homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Дорога в Норвегию. Едем в Ивало

Утром, перед отъездом из Рованиеми, мы заехали в К-супермаркет, чтобы в филиале государственного алкогольного магазина  Alko купить вина для предстоящего отпуска. Везти алкоголь из России было глупо (поскольку непонятно его качество), а в Норвегии алкоголь стоит дороже, чем в Финляндии.




Из предыдущего поста вы уже узнали сколько в Финляндии происходит "пьяных" аварий. Страна все еще находится на пути повышения безопасности дорожного движения. В связи с этим на территории Финляндии действует государственная монополия на продажу алкоголя: все напитки крепостью выше 4.7 градусов можно купить только в специализированных магазинах Alko.

Как правило, магазины Alko открыты с 9:00 до 18:00 -20:00 с понедельника по пятницу, до 16:00 -18:00 в субботу. По воскресеньям и в праздничные дни они закрыты. Некрепкое пиво, сидр, лонг-дринки, легкие фруктовые и ягодные вина можно приобрести в супермаркетах, R-киосках и на заправках. Время продажи алкоголя в них также ограниченно - с 9:00 до 21:00. Напитки крепостью до 22% могут купить лица от 18 лет, крепче – только с 20.

Бутылка 0.75 л сухого французского красного или белого вина стоит в Финляндии от 7 до 40 евро, цены на шампанское начинаются с 7 евро и доходят до сотни и выше.

Проверки на своих дорогах на алкоголь Финляндия проводит регулярно. При поездке на автомобиле допустимое содержание алкоголя в крови до 0.5 промилле в крови.

Источник - http://finnish.ru/alko/




В Норвегии алкоголь крепостью выше 4.75% можно купить в государственных алкогольных магазинах Vinmonopolet. По будням они открыты до 17-20 ч, в субботу - до 15-18. В воскресенье закрыты. Время работы зависит от размера населенного пункта. Такое ограничение продажи призвано запретить продавать крепкий алкоголь подросткам и пьяным. А пьянеют норвежцы быстро... Впрочем, как и финны.

Пинта пива в популярных норвежских барах стоит 6-10 $ (цена на март 2016). Бутылка чилийского и новозеландского вина в Тромсё стоит 20-25 $ (цена на сентябрь 2015). Алкоголь и коктейли в норвежских барах очень дорогие.
Стоимость на еду/напитки/аренду жилья/такси в Норвегии можно посмотреть здесь - http://www.numbeo.com/cost-of-living/country_result.jsp?country=Norway

Детки в Норвегии балуются тем, что вызывают себе "Бухло-такси". "Это проще, чем заказать пиццу", - говорят они. Правда, под видом качественного алкоголя им могут продать метанол, от которого слепнут или умирают. По статистике, каждый десятый норвежский парень 12 лет пьет алкоголь. 3% его ровесников напиваются.

В Норвегии под влиянием алкоголя происходит немало аварий на воде. При этом 60% норвежцев не знают о лимите уровня алкоголя в крови. Если для земли он составляет 0,2 промиле, то для воды - 0,8. За 6 месяцев 2016 г. полиция Норвегии остановила 1 189 пьяных водителей. Это на 400 человек больше, чем за аналогичный период 2015 г. Больше всего пьют за рулем сами норвежцы, а также туристы из Польши, Литвы и Швеции.

Статистика по употреблению алкоголя в Норвегии за 2009-2014 гг.:

http://nordan.org/wp-content/uploads/2015/04/IMG_3480-374x300.png
На 2014 г. это 6,06 л чистого спирта на душу населения. Для сравнения, по данным ВОЗ, в России на 2014 год этот показатель составил 15,76 л.


Самая высокая смертность в мире от передозировке наркотиков - в Эстонии. За ней идет Норвегия. По статистике ЕС, Осло уже много лет возглавляет список по передозировке героином. При этом местные партии христиан и демократов выступают за создание в таких крупных городах, как Осло и Берген специальных комнат, где наркозависимые могут курить и колоться. Тяжелозависимым предлагают раздавать героин. Это позволит не зарабатывать на них наркоторговцам.




Вскоре пересекли линию Полярного круга. Где-то совсем рядом находится Деревня Санта Клауса, куда все почему-то рвутся в зимние школьные каникулы, когда самый короткий световой день, самые большие очереди и самые высокие цены. То ли дело в марте! Светло, много снега, можно кататься на лыжах и не расталкивать соседей локтями.
Вот здесь подробный репортаж про эту деревню - http://tvoirovaniemi.livejournal.com/15519.html



Впереди нас ждет долгая дорога через леса, холмы и озера. Приблизительно 65% Финляндии покрыто лесами. В основном растут сосны, ели и березы. Постепенно продвигаясь на север можно заметить, что березы становятся все ниже, затем вовсе исчезают. Еще ближе к северу начнут исчезать сосны. Ели - самые холодостойкие, но на территории лесотундры исчезнут и они.



Леса, как и вода, в Финляндии присутствуют повсюду, даже в крупных городах. Проплывая через зеленые моря, хочется остановиться, пойти вглубь леса, слушать тишину, лежать в папоротнике, собирать ягоды... Но там столько мошкары! Запасайтесь реппелентами.

Я согласна со словами Карла Линнея:"Если бы не комары, это место могло бы называться раем на Земле".

В Финляндии действует всеобщее право на лес, это значит, что любой человек может гулять по лесу, собирать ягоды и грибы. Для многих это превращается в своеобразный спорт.  Например, в Голландии все, что растет на 0,5 м над землей, принадлежит государству или находится в частной собственности. Собрали корзинку ягод - отдайте владельцу участка или заплатите штраф, если собрали грибы на муниципальной земле.

Кстати, по-голландски слово "гриб" звучит как "стул для жабы". Очень образное название :)



В Финляндии 39 национальных парков, множество пешеходных троп и домиков для туристов. Самые крупные парки Lemmenjoki National Park и Urho Kekkonen National Park расположены на севере страны.

Туристические маршруты по лесам Финляндии можно найти здесь - http://www.po-russki.nationalparks.fi/nacionalnyeparki

"В национальных парках Финляндии путешественник найдет логично организованные, хорошо продуманные маршруты с ухоженными тропами и оборудованными местами, где можно приготовить обед или даже устроиться на ночлег.

Всю необходимую информацию о парках, маршрутах и правилах поведения путешественник может найти в визит-центрах, которые организованы при многих национальных парках. В визит-центрах туристы смогут приобрести необходимые подробные карты, получить советы, как вести себя в той или иной ситуации, посетить выставку, рассказывающую о природе и культуре региона.

Национальные парки Финляндии открыты круглый год. Вход в парки бесплатный для всех туристов."

В этой брошюре можно найти идеи для активного отдыха (рыбалка, гольф, велопутешествия, пешие походы, виндсерфинг, стрельба из лука, фототуры, наблюдения за птицами и лосями)  - https://issuu.com/satakuntaliitto/docs/naturetourism_web Там приводятся карты и размечены маршруты.



«Право каждого человека на природу Финляндии» означает, что в Финляндии любой человек имеет право пребывать и передвигаться по природным территориям вне зависимости от того, кто является собственником или арендатором этой территории. «Право каждого человека на природу» – особенность финского законодательства, и это право распространяется также на всех, находящихся на территории Финляндии путешественников, вне зависимости от их гражданства. В Финляндии каждый человек может свободно передвигаться по лесам, болотам, горам и водоёмам, собирать грибы и ягоды, а также рыбачить летом на червя удочкой без катушки и зимой – на зимнюю удочку. Тем не менее, запрещается заходить в частные дворы, на территорию ферм и на частный берег. Обычно рядом с частной территорией находится табличка «Yksityisalue».

Всю интересную информацию по туризму в Финляндии можно найти на официальном сайте - http://www.visitfinland.com/



Помню, как мне девушка написала, что никогда больше не поедет в Польшу, потому что там ужасные дороги. Я удивилась, ведь в Польше и местные дороги, и магистрали отличного качества. Во всяком случае лучше, чем в России. Оказалось, девушку рассердило скоростное ограничение в населенных пунктах 50 км/ч и отсутствие обочин. Ей было неудобно обгонять, т.е. неудобно нарушать. В Финляндии тоже нет обочин (о боже, а в Германии и Голандии не везде есть парапеты, ограждающие от съезда в канал!).

Я так думаю:"Зачем нужны обочины?" Нужна светоотражающая разметка на случай ночной поездки, нужны светоотражающие столбики на случай тумана, нужны парковки, если нужно перестроить маршрут на навигаторе, переодеться или поесть, нужны туалеты.



В финских лесах постоянно ведется строительство гостевых домиков. Туризм дает дополнительные рабочие места и доходы в местный бюджет.

"Большая часть нынешних владельцев коттеджей – бывшие фермеры, ранее занимавшиеся сельским хозяйством. Когда же финское фермерство постепенно перешло на другие «рельсы», многие землевладельцы оказались не у дел. Тогда финское государство приняло стратегическое решение.

Освобождающиеся на селе кадры стали переучивать на работников сферы туризма, а пустующие на берегах рек и озер земли превращать в места для отдыха и застраивать комфортабельными коттеджами. Для этого государство оказало землевладельцам серьезную помощь. Например, при строительстве предоставлялись безвозмездные ссуды до 30% стоимости коттеджей. И дело пошло в гору: коттеджи и летние домики выросли как грибы после дождя.

Согласно Статистическому центру Финляндии, в 2014 году насчитывалось около 500 400 летних домов для отдыха, большая часть которых расположена в Миккели (Mikkeli), Куопио (Kuopio), Паргасе (Parainen), Лохье (Lohja) и Савонлинне (Savonlinna)."

Источник - http://finland.fi/ru/poezdka-v-finlyandiyu/snyat-dom-v-arendu/


Маленькие домики в лесу (площадью не более 96 – 128 квадратных футов) не требуют разрешения на строительство, поэтому дизайнер Robin Falck решил создать несколько маленьких жилищ для путников. Возведение такого домика стоит 10 500 $, а из его окон открывается изумительный вид на ночное небо.

Иногда такое пространство, лишенное лишних предметов и не перегруженное информацией, жизненно необходимо для перезагрузки ума. Место, где человек встречается с самим собой.

nido-hut-cabin-in-woods-finland-by-robin-falck-1 (1)

nido-hut-cabin-in-woods-finland-by-robin-falck-3

На втором этаже - огромное окно и кровать. Схему этажей дома можно посмотреть здесь - http://www.ignant.de/2016/08/22/a-tiny-cabin-in-the-finnish-woods/

nido-hut-cabin-in-woods-finland-by-robin-falck-5

"Финские дома полностью отражают обстоятельный и экономный характер жителей Суоми. Во-первых, возводятся здания преимущественно из экологически чистых материалов. Во-вторых, в жилых домах здесь не предусмотрено особых излишеств или дизайнерских изысков, зато есть все, что нужно для комфортной жизни: огромные окна, через которые практически в любое время года вливаются потоки света, удобная планировка, просторный балкон или терраса и, конечно же, сауна. Причем все эти принципы соблюдаются в независимости от того, где находится дом: посреди нетронутого леса или в центре шумного мегаполиса, и предназначен он для одной семьи или целого ряда жильцов."
Источник - http://e-finland.ru/info/culture/osobennosti-finskogo-natscionalnogo-domostroitelstva.html



Неожиданно, чуть не доезжая до Кемиярви, наша автомобильная дорога стала широкая и превратилась во взлетно-посадочную полосу.



Проезжаем городок Пюхя (Pyha), популярый горнолыжный центр в 130 км на север от Рованиеми. Перепад высот здесь 280 м, вершина холма 500 м.

Сайт горнолыжного курорта - http://ski3.pyhafinland.ru/rus/



Вот такие предлагают горнолыжные трассы. Крупнее и во всем великолепии можно посмотреть здесь - http://www.panoraama.com/pyha/rinnekartta/rus.html

http://ski3.pyhafinland.ru/pyha_rinnekartta_pieni_e.jpg

Здесь же находится Национальный парк Pyhä-Luosto - https://pyha.fi/en/pyha. 150 км троп позволят получить удовольствие от наблюдения за природой Финляндии. Можно увидеть водопад Pyhänkasteenputous и самое глубокое ущелье страны (220 м). А еще можно посетить аметистовый рудник Luosto и откопать свой персональный фиолетовый камушек.

Шахты работают по принципу устойчивого развития, желая оставить природные ресурсы будущим поколениям. В шахтах не используют машинную технику чтобы не повредить природе и сберечь природные ресурсы. Всем посетителям шахт рассказывается о геологии и происхождении камня, а так же о различных поверьях, связанных с аметистом в разных уголках мира. Можно будет порыться с совочком, найти себе камень и забрать его бесплатно, если он поместится в кулаке. Если он будет больше - его можно будет выкупить.


О том, чем заняться в национальном парке Пюхя-Луосто, можно прочитать здесь - http://www.po-russki.nationalparks.fi/ru/pyha-luosto/aktivitety (сайт на русском).

Лучше всего свое пешеходное путешествие начать с информационного центра в г. Naava.
Вот так он выглядит внутри:



В юго-западном районе парка, там где находится водопад Ukko-Luosto и холм Lampivaara, леса не вырубались, поэтому здесь можно найти деревья возраста 400 лет. Территория парка Luosto знаменита своими древними соснами. Цепочка водопадов - это сочетание безлесых холмов и глубоких ущелий. Густые леса покрыты травами, а между деревьями пробегают ручьи.
Здесь можно найти все полезные ссылки по парку - https://luosto.fi/en/business/pyha-luosto-nationalpark


Едем на Ivalo. Проезжаем городок Keskusta.
Как это свойственно финским городам, они прячутся в зелени леса. И только навигатор выдает тайну множества улиц :)
Вдоль автомобильных дорог и в Финляндии, и в Швеции принято сажать декоративноцветущие деревья.  Благодаря им создается впечатление, что города и деревни радуются гостям, приветствуя их цветами.



Меня заинтересовали огромные гряды холмов, тянущиеся за окном. Они сочетались с озерами. Оказалось, что геология и география Финляндии очень интересовала русских и европейских исследователей еще в последней трети 19 в. Одним из таких исследователей был князь Кропоткин.

Как писал Кропоткин в своих геологических заметках о Финляндии и Швеции, "В постледниковом периоде Финский залив не существовал, сплошной ледяной покров покрывал Финляндию, Финский залив и Эстляндию".

Особый интерес представлял вопрос o строении и происхождении длинных хребтов, представляющих скопления валунов, песков и глины. Такие хребты были и в Швеции, и в Финляндии, и в Олонецкой губернии. В Финляндии эти полосы, озары превратились в перешейки между озерами. Из доклада Кропоткина Императорскому Географическому Обществу после одного из своих путешествий:"Если посмотреть на карту высот, то видно, что от берегов Финского и Ботнического залива страна сперва постепенно повышается к середине, затем центральные части южной Финляндии — страна озер — представляют равномерное поднятие в 200–400 ф., перерезанное с севера на юг грядами в 400–600 ф. Под 64° с.ш. эти гряды образуют род хребта в 400–600 ф., с гребнем от 600–800 ф., имеющим западно-восточное простирание."

"Характер Финляндии - это бесчисленный архипелаг мельчайших островов, состоящих из разнообразнейших твердых горных пород, и выступающих из-под разнообразнейшего покрова рыхлых образований, — торфяников, песков, галечника, ледникового наноса и т.п."

"Несколько лет тому назад в Финляндии были предприняты, на счет государства, подробные геологические работы, по образцу Швеции. Карты составлялись также в масштабе 150000, и обозначения были приняты как на шведских картах. Твердые горные породы обозначались более темными цветами, рыхлые — диллувий в аллувий, — более светлыми. Кроме того, особыми знаками наносились: простирание и падение горных пород, направление шрамов, исполинские горшки, ключи, как обыкновенные, так и минеральные, места нахождения морских или сухопутных раковин, и, наконец, всякие памятники старины или места нахождения остатков первобытных обитателей страны. Между тем работы не давали непосредственных практических результатов, геологи не находили ничего необычайного, чтó могло бы видимо содействовать обогащению страны, — и правительство прекратило выдачу средств на геологическую съемку Финляндии; теперь эти средства отпускаются на исследование золотоносного округа в Лапмаркене."

"Хотелось бы также сообщить вам некоторые сведения о зарождающейся на севере золотопромышленности, но к сожалению все, что я знаю, слишком отрывочно. Скажу только, что золото находят не только по Иваляйоки, притоку оз. Инара, но и по другим рекам, сбегающим с хребта Суоля-Сельке, и что таким образом, — если только карты верны, то оно, может быть, встретится и по другим речкам, сбегающим на северо-восток в Кольскую губу. Вообще оно распространяется небольшими участками и, при дороговизне рабочих и жизненных припасов, не дает больших барышей предпринимателям. Быть может, однако, при простоте способов промывки (больших машин не строят) золотопромышленность будет несколько способствовать благосостоянию окрестного населения, перейдя в руки мелких предпринимателей или товариществ. Благодаря развитию артельного начала между приисковыми рабочими, они, как говорят, еще стоят в несравненно лучшем положении, чем сибирские приисковые рабочие.

Железная промышленность, всё более и более развивающаяся в Финляндии, уже, конечно, прочнее будет содействовать обогащению страны, если не непосредственно, при существовании той же системы найма, то по крайней мере косвенно, — удешевлением изделий. Как бы ни было, но предприниматели направляются теперь на север, несмотря на малые барыши марок в день на рабочего)."



"При настоящем положении науки очевидно не может быть никакого сомнения в том, что полировка и изборождение скандинавских и финских скал и перенесение к югу несметных масс разнообразнейшего наноса произошло не вследствие северного или иного потопа, а в продолжение громадного периода, предшествовавшего, или следовавшего за появлением на земном шаре человекоподобных существ, и называемого «ледниковым». Ледниками, или плавающими льдами, разнесены громадные финские валуны, так прихотливо красующиеся на склонах скал, — булыжник, которым мы мостим наши мостовые в большей части Европейской России, — хрящ и щебень, дающие такой превосходный материал для превосходных дорог Финляндии, — камни, которые, перемешанные с ничтожным количеством песка и глины, перегнивших растений и золы срубленных в сожженных деревьев, так упорно разрабатываются финном, наконец — тощих красноватых глин, так жалко оплачивающих труд и так дорого оплачиваемых русским крестьянином."

Кропоткин считал, что череда сопок, вытянувшихся в хребты, это береговой вал, отложенный прибоем волн арктического моря. "Положение этих хребтов показывает нам положение прежних береговых линий; и так как один и тот же оз, покрытый на юге слоями с морскими раковинами, можно проследить на север постоянно возвышающимся от уровня современного моря до высоты в 1400 ф., то, принимая объяснение Эрдмана, мы неизбежно должны принять, что страна, над которою теперь возвышается оз, в продолжение ледникового периода погружалась в арктическое море, по крайней мере местами, на эту последнюю величину, хотя морские раковины найдены пока только на высотах в 500 ф. Возможно это морены древних ледников."

Источник - http://oldcancer.narod.ru/Geography/PAK-TravFinSw.htm "Письма во время геологической поездки по Финляндии и Швеции"



Хотя Финляндию называют  "страной тысячи озер", на самом деле в ней 188 000 озер. Кропоткин называл Финляндию проще - "страна озер".



В этих краях подолгу стоят плотные тучи, налившиеся дождем. Осадки выпадают часто и, не успев испариться, питают собой многочисленные болота. Поэтому болота занимают 1/3 территории лесов страны.



Что дает Финляндии лес? Еще в 17 в. главным экспортным товаром был деготь. В нем нуждались все участники морских экспедиций. Так в Финляндии появились дегтярные купцы. В середине 19 в. с использованием паровых машин начали повсеместно строиться лесопильные и бумажные фабрики. В 1917 г., когда страна получила  независимость, около 75% экспорта приходилось на лесную промышленность.

В конце 20 века три крупнейшие лесные компании страны перевели более половины своего производства за границу, вначале в Центральную Европу в 1990-е годы, затем в США в первые годы 21 века, и спустя несколько лет в Южную Америку и Китай. Почему?

Причин две – эвкалипт и рынок. Эвкалипт растет в обоих регионах и дает древесное волокно быстро и дешево. Одновременно, оба региона относятся к крупнейшим перспективным рынкам сбыта изделий из бумаги, что будет сокращать и транспортные расходы.

Но целлюлозно-бумажная промышленность никогда не исчезнет в Финляндии полностью. Твердое волокно северных пород сосны и ели является самым прочным материалом для изготовления бумаги, и растут эти деревья только в северных широтах




Кафе возле озер и городка Porttipanta. Еще в 1980-х годах в международных отчетах это озеро отмечалось как исключительно удачное место для профессиональной рыбалки. Здесь водятся сиг и щука. При этом окунь и щука чаще всего используются в финской кухне.





Ель очень чутко реагирует на осадки в теплое время года. И если сосна от обилия солца и дождей растет не так быстро, то ель по-настоящему "бежит" в рост.



На севере Финляндии также много влажных боров. Обычно их легко узнать по черничникам и застоявшейся воде в низинах. Если там появился кукушкин лен и торфяной мох, значит леса стали заболачиваться. На севере Финляндии мхов очень много, и такие боры называют лесами "толстых" мхов.



Сухие боры - это те, где преобладает сосна. Обычно эти леса более сухие, светлые, поэтому внизу будет много кустиков ягод (брусника, черника) и будет расти толстый ковер мхов и лишайников. Такой лес - мечта путешественника.

Большая статья про разные виды лесов и их охрану (перевод с финского) - http://www.eco.nw.ru/lib/data/10/07/050710.htm

Под впечатлением от мшистых лесов Финляндии я сделала кольца "Мох" и "Лишайник" и бусы "Мох".





Мы едем по провинции Лаппи к городку Ивало. Возле него будет самый северный аэропорт Финляндии. А сам городок был основан на берегу реки Ивалойоки. Исторически она известна как «золотая река», поскольку в конце 19 в. в ней обнаружили золото.

Кстати, в Ивало родилась актриса Anni-Kristiina Juuso, которая сыграла в фильме "Кукушка".



На заправке снова обнаружили северных оленей. У них здесь пастбище.





Здесь был хороший магазинчик, где мы прикупили нехитрой еды на обед и вкусный кофе. Следующая заправка будет уже в Норвегии. Полностью автоматизированные заправки, по карточке, дешевле, чем с участием кассиров.



Материалы по теме:

Большое путешествие со сковородкой на Север (карта маршрута)

Дорога в Норвегию (сравнение дорог и остановок России и других стран)

Дорога в Норвегию, продолжение (сравнение процесса ремонта российских и европейских дорог)

Дорога в Норвегию, продолжение (от заката до рассвета...сравнение организации дорожного движения в России и в Европе)

Дорога в Норвегию. Едем в Вуокатти. Часть 1. (сравнение лесов, дорог и туризма Финляндии и Карелии)

Дорога в Норвегию. Едем в Вуркатти. Часть 2. (сравнение сельского хозяйства Финляндии и Карелии)

Дорога в Норвегию. Едем в Рованиеми (маленькая ночь в большом финском лесу. А также про статистику ДТП в Финляндии, в т.ч. по алкоголикам, велосипедистам и встречам с оленями)

Дорога в Норвегию. Рованиеми (про комплекс гостевых домиков, музей Арктикум, ресторан Нили и муми-троллей)
Tags: Финляндия
Subscribe

  • Хоть какой-то шаг для раздельного сбора мусора...

    Это страшно и жутко, что в России до сих пор принято весь мусор, одной кучей, выбрасывать, не перерабатывая. И вне городов растут огромные кучи…

  • Про отель Stony Island

    Грустно, что со временем наши любимые отели портятся. Иногда они снижают качество и повышают цены одновременно. Например, так произошло в Бресте и в…

  • Дорога от Москвы до Питера, часть 2

    Заканчивается прекрасный участок трассы между Тверью и Торжком. Далее до объездной Новгорода не будет отбойника и двух полос с каждой стороны.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments