Поразила нищета подвальной жизни Эрмитажа, когда кругом видны обшарпанные стены, обмотанные тряпьем старые трубы, какие-то старые стулья, на которых спят кошки. Там же, в подвалах, они и писают. Запах, наверное, соответствующий. Во всяком случае отчетливо прозвучала фраза:"Ребята, как же вы всё описали!", оставшаяся непереведенной на немецкий.
Показали квартиру вахтера Эрмитажа. Она не видела ремонта последние лет 30. Старые обои, старые советские бокалы, старая клеенка на столе и бюст Ленина на телевизоре, как центр жизни. Телевизор тоже старый. Наверное, жителям квартиры при прежней власти жилось хорошо и понятно, а в новом времени люди не смогли найти себя, не захотели переучиваться, сочли себя старыми.
Посмотрела немецкий фильм прошлого года, посвященный главному зданию МГУ. Снаружи корпус смотрится ничего так, а внутри - советский ужас: покрашенные напополам стены, свисают провода, старая мебель, тусклый свет от старых светильников, старые лифты. Ощущение, что весь корпус - это музей архитектуры и ушедшего времени. Но он уже непригоден для жизни.
Да, 70 лет назад здание выглядело дворцом для подростков, приехавших из разных городов и деревень. Но сейчас уже другие стандарты жизни. Кругом манекены-вахтеры, на кассе используют деревянные потемневшие счеты. Семьи профессоров, словно узники, живут в квартирах, спроектированных по прошлым стандартам жизни. Они не могут никуда переехать, им не дадут нового жилья. Они живут в главном корпусе тремя поколениями и довольствуются тем, что на аренду не нужно зарабатывать тех денег, которых у них нет. Иллюзия благополучия. Удобно для для людей "без претензий".
А еще в России очень красивые женщины. Если их перестать пугать, исчезнет привычное напряжение на лице, они перестанут зажиматься, сутулиться, робко идти по этому миру и станут вообще красавицами. Правда, людям еще чуть-чуть не хватает вкуса под названием "уместность".
Напоследок запомнилась фраза возле Эрмитажа:"Молодые люди, не нужно здесь материться". Культура повседневности...