homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

Про высшее образование в Германии

В последние годы в Германии набирает популярность получение высшего образования. С 2005 по 2015 г. студентов стало на 34% больше. Несмотря на эти успехи, Германия занимает уровень ниже среднего по количеству людей с высшим образованием по сравнению с другими промышленно-развитыми странами (53% против 60% поступающих после школы в ВУЗы). Частично это связано с системой получения среднего профессионального образования в стране.

С конца 1990-х в Германии стали появляться частные высшие учебные заведения. К 2016 г. их число увеличилось с 23 до 122. Однако там получают образование лишь 7% от общего числа студентов.

Германия немного опоздала с приходом на рынок транснационального образования. Первенство держат Англия и Австралия, на чью долю в 2013 г. приходилось почти пол-миллиона учащихся. У Германии в это время показатель был лишь 20 тысяч студентов. Зато Германия специализируется на поддержке ВУЗов других стран, таких как Алжир, Венгрия, Иордания, Казахстан, Монголия, Оман, Турция, Вьетнам и Египет. Это программа партнерства, когда местные ВУЗы поддерживаются немецкими университетами-"наставниками".

Германия не теряет надежды популяризовать высшее образование и призвать большее количество иностранных студентов. Например, в 2005 г. в рамках программы "Инициатива превосходства" Берлин предоставил немецким ВУЗам сумму в 4,6 млрд евро на повышение глобальной конкурентоспособности немецких университетов. Финансирование было выделено на создание новых аспирантур и на создание кластеров передачи опыта на основе взаимодействия учебных и промышленных заведений. В целом место Германии в мировом рейтинге университетов улучшилось. Например, в 2016-2017 гг. в этот список вошли 9 немецких университетов. Годом ранее в этом списке их было только шесть.



Какие профессии выбирают студенты в Германии?

Среди мужчин (немцев и иностранцев) самые популярные сферы образования выглядят так:

- Экономика предприятий (бизнес и управление производством) - 8,4%
- Инженерное дело и машиностроение - 7,4%
- Информационные технологии - 5,9%
- Электротехника и электроника - 4,3%
- Инженерное дело и производство - 3,6%
- Юриспруденция - 3,5%
- Экономика - 3,5%
- Бизнес-информатика - 3%

Среди женщин эти показатели распределяются так:

- Экономика предприятий (бизнес и управление производством) - 8,6%
- Юриспруденция - 4,7%
- Германистика/немецкий язык - 4,4%
- Медицина (общая терапия) - 4,1%
- Образование (педагогика) - 4,1%
- Психология - 4%
- Экономика - 3%

Выбор социально ориентированных профессий "человек-человек" (медицина, психология, педагогика) вообще характерен для женщин европейcкой культуры (Европа, Северная Америка, Австралия). Женщины других культур чаще проявляют себя в сфере IT, сельском хозяйстве, естественных науках.
Для примера: в Компании Google среди технических специалистов работает всего 17% женщин.

В учебном сезоне ВУЗов Германии 2015/2016 было 1 434 тысячи студентов и 1 323 тысячи студенток.  Таким образом женщины получают высшее образование реже, в ВУЗах их на 9,2% меньше, чем мужчин. Но в землях Восточной Германии и в Бремене женщины получают высшее образование чаще мужчин. Для сравнения - в Голландии среди выпускников ВУЗов всего 26% женщин.

Больше всего представлено студентов-иностранцев из таких стран, как:
- Китай - 12,8%
- Индия - 5,4%
- Россия - 4,5%
- Австрия - 4%
- Италия - 3,2%
- Франция - 2,9%
- Камерун - 2,8%
- Украина - 2,8%
- Турция - 2,8%
- Болгария - 2,7%
- Иран - 2,6%
- Польша - 2,4%
- Испания - 2,4%

Возраст получения высшего образования в университетах:

- для немцев высшее образование постепенно начинается в 18 лет, пик получения образования приходится на 19-26 лет. С 27 до 34 лет уровень поступления в университеты остается таким же высоким, как и в 18 лет. Медианный возраст для немецких студентов - 23,9 лет (для студенток - 23,3 года). При этом количество немцев, которые решили поступить в университет после 37 лет чуть ниже количества 19-летних студентов.

- для иностранцев получение высшего образования плавно начинается в 18-19 лет, потом происходит скачок в возрасте от 20 до 27 лет. С 28 до 36 лет происходит плавное снижение числа студентов.

Медианный возраст для выпускников немецких ВУЗов - 26-27 лет.

Источник - статистический справочник по образованию за семестр 2015/2016 - https://www.destatis.de/DE/Publikationen/Thematisch/BildungForschungKultur/Hochschulen/StudierendeHochschulenEndg2110410167004.pdf



Почему немецкие абитуриенты сразу же не поступают в ВУЗы? Почти каждый третий немец после школы решает посвятить год своей жизни социальным проектам - будь то уход за престарелыми или работа с трудными подростками. Некоторые, причем чаще всего это как раз отличники, отправляются в путешествие автостопом, с рюкзаком на плечах.

Чуть ли не каждый третий бросает учебу, отучившись всего три семестра (чаще всего, правда, чтобы поменять факультет, тем более что экзамены сдавать не надо). Поэтому психологи считают, что если человеку не хватает жизненного опыта, можно начать учебу и позже. Возможно, выбор профессии тогда будет сделан более осознанно.

Половина студентов не справляется к обучением на бакалавра за 10 семестров. В среднем, немецкий студент получает диплом бакалавра в 26 лет, а магистра - даже в 28.

Это значит, кроме всего прочего, что до этого возраста большинство немцев даже не задумывается о семье и детях. Конечно, есть студенты, у которых появляются дети за время учебы, но все же большинство женщин в Германии рожают первого ребенка в 29-30 лет.


Стратегия Европы на будущее: по меньшей мере 40% людей в возрасте от 30 до 34 лет должны иметь законченное высшее образование. С 2005 по 2012 г. доля людей этого возраста с законченным высшим образованием увеличилась с 27,9% до 35,7%. (Доклад ЮНЕСКО, стр. 235). Для сравнения: в Беларуси более 90% молодых людей в возрасте 19-25 лет поступают в ВУЗы, на Украине этот показатель - 80%, в Турции - 69%, в Армении - 51%. (стр. 315 доклада ЮНЕСКО).


С 2011 г. стратегия развития Германии была направлена на реализацию программы "Промышленность 4.0", названную так из-за четвертой промышленной революции (активное применение роботизации производства и искусственного интеллекта). Однако некоторые профсоюзы опасаются отсутствия гарантии занятости и потери рабочих мест.

Что ожидается от очередной промышленной революции:

- функциональная совместимость между киберфизичекими системами и людьми;
- создание виртуальной среды, где киберфизические системы будут контролировать производство;
- децентрализация (киберфизические системы принимают независимые решения);
- модульность (приспособляемость к меняющимся требованиям).
(стр. 264 Доклада ЮНЕСКО)

Хотя большая часть немецкой промышленности активно обсуждает программу "Промышленность 4.0", однако многие не готовы к структурным изменениям либо в силу отсутствия необходимых специалистов, либо потому что они не желают начинать крупные технологические изменения. Немецкое правительство надеется преодолеть это препятствие с помощью расширения скоростной широкополосной инфраструктуры и организации обучения. Также совместно с Францией разрабатывается проект "Индустрия будущего". Сейчас министерство экономики и энергетики Германии финансирует две программы - "Самоуправляющиеся системы для Промышленности 4,0" и "Мир интеллектуального сервиса". Конкуренты Германии также инвестируют средства в цифровые технологии - это США, Китай и Индия.


Почему студенты в Германии в 2/3 случаев бросают учебу в ВУзах? Возможно им не хватает самодисциплины.
Современная система высшего образования Германии заметно отличается. В Германии провозглашен принцип «академической свободы», согласно которому свобода предоставлена не только ВУЗам в вопросах управления, но и каждому студенту. В Германии не существует жесткой системы обучения в общем обязательном порядке. То есть многое зависит от самостоятельности, ответственности и самодисциплины студента. Студент немецкого ВУЗа не посещает занятия со своими сокурсниками, но в соответствии с выбранной специальностью и ее учебной программой составляет свой учебный план и организовывает свое время, чтобы отвечать общим требованиям по данной специальности (которые достаточно высоки).
Источник - http://www.study.uz/1/8/210/visshee-obrazovanie-v-germanii


Другая причина забрасывания учебы - сложная программа:
За счет жесткого предопределенного учебного плана на экзамены выделяют одну-две недели в конце семестра. В течение этого времени может быть написано от 5 экзаменов и выше, причем некоторые из них – модульные, т.е. по сути вы пишете не один, а сразу два или три экзамена в один день друг за другом. Некоторые модули сдаются лишь в конце учебного года – в мае мы писали сдвоенный экзамен по прикладной математике и статистике, преподавать которую начали еще в сентябре прошлого года, т.е. в начале 3-го семестра. Нередки случаи, когда в конце нечетного семестра студенты пишут 3-4 экзамена, зато в конце четного вас поджидают все 10 и больше. Бесспорно, учеба очень напряженная и некоторые не выдерживают и либо уходят сами, либо же вылетают, не сдав экзамены. Любой экзамен можно пересдать один раз. Третий, последний, шанс дается всего лишь один раз в учебный год и только по одному предмету, в этом случае экзамен сдается устно. На данный момент нашем курсе осталось 36 человек из первоначальных 42. На курсе на год младше нас ситуация еще печальнее, к концу первого года там осталось чуть больше половины студентов. И это при том, что «случайных» студентов за счет жесткого отбора у нас практически не бывает. This is spartaaaaaaaa!!

Те, кто вылетает досрочно, не имеют больше права учить такую же специальность по всей Германии. Можно учить схожую. Например, если учили прикладную информатику, можно пойти на экономическую.
Бакалавр в Германии получают за 3 года, т.е. 6 семестров, Мастер длится 4 семестра — 2 года, но многие в университетах растягивают учебу на несколько лет, т.к. конкретно нигде не говорится, что ты обязательно должен закончить учебу в эти сроки.
Источник - https://habrahabr.ru/post/187666/


Из статистики ЕС по распространенности высшего образования относительно возраста (на 2013 г):

- среди людей возраста 25-54  доля высшего образования составляет 19,5%
- среди людей возраста 55-74 доля высшего образования составляет 31,7%

Поэтому была разработана стратегия "Европа 2020", в соответствии с которой к 2020 г. 40% людей в ЕС возраста 30-34 должны иметь высшее образование. Не менее 20% выпускников в момент получения высшего образования должны проходить стажировку в ВУЗах других стран (продолжительностью не менее 3 месяцев). Доля трудоустроенных выпускников ВУЗов возраста 20-34 должна составлять не менее 82%.


Документ "Статистика высшего образования в Европе" - http://www.spbstu.ru/upload/inter/statistics-higher-education-europe.pdf


Материалы по теме:

- Привычка учиться. Образование как двигатель немецкой экономики - http://homaaxel.livejournal.com/1244824.html. Про снижение качества образования в школах, где присутствует 30% ненемцев, про популяризацию государством высшего образования, про снижение распространенности высшего образования у нового поколения по сравнению с их родителями, про отъезд специалистов из Германии.

- Про среднее и высшее образование в Германии - http://homaaxel.livejournal.com/1317446.html Чем отличаются полное и неполное среднее образование, что дает высшее образование, почему в последние годы снизилось его качество, куда уезжают учиться немецкие студенты.

Tags: Их нравы, Про образование
Subscribe

  • Сестрорецк

    На залив тихо упал вечер. Все постепенно становилось голубым, потом синим. В домиках зажигался желтый свет, который на фоне голубого снега…

  • Сестрорецк. Волшебная зима.

    Под ледяным покровом неподвижно спало море, а глубоко в земле среди древесных корней всем мелким зверюшкам и насекомым снилась весна. Но до весны…

  • День первый. Сестрорецк.

    Сразу по приезду, наскоро позавтракав, поехали в Сестрорецк. Хотя короткий световой день не внушал оптимизма, но желание внезапно уехать за город и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments