homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

Про миграцию в Германию: притяжение и отталкивание мигрантов

Мне захотелось до конца разобраться с причинами и качеством миграции в Германии (чтобы понять общую картину того, что сейчас происходит и к чему логически идет) и нашла вот такую информацию, которой с вами делюсь.

Сальдо миграции в Германии (1950-2015).
Источник - https://mediendienst-integration.de/migration/wer-kommt-wer-geht.html



Основные вехи:

- Начало 1960-х - Германия из-за демографического кризиса пригласила рабочих мигрантов из других стран.
- Конец 1960-х - начало 1970-х - в Германии выросло новое поколение немцев, появилась высокая конкуренция за рабочие места, начались демонстрации против трудовых мигрантов.
- В 1973-1974 гг. из-за нефтяного экономического кризиса были закрыты иммиграционные программы
- В 1984 г. Германия с помощью программы "добровольной репатриации" постаралась снизить количество трудовых мигрантов. Программа была признана неуспешной.
- В 1980–1998 годах из стран Восточной Европы в ФРГ прибыло около 2,7 миллиона этнических немцев. В 1990-е годы государство активно привлекало неквалифицированных трудовых мигрантов.
- В 2000-2004 гг. Германия ввела "Зеленую карту" для привлечения IT-специалистов. Программа не оправдала себя, поскольку для высококвалифицированных специалистов было поставлено условие - находиться и работать в Германии не более 5 лет. По программе приехало чуть больше половины от ожидаемого числа специалистов - 16 800 человек (по другой оценке - 15 000).
- В январе 2005 г. вступил в действие закон, по которому получить вид на жительство могут только те высококвалифицированные специалисты, которые вложат  в страну более 1 млн. евро и создадут более 10 новых рабочей мест.
- Летом 2007 г. был введен более строгий экзамен на знание немецкого языка. Как следствие - количество иностранцев, получивших немецкое гражданство, уменьшилось на 15%. Число натурализированных мигрантов в 2008 г. стало самым низким за последние 10 лет.
- В мае 2009 г. канцлер Германии заявила в своем видеоблоге, что предоставление немецкого гражданства как можно большему числу проживающих в Германии иностранцев является условием для процветания страны - http://www.dw.com/ru/
- В апреле 2012 г. Германия ввела "Голубую карту", в соответствии с которой высококвалифицированный специалист и его супруга получают сразу ВНЖ на 4 года, супруга также получит разрешение на работу. Знания немецкого языка для супругов не требуется. Через 33 месяца после начала работы по контракту можно получить ПМЖ (можно сократить этот срок до 21 месяца за счет сдачи экзамена по немецкому языку на уровень В1 и выше, т.е. нужно «понимать на слух смысл разговора и информации, если говорят медленно, высказывать свое мнение, заключение, описывать свой опыт несложными и связными предложениями, читать тексты, связанные с повседневной жизнью и из области работы").
Через 5 лет после владения немецким ПМЖ можно получить так называемый европейский ПМЖ, предоставляющий право работать в любой стране ЕС. Сейчас законодатели работают над изменением этой нормы.
Таким образом Германия открыла доступ к гражданству не этническим немцам, т.е. гражданство перестало выдаваться на основании "права крови". На протяжении долгого времени в Германии существовал этнический принцип «права крови», на основании которого приоритет в предоставлении немецкого гражданства и социальных трансфертов отдавался немецким переселенцам. (Простите, мне все это напомнило идею Гитлера про то, что в Германии должна жить титульная нация).

"Долгое время понятия "немецкое гражданство" и "немецкая национальность" были фактически синонимами. Дело в том, что до конца прошлого века гражданами ФРГ были почти исключительно этнические немцы. Иммигранту, не немцу по крови, даже в третьем поколении живущему в этой стране, получить немецкий паспорт было крайне сложно.
Ситуация резко изменилась в последние десять лет после либерализации закона о предоставлении немецкого гражданства. Для его получения, правда, в принципе надо выйти из прежнего. За минувшие годы "немцами" стали более миллиона человек, в жилах которых нет ни капли немецкой крови." Источник - http://www.dw.com/ru/
Официальное превращение Германии в многонациональную страну потребовало бы признания этнических меньшинств и, например, ведения школьного образования на родном языке наравне с государственным (как это было реализовано в СССР). Но Германия и СССР тем и отличались, что хотя оба государства были социалистическими, одно было моно-национальным, другое - многонациональным и это подтвержалось паспортом. В Германии нет внутренних паспортов, а в удостоверении личности не указывается национальность.




В 1960-е годы Германия испытывала большой недостаток рабочих рук из-за низкой рождаемости в предвоенные и военные годы. Те страны, у которых до Второй Мировой были колонии (Англия, Франция, Нидерланды), воспользовались этим и пригласили к себе население из этих колоний. Но главным источником рабочей силы для Германии стали трудовые мигранты из Южной Европы, Ближнего Востока, Югославии и Турции.

Они привлекались в западно-европейские страны на основе двусторонних межгосударственных соглашений только на временную работу в определенной отрасли и у конкретного работодателя. Как правило, гастарбайтеры были рабочими средней и низкой квалификации, занятыми в строительстве и тяжелой промышленности. После окончания контракта они были обязаны вернуться на родину. Прибытие семей иммигрантов не приветствовалось. Однако в определенных условиях рабочие могли вызывать к себе семьи — например, в случае продления контракта после года работы в Германии. К началу 1970-х годов в ФРГ из 4 миллионов иностранцев только 2/3 были рабочими, остальные — их детьми или другими членами семей.

Именно те, первые приглашенные рабочие, способствовали в 1970-х годах еще большему количеству иностранцев в стране по линии "воссоединения семьи", а в 1980-х годах - по линии беженцев и перемещенных лиц.

Соглашения о временном въезде гастарбайтеров потерпели полный крах. Из 20 миллионов рекрутированных иностранных рабочих в конечном счете домой вернулась только половина. Западноевропейские правительства не проводили насильственной репатриации, но и не предоставляли остающимся трудовым иммигрантам прав на постоянное проживание. В большинстве западноевропейских стран сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на рост численности иммигрантов и удлинение периода их пребывания, политики, профсоюзы и работодатели вплоть до 1990-х годов утверждали, что иммигранты находятся здесь временно. В Германии по этому поводу шутили: «Нет ничего более постоянного, чем временная миграция».

В конце 1960 - начале 1970 на европейские рынки труда вышли дети, рожденные европейцами в послевоенные годы. К рабочим мигрантам прибавились местные, ищущие работу. Интересы схлестнулись. Начались акции протеста против приезжих рабочих (особенно много акций было в среде молодежи). После этого из Европы начался некоторый отток рабочих мигрантов. В 1972 году во Франции и Германии были впервые введены санкции против работодателей, нанимавших на работу иностранцев без соответствующих разрешений.

В период «нефтяного» экономического кризиса 1973–1974 годов программы по найму иностранной рабочей силы почти во всех странах Западной Европы были закрыты. Фактически в те годы была определена главная цель иммиграционной политики западноевропейских государств на всю последнюю четверть XX века: достижение нулевого миграционного прироста иностранного населения. Чтобы выполнить поставленную задачу, власти не только ввели запрет на трудовую миграцию, но и постоянно ужесточали внешний и внутренний иммиграционный контроль.

В 1984 г. Германия пыталась создать "добровольную репатриацию": были установлены «гранты на репатриацию» для безработных иностранных граждан в размере до 10 500 немецких марок (с дополнительными выплатами для их семей). Но этими грантами воспользовались только 40 000 иностранцев.

Однако в целом, несмотря на ограничительную политику, численность иностранцев в европейских странах увеличивалась. Если в 1980 году их насчитывалось 13,5 миллиона, то в 1998 году — уже 19,1 миллиона. Увеличение численности иностранцев происходило, во-первых, благодаря тому, что не были закрыты такие каналы миграции, как воссоединение семей, учеба, поиск убежища. Во-вторых, влиял демографический фактор, тем более что показатели рождаемости для многих групп иностранцев были очень высокими. В Германии, например, численность немецких граждан в 1997–2000 годах сократилась из-за естественной убыли на 600 000; численность же иностранцев за счет положительного естественного прироста возросла на 300 000. В-третьих, еще в 1968 году между Бельгией, Германией, Францией, Италией, Нидерландами и Люксембургом начало действовать соглашение о свободном перемещении рабочей силы, к которому в дальнейшем присоединились другие западноевропейские страны. В-четвертых, в конце 1980-х годов в ряде стран вновь открылись каналы трудовой миграции. Так, Германия после падения железного занавеса заключила ряд соглашений с Польшей, другими странами Восточной Европы и Турцией о ежегодном найме примерно 270 000 человек, из которых 90 % составляли сезонные рабочие.

Основой для увеличения численности иностранного населения в западноевропейских государствах является их подход к интеграции иммигрантов и сложный процесс натурализации. Не говоря уже о таких требованиях к ходатайствующим о получении гражданства, как хорошее знание языка или достаточно высокая степень интеграции в общество, только временной ценз в этом случае составлял в Германии 15 лет, в Италии — 10 лет, в Швейцарии — 12 лет. В результате иммигранты, прожившие в странах Западной Европы много лет, порой с рождения, юридически не считались их резидентами. Комментируя итоги гастарбайтерских программ 1960-х годов, швейцарский писатель Макс Фриш писал: «Мы хотели рабочих, а получили людей». Именно к такому повороту событий европейское общество оказалось не готовым. Хотя многомиллионному иностранному населению были предоставлены определенные социальные гарантии, оно было исключено из активной общественной жизни (в частности, из-за незнания языка страны пребывания). Образовавшиеся в результате социальной изоляции национальные общины отличались более низким жизненным уровнем, были связаны с теневой экономикой, консервировали свои неевропейские обычаи. Все это способствовало распространению ксенофобии среди граждан европейских государств.

В 1980–1998 годах из стран Восточной Европы в ФРГ по программе репатриации соотечественников прибыло около 2,7 миллиона этнических немцев. В 1990-х годах в Германии каждый третий из прибывших на длительный срок был репатриантом.

В 1990-х годах объемы миграционных потоков увеличились, усилилось миграционное давление на развитые страны со стороны третьего мира — этому способствовали и политические события (демократизация стран бывшего социалистического лагеря, военные конфликты в Югославии, Афганистане и др.), и экономические изменения в бедных странах, позволившие большему числу их жителей совершать международные поездки, и развитие глобальных систем коммуникации. Общее число иммигрантов в богатых странах Запада увеличилось с 55 до 75 миллионов. При этом в западноевропейских странах рост наблюдался вопреки ограничительной иммиграционной политике. Механизмы управления миграционными потоками давали очевидные сбои. Несмотря на усиленный пограничный контроль и борьбу с теневой занятостью, поток нелегальных мигрантов не убывал.

В 1990-х годах Германия была заинтересована в большом количестве неквалифицированных трудовых мигрантов, поскольку были такие сферы экономики, как сельское хозяйство, строительство, обслуживание туристов и сфера услуг вообще, где из-за низкой оплаты ощущался дефицит сотрудников. Немцы на такого рода работу предпочитали не устраиваться по причине низкой оплаты.

В период реконструкции Берлина до 25 % строительных рабочих, несмотря на строжайший контроль со стороны полиции и трудовой инспекции, трудились без законных соглашений о найме. Более того, в мире возникла и стала развиваться мощная международная система, организующая нелегальную миграцию. Множество уголовных дел, заведенных в отношении лиц, содействующих незаконной перевозке людей, — только верхушка этого криминального «айсберга».

В мае 2003 года на конференции в Афинах 150 ведущих экспертов в области миграции призвали европейские правительства руководствоваться реалиями экономики, а не поддаваться общественному мнению, выступающему против иммигрантов. Без стимулирования замещающей миграции, т. е. миграции, компенсирующей сокращение численности всего или отдельных возрастных групп населения, численность жителей западноевропейских стран сократится к 2050 году почти на 40 миллионов человек. Приток иммигрантов может в определенной мере затормозить процессы депопуляции и демографического старения и тем самым смягчить их социально-экономические последствия. Чтобы число занятых не уменьшалось, страны Западной Европы после 2010 года должны принимать ежегодно 2,2 миллиона мигрантов вместо нынешних 500–600 тысяч. Молодые иммигранты своими налоговыми выплатами могут существенно улучшить ситуацию в области социального и пенсионного обеспечения.

Чрезвычайно позитивным аспектом иммиграции в странах Нового Света, особенно в США, считают «приток умов». В современной экономике, где человеческий капитал приобретает особую значимость, иммигранты становятся одним из важных факторов роста и успехов в конкурентной борьбе. Национальные системы образования не успевают удовлетворять растущие потребности в кадрах для новых высокотехнологичных отраслей экономики. Согласно существующим оценкам, на рубеже XX–XXI веков дефицит специалистов только в области информационных технологий составлял в США порядка 850 000, в Европе — 2 000 000. Разворачивается настоящая конкурентная борьба за человеческие ресурсы, в которой Европа заметно проигрывает Новому Свету. Так, в 1999 году в Германию прибыло всего 8 600 специалистов с разрешением на работу и 20 000 — по внутрифирменным переводам; в США же было допущено на постоянное место жительства 56 000, на временную работу — почти 115 000, а по внутрифирменным переводам — 230 000 специалистов. Самый печальный для Европы факт заключается в том, что вакансии в США, Канаде и Австралии частично заполняются ее уроженцами. Все это подталкивает европейские страны к переходу от политики ограничения к политике гибкого управления миграционными процессами. Впрочем, и страны Нового Cвета, чтобы сохранить лидерство в борьбе за умы, должны модернизировать свою иммиграционную политику.

Летом 2004 года после четырехлетних баталий между правительством Шредера и консервативной оппозицией парламент одобрил первый в истории Германии Закон об иммиграции. Министр внутренних дел Отто Шили, бывший одним из инициаторов законопроекта, отметил: «с принятием Закона в Германии наконец признали, что иммиграция — реальность, что она имеет положительный эффект, что ей надо управлять». Вместо прежней запутанной системы, с ее четырьмя видами разрешений на проживание в стране, вводится более простая. Отныне существуют лишь два вида разрешений: на временное и на постоянное (бессрочное) проживание. Новая политика предполагает «содействие и регулирование иммиграции на основе интеграционных и экономических возможностей Германии». В то же время Закон облегчает выдворение из страны лиц, подозреваемых в террористической деятельности.

В 2000 году в Германии была введена в действие нашумевшая программа «Зеленая карта», направленная на привлечение (сроком до пяти лет) специалистов в области информационных технологий из стран, не принадлежащих к ЕС, — в первую очередь из Индии и Восточной Европы. Первоначально для отбора кандидатов планировалось использовать балльную систему, но затем авторы программы вернулись к упрощенной системе разрешений на работу. Однако за период с 2000 по 2003 год вместо ожидаемых 20 000 в Германию прибыли только 15 000 программистов. Причинами относительной неудачи считают плохое знание немецкого языка, распространение ксенофобии в Германии, а также тот факт, что транснациональные компании предпочитают привлекать специалистов из других стран с помощью внутрифирменных перемещений, без лишних затрат, сопряженных с получением разрешений на работу.

Международные перемещения неквалифицированных работников носят временный, большей частью сезонный характер. Эта ограничительная политика направлена не только на защиту местного рынка труда. Как правило, люди с низким уровнем образования и доходов не знают язык принимающей страны и плохо интегрируются в новой среде.

Судьбы нелегальных мигрантов складываются по-разному. Большая часть задержанных «нелегалов» покидает страну добровольно; некоторые остаются, если иммиграционные службы находят для этого основания. Остальные высылаются из страны, хотя существует мнение, что депортация — дорогостоящая мера, противоречащая принципам демократии. Все же сегодня в ней видят одно из главных средств (прежде всего психологического свойства), помогающих предотвратить нелегальную миграцию. Почти семь миллионов нелегальных мигрантов было амнистировано в ходе программ легализации. Но если сопоставить оценки числа нелегальных мигрантов, с одной стороны, и числа задержанных и амнистированных — с другой, то нетрудно убедиться, что значительная часть «нелегалов», несмотря на ужесточение пограничного контроля, продолжает жить и работать на территории развитых стран.

Ошибки предыдущих лет побуждают правительства западных стран уделять повышенное внимание интеграции иммигрантов, поскольку от этого сегодня зависит политическая стабильность в обществе. Новая интеграционная политика принимает в расчет и тех иммигрантов, которые давно живут в стране, и тех, кто прибыл в нее недавно, в том числе на правах беженца или родственника. Одним из основных направлений интеграционной политики является изучение языка и культуры страны иммиграции. В Германии посещение специальных интеграционных курсов вменяется иммигрантам в обязанность новым законом об иммиграции. Все издержки по организации этих курсов несет государство. Вновь прибывшим иммигрантам, не прошедшим обучение, могут отказать в продлении вида на жительство, а давно проживающим — снизить социальные пособия.

Источник - http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/europa-dis/politic_izmeneniya/


Привлечение иммигрантов является» важным фактором, в первую очередь, экономического развития Германии. Анализируя иммиграционную политику, проводимую правительством Германии на современном этапе, можно утверждать, что она подчинена двум целям: во-первых, ресурсное обеспечение производства трудовыми мигрантами, при нежелании «коренного» населения занимать определенные позиции на рынке труда, а во-вторых, восполнение сокращающегося населения Германии (низкая рождаемость, высокая доля пожилых людей) за счет иммигрантов (замещающая миграция). Старение населения оказывает непосредственное воздействие на рынок труда, сокращая численность лиц трудоспособного возраста в Германии. Проведение целенаправленной политики привлечения мигрантов, со стороны государства направлено на смягчение демографического^ фактора на рынок труда. Одновременно иммиграция' в Германию вносит свой вклад в обострение социальных, политических и социально-психологических проблем в принимающее общество.

Активизации интеграционного направления в 2000-е гг. способствовали законодательные изменения, важнейшим следствием которых стало применение наряду с «правом крови», «права почвы» в вопросах предоставления гражданства. Ослабление принципа «права крови» за счет введения «права почвы» фактически означало переориентацию государственной миграционной политики Германии от концепции этноцентричного государства к формированию нации-согражданства. Предпринятые меры позволяют говорить о том, что развитие интеграционной составляющей станет приоритетным направлением иммиграционной политики.


Источник -  http://www.dissercat.com/content/immigratsionnaya-politika-germanii


*********

Про программу "Green Card" в Германии.

Характерным примером иммиграционной политики, направленной на стимулирование экономического развития страны, является программа «Зеленая карта» (Green Card für IT-Fachkrafte), осуществлявшаяся в Германии в 2000-2004 годах.Причиной появлений этой программы стала ситуация, сложившаяся в секторе информационных и телекоммуникационных технологий в Германии в конце 1990-х годов: количество компаний в этом секторе выросло во второй половине 1990-х годов почти на 30% (в сравнении с 8% ростом для всей экономики Германии в целом), а их оборот увеличился почти на 60% (в сравнении с 17% по экономике в целом). В результате к 1999 году в Германии возникла гигантская потребность в специалистах в области высоких технологий, оцениваемая более чем в 500 000 вакансий. В то же время, к примеру, в 2000 году вузы Германии выпустили всего 7 900 выпускников в этой сфере и теоретически могли бы удовлетворить этот спрос только через 7-8 лет (с учетом среднего срока обучения по этой специальности и ежегодного количества выпускников)!

Ввиду особого приоритета сектора информационных и телекоммуникационных технологий для Германии (который, наряду с автомобилестроением и электротехникой, относится к трем крупнейшим отраслям экономики страны) 23 февраля 2000 года на открытие компьютерной ярмарки CeBIT в Ганновере федеральный канцлер Германии Герхард Шредер выступил с инициативой выдачи т.н. «зеленых карт», позволяющих иностранным ИТ-специалистам (прежде всего программистам, специалистам в области баз данных и специалистам по системным исследованиям) из стран, не входящих в ЕС, находиться и работать в Германии сроком до пяти лет.

Стоит отметить, что эта инициатива была одним из редких случаев, когда в обществе не возникло серьезных разногласий: правительство, работодатели и профсоюзы признавали необходимость такого решения для экономики Германии в среднесрочной перспективе.Программа «Зеленая карта» начала действовать 1 августа 2000 года. Основным условием участия в программе являлось наличие у претендента высшего образования по специальности «Информационные и телекоммуникационные технологии» (университетский или политехнический диплом) или же высокой квалификации в данной области, подтверждением которой выступала договоренность с предполагаемым работодателем о годовой зарплате (до вычета налогов) в размере не менее 51 000 евро. Отметим, что знания немецкого языка не является обязательным условием для участия в программе

Квота для выдачи разрешений на работу в рамках программы «Зеленая карта» изначально была установлена в размере 10 000 «зеленых карт», однако в июле 2003 года она была увеличена до 20 000. При этом получить «зеленую карту» могли также, не выезжая из Германии, иностранные студенты-выпускники немецких вузов по соответствующей специальности. Заявление на выдачу въездной визы рассматривалось очень быстро, в течение недели.

За почти 4 года действия программы около 16 800 иностранных ИТ-специалистов получило разрешения на жительство и работу в Германии.

Среди ИТ-специалистов, получивших немецкую «зеленую карту» к 31 декабря 2003 года, преобладающее большинство составляют мужчины (свыше 90%) и работники в возрасте до 35 лет (свыше 75%). Большинство трудящихся-мигрантов, получивших «зеленую карту», являются выходцами из Индии (27,7%), вторую по численности группу образуют граждане России, Белоруссии, Украины и стран Балтии (12,3%), за которыми следуют специалисты из Румынии (6,9%), а также Чешской и Словацкой Республик (6,4%). При этом около 16% «зеленых карт» было выдано иностранцам, окончившим немецкие вузы по специальности «Информационные и технологии».

92,4% выданных «зеленых карт» предназначено для предприятий более развитых «старых» федеральных земель (прежде всего, Гессен (25,2%), Бавария (24,2%), Баден-Вюртемберг (18,9%) и Северный Рейн-Вестфалия(14,4%)).

Вместе с тем ухудшение экономической конъюнктуры в Германии в 2000-е годы не обошло стороной и сектор информационных технологий. Так, согласно исследованию М. Верана, около 22% обладателей «зеленой карты» были за время своей работы в Германии, как минимум, один раз безработными. Программу «Зеленая карта», прекратившую свое действие 31.12.2004 года, заменил вступивший в действие 1 января 2005 года новый иммиграционный закон (Zuwanderungsgesetz). Выданные «зеленые карты» сохраняют свою силу до окончания срока их действия. Новый закон упрощает процедуру получения вида на жительства в Германии для высококвалифицированных иностранных специалистов и предпринимателей, готовых вложить более 1 млн. евро и создать более 10 новых рабочей мест, усложняя ее в то же время для беженцев и вынужденных переселенцев, этнических немцев и членов семей иммигрантов. В законе оговаривается, что условием предоставление иностранному специалисту разрешения на работу в Германии является потребность экономики в работниках этой профессии, которую невозможность удовлетворить только с помощью немецких граждан или граждан ЕС. При этом в новом законе отсутствуют особые правила для представителей отдельных профессий.

Источник - http://demoscope.ru/weekly/2006/0243/analit04.php
Tags: Германия, Их нравы
Subscribe

  • Бэлор. Один из младших бесов.

    "Угли костра тлели всю ночь. Я наблюдал эту картину из окон дома. В один из моментов я почувствовал на себе чей-то взгляд и обернулся к двери.…

  • Войлочная игрушка Капибара

    Осенняя войлочная капибара. Плотненькая и толстенькая. Во всех лапах проволочный каркас. Лапки можно немного двигать. В длину от кончика морды до…

  • Весенний котик

    Весенний котик в голубых штанишках. Свалян из шерсти. В высоту с ушками 11,5 см. Во всех лапах и хвосте проволочный каркас. Передние лапки можно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments