homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

Про уверенность в себе и самооценку

Фрагмент из интервью с психологом Виталиной Скворцовой-Охрицкой - http://wayorstay.com/2018/03/19/vitalina_skvortsova_ohritskaya/. Блог - https://vitaleena.livejournal.com/.

Отношения с родителями — первые отношения в жизни человека, они определяющие. Можно об этом много говорить, но если только в контексте самооценки: чем больше родители признают за ребенком право на чувства, желания, потребности, тем сильнее внутри него ощущение: со мной все в порядке, я хороший.

Это проявляется с самого рождения, например, когда ребенок плачет, и мама реагирует, берет его на руки, то таким образом ребенок, во-первых, понимает, что он есть, во-вторых, что его потребности и желания важны. Это помогает ему формировать ощущение себя, мир вокруг видится безопасным, в таком мире просто и приятно быть собой. Чем более принимающий посыл идет от родителей, тем сильнее у ребенка ощущение: меня видят, любят, я ценный.

Так бывает не всегда. Потребности ребенка, даже самого маленького часто игнорируются (не бери на ручки, вдруг привыкнет; поплачет и перестанет), в более взрослом возрасте начинаются нападки на чувства (фу, как некрасиво) и отвержение (я с такой капризной девочкой не разговариваю). Проще говоря, ребенка принимают только каким-то определенным. А он очень чувствителен к тому, чтобы быть любимым и одобряемым.

Дети не могут без любви. И для этого, чтобы ее получить, они отказываются от себя.

Например, мальчику твердят, что мужчины не плачут. И когда он плачет, папа постоянно сердится, мальчику придется что-то с собой делать, чтобы не плакать. Хотя он чувствует, например, боль или обиду, это спонтанно рождается, но чувство ему приходится убрать. Подавить, например. Когда перед ребенком стоит выбор: быть собой или быть любимым, он всегда выберет второе. И по сути это долгий и болезненный процесс отказа от себя и становления таким ребенком, которого будут принимать и любить, ребенком, которому безопасно, которого принимают. Вот эта потребность в любви и принятии — она базовая. Это основа, на которой все растет. И это основа, на которой вырастает наша самооценка.
Уверенность в себе — это ощущение, что я ценен сам по себе. Я гожусь, я нормальный, со мной все в порядке. Я могу ошибаться – это нормально. Я могу испытывать разные чувства – это тоже нормально. Я могу жить так, как выбираю. Я уважаю свой выбор и выбор другого.
Это не только ощущение, но и способность опираться на него, действовать из него.

Когда дети идут в детский сад, в школу, если к этому времени у ребенка не сформировалось ощущение, что с ним все нормально, он имеет право на выбор, на свои чувства и желания, он попадает в гонку, в которой он всем должен. А главный приз – родительская любовь и признание.
К набору требований о том, каким ребенок должен быть, чтобы его любили, добавляются куча критериев: оценки, не хуже Пети, лучше Маши, быть послушным (слушать учителей, и не вякать).

Если родители поддерживают в ребёнке достигаторство, результат, сравнивают бесконечно с другими, поощряют только за функции (хорошо учиться, достигать), то в будущем такой человек очень идентифицирован с деятельностью, достижениями. Он становится зависим от того, сколько и как хорошо он делает. И, конечно, попадает в эмоциональные качели: достигаю – молодец, не достигаю – ничтожество. Но история в том, что это не весь он, а только выученная таким образом получить любовь родителей часть. В то время как все остальное, родители в лучшем случае просто не отражают, а чаще всего еще и атакуют в детях. Что ребенок чувствует, как ему в жизни, какие у него сложности, желания – на всем это висит ярлык – неважно или неправильно. Ребенок вырастает, оставаясь эмоционально незрелым, неустойчивым, не ориентирующимся в своей внутренней жизни.

Он будет неустойчив и часто несчастен в отношениях, особенно близких, потому что близость не про заслуживание и достижения. Система оценок пронизывает всю нашу реальность. Хорошо — плохо, молодец — не молодец. Ребенок считает, что он такой, как к нему относятся. Если он получил пятерку, то он молодец, он заслуживает любви, а если получил двойку, он плохой и любви не заслуживает. Но ведь это не правда. Если ребенок получил двойку, это может значить что угодно: ему не интересно, он устал, проблемы с учителем, не понял чего-то.
Человеческая ценность не может зависеть от оценок, она незыблема. Это основа.
Tags: Про детей, Созависимость
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments