Например, для христиан употребление освященного хлеба и вина как тела и крови Христа является важным ритуалом, который выходит за рамки питательной ценности хлеба и вина как бытовых продуктов.
Также еда для человека важна не просто как ресурс для механического насыщения организма, а как культурный символ и инструмент поддержания социальных отношений. Предпочтения в еде, способы принятия пищи и даже доступ к определенным продуктам напрямую отражает статус и гендер человека, религиозные убеждения, национальную принадлежность, а также является атрибутом нашей социальной идентичности и индивидуальности.
Еда как способ показать себя современным.
Кока-кола или чай, стейк или салат, картошка с мясом или бранзино со спаржей, дешевый рис или органический рис без ГМО — наш выбор продуктов и диеты свидетельствует о том, кем мы себя считаем: выходцами из народа или утонченными аристократами, сторонниками здорового образа жизни или принципа «живи здесь и сейчас», приверженцами традиционных ценностей или прогресса.
Например, антропологические исследования посетителей Макдоналдса в Пекине в конце 1980-х годов показало, что многие китайцы с энтузиазмом поедали гамбургеры и бикмаки, потому что хотели казаться продвинутыми и современными. Одна из опрошенных молодых мам даже заметила, что, хотя ей самой не нравится странный вкус еды в Макдональдсе, но она старается привыкнуть, чтобы можно было водить туда свою дочку, которую она хочет воспитать «западной» и «современной». Нечто аналогичное могут вспомнить и те москвичи, которые застали открытие первого ресторана «Макдоналдс» на Пушкинской площади в январе 1990 года.
Эти и другие идеи — о современности, капитализме, ответственности за окружающую среду, защите животных и так далее — часто становятся главными критериями людей при выборе еды и режима питания. Причем эти идеи очень эластичны, что позволяет разным людям выражать одни и те же идеи разными методами. Взять, например, идею современности: если одни демонстрируют свою современность через потребление западных продуктов, то другие с той же целью увлекаются палеодиетой или отдают предпочтение местным фермерским продуктам. Второе часто идет рука об руку с неприятием модернистских ценностей, критикой жизни на «всем готовом», отказом от полуфабрикатов и других «полу»-вещей.
Про медленное питание и важность социального общения.
В конце 1980-х годов в Италии в ответ на распространение культуры фастфуда зародилось движение, получившее название «слоуфуд» («медленное питание») . Оно направлено на поддержку региональных кулинарных традиций и внедрение контроля за качеством продуктов. Однако самое важное с точки активистов слоуфуда — это сохранение культуры застолья. По их мнению, современные люди перестали вместе готовить и есть за общим столом, что разрушительно влияет на социальные отношения, на взаимопонимание между близкими — и даже на их здоровье.
Вместо долгих семейных ужинов, когда люди за общей трапезой не спеша делились новостями, наступило время полуфабрикатов, перекусов на бегу и кофе-с-собой. Таким образом, смысл движения слоуфуда — в возвращении не столько к здоровой еде, сколько к традиционному укладу жизни. Опять-таки, это не значит, что все последователи «медленного питания» являются луддитами и противятся глобализации, просто они считают, что необходимо искать альтернативу той версии прогресса, которая построена на отчуждении человека от общества и на все бóльшей зависимости его жизни от всевозможных технологий.
Сторонники возврата к традиционной кухне, выпечке домашнего хлеба, приготовлению солений и разнообразных «медленных» блюд невольно способствуют закреплению гендерных ролей.
Есть еще один немаловажный фактор, о котором постоянно умалчивают, когда речь заходит о здоровом питании. Этот фактор — экономическая иерархия и растущая пропасть между богатыми и бедными. Как показывают исследования по политэкономии, — науке о том, как распределяются в обществе материальные ресурсы и кто имеет к ним доступ, — не каждый человек, даже в богатых и развитых странах, может позволить себе органические и натуральные продукты. Когда человек едва сводит концы с концами, думать о здоровом питании ему не приходится. Поэтому призывы к употреблению свежего мяса и овощей, экзотических продуктов типа ямса или ягод годжи и так далее могут иметь смыслы, выходящие за рамки стремления к здоровью или критики современного мира. В каком-то смысле следование любой диете — это демонстрация своего социального статуса.
Люди поддерживают свое положение в обществе, а иногда даже поднимаются по социальной лестнице не только благодаря использованию экономических механизмов, но и за счет культурного и символического «богатства», то есть умения поддерживать разговор о высоком искусстве, разбираться в изысканной еде или модной одежде. Если в современном обществе люди не очень обеспечены, но говорят о вреде лактозы и необходимости заменять коровье молоко миндальным, о пользе спирулины, нута и крупы киноа, об опасности глютена и углеводов, о замене сахара на стевию, то тем самым они подчеркивают свою принадлежность к образованным и «высоким» слоям общества.
По материалам статьи о здоровом современном питании - https://nplus1.ru/material/2017/08/28/anthropology-of-diet?utm_source=obrazovach&utm_medium=social&utm_campaign=obrazovach--pochitay-o-tom--pochemu-raznye
*************
Доход от продажи вегетарианских продуктов в Германии был 454 млн евро в 2015 году и вырос более чем на 100 процентов в период между 2010 и 2015 г. В то же период времени, спрос на мясные продукты упал почти на 10 процентов. http://www.dw.com/en/no-more-veggie-saus
*************
Немецкие мужчины едят в 2 раза больше мяса и безалкогольных напитков и пьют в 6 раз больше пива, чем женщины. Женщины едят больше овощей, фруктов и трав. Пенсионеры покупают меньше мяса, соков, газированных напитков, зато больше покупают рыбу, овощи, фрукты, фруктовые и травяные чаи.
Конечно же есть различие в потреблении еды в зависимости от социально-культурного статуса: богатые люди чаще едят рыбу, фрукты, овощи, воду, кофе/чай и вино, а бедные люди покупают мясо и мясные продукты, газированные напитки и пиво. Богатые люди показывают более разумный подход к выбору полезных продуктов. Ближе всего к официальным диетическим рекомендациям в Германии питаются пенсионеры, женщины и богатые люди.
В исследовании, проводимом с ноября 2005 по январь 2007, принимали участие немецкоговорящие граждане возраста от 14 до 80 лет, живущие в личных домохозяйствах. Было опрошено более 46 тысячи человек. Почти все люди были с избыточным весом. Около 30% из них курили. 1/4 всех опрошенных имели законченное среднее или высшее образование, чуть больше половины из них работали.
Мужчины любого возраста и заработка потребляют больше углеводов, чем женщины (будь это каши, мюсли, хлеб или картофель). Молодые люди (от 14 до 50 лет) едят больше хлеба, мюсли и других зерновых продуктов, чем пенсионеры, а те, в свою очередь, едят больше картофеля. Официально рекомендовано в день съедать 400-550 г. углеводных продуктов - зерна, картофеля и их производных.
Женщины едят больше фруктов, овощей и грибов, чем мужчины. Но все они съедают только половину рекомендованных овощей (400 г в день). Женщины любого возраста и мужчины после 50 лет съедают рекомендованную норму фруктов (250 гр. в день).
Мужчины в возрасте от 14 до 50 лет потребляют больше молока и молочных продуктов, чем женщины, но в пенсионном возрасте потребление выравнивается. Парни больше едят молочных продуктов возрасте 14-18 лет, а женщины - от 35 до 80 лет. В день рекомендуется употреблять 250-310 гр молочных продуктов.
Мужчины едят в 2 раза больше мяса, мясных продуктов и сосисок, чем женщины. Меньше всего едят мясных продуктов пенсионерки. Около 2-5% опрошенных не ели мясных продуктов последние 4 недели. Мужчины любого возраста сильно превышают рекомендованное потребление мясных продуктов (300-600 гр в неделю). Женщины придерживаются верхнего диапазона рекомендаций.
Рыбу больше едят мужчины, чем женщины, и пенсионеры, чем молодые. 16% опрошенных заявили, что они не ели рыбу и рыбные продукты в течение последних 4 недель. Рекомендуется съедать 150-220 гр рыбы в неделю. Реже всего едят рыбу парни 14-18 лет и женщины 14-34 лет.
Мужчины едят больше яиц, чем женщины. Но во всех возрастных группах съедают мало яиц (включая супы, выпечку и приготовление вторых блюд). В неделю рекомендуется съедать 3 яйца.
Мужчины едят больше супов, чем женщины, но больше всего супов едят пенсионеры.
Мужчины едят больше сладостей, чем женщины (мороженое, десерты, сладости). Больше всего их потребляют в возрасте от 14 до 50 лет.
Среди потребления безалкогольных напитков 1/4 занимают чай/кофе. Женщины потребляют в 2 раза больше травяных/фруктовых чаев, чем мужчины. Воду мужчины и женщины потребляют одинаково, а вот прочие безалкогольные напитки мужчины пьют в 2,5 раза чаще. Чем люди старше, тем чаще они заменяют соки и сладкую газировку на различные виды чая.
Мужчины в принципе пьют больше алкогольных напитков, чем женщины. Например, они выпивают в 6 раз больше пива. Но мужчины старше 50 лет и женщины в возрасте 35-64 г. больше всего пьют вина, чем другие возрастные группы.
Источник - https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4462161/