 2013-2015 гг.). Оказалось, что в 69% случаев - пьяный водитель, в 23% - пьяный пассажир, в 8% случаев - пьяный посторонний человек (например, пешеход или велосипедист).

Данные финской транспортной службы - https://www.liikenneturva.fi/sites/default/files/materiaalit/Tutkittua/Tilastot/tilastokatsaukset/tilastokatsaus_rattijuopumus.pdf

Вдалеке видна безопасная развязка:



Про велосипедистов. За последние 10 лет удалось на 20% снизить количество вело-аварий. Если взять статистику за последние 3 года, то в среднем за каждый год гибнет 26 велосипедистов и получают ранения 800. Если взять данные за 2014 г., то серьезные травмы велосипедисты получили в 7% случаев всех травм. Из всех смертельных случаев ДТП 10% приходится на происшествия с велосипедистами. В 3/4 случаев умершие велосипедисты были мужчинами, в случае получения травм на долю мужчин приходится чуть больше половины случаев.

Из всех погибших велосипедистов половина была старше 64 лет. В Финляндии у велосипедистов старше 65 лет риск быть сбитым на смерть на дороге становится в 3 раза выше, чем у остальных возрастных групп.

В то же время риск получения велотравм у детей 10-14 лет в 2 раза выше, чем у остальных групп населения.



Более половины смертей велосипедистов происходят при столкновении с автомобилем. Более 70% ранений велосипедисты получают на перекрестках. Более половины травм между велосипедистами происходит на поворотах и пересечениях велодорожек.

Смерть велосипедистов в основном наступает от черепно-мозговых травм. По полицейским данным за 2012-2014 гг. 55% погибших велосипедистов ездили без велошлема. Шлем бы спас людей в 4 случаях из 10.

Кто гибнет в велоавариях? Если смотреть по возрастным группам, то в возрасте от 0 до 54 лет число людей по возрастным группам небольшое - от 3 до 6 человек. Но все меняется в группе от 55 лет - показатели мгновенно взлетают до 17-20 человек.

Финская транспортная статистика по велосипедам собрана здесь - https://www.liikenneturva.fi/sites/default/files/materiaalit/Tutkittua/Tilastot/tilastokatsaukset/tilastokatsaus_pyorailijat.pdf

Всю финскую статистику по разным видам дорожного транспорта можно найти здесь - https://www.liikenneturva.fi/fi/tutkittua/tilastot/ajankohtaiset-tilastot. Там много наглядных таблиц и графиков.


Совершенно очаровательный пингвин у дороги, показывающий, что в магазине на заправке продают мороженое.
Машину мы заправили, а себе купили по большому финскому кофе: налили из теплого чайничка кофе (он стоял на электроплитке), добавили меда и молока. Вкусно!



Ближе к Рованиеми пошел дождь. Все стало однообразно серым. Домики и поля пропали. Повсюду был виден только лес и сопки. Между елками осели плотные облака.



После очередной заправки мы увидели тех самых северных оленей, которые небольшой компанией лениво переходили дорогу.  Мы подождали пока они прошли и поехали дальше.





Материалы по теме:

Большое путешествие со сковородкой на Север (карта маршрута)

Дорога в Норвегию (сравнение дорог и остановок России и других стран)

Дорога в Норвегию, продолжение (сравнение процесса ремонта российских и европейских дорог)

Дорога в Норвегию, продолжение (от заката до рассвета...сравнение организации дорожного движения в России и в Европе)

Дорога в Норвегию. Едем в Вуокатти. Часть 1. (сравнение лесов, дорог и туризма Финляндии и Карелии)

Дорога в Норвегию. Едем в Вуркатти. Часть 2. (сравнение сельского хозяйства Финляндии и Карелии)
Tags: Дороги, Финляндия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments