homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Послевкусие Сардинии

Вернулись из поездки на Сардинию. По программе это называлось "отпуск", но на деле это был выездной тренер-курс по совершенствованию навыков виндсерфинга. Сашка пробовал разные фан-доски и паруса, а я научилась ходить с трапецией. Трапеция - это такая штука для поддержки спины, которую придумали 60 лет назад. Судя по количеству дедушек и бабушек, окружавших нас на пляжах, они с тех пор водным спортом и занимаются. Счастливая старость!

Мы дважды были на деревенских праздниках глубоко на острове и высоко в горах. Там свой, другой мир. Если на туристическом побережье - вылизанная подчеркнутая цивилизация, то внутри острова все такое же древнее, как изобретение колеса. Нищета страшная. Ну и нравы соответствующие. Но если сидеть в туристическом кластере на берегу Коста Смеральда, то можно поверить, что попал в рай, каким его обычно рисуют в проспектах туроператоры )) Главное - никуда не выходить за территорию, чтобы не видеть качество дорог, количество мусора, отсутствие логической системы туристических указателей на тропинках, битые стекла на парковках от туристических машин.

Очень интересно путешествовать по такой маленькой Европе, где столь разные культуры. Например, у русских завтрак и ужин могут быть в какое угодно время. Это зависит от количества работы, от пробок, от того, что по телевизору сказали. Немцы будут ужинать в 17 ч. Французы считают, что воспитанные люди садятся за стол в 20 ч. (ну может быть еще сойдет 19:30). Испанцы и итальянцы со своей сиестой жизнь сдвигают на более прохладное время суток и едят тогда, когда немцы вовсю спят - в 20-22 ч.

Сначала, когда узнала, что немцы ложатся спать в 20 ч., подумала, что это шутка. Потом сама увидела - обувь стоит на коврике перед дверью, жалюзи опущены, внутри дома гробовая тишина. Реально спят! А на работу выходят в 5-5:30 утра. Уже выходят! Под окнами в долине вовсю шумят машины, люди стремятся на работу. Другой мир.

Итальянцы на фоне немцев выглядят как безолаберные раздолбаи. Когда встал - тогда и утро. Магазины закрываются на сиесту с 12 до 16 ч. (график может плавать, а часы работы и сиесты вообще не вывешиваются на входной двери, кому надо - и так знает). Речь итальянцев певуча и эмоциональна. Наблюдать за ними во время беседы - одно удовольствие. Женщины могут трещать не умолкая. Я даже не догадываюсь о чем можно так долго говорить.

Фигуры итальянцев - услада для глаз. Спортивные, подтянутые, гибкие, подвижные. А как элегантно они одеваются... Другой мир. Немцы рядом с ними выглядят как роботы  с несмазанными деталями, грузные, малоподвижные. Конечно, в любой культуре есть исключения, но тенденция на лицо. Итальянцы предпочитают легкую еду - пицца, макароны, лазанья, много салата, овощей, фруктов, трав, молочных продуктов. Главный принцип - еда должна быть простой и натуральной. Не нужно долго жарить, мариновать, использовать много пряностей и жирных продуктов. В Германии меня сразу встретила тупая сосиска с белым хлебом. Я открываю рекламный журнал продуктового магазина и на меня обрушивается мясо, хлеб, пиво. Вот почему немцы такие толстые.

Отдельное удовольствие - видеть как одеваются итальянцы. Мало кто из них имеет живот, ну разве что в пожилом возрасте. Обычно итальянец гордится наличием талии и подчеркивает ее ремнем и заправленной рубашкой. Немцы наоборот, носят рубашки и футболки навыпуск. Даже женщины...

Я увидела итальянок и растаяла. Как давно я не видела женщин! Умеющих по-женски общаться, с походкой от бедра, с прическами, элегантными сумочками, в туфельках и платьях. Конечно, в деревнях бедные люди носят тренировочные костюмы и кроссовки. Но это все равно что приехать в русскую глубинку, где от безденежья начнешь все что угодно носить. Но девчонки даже в тренировочных костюмах остаются женским полом. В Италии у женщин нет стремления походить на мужчин. Возможно, поэтому в Италии женщины курят меньше, чем в Германии. Ведь один из поводов курения для женщин - выглядеть подобно мужчине, столь же смело, мужественно и независимо.

Праздники в различных деревнях в глубине острова.







В Италии нет предвзятого отношения к возрасту, когда думают, что до 40 лет человек - студент и ему положено зарабатывать 8 евро в час.  В Германии и в Голландии это, к сожалению, есть. Видимо, дают пенсионерам заработать. По машинам это заметно )) В Германии за рулем дорогой машины обычно будет дедушка. В Москве это обычно будет молодой человек 23-35 лет. В Германии на недорогих машинах ездят в основном до 40 лет (и подозреваю, что в кредит). В Италии на севере сейчас внезапно появилось много больших дорогих машин (страшных и высоких, какие полюбили москвичи и питерцы лет так 5 назад). Откуда у людей деньги - непонятно. Возможно, в большинстве случаев нас окружали кредитные авто (впрочем, как и в России). На Сардинии, конечно, чувствуется провал уровня жизни, большинство машин старые, маленькие, с неисправной топливной системой и битые. Там где русский начнет стреляться из-за царапины, итальянец хмыкнет и поедет дальше. Немец же будет трястись над своей машиной, если до нее дотронутся. При этом ценность чужой жизни или машины они не понимают. (Поправлюсь, понимают, но за деньги. Т.е. за штраф)

Итальянские дороги пусты, там мало машин и ограничение в 130 км/ч не особо мешает ехать. Дороги Сардинии - это в большинстве своем старые конные маршруты 150-летней давности, не рассчитанные на автомобили и современные скорости, они все в крутых серпантинах. Отбойников много, впрочем побитых отбойников и крестов вдоль дороги тоже много.



Немецкие автобаны переполнены машинами все равно что московское метро в час-пик. При этом у немцев есть странная особенность - они не смотрят в боковые и заднее зеркала. Их интересует только то, что впереди. Или это особенность мышления? Они не глядя выпадают на соседнюю полосу, не помня про безопасную дистанцию и корректировку скорости машин потока. Такие "выпадения" машин в соседний ряд очень аварийны. Остальным водителям приходится резко тормозить, что ведет к авариям по цепочке.

Кажется у немцев совсем нет понятия саморефлексии, когда человек думает "Не мешаю ли я кому-нибудь? Не причиняю ли я неудобство своими действиями?". Например, если есть три свободные полосы на автобане, немец будет ехать по среднему ряду, несмотря на нарушение правил и на то, что он создает препятствие для движения других автомобилей. Казалось бы - освободи ряд, уйди на правую полосу. Он об этом даже не подумает. Ему ничто не мешает. Кому мешает - у того и проблемы.

Потом стало понятно, что немецкие пешеходы и велосипедисты выпадают на проезжую часть по такому же принципу:"Я не смотрю назад и по сторонам. Мне это не интересно. Кто позади меня, у того и глаза. Вот он пусть и тормозит". И водители тормозят. Потому что отвечать им, т.к. он управляют более опасным транспортным средством.

Вот так посмотрю на поведение немцев и пойму, что правила они соблюдают ровно тех случаях, когда за нарушение будет получен штраф. Например, штраф приходит за несоблюдение дистанции между машинами на автобане. Эту дистанцию соблюдают только если примечают на мосту видеокамеру (часто именно она - виновница пришедшего штрафа). Если камеры нет - будут "висеть на хвосте" как это делают в России. Вобщем, нравы водителей за рулем портятся если редко выписываются штрафы.

Итальянцы в плане вождения, конечно, полные раздолбаи. Превысить на 20 и на 40 км/ч - обычное дело. В какой-то мере их понять можно - на острове дорожные знаки расставляются в хаотическом порядке без намека на логику. Поэтому на знаки не обращают внимание. А все видеокамеры вдоль дорог давно выломаны местным населением. "Какие такие камеры! Я здесь 60 лет гоняю! Как хочу так и езжу. Меня тут каждая собака знает. А твою камеру я первый раз в глаза увидел. Зачем она мне? Убирай давай".

Еще островные дороги полны живности - выбегают кошки, лисы, ежики. Даже большие черепахи переползают дороги. Конечно, по-хорошему нужно оградить дорогу сеткой, но жители острова настолько бедны, что еще не дошли до этой мысли. А какие свалки мусора вдоль дорог! Итальянцы верны себе. В этом году на острове наконец-то появился раздельный сбор мусора. Но не все хотят платить мусороуборочной компании. Не пугают даже камеры и штрафы в 500 евро. Люди используют парковочные карманы как склады для пакетов с мусором. Печальное зрелище.



Про отдыхающих. Два года назад их было значительно меньше. Потом, видимо, кто-то разболтал про это место. Может где в интернете написали. В этом году что весной, что осенью народу было - караул. 90% - немцы. Машины со швейцарскими номерами я тоже считаю за немцев, поскольку из Германии в Швейцарию вагонами уезжают высокооплачиваемые специалисты, а именно они и занимаются денежнозатратными видами спорта. Еще больше стало домов на колесах, у людей в еще большем количестве закуплено личное оборудование. Я рада за их процветание ))

Хотя немецкий новостной канал недавно писал, что в Германии нарастает социальное расслоение. А что бы ему не нарастать? В страну стянуто очень много людей. И при этом только малую часть при переезде спросили про цель визита и про уровень образования. Да, я про ту самую программу "голубая карта". А еще есть сезонные с/х рабочие, которые приезжают из Восточной и Южной Европы. Чем больше людей хотят работать, тем меньше им можно платить. Такой же принцип действует и в России. Посмотрите на медиков, учителей, инженеров. 100 лет назад это были Профессии! Специалистов было мало и они ценились. А сейчас...

На Сардинии с зарплатой и занятостью тоже не сладко. Все больше магазинов открыты только в летние месяцы, для туристов. Хотя туристы приезжают во весь катальный сезон, и в апреле, и в ноябре. Мне кажется, сардинцы сами себе рубят сук, на котором сидят. Да, шахты закрылись, но осталась природа и пробковые дубы. Осталась природа и заповедники. Есть море с ветрами! А это значит, что стоит построить дороги, создать деревни, перестать закрывать магазины и туристов станет больше, они привезут деньги.

Пробковые дубы.



Сардиния, благодаря тому, что удаленный от континента остров, создала свою культуру, там живут растения-эндемики и местные животные. А какая у них выпечка! В каждом регионе своя. Мне еще предстоит разобраться со смыслом сардинской выпечки, но пока я вижу солярные и благопожелательные символы





Главное богатство острова - море. Оно очень разное, зависит от силы и направления ветра. Обычно остров нещадно продувается с севера и запада, поэтому на юге и востоке острова теплее и тише. Весь берег - это череда скал, гротов и пляжей. Не везде есть парковки, не все парковки безопасны (бывает, что бьют стекла), не везде есть песочный заход в воду, чаще берег состоит из камней. Душевые кабинки и туалеты будут разве что при отелях и серф-клубах. А если это "просто пляж", даже с запретом выносить песок, то туалетов там не будет. Вот такая антисанитария. Все как в Крыму.



По причине теплого климата весна здесь бывает два раза в год. Например, в октябре второе цветение кустарников. Всё в желтых и белых душистых цветах и синими цветочками радует розмарин. У домашних животных цикл размножения тоже растянут по времени. Сейчас очень много маленьких молодых животных.



В основном с утра мы были на море, но когда приходила буря (сильный ветер или гроза), то ехали изучать остров.



Уровень развития туризма, конечно, изумляет. Словно в 1970-х годах однажды вложились и на этом энтузиазм закончился. То, что было построено (виллы, система освещения, тропы, ограждения) постепенно пришло в запустение и негодность. Повсюду видны брошенные обшарпанные дома с проваленными крышами. Кто любит заброшку и адреналин от общения с местным населением - вам на остров ))

Часто установленные давным-давно плакаты украшают самодельные надписи "No windsurf" или "No kite". Это максимум что могут сделать местные жители для спасения душ туристов.



Море по линии берега усеяно скалами. Хотя, судя по красной точке, кто-то катается. По-моему, они сумасшедшие.



По возвращении домой нам был наградой теплый солнечный свет и стада овец на полях.



Tags: Сардиния
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments