homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Эльзас, Вогезы, старый шахтерский городок Сент-Мари-о-Мин

На востоке Франции находятся две земли, которые довольно часто были предметом раздора между странами - Эльзас и Лотарингия.  Разделял их горный массив Вогезы, в котором располагались многочисленные шахты, где много веков добывали железную руду, серебро, медь, цинк, свинец, кобальт, уран, марганец, мышьяк... Сейчас подземные жилы почти исчерпаны и не представляют промышленного интереса. Главным шахтерским городом был Сент-Мари-о-Мин (Sainte-Marie-aux-Mines), "Святая Мария на шахтах".




https://www.weather-forecast.com/locationmaps/Sainte-Marie-aux-Mines.8.gif

Разработками рудников в этих краях занимались еще галло-римляне в 2-3 вв. н.э. Возможно на их черные ямы, оставшиеся от разработок,  и наткнулись в 10 веке монахи, когда искали в горах место для уединенного монастыря. Техника добычи в те времена была проста - делали вертикальные скважины, которые часто затоплялись, а затем открывали ямы. Монахи быстро поняли, что в долине много минеральных богатств. Эта находка вызвала огромную алчность со стороны французов и эльзасцев. В 13 в. монахи после многочисленных угроз уступили эти рудники дворянам из Лотарингии.

Часовня Св. Марии, давшая название городу, упоминается в документах начала 14 в. Эти серебряные рудники были настолько богатыми, что в конце 14 в. между знатью Эльзаса и Лотарингии был подписан документ, который на 400 лет, вплоть до французской революции 1789 г., разделил город и рудники на две общины.

Водораздел между Эльзасом и Лотарингией был устроен по городской речушке Льепвретт. Речку можно было пересечь по единственному мосту и в 1722 г. в него с одной стороны впечатали крест Лотарингии, а с другой - герб эльзасской феодальной знати.



Герб Сент-Мари-о-Мин также состоит из герба Лотарингии, Эльзаса и эмблемы шахтеров (белые рабочие инструменты на фоне черной шахты):



Город был разделен не только по принадлежности регионам, но и по администрации, законодательной власти, по языкам (на эльзасской стороне говорили в основном на немецком), и по религии (французы были реформаторами, немцы - лютеранами).

Пик высокой добычи в шахтах пришелся на 1530-1570 гг. Тогда вокруг жили 2000-3000 горняков в основном из Центральной Европы. С начала 16 в. Габсбурги прислали немецких горняков, чтобы те, вооруженные новой техникой, копали шахты в Вогезах со стороны Лотарингии. Картографические наброски показали, что именно с той стороны проходили многочисленные богатые жилы.  Началась великая эпоха притока денег, как потом ее называли - "золотой век". Некоторые горняки для поиска новых рудных жил использовали древний метод "virgula divina", лозоходство, - ходили по горам с веточкой. Судя по полученным результатам, этот метод был довольно эффективным.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/47/18th_century_dowser.jpg/220px-18th_century_dowser.jpg

В то время Вогезы занимали первое место во Франции по исключительному минеральному богатству и второе в Европе. Металлические жилы, разбросанные в гнейсах (скалах), содержали тысячи видов или разновидностей минералов:

    - 150 разновидностей минералов или серебряных руд,
    - руды меди, мышьяка, свинца, цинка, никеля, железа, кобальта ...
    - более редкие металлы, такие как местная сурьма, местный висмут, уран или марганец или другие местные элементы, такие как мышьяк ...

В начале 16 в. было открыто 105 шахт, из которых было добыто около 5 000 тонн меди, 300 тонн серебряной руды и 80 000 тонн свинца. Учитывая количество добытой руды, эльзаские правители пригласили на работу несовершеннолетних иностранцев, большинство из которых были  протестантскими беженцами, жертвами религиозных преследований. Их набрали в основном в Саксонии, Австрии, Венгрии. Новые поселения для шахтеров строились очень быстро, однако они были дешевые, деревянные, и быстро горели. В конце 16 в. за 17 лет сгорело 120 домов на стороне Лотарингии и 40 домов на стороне Эльзаса.

В 16 в. возле одного из многих серебряных рудников в деревне было 1200 домов и 72 гостиницы, где в основном жили несовершеннолетние саксонцы, приехавшие на заработки. Пили они страшно, дрались, устраивали скандалы, но местные терпели их выходки за пользу от их работы. Только когда жители города разбогатели, они смогли построить каменные дома. Сейчас в городе можно встретить старые дома 16 в. с каменными винтовыми лестницами от подвала к чердаку, скульптурами, окнами и башенками. Над дверями сохранились знаки 16 в. в виде перекрещенных шахтерских инструментов - кирки и молотка.

Характерной особенностью горняков была их большая религиозность - утром перед работой и вечером после работы они молились в маленьком домике рядом со входом в шахты. Там священник ежедневно молился, прося бога сохранить рабочих от несчастий в подземельях. При встрече шахтеры приветственно произносили "Gluck-auf", "Глюкауф". Это было пожелание счастья. Это слово также часто использовалось в шахтерских гимнах и погребальных песнях. Шахтеры были очень суеверны и придумали много персонажей, обитающих в шахтах. Например, в галереях жили эльфы и прочие злые духи, мешающие в работе. Если лампа внезапно погасла - ее потушил злой дух, если случился оползень - его вызвал эльф.

Минеральные рудники были настолько богаты, что в 1516 г. два немецких лорда объявили войну правителю Лотарингии в надежде получить себе немного шахт. Зачинщики были побеждены. Пять лет спустя о шахтах начал спорить германский Император.

Известный картограф 16 в. утверждал, что в Сент-Мари-о-Мин разработки велись одновременно на 16 серебряных рудниках. В это время в городе были свое здание суда, больница, большая церковь, несколько зданий, в том числе литейный цех, обслуживающих около 20 рудников и местный феодальный замок (он был уничтожен шведами во время Тридцатилетней войны). До сих пор в горах вокруг можно найти множество примитивных заброшенных скважин, откуда раньше добывали серебро. Открытая добыча была характерна для времен средневековья.

В конце 16 в. выработка в рудниках начала снижаться: не хватало древесины для литейных цехов, появились трудности в эксплуатации шахт, они часто затоплялись. К тому же был открыт Новый Свет, откуда в Европу из Мексики и Перу стекались большие деньги.  Доходность их была куда выше, чем у европейских рудников. Большинство шахт Вогезов постепенно закрывались. В начале 17 в. в Сент-Мари-о-Мин из более чем 3 000 горняков, занятых в 200 шахтах, осталось работать чуть более ста. В городе появилось дополнительное доходное ремесло - ткачество и отделка. После 17 в., когда через город прошла Тридцатилетняя война, чума и религиозные войны, работа на шахтах остановилась совсем. Во время чумы из города ушли почти все жители, осталось только 30 семей.

Во второй половине 17 в. город ожил благодаря переселению швейцарцев и немцев, которых выгнали из родных земель за расхождения в вопросах веры. В 18 в. от шахт остались только полуразрушенные галереи, затопленные водой. В 1711 г. три городских торговца из Стасбурга попытались снова запустить рудники. Они открыли старую галерею на 200 м и обнаружили три отличные шахты, которые имели около 70 ответвлений, где были найдены серебро и медь. К сожалению, галерея осыпалась и стала непригодной для дальнейшего изучения. Пробовали находить и другие старые шахты, но они оказались лишь частично проходимы.

С середины 18 в. началось время расцвета текстильной промышленности. В 19 в. в одной из деревушек, которая была в 3 км от Сент-Мари-о-Мин было около сотни домов, занятых в основном фермерами и рабочими текстильной промышленности.


После французской революции город был объединен, серебряные рудники были национализированы в пользу Франции, а эльзасский наместник Макс сбежал в Мюнхен и стал принцем Баварии. До середины 19 в. это был процветающий текстильный центр, третий по численности город Верхнего Рейна.

Здесь работали кожевенщики, драпировщики, делали столовые приборы. В 1865 г. в городе были три процветающие текстильные фабрики, которые выпускали мадрасс (х/б ткань в полоску), репс, холсты, дамаск (ткань, где рисунок яркого плетения идет поверх основы с тусклым цветом), жаккард (ткань особого переплетения, которая делалась на программируемых ручных станках), шили галстуки. Здесь были хлопчатобумажные фабрики, 12 красилен для хлопка, шерсти, шелка, 2 прачечные, 4 типографии, 4 литографии, 5 пивоваренных завода, 5 мельниц, 5 лесопильных фабрик, 4 свечных завода, 5 фабрик с отделочными тканями. На шерстяных, шелковых и хлопковых фабриках работали 25 000 рабочих из Сент-Мари-о-Мина и окрестностей в радиусе 80 км.

В 1870-х текстильные фабрики перестроились на создание только женских тканей и выпускали чисто шерстяные ткани и смешанные шерстяные ткани. Эти ткани использовались для наиболее дешевых платьев.

***********

Сент-Мари-о-Мин находится в узкой долине Вогезов. Если подняться наверх, то на уровне 772 м будет перевал, через который можно попасть в Лотарингию. Еще в 1866 г. под Вогезами планировали построить туннель, который сократил бы дорогу между двумя регионами, но франко-прусская война 1870-1871 гг. и аннексия немцами Эльзаса и Лотарингии не позволила реализоваться планам. Франция проиграла, Германия приобрела новые земли.

На карте красно-белым цветом отмечена граница между Францией и Германией с 1871 по 1918 гг. Справа находится Сент-Мари-о-Мин.

http://pierreswesternfront.punt.nl/_files/2008-11-05/bernhardsteinviolu-markircher-front-map.jpg

На новых территориях немцы тут же ввели обязательную военную службу. Французам было объявлено, что если они не хотят служить в немецкой армии и хотят сохранить французское гражданство, то должны покинуть захваченную территорию. В этот период из Эльзаса и Лотарингии уехало более 400 000 человек. С 1872 г. выехало 25 600 молодых людей, чтобы не служить в немецкой армии - почти все они были членами Иностранного Легиона. Между оставшимися французами аннексированных территорий и немцами были довольно сложные отношения.

В 1914 г. после долгих боев Вогезы стали непреодолимой границей. Немцы заняли склоны, создав множество качественных укрытий и траншей. Германия не скупилась на стоимость и качество материалов. На протяжении более 7 км была создана цепочка военных укрытий, в них могло разместиться около 15 000 человек. Практически это была неприступная стена обороны, окруженная колючей проволокой. В Вогезах, над Сент-Мари-о-Мин до сих пор можно найти множество этих укрытий. Сохранились и фуникулеры, с помощью которых наверх в горы доставляли еду и боеприпасы. Многие из этих укрытий сосредоточены на вершине Violu, на склонах de la Haute Broque, d'Echéry, Berhardstein. Немецкие укрепления имеют очень образные названия - "Барсучья нора", "Лисья нора", "Волчья яма", "Дом хомяка". Франко-германская граница проходила на высоте 994 м и она была неприступна.

Военное наследие возле Сент-Мари-окс-Мин:

https://i.pinimg.com/originals/d9/8a/30/d98a3014de2fb675fbd5593474e45020.jpg

Так выглядели вершины Возегов в 1915 г. после столкновения двух армий:

http://pierreswesternfront.punt.nl/_files/2008-10-31/bernhardsteinviolu-tete-du-violu-bw.jpg

Здесь собран огромный фотоотчет по сохранившимся военным бункерам на вершинах Вогезов - http://pierreswesternfront.punt.nl/content/2012/02/alsace-north-tete-du-violu--bernhardstein. Там даны все карты и схемы. Будьте внимательны - не сходите с троп и не залезайте внутрь построек, там еще сохранилось эхо войны. Самое "безобидное", на что можно натолкнуться - старая ржавая колючая проволока.


В 2014 г. на одной из вершин Вогезов Hartmannswillerkopf / Vieil Armand, где во время Первой Мировой проходила линия фронта, был устроен музей военной памяти. Более сотни лет назад Hartmannswillerkopf была той вершиной, которая пожирала молодых людей, сражающихся в огне и грязи. Главные потери на этой высоте были в 1915 г. За всё время Первой Мировой здесь было убито 14 500 и ранено 30 000 человек. Музей был создан не ради покаяния, ностальгии или привязанности к прошлому. Его цель состоит в том, чтобы показать общую для всех народов историю. Оставляя позади память о Первой Мировой, мы лучше осознаем, как нам повезло жить в мире без войны, продолжать развиваться, даже если где-то вспыхивают военные конфликты. Музей - это способ передачи истории, сочетающий образование, память и гражданство.

Проходя 4,5 км по дорожкам Hartmannswillerkopf и читая надписи на стендах, можно задуматься о судьбе солдат, о вопросах братства и мира.

http://www.memorial-hwk.eu/img/historial/historial-vue_ciel.jpg

Сайт музея - http://memorial-hwk.eu/ve/index.php. Дороги Вогезов, ведущие к вершинам и к музею в том числе, из-за сильных осадков открыты только в теплое время, с пасхи до середины ноября. Для посещения мемориала нужно иметь хорошую закрытую обувь.

Сайт, посвященный мемориальному туризму по Вогезам - http://www.front-vosges-14-18.eu/english/index.php.

http://www.front-vosges-14-18.eu/english/images/histoire/h8.jpg

Эльзас вернулся Франции в ноябре 1918 г. Все административные службы вновь заработали по французскому законодательству. В Сент-Мари-окс-Мине население было очень франкофильным и много страдало от режима немецкой тирании в течение 48 лет немецкого правления. Немцы были выгнаны из города. Но когда пришла Вторая Мировая, летом 1940 г. немцы поступили точно так же и выгнали с территории Эльзаса всю французскую администрацию и сотни французов, которые поселились в регионе после 1918 г., в том числе промышленников и торговцев. У высылаемых из Эльзаса был всего 1 час на сборы, они могли взять с собой 30 кг багажа и 5 000 франков.

В мае 1941 г. все эльзасцы в возрасте 17-25 лет были призваны на военную службу, а девушки стали либо служанками в домах, либо были отправлены работать на военные фабрики. Полтора года спустя призыв на военную службу распространился на людей в возрасте до 38 лет. Самые младшие насильственные призывники в возрасте до 16 лет были отправлены в СССР для службы в Waffen SS. Молодые люди убегали, избегая военного призыва, за это немцы депортировали их родителей, отправляя их в концентрационные лагеря или в тюрьмы. Тех, кто помогал эльзасцам укрываться и пересекать французскую границу, убивали или отправляли в концлагеря. Благодаря горной местности, многие операции контрабандистов по перевозке людей во Францию были успешными. Священники и местные жители охотно укрывали тех, кто бежал из немецкой армии, и помогали им пройти через перевал. С конца 1940 г. эльзасцы организовали группу сопротивления и даже предприняли попытку убить немецкого руководителя региона, но две гранаты упали в пустую машину. Расправа была жестокой - почти тысяча эльзасцев были арестованы, 37 казнены, остальные - посажены в тюрьмы или отправлены в концлагеря. С сентября 1942 г. Германия установила запретную зону длинной 3 км между Вогезами и границей страны. Любой дезертир немецкой армии, который пересекал эту территорию и направлялся в сторону Франции, объявлялся врагом Германии и его расстреливали. В течение войны более сотни молодых людей из городка Сент-Мари были убиты.

**********

Итак, туннель под Вогезами. С 1918 г. Эльзас вернулся Франции. В 1930 г. министр обороны Франции Андре Мажино, тот самый, который выступил инициатором постройки военной укрепленной линии, позже названной его именем, присутствовал на начале строительства туннеля. В августе 1937 г. туннель длинной 6 950 м наконец был открыт для железнодорожного сообщения. Он был достаточно широким, чтобы проложить две линии, но т.к. от паровозов было довольно много чада, для безопасности решили оставить только одну линию.

В июне 1940 г., когда Эльзас вновь перешел Германии, вход в железнодорожный туннель Сент-Мари-о-Мин был взорван и расширен. Возле восточной части туннеля с марта 1944 г. располагался концентрационный лагерь Стратхоф (Struthof), являвшийся филиалом Дахау. Пленные югославы были вынуждены построить подземный завод по производству авиационных двигателей и ракет V1 и V2.  Работали в подземном заводе "Markich Gross Kellerei" около 800 заключенных из Словении. Этот завод был дочерней компанией БМВ. Заключенные работали в две смены, по 12 часов каждая, пересменка была в 6 утра и в 6 вечера. Они работали в самой глубокой части туннеля, в тяжелых условиях, получая за работу всего лишь тарелку картофельного супа в день. В сентябре 1944 г. их вывезли в Дахау. В 1945 г. железнодорожный тоннель из военного снова стал гражданским.  После войны словенский город Тржич (Tržič) и Сент-Мари-о-Мин стали побратимами.

После освобождения Франции туннель вновь стал использоваться как железнодорожный. Но летом 1973 г. его закрыли и организация железных дорог продала его за хорошую цену местной региональной власти. По крайней мере с 1966 г. вокруг этого туннеля ходили споры, его необходимо было сделать автомобильным, поскольку преодоление Вогезов с перевалом высотой 772 м было довольно проблематичным, особенно зимой, когда для этого региона характерно большое количество осадков. Местные жители были против платного автомобильного туннеля и хотели оставить железнодорожный.

Туннель перестроили в автомобильный, сделали платным и открыли в феврале 1976 г.  Его назвали в честь Мориса Лемера (Maurice Lemaire), бывшего генерального директора железных дорог Франции, бывшего депутата Вогезов. Именно он способствовал модернизации туннеля.

Туннель стал важной экономической дорогой через Вогезы. По западно-восточной оси тоннеля можно проехать от немецкого Фрайбурга до французского Нанси и Парижа. В день здесь проезжало 3 400 машин, 40% из которых были грузовыми. Однако фуры, перевозящие легковоспламеняющиеся вещества, должны были продолжать пользоваться серпантинной дорогой.


В 1972 г. в туннеле Виержи (de Vierzy) произошла катастрофа. После этого началась профессиональная экспертиза на безопасность всех тоннелей. Туннель Сент-Мари-о-Мин был признан опасным и закрыт на 5 лет.

***********

Это было 16 июня 1972 г., около 21 ч. Поезд ехал по маршруту Париж-Лаон по подземному тоннелю со скоростью около 100 км/ч. В вагонах было около 500 пассажиров. В большинстве своем это были молодые люди, которые возвращались с работы. Датчики ж/д компании, установленные в туннеле, ни о чем не предупреждали. Туннель, пострадавший от бомбардировок 1914 г., внезапно начал осыпаться. Свод рухнул. Два поезда с разницей в минуту, наскочив на образовавшуюся кучу камней, врезались друг в друга. От поездов остались только куча металла и части тел. Туннель погрузился в кромешную тьму и было непонятно, что еще может обрушиться. Оставшиеся в живых люди постепенно выбирались из вагонов и в темноте проходили по туннелю сотни метров в надежде выбраться оттуда и рассказать о катастрофе.

Среди пассажиров в концах поездов практически не было смертельных случаев. Больше всего жертв было во втором поезде, который врезался в кучу камней минутой спустя.



Неподалеку находилась деревня Виержи (Vierzy), откуда прибыли полиция, пожарные, спасатели и местные жители. При отсутствии освещения и вентиляции они использовали масляные лампы. Среди 500 спасателей (полиция, пожарные, солдаты, железнодорожные рабочие, местные жители) работало 150 человек от Красного Креста. Самому молодому было 16 лет. Им пришлось работать в тяжелых условиях - использовать носилки в длинных темных тоннелях, без вентиляции, пробираясь через камни и вытаскивая искалеченные тела. 108 человек погибло и 111 было ранено.

В знак благодарности президент французского Красного Креста вручил спасательным командам серебряные медали Красного Креста. С тех пор прошло много десятилетий. Несмотря на то, что спасателям не была оказана психологическая помощь, у них не осталось каких-либо последствий. Только воспоминания...

Заголовок в газете о ж/д катастрофе возле Виержи:


Фото - http://aulnoissouslaon.pagesperso-orange.fr/histoire/moutonnet/tunnel.html. На этом сайте можно увидеть другие фотографии потерпевших крушение поездов.

Памятник, установленный жертвам подземной катастрофы в Виержи возле юго-западного входа в тоннель. На памятнике надпись:"Судьба - это оправдание для безвольной души".


Фото из Википедии.

Эта железнодорожная катастрофа стала крупнейшей во Франции с 1933 г.  Туннель был перестроен, ж/д пути разных направлений пустили по разным туннелям, чтобы препятствовать встрече поездов.

В память о катастрофе в 2016 г. был снят документально-художествнный фильм "И тогда мы снова посмотрим на звезды" ("Et puis nous sortirons revoir les étoiles"). Спустя 40 лет об этой аварии рассказал отец режиссера и тогда был снят фильм, очень личный и динамический. Он рассказывает о том, как по-разному изменилась жизнь людей: у кого-то в лучшую сторону, у кого-то в худшую. И над всем этим светят звезды, которые предлагают поразмыслить о существовании, происхождении и взаимосвязи.

Отец режиссера, последний оставшийся в живых свидетель аварии, возле места массового захоронения жертв. Он выжил, но потерял обе ноги. На момент катастрофы ему было 22 года. Именно после этой аварии он познакомился со своей будущей женой и создал семью.

http://nsm08.casimages.com/img/2016/08/18//16081804194721821314436685.jpg

**********

Затем в 1999 г. случилась катастрофа в туннеле под Монбланом и туннель Мориса Лемера сначала закрыли только для грузовиков, а затем и для всех автомобилей. До закрытия туннеля через него ежедневно проезжало 4500-5000 легковых автомобилей и 1400-1500 грузовиков (с пиками в зимнее время до 1700 грузовиков, когда серпантины Вогезов становятся непроходимыми). Его открыли в октябре 2008 г., пристроив рядом дополнительный спасательный туннель и множество аварийных выходов к нему. Ремонт стоил 300 млн. евро.

http://p9.storage.canalblog.com/94/90/83773/28744939_p.jpg


Туннель под Монбланом был вторым по высоте европейским тоннелем после швейцарского Готтарда и проходил на высоте 2 480 м. Открыли туннель 16 июля 1965 г. В то время это был самый длинный европейский туннель. Он соединил Шамони с Валле д'Аоста, тем самым уменьшив маршрут на 60 км. Это был знак послевоенного примирения между странами.

24 марта 1999 г. в туннеле под Монбланом серьезная авария привела к гибели 39 человек. В туннеле длинной 11,6 км загорелся грузовик, перевозящий 9 тонн маргарина и 12 тонн муки. Возгорания машин внутри туннеля встречались и до этого (16 раз за 35 лет), но сыграл роль огнеопасный груз. Его невозможно было потушить. Из автомобилей образовалась пробка. Машины, не предупрежденные системой сигнализации, продолжали с двух сторон въезжать внутрь. Водители опустили окна и стали ждать помощи. Токсичный дым быстро заполнил все пространство, заставив двигатели заглохнуть. Люди быстро теряли сознание от удушья. Уехать и убежать было невозможно. Огонь бушевал три дня, распространился на 35 автомобилей, а 39 человек погибли в первые же минуты от удушья - система вентиляции в туннеле загнала токсичный воздух внутрь, вызвав отравление людей. Противопожарные двери и комнаты были рассчитаны на пребывание только в течение 2 часов. Пожар расплавил проводку и погрузил туннель в темноту. Запуск пожарной вентиляции привел к еще более быстрому распространению огня, внутри температура раскалилась до 1000 градусов, сгорела вся проводка вдоль стен, поочередно взрывались автомобильные шины и топливные баки. Были привлечены к ответственности 16 юридических и физических лиц, а автодорожные компании заплатили штраф: французская 100 000 евро, итальянская - 150 000. Семьям жертв аварии выплатили в общей сложности 27 млн. евро.

https://images.lesechos.fr/archives/1999/LesEchos/17872/ECH17872049_1.jpg


http://www.dw.com/image/18585661_303.png

В память о трагедии в Шамони был установлен мемориал, где в 10-летнюю годовщину в небо было выпущено 39 белых голубей.

https://www.brummionline.de/gallery/albums/userpics/10012/normal_Denkmal_24031999.jpg

Туннель закрыли на 3 года для его тотальной перестройки. На его безопасность было потрачено 400 млн. евро. Построили 37 герметичных укрытий, подключенных к эвакуационной галерее, 3 860 датчиков тепла и 120 видеокамер. Теперь в случае аварии можно было прибыть на место менее чем за 2 минуты, а раньше требовалось 15 минут. Были приняты меры безопасности сверх того, что можно было представить.

Так туннель Монблан выглядел при открытии:

http://cdn3.spiegel.de/images/image-871102-galleryV9-oajq-871102.jpg

Так - в 2015 г. Разрешенная скорость движения от 50 до 70 км/ч при дистанции между автомобилями не менее 150 м.



Спустя несколько недель, 29 мая, в австрийском тоннеле Тауэрн (Tauern) длинной 6,4 км произошла похожая авария, в результате которой погибли 12 человек - от столкновения легкового автомобиля с грузовиком, перевозящим краску, произошел пожар.

http://news.bbc.co.uk/olmedia/355000/images/_355940_austria_tunnel_150.gif

Похожие аварии происходили и в туннеле Готтард (11 жертв) и в других туннелях, которых объединяет длинна более 6 км, один туннель для двухполосного движения и интенсивный траффик. В 2004 г. Еврокомиссия выпустила документ о минимальных требованиях к безопасности туннелей по трансевропейским направлениям. Эта директива касается всех туннелей длиннее 500 м. По новым правилам, все туннели длинной от 1500 м должны быть разнесены: в каждом туннеле едет один поток машин. Увеличилось число видеокамер, аварийных выходов, появилась вентиляция и увеличилась ее интенсивность. Появилась аварийная сигнализация внутри и вовне туннелей. Теперь остановить въезд машин в туннель можно за 5 минут, а не за 180, как было раньше. Уровень безопасности в новых туннелях повысился в 10 раз по сравнению со старыми. Количество жертв в новых туннелях стало в 7 раз ниже.


Самый дорогостоящий автомобильный туннель (и вместе с тем самый безопасный)  состоит из двух раздельных туннелей для потоков машин и одного параллельного, аварийного.


После этих катастроф правительство Франции решило пересмотреть принципы пожарной безопасности в туннелях. Их было необходимо перестроить, добавив параллельный аварийный выход для спасения людей. Правительство начало расследование состояния туннелей. После проверки туннель Сент-Мари-о-Мин был закрыт для проезда грузовиков по причинам безопасности. В нем были дополнительно укреплены внутренние своды и его вновь открыли для грузовиков в октябре 2008 г.



В 2000 г. во Франции парламентом были одобрены новые рекомендации для туннелей:

- любой новый туннель длинной более 1 км должен состоять и двух разнонаправленных туннелей;
- любой новый городской туннель длинной более 300 м должен состоять из двух разнонаправленных туннелей.

К сожалению, этих рекомендаций не стали безусловно придерживаться, оставляя второй туннель только в качестве эвакуационного. Между тем в Австрии действительно стали строить двойные туннели.

На 2009 год во Франции 42 туннеля оставались настоящими ловушками для автомобилистов.

************
Старая фотография Сент-Мари-о-Мин. С тех пор ничего не изменилось. Т.к. люди стали уезжать из города, некому стало ремонтировать и перестраивать дома. С мая по ноябрь по городу проводятся экскурсии.



Самая высокая численность людей в городе была с 1836 по 1910 г. На сегодняшний день из города уехало 60% населения. В 1970 г. даже закрыли местную больницу.

Диограмма численности населения в Сент-Мари-о-Мин:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/fr/timeline/68f99d1629a924073d5cfe95ba6b4d27.png

Шахты серебряного рудника Сент-Мари-о-Мин "Tellure" открыты в 2018 г. с 29 марта по 4 ноября. Выходной - понедельник. Адрес: Lieu-dit Tellure, Sainte Marie aux Mines. Сейчас внутри серебра совсем нет, зато предлагаются разные виды экскурсий в зависимости от времени и спортивной подготовки - от 1 до 5 ч. Стандартная экскурсия длится 2 часа: 1 час на посещение музея с аудиогидом и 1 час на спуск в шахты с гидом, который говорит на трех языках, включая английский. Внутри шахт постоянная температура +10 градусов. Для посещения шахт обязательно наличие теплой одежды и закрытой обуви.

https://www.madeinalsace.com/wp-content/uploads/2015/07/10285116_650545115089658_3242220342631912078_o-260x195.jpg

Вид на минералогический музей при входе в шахты "Tellure":



Ежегодно городок оживает в июне, когда проводится престижная международная выставка "Минералы и драгоценные камни". Ее поддерживают крупные естественнонаучные музеи Парижа, Лиона, Люксембурга, Страсбурга, Лондона. Сюда съезжаются тысячи продавцов, покупателей и коллекционеров 52 национальностей. Здесь можно приобрести минералы, окамененелости, метеориты, друзы камней, драгоценные камни, ювелирные украшения, оборудование и инструменты.

В 2018 г. выставка пройдет 21-24 июня.

http://a398.idata.over-blog.com/0/53/79/85/sainte-marie-aux-mines-2007/dscn3642.jpg

Также ежегодно в сентябре в городе проходит международная выставка пэчворка «European Crossroad Patchwork», куда съезжается около 22 000 интернациональных посетителей и выставляются 1200-1500 текстильных работ. На протяжении многих лет эта выставка международного уровня является эталонной для мастеров лоскутного шитья.



Все началось в 1993 г, когда в Сент-Мари-о-Мин праздновали 300-летие амишей, религиозного движения, многие представители которого давно переехали жить в США. Один из приглашенных, швейцарец, привез на праздник амишские лоскутные одеяла, которые произвели сенсацию своей простотой и узорами. Эльзасские эмигранты, уехавшие в США, были единственными наследниками традиции лоскутного шитья, которые могли рассказать об этом миру. Геометрические узоры состояли только из квадратных, треугольных и ромбовидных лоскутков простой ткани. В технике пэчворка было несколько смыслов:
- экономический (повторное использование лоскутков от старых тканей);
- религиозный (выкладываются абстрактные узоры, без изображения лиц);
- дух взаимопомощи в общине (женщины собираются вместе, чтобы помогать друг другу).

Эльзасские амиши в традиционной одежде и одеяло в стиле пэчворк:

http://p9.storage.canalblog.com/92/33/738236/90084077_p.jpg



Источники:

- Статья "Железнодорожная катастрофа";

- Статья из Википедди "Катастрофа в Виержи".

- Статья "Туннель Сент-Мари-о-Мин. Вопросы безопасности";

- Статья "История Сент-Мари-о-Мин";

- Список железнодорожных катастроф Франции - http://www.wikiwand.com/fr/Liste_des_accidents_ferroviaires_en_France_au_XXe_si%C3%A8cle.

- Список мировых катастроф, связанных с пожарами - https://fr.wikipedia.org/wiki/Chronologie_des_grands_incendies;

Tags: Вогезы, Франция, Эльзас
Subscribe

  • "Когда дела идут плохо, я еду в Довиль"

    Если хотите получить нежное и при этом эмоциональное впечатление от фильма, посмотрите фильм "Мужчина и женщина" 1966 г. Да, это то самое…

  • Франкфурт в начале апреля

    После Базеля нам срочно нужно было во Франкфурт. Наконец-то приехали наши российские загранпаспорта. Без них немецкий ID превратился бы в тыкву.…

  • Базель в конце марта

    "Мне в Париж, по делу, срочно!" Жванецкий Нам нужно было в Базель. Очень срочно, всего на 1 час, в аптеку. По дороге где-то до…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • "Когда дела идут плохо, я еду в Довиль"

    Если хотите получить нежное и при этом эмоциональное впечатление от фильма, посмотрите фильм "Мужчина и женщина" 1966 г. Да, это то самое…

  • Франкфурт в начале апреля

    После Базеля нам срочно нужно было во Франкфурт. Наконец-то приехали наши российские загранпаспорта. Без них немецкий ID превратился бы в тыкву.…

  • Базель в конце марта

    "Мне в Париж, по делу, срочно!" Жванецкий Нам нужно было в Базель. Очень срочно, всего на 1 час, в аптеку. По дороге где-то до…