homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Фильм "Моя мать, война и я"

На канале "Arte" выложен фильм "Моя мать, война и я" (Мeine Mutter, ein Krieg und ich, 2014 г.) - https://tinyurl.com/lj5z4xc. Он снят русским режиссером - Тамарой Трампе, выросшей в Германии. Это фильм об истории своей жизни, о попытке узнать историю войны, тайну своего рождения. Режиссер рассказывает от своего лица. Когда ей было 14 лет, она случайно увидела документ, из которого стало понятно, что тот, кого она называет папой, на самом деле не является ее отцом. Разговорить свою мать о прошлом, о войне, удалось только за пару лет до ее смерти.

Этот фильм живо напомнил сюжеты из недавно прочитанной книги Олифирович Натальи  "Семейные тайны: хранить нельзя открыть". Там неоднократно приводились истории, связанные с тем, что пожилые люди скорее предпочтут унести тайны прошлого (фронт, мужчины-любовники, рождение и смерти детей, родственников) с собой в могилу, чем раскроют их. Ведь распутывая нить, приходится приводить в движение весь клубок, затрагивать жизни других людей. Лучше пусть все будет по-старому, как раньше... Пусть никто ничего не знает. Тем более, что в советское время не простили бы, что был любовник-немец, что ребенок рожден от немца. Да и возвращаться после войны в СССР было небезопасно. Поэтому некоторые для себя решили остаться в других странах, а для закрепления своего статуса - выйти замуж и сменить гражданство. Это была возможность выжить.

Мать Тамары.

http://kinoart.ru/images/2014/03/stishova-2.jpg

Итак, Татьяна узнала о своем биологическом отце - что он был женат, у него было пятеро детей, а ее мать на фронте была его любовницей. Она родила дочь в поле, зимой 1942 г. Ее, еще беременную, перевели в другую часть (видимо, за нарушение воинской дисциплины). Некоторое время она жила с ребенком, а потом ненадолго вернулась в свою деревню, отдала матери 11-месячную дочь и ушла обратно на фронт. При этом сказала, что у нее был муж, но он погиб. Родственники не допытывались что там на самом деле было.

И вот уже в наши дни Тамара с оператором поехала в старое украинское село, туда, где когда-то жила ее мать, в надежде поговорить с оставшимися в живых родственниками и ветеранами. Смотреть на нищету и болезни больно. Ощущение, что война не закончилась никогда, только мышление подводит, не позволяет ясно помнить и анализировать. То ли люди, то ли образы, оставшиеся от людей... Иногда Тамара задавала очень прямые, личные вопросы. Ветераны уже не мыслят такими категориями. Что-то они помнят, но предпочитают об этом не говорить, поскольку поднимаются те пласты тревоги и боли, которым лучше быть навсегда похороненными в глубинах сознания. Человек имеет право на свою тайну. Иногда совершенно некорректно вытаскивать его на откровенный разговор, особенно из эгоистичного любопытства, когда собеседник - не профессиональный психолог, который потом поможет закрыть рану и заглушить ее боль.

Фильм на 70% снят на русском языке. Довольно подробная аннотация к фильму выложена здесь - http://kinoart.ru/archive/2014/03/voenno-polevoj-roman-mama-vojna-i-ya-rezhisserry-tamara-trampe-iogann-fajndt

Здесь можно посмотреть 2-минутный трейлер, где важную часть текста перевели на русский язык - http://kashin.guru/2014/11/07/artdokfest-vojna-i-fotosnimki/

Интервью с режиссером на русском языке - http://www.svoboda.org/a/25272632.html. Из него становятся понятны аспекты ее фильма, почему она не стала искать своего биологического отца и сводных братьев-сестер.

Особенно трогательно было смотреть на ценные места хранения старых фотографий. Ветераны хранили их в чемоданах или в жестяных коробочках, словно в несгораемых сейфах. Обычно они были куда-то далеко задвинуты, словно на задворки памяти.

В начале фильма показывают довоенную фотографию родственников, где почти поровну мужчин и женщин, и первую послевоенную фотографию, где мужчин осталось всего трое. Оставшимся женщинам пришлось ради выживания детей взять на себя функции и мужчин, и женщин. Дети выросли, не видя отца в семье и не зная о его роли. Потом в 60-70-х они решили создать свои семьи... Не у многих это получилось. Максимум что знали мальчики об отце - что он должен зарабатывать деньги и работать на улице. О разделении домашних обязанностей не могло быть и речи. Просто не было в прошлом этого житейского опыта. Никто не подсказал, не научил.
Tags: Фильмы
Subscribe

  • (no subject)

    На этой неделе в журнале "Ручные звери" рассказываю о японском мастере, которая делает мимимишые войлочные подвижные брелки и испанском…

  • (no subject)

    На этой неделе в сообществе "Ручные звери" рассказываю о кулинарных мастерах. Синзия Бологнези (Cinzia Bolognesi) - итальянский…

  • (no subject)

    На этой неделе в сообществе "Ручные звери" рассказываю о потрясающих мастерах. Ну и повезло же их найти! Например, японка Hinali из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments