homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Новый год в Голландии. Домбург, водонапорная башня и море

За дюнами видна водонапорная башня (Watertoren Domburg). Она была построена в 1933 г. В высоту 28,5 м, объем 200 м³. Отсюда питьевая вода с помощью насосов подавалась в жилые дома Домбурга. Башня принадлежала Городской водопроводной компании города Миддлбург. Воду добывали в месте, которое сейчас является природным заповедником Ораньезон (Oranjezon).

Башня является национальным памятником и закрыта для посещения. Во время Второй Мировой башня была сильно повреждена, заплатки видны до сих пор. Медные листы крыши окислились и стали темно-зеленого цвета. С 2004 г. башня находится в частной собственности.  Были идеи превратить здание в магазин, кафе, музей, но ни одна из них не реализовалась. Владелец здания вместе с архитектором смогли восстановить башню и сберечь для будущего.





В башне живут. Есть парадная лестница, винтовая лестница внутри, которая ведет на кухню, лифт. На втором этаже находится гостиная, на втором и третьем - спальни. Из самой верхней комнаты с водяным баком открывается панорамный вид на Северное море и природный заповедник  Валхерен (Walcheren). Так выглядит ванная комната:

https://static1.persgroep.net/volkskrant/image/8d9bed10-392f-43bc-8740-fda4093cd04a?width=300
Фото - https://www.volkskrant.nl/recensies/wonen-in-de-watertoren-die-van-alle-domburgers-is~a4364468/#&gid=1&pid=8d9bed10-392f-43bc-8740-fda4093cd04a.

Ставни покрашены в цвет башни, поэтому не выделяются на ней. Все окна разные по своим размерам, так было задумано, чтобы не создавать искусственной геометрии. Под лестницей для экономии пространства находятся душ и туалеты. С четвертого этажа лестница выведена на улицу и идет вдоль фасада.

Во время восстановления этих пространств был сохранен промышленный вид объекта. Например, на кирпичных стенах сохранились известковые отложения от воды.


Если хочется в Зеландии пожить внутри водонапорной башни, то можно остановиться в Water tower of Vlissingen. Водонапорная башня была построена в 1894 г. и полностью отреставрирована в наши дни. Внутри 7 спален, 3 ванные комнаты, 5 туалетов, большая кухня под самым верхом и круговая обзорная площадка с видом на море. Неделя проживания стоит 1 275 евро. Рядом парковка на 5 автомобилей и пункт зарядки для электромобилей. На сайте можно полистать красивые фотографии дизайнерской обстановки внутри водонапорной башни.

https://images.micazu.nl/_images/house/24069/images/watertoren_vlissingen-2-8240.jpg?crop=0,0,1024,769&width=800&height=533&mode=crop&scale=both

От замка мы отправились гулять по зеленым холмам. Приморские дюны покрыты плотным низким кустарником и ярко-зеленым мхом. Часто встречаются норы кроликов. Если повезет, можно увидеть их самих прямо у дороги.



То и дело встречаются лавочки для любования морем.



Оно живое, постоянно меняет цвет. То набегает буря и перед глазами словно оживает огромная старая картина.



Там, в конце дорожки, находится замок. Эта тропинка - исключительно для пешеходов. Даже устроены металлические препятствия, чтобы велосипедисты никак не могли протащить сюда велосипед. Для них отдельно рядом проложены асфальтовые дорожки.



В сторону материка за дюнами расположены луга и болота с богатой растительностью. Примечательно большое количество садовых видов цветов, которые перебрались с территории бывших усадеб в дикую природу.



Нам очень повезло с выбором времени прогулки. Потому что в летние месяцы здесь проходят демонстрации из отдыхающих:

https://images3.persgroep.net/rcs/cszF0mqonpvEasF17poq8ubJQUg/diocontent/101211267/_fill/511/768/?appId=21791a8992982cd8da851550a453bd7f&quality=0.9
Фото - https://www.pzc.nl/walcheren/veere-steunt-verbouwing-watertoren-domburg~a8f837ee/101211267/.

Так выглядела линия дюн в 1960-1965 гг. Берег был усеян кабинками для переодевания, парковки были забиты машинами.  Здесь виден масштаб дюн, защищающих плодородные земли и жилые дома.


http://watertorens.eu/torens/Domburg/oude_ansichten/za4.JPG
Фото - http://watertorens.eu/torens/Domburg/Oude_ansichten.html.

В таких диких местах можно встретить лужи. На территории городов обычно устроена хорошая система водостока.
Здесь здорово гулять в высоких резиновых сапогах, что и делают местные жители.



С осени 1940 г. граница Германской империи вплотную подошла к Северному морю. По береговой линии Зеландии, как и вдоль всего побережья Западной Европы, была построена линия обороны. Она была устроена чтобы предотвратить вторжение союзников. Остров Валхерен был особо важен, т.к. позволял контролировать Восточную Шельду и Антверпен. Весь транспортный поток в Антверпен находился в пределах досягаемости тяжелой немецкой артиллерии. На Восточной Шельде было полно мин. На всех пляжах немцами были установлены мины и барьеры. Дюны были заполнены береговыми батареями. За оборону побережья отвечала морская артиллерия.

У союзников уже были неудачные наступления. В итоге они решили разбомбить дамбы, чтобы затопить остров Валхерен.

Укрепленные немцами берега возле Домбурга, ноябрь 1944 г.

http://www.zeeuwseankers.nl/data/uploads/thumbnails/201312201452b4427301935.jpg
Фото - http://www.zeeuwseankers.nl/nl-NL/verhaal/129/de-eerste-aanvallen-op-walcheren-september-oktober-1944.

Антверпен был достаточно легко захвачен союзными войсками в сентябре 1944 г., а вот река Шельда и прилегающие острова полностью контролировались немцами. Гитлер лично приказал, чтобы остров Валхерен защищали любой ценой.

Союзники постоянно бомбили судоходство по Шельде и прилегающие деревни, обрезая немцам пути к отступлению. Это привело по меньшей мере к 200 жертвам среди местного населения. Этот остров был очень важен для немецкой армии, поскольку здесь находились автомобильные и ж/д дороги и порт.

2 октября 1944 г. союзники с воздуха разбросали листовки над островом Валхерен, адресованные местному населению, с просьбой, чтобы они срочно ушли из городов и деревень. К этому времени среди жителей прибрежных городов и портов было несколько десятков погибших. Но жителям некуда было пойти, маршруты эвакуации были закрыты. Тем более, что немцы запрещали голландцам покидать эти земли.

На следующий день начались авиаудары союзников. Союзные войска развернули наступление на остров Валхерен с целью выбить противника. В морском наступлении участвовали 40 вспомогательных судов, линкор, более 80 десантных кораблей, канонерские лодки. Идея была - разбить дамбы, чтобы затопить острова и вынудить немцев отступить, покинув эти территории. Правда, за счет цели была выбрана не водонапорная башня, а церковь, поэтому англичане случайно разрушили центр Домбурга, расстреляв его снарядами диаметром 38 см. Погибло 50 горожан.

Таким стал на 70% затопленный остров Валхерен.

http://www.zeeuwseankers.nl/data/uploads/201504201655351343e628b.jpg
Фото - http://www.zeeuwseankers.nl/nl-NL/verhaal/1157/de-inundatie-van-walcheren.

Во второй половине дня над городом пролетели три самолета, которые уничтожили три немецких орудия. Во время авиаудара погибли еще 20 горожан. Кто мог бежать - убежал. Родители в суматохе потеряли своих детей. Одни дома горели, другие - лежали в руинах. В 13 ч. в городе было уже 30 погибших.

Поврежденная водонапорная башня на фото 1945 г.

http://www.zeeuwseankers.nl/data/uploads/thumbnails/20161031105817113ebea45.jpg
Фото - http://www.zeeuwseankers.nl/nl-NL/verhaal/1795/rekenfout-fataal-voor-domburg.

Продвижение союзников в Домбурге задержалось на несколько дней, было необходимо подкрепление. Многие местные жители бежали, оставив свои дома и опасаясь новых обстрелов. 4 ноября сильно поврежденный Домбург был освобожден.

Празднование годовщины освобождения Домбурга союзными войсками, 1 ноября 2016 г.

http://www.zeeuwseankers.nl/data/uploads/thumbnails/2016110316581b5b392f7b7.jpg

В ответ на разрушенные дамбы немцы собрали всех мужчин от 15 лет и старше и заставили их восстанавливать постройки. Тех, кто отказывался, расстреливали. Голландцам пришлось подчиниться, правда, они саботировали работу как могли, копая очень медленно.
6 ноября местный немецкий генерал капитулировал. Два дня спустя сдалась последняя деревня в этой местности. Большинство голландцев союзники постарались эвакуировать отсюда на более сухую землю.

Восстановление дамб Зеландии и осушение плодородных земель от морской воды стало возможным только после окончательной победы над Германией. Осенью 1945 г. - зимой 1946 гг. разрушенные дамбы были восстановлены.

Строительство дамб на острове.

http://www.zeeuwseankers.nl/data/uploads/201504201655351061ed35f.jpg

В течение нескольких месяцев морская вода через бреши в дамбах дважды в сутки заливала низкую местность. Вода оставила заметные изменения в ландшафте - смыла дороги, создала русла для ручьев, многие дома и фермы были разрушены.

В результате восстановления остров был создан заново - разработаны новые дороги, приподнятые над землей, очищены каналы, вдоль них высажены кустарники, фермеры получили удвоенные наделы земли.

В Домбурге на берегу моря был установлены памятники павшим воинам бельгийской, норвежской и английской армии.


Фото - http://www.zeeuwseankers.nl/nl-NL/verhaal/1161/oorlogsmonumenten-domburg-1.

Сейчас не верится, что в таком спокойном и красивом курортном месте могли так жестоко разворачиваться бои.


На обратном пути в Домбург мы заметили, что начался сильный отлив. Вода отступила метров на 15, обнажая плотный песок и ракушки.



Все туристы уже разошлись по отелям, видимо окончательно вымокнув под дождем. Пляж остался полупустынным. Захотелось подбежать к самой кромке воды, чтобы узнать куда ушло море.



Сильные отливы возле Домбурга выглядят так:

https://i.pinimg.com/474x/66/e5/6d/66e56d5e0cb2b407fc088a0e53fd64a2.jpg

С моря надвигалась огромная тесно-синяя туча. Джинсы полностью вымокли уже выше колен. Здесь захватывающе красиво, но долго стоять невозможно. К тому же было непонятно, когда море решит вернуться.



Полностью впитав в себя ощущение огромного пространства, намокнув от воды сверху и снизу, мы отправились в сторону машины.



Обратно ехали через деревушки, где то и дело вспыхивали и грохотали фейерверки. Правда, в одной из деревень бушевало высокое пламя. Горел дом на колесах. Видимо взорвался газовый баллон, служащий для отопления. Автомобиль сгорел быстро. Видимо местные подумали, что это взрываются петарды.

Шел непрекращающийся дождь. Сквозь него был виден огненно-апельсиновый закат. На кромке моря перемигивались маяки. огромными стеклянными островами смотрелись ярко подсвеченные теплицы.

Уже в темноте проехали через космически-современный Роттердам. Из-за обилия машин и непредсказуемых развязок пришлось вспомнить навыки московского вождения. Повсюду в окнах горели разноцветными огоньками елки, а над домами рассыпались фейерверки. Казалось, что с каждой минутой их становится все больше.

Когда выехали из города, то, двигаясь по ночной магистрали, удивлялись, насколько щедра Голландия на освещение дорог и насколько богаты жители местных деревень, запускающие столько огней в небе. Совсем не Германия.

Используемые материалы:

http://www.zeeuwseankers.nl/nl-NL/verhaal/1157/de-inundatie-van-walcheren.


Поездка в Голландию на Новый год:

- Дорога до отеля и гостиница в здании Арсенала.

- Вечерний Утрехт, прогулка по городу.

- От Роттердама к морю. Европорт, нефтехранилище, проект Дельта, шлюзы, дюны и проект сохранения прибрежной природы.

- Домбург и природный парк Мантелинг. Про пляж, дюны, лес и замок.

- Новогодняя ночь.

- Дорога домой через Алмере и Лелистад. Разные дороги, дома и отели.

Tags: Голландия, Домбург
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments