homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel

Норвегия. Альта. Прогулка по тундре до каньона Саутсо, часть 1

Поужинав, мы заварили чай в двух термосах, сделали бутерброды с колбасой, взяли шоколад и поехали к условной точке "Х", откуда начинался пешеходный маршрут до каньона реки Альта. Проехать нужно было совсем немного, около 5 км. Плоские камни словно сами собой превратились в парковочные места.

Наш ожидаемый пешеходный маршрут - 7 км в каждую сторону, это 2 часа пешком. Река Альта, куда мы направляемся, создала один из самых глубоких каньонов в Европе - Саутсо (Sautso). Его длина 12 км, а глубина от 300 до 420 метров. Таким образом, это самый большой каньон в Северной Европе. Виды обещают быть живописными.

Мы обрадовались соседней машине рядом. Это означало, что в тундре мы будем не одни. Хотя неизвестно кто в какую сторону пойдет.

Тропа в начале пути широкая и хорошо протоптанная.

Маршрут на карте выглядит вполне осуществивым и небольшим. Здесь отмечены наш приют "Gargia Fjellstue", парковка и глубокая щель, обойдя которую нам нужно выйти к извилистому повороту каньона, сесть на берегу и в тишине насладиться видами первозданной природы.

Источник фото - http://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1089&t=188376&start=20. Там такие летние фотографии нашего пути :) А нам достался только снег...

Изображение

Тундра цветет! Под ногами толстый зеленый ковер и розовые бубенчики Филлодоце голубой. Когда цветы распускаются - они голубые, а когда отцветают, становятся сиренево-розовыми. Растение растет куртиной, избегая сильно продуваемых мест.

Между филлодоце видны ярко-зеленые листья карликовой березы, ёрника.

Вот так эти низкорослые растения прячутся в подушке из снега. Стелются по земле, заполняют расщелины, ищут места, где их не сломает суровый ветер.

Пока тропа широкая, идти по ней легко и просто. Она очень заметная. Вдобавок на ней видны шины от велосипедов стайки школьников. Помните, их учителя повезли в тундру?

Время от времени на тропе появляются маяки. Обычно это высокие камни с яркими красными метками. Но метки давно не обновляли, краска кое-где отошла, к тому же камни часто покрыты плотным снегом. Городскому человеку с непривычки кажется, что тундра однообразна и на ней не за что зацепиться вглядом. Но это вопрос привычки.

По большому камню, близко прижавшись к нему, стелется северный рододендрон - Луазелеурия лежачая. Этот вечнозеленый кустарник цветет в июне. Розовые бутоны вот-вот готовы распуститься.

Лишайник затейливым узором украсил северный камень. Если бы продавалась такая ткань, я бы ее с удовольствием купила.

Вот так на тропе выглядит маршрутный камень. Мы с волнением смотрим на очередную снежную тучу. В 5 минут она засыпала все камни-маяки и следы велосипедистов. Поэтому так важно брать с собой в тундру не только карту, но и компас.

Карликовая береза выглядывает из-под снега. Сейчас у нее период цветения, она распустила почки. Чтобы защитить себя от холода, береза в условиях севера стала пушистая. Все ее листочки словно плюшевые.

Сланец едят олени, люди используют в качестве топлива. Кустики березы очень гибкие, прочные. Если ходить по ним, то возникает ощущение, что ходишь по большим пружинам.

В болотистой местности, где талый снег образует ручьи и озера, перекинута пара мостов. У нас впереди еще 4 речки разной ширины и сложности прохождения. Норвежцы там не построили мосты. Пришлось перебегать по камням или осторожно идти по тающему снежному мосту. Осталось непонятным, почему норвежцы так прохладно относятся к организации туристических троп по маршруту. Здесь не будет карт, мест отдыха, не будут обновлены метки на камнях и не будет деревянных мостков через топи.

Примерно такие речки нам приходилось перепрыгивать по камням. Высокая треккинговая обувь очень пригодилась. Ноги остались теплыми и сухими. Тундра не для кроссовок  :)

Кривенькие березки на вершине холма, непонятно каким чудом выжившие, указывают основное направление ветра в этих краях. То и дело набегают снежные тучи с моря.

Тундра выглядит словно пестрое перо куропатки. Под снежными шапками спрятался хитрый ёрник.

И только люди упрямо поднимаются с одной снежной вершины на другую. Ветер очень быстро заносит следы. Не стоит рассчитывать на возвращение к исходной точке маршрута по своим следам.

Внезапно наш путь оборвался на расщелине с водопадом. Талая вода с грохотом падала на 12-15 м. вниз. Пошел снег и видимость стала еще хуже. Смотреть на кромку водопада столь же красиво, как и опасно. На мокрых камнях легко подскользнуться.

Видимо мы сошли с маршрута, где-то не заметили припорошенный камень. Делать нечего, развернулись, пошли искать где перейти эту речку.

По-разному переходили реки. Где-то вдоль русла было достаточно пройти 20 м, где-то - 120. В путеводителях пишут, что лучшее время для путешествия по тундре - более холодное время года, когда ложится плотный слой снега, либо более теплое, когда русла рек пересыхают. Конечно, прежде чем отправиться в тундру, нужно дать знать служащим гостиницы куда вы направляетесь.

Обычно в июне в этих краях днем +10. Рекорд -3,8. Но мы попали на какой-то холодный год и вскоре температура опустилась до -2 градусов.

После снегопада ориентируемся по большим камням и силуэтам тропок (это подсказывает отсутствие растительности).

Самое приятное в тундре - выпить чашку горячего чая и съесть бутерброд!

И тут нас накрывает очередная снежная буря, которая просто смеется над нашими попытками найти следующий "маячок". Мы вспоминаем поведение овцебыков и поворачиваемся к острому колючему снегу спинами. Через 5 минут буря проносится дальше, мы стряхиваем друг с друга снег и начинаем расчищать все приметные камни, в надежде найти те самые, указательные.

Вдруг, как чудо, появились школьники-велосипедисты. Они возвращались домой, усталые, но веселые. Возле нас остановился один из учителей, спросил про наш маршрут, посмотрел на хмурое небо, посоветовал некоторое время держаться их следов (пока заново не засыпет) и осторожно переходить реки по снежным мостам - могут обвалиться.

Позднее мы нашли в снегу потерянную ими карту местности формата А4. Она нам пригодилась, когда мы заблудились очередной раз.

Природный узор лишайника на камнях.

Взгляд в спину ушедшей снежной туче.

О! А вот и проступил темный след тропы. Она проходит мимо голубого озера, отражающего небо. Иногда в подобных озерах мы видели спящих птиц. Может быть, они меняли перо и потому не могли летать, может быть, охраняли потомство. Во всяком случае на воде безопасно от хищников.

Маячковый камень.

Следующие два снимка сделаны с одной и той же точки. Кадр чуть в сторону. Вам не нравится погода? Подождите 5 минут.

Цветочные почки карликовой березы торчат словно свечки.

Еще один маршрутный камень.

Настоящее лето. Листья ведь распустились.

Неожиданно вышли к глубокой речушке. Шумным потоком она устремлялась к Альте. Мы дошли вдоль русла до каньона, но это была не та точка, к которой мы шли, там была достаточно плохая видимость. Делать нечего, развернулись и пошли от каньона обратно вдоль этого маленького русла, искать переправу.

Совсем неожиданно было увидеть в тундре одинокого человека с большим рюкзаком. Он казался каким-то марсианином. В тундру, как и в горы, по-одному не ходят. Потом я искала в тундре его следы, чтобы понять куда он направляется и выжил ли он.

В качестве переправы узкая расщелина предлагала только снежный мост. Мы посмотрели на следы велосипедных шин и решили, что если проехала стайка велосипедистов, мы тоже пройдем.

Тающий плотный снег выглядит очень красиво, словно оплавляющееся матовое стекло. Можно было бесконечно долго смотреть на белый снег и черный бурлящий поток, но холод напоминал, что нужно двигаться, идти дальше.

От влажности все веточки вдоль воды покрыты слоем снега. Они превратились в ювелирные украшения природы.

Шоколадка съедена. Мы вязнем в сугробах, пробираясь по целине на свою старую тропинку. Налетают снежные бури одна за другой. Стираются следы велосипедистов. Хочется долго рассматривать этот снежный мир, но холод напоминает о необходимости движения.

До той самой обзорной площадки каньона Альта мы дошли. Продолжение пути будет в следующей части.

Материалы по теме:

Норвегия. Дорога к Норд Капу. Про особенности климата, про растительность полутундры, про рыбаков и дома...

Норвегия. Дорога к Норд Капу, до поселка Skarsvåg. Прибрежная жизнь севера...

Норвегия. Норд Кап

Национальный маршрут в Havøysund. Пестрые домики, черные скалы и образ жизни норвежцев...

Норвегия. Снежная дорога до Альты. Унылая черно-белая тундра и зеленая долина Альтафьорда. Такой разный мир возле моря и в глубине континента...

Норвегия, Альта. Музей петроглифов.