homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Бремен, музей Универсум

Универсум (Universum) - научно-технический музей Бремена. От исторического центра до музея можно дойти пешком за час, либо можно проехать от главного ж/д вокзала на автобусе № 20 или № 3. Лучше пройти пешком, т.к. дорога простая до очевидности - вдоль парка, и проходит вдоль хорошего района, где хочется рассматривать красивые дома.  Здание музея было возведено в 2000 г. в форме кита. Оно состоит из стекла, бетона и деревянных перекрытий. Да, внутри видно всё его устройство, оно не задекорировано. Создается ощущение, что ходишь внутри строящегося корабля, наполненного лесами.

Вход стоит 16 евро, видимо из-за большого числа механизмов. Внутри есть два больших кафе. Верхнюю одежду можно оставить в вольном гардеробе, а можно закрыть в ячейке. Я выбрала второе, отправившись налегке, без рюкзака, бродить по залам. Хотя в немецких музеях нередко можно увидеть людей в верхней одежде. Дело в том, что в некоторых музеях гардероб платный, стоит символические копейки, но для кого-то это деньги. Экономить немцы любят, поэтому ходят по музею в куртках. Для меня это дико, а для них - нормально.





Соседнее с "китом" здание было построено в 2007 г. и специально было отделано ржавым металлом ради контраста. Внутри высота потолков 6 метров.



Во время моего посещения залы готовили под новую экспозицию, поэтому по стеклянному уличному туннелю (ух и холодно!) я перешла в соседнего "кита".



Первым делом посетителям рассказывают из чего состоит музей. На первом этаже - техника, всё от механики до автоматики. Этаж выше посвящен человеку, способностям тела и чувствам. Третий этаж рассказывает о процессах, происходящих с геологией и погодой.

Удивило, что большинство посетителей музея - родители с 4-5-летними детьми и старшеклассники, которые больше были увлечены настольным футболом, чем научными опытами.



Музей небольшой, но интересно пересечен переходами, лестницами. Повсюду какие-то закутки... Приятно, что приходится постоянно принимать решение о выборе пути. Мне это напомнило разнонаправленные пространства и лестницы из фильма "Лабиринт".



Для совсем маленьких детей и инвалидов есть лифт, а на самом нижнем уровне работает кафе. Там можно побегать и шумно обсудить увиденное. Удобно для компаний.



Фокусы с магнитом. Мне было интересно через сколько гаек снизится свойство магнитного притяжения. Т.е. когда же они, наконец, отвалятся и не будут держаться. Как оказалось, это медитативно-бесконечное занятие.



Не знаю как это называется, но понравилось ощущение создание объемного отпечатка. Получается словно 3-D тень. Меня завораживает, когда двухмерное превращается в трехмерное.



Немка в разрезе. Правда-правда. Очень характерные большие плечи. Не встречала таких у других европейцев. Черногорцы и голландцы тоже высокие, но такая грудная клетка  и плечи - только у немцев. Слышала версию, что у немцев большой активно используемый объем легких, поскольку у них длинные, слитные слова. Но почему получаются большие плечи, как у пловцов? Загадка.



Пример того, как нас обманывает мозг. Это наклонная комната с прибитой мебелью. Узор обоев не дает мозгу зацепиться за прямые линии. Для проверки наклона поверхности к стене прибита рейка с шариками. Шарики лежат на месте. И на этом месте мозг пребывает в растерянности, поскольку получает противоречащую информацию - пол прямой, пол наклонный. Чему вы поверите? Своим глазам или чувству гравитации? Сможете ли разделить эти ощущения? Сможете ли навязать мозгу свою позицию положения тела в пространстве?



Три вертикальные витрины показывают какие механизмы придумали для замены (компенсации) человеческих органов. Представлено все многообразие: очки, искусственный хрусталик, слуховой аппарат, искусственные зубы, заменяемые суставы, сердечный клапан, искусственная грудь и пенис, протезы конечностей, импланты костей.



Далее пошли эксперименты с чувствами. Например, на этом экране крупно показывают губы, произносящие слово. Произношение можно услышать в наушники. Рядом представлен список из 3-5 слов, нужно прочитать по губам и угадать слово. Для меня большинство слов оказалось новыми, но по губам, как оказалось, я читаю лучше среднестатистического посетителя.



Это "детектор лжи". Играют двое. Перед опрашивающим на экране выводится список вопросов, отвечающий держится обеими руками за металлические ручки. Видимо, действие основано на изменении магнитных колебаний от более высокого волнения. Но эмоциональное волнение может быть по разным причинам, не только от вранья.



Эта игра показывает насколько мы визуалы. Играют двое. Белая стенка устроена так, что игроки не видят как каждый из них собирает композицию из разноцветных деталей. После того, как один игрок собрал некую пирамидку, он дает на нее взглянуть второму и засекает время, чтобы узнать, как быстро напарник может повторить фигуру по зрительной памяти.

Потом правила меняются. ведущий опять собирает некую пирамидку из фигурок и теперь уже не дает на нее смотреть другому, а произносит характеристики фигуры вслух. Например, "большой белый квадрат, затем маленький красный треугольник". И смотрит насколько быстро напарник расшифровывает, понимает текстовую информацию, преобразовывает ее в образы и затем материально воплощает в подражательной пирамидке. Конечно, второй способ более медленный, поскольку информация на слух усваивается намного хуже и медленнее, чем визуально.



Еще один взгляд вниз, в лабиринт лестниц. Внутри музея есть трехэтажная лестница "превращения форм", она проложена внутри цилиндрической комнаты. На лестнице цветом отмечено где нужно встать и куда смотреть. Части фигур, нарисованные на стене, словно на глазах сливаются в одну, тени превращаются в образы, а сама лестница словно приходит в движение. Таковы оптические иллюзии, так нас обманывает мозг.



Этаж выше посвящен погоде. Здесь можно посмотреть как "варятся облака". Влажный воздух превращается в видимые белые капельки. С ними можно играть, то закручивая, то разгоняя их рукой.



По такому же принципу водяной пыли устроен торнадо. С ним тоже можно играть, пытаясь изменить его траекторию или прервать совсем.



Мы на третьем этаже. Там, где "рот" кита. Здесь можно понять, почему песчаное морское дно именно с таким узором, можно самому сделать пустынные барханы, проложить русло реки по песку.



Эта движущаяся комната полностью имитирует толчки землетрясения в Сан-Франциско в 1906 г. (помните, после этого были душераздирающие снимки искореженных дорог и мостов?) и Табасское землетрясение в Иране осенью 1978 г. (помню, что до Москвы докатилось, родители с детьми выбегали на улицу). Достаточно сесть на диван и, нажав кнопку на стене, выбрать землетрясение. Сидишь на диване, слушаешь новости, которые в то время передавали по радио, и вдруг начинаются мощные толчки, все ходит ходуном, громыхает и уже нет ничего определенного, устойчивого под ногами.



Также в музее меня поразила программа в видоискателе, которая в толпе людей может выдать о человеке всё - пол, возраст, эмоциональный настрой. Полезная штука для отслеживания людей на улице и в прочих местах скопления. Как программа узнает возраст?.. Загадка.

Экспозиция музея не ограничивается помещениями, она продолжается на улице. Достаточно приложить свой билет к турникету.

В парке научных фокусов установлена 20-метровая башня. Отдельное удовольствие - у нее две лестницы. Опять посетителю предлагают быть не просто шаром, который несется в лузу, а на каждом повороте принимать решение - по какой лестнице пойти, куда повернуть. По мере подъема посетителей ждут музыкальные и визуальные развлечения вроде постучать по трубам разной длины или посмотреть в видоискатель. На верхней площадке от дождя можно спрятаться в деревянном домике. Внутри него были нарисованы сердечки . Мило :)



Перед башней видны большие взаимосвязанные качели - у них одна длинная цепь на двоих. Когда раскачиваешься на одних качелях, приводишь в движение другие. Кажется, что напротив качается твой фантом.

С башни вниз открывается вид на большую активную площадку для детей. Многое связано с опытами с водой. Можно открывать/закрывать краны, создавать русла, качать воду насосом, создавать фонтаны. Есть маленькая театральная площадка и "камера обскура".



Вид с площадки в сторону центра Бремена. По направлению дыма из трубы видно, что ветер сильный. Впереди лежит огромный городской парк. Он тут расположен исторически. Эти территории на север от ж/д вокзала никогда не застраивались.



После 3 часов, проведенных в музее, я предпочла пройтись пешком, не пользуясь общественным транспортом. Вдоль городского парка проложены велодорожки. Я пробовала пройти внутри парка, но там было так странно, ни души. Не было мам с детьми, бегунов, прогуливающихся с собаками. Я впервые увидела такой подозрительно обезлюдевший лес и поспешила из него выбраться на улицу. Все же большой парк примыкает к вокзалу, а это не самое лучшее место в городе. Особенно учитывая высокую криминальную активность Бремена по сравнению с южными землями.



В парке установлено два бомбоубежища. Поскольку Бремен стоит на довольно сырой земле, бомбоубежища рационально было строить над поверхностью. В Эмдене, по соседству, их строили восточно-европейские пленные, причем их самих в случае авиаударов внутрь не пускали.  Внутри все места были расписаны и каждая семья знала к какому укрытию она прикреплена. В Эмдене в одном из бомбоубежищ был устроен музей Второй Мировой войн, но он работает только в теплое время года. В Бремене большинство убежищ закрыты для публики, находятся под контролем военных служб.



А это - милые немецкие домики, так похожие на голландские: большие окна, изящные крылечки, маленькие садики. Дома приподняты над землей. Внизу - подвалы-прачечные или подземные гаражи. Прообраз будущей Америки.





Настоящая удача - увидеть еще один памятник, имеющий всего две точки опоры. Памятник императору (кайзеру) Фридриху III был поставлен в 1905 г. Автор - Луи Тюайон. Сам Фридрих не был замечен в особых делах во славу государства, поскольку правил всего 99 дней. Зато известен в боях как удачливый и мудрый генерал-фельдмаршал.  По своим политическим воззрениям был в оппозиции к Бисмарку, возможно, поэтому памятник ему оказался не в центре города, а на тогдашней окраине, за ж/д вокзалом.

Для вдохновения скульптор использовал образ Марка Аврелия на Капитолии. Все же немцам не дают покоя лавры Римской Империи... Не все официальные лица поняли образ полуобнаженного императора. Скульптор от гонорара отказался.



Обычно все туристы проходят по этой улице, ведущей от ж/д вокзала к центру. Да, по дороге будут бомжи, картонки, матрасы и прочее. Как-то надо через это продраться, одев на глаза шоры. Но потом, переступив зеленую линию бывших бастионов, попадаешь в мир больших витрин и ярких огней. Здесь ждет скульптура свинопаса.



На том же месте в 2005 г.

Tags: Бремен, Музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments