homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Гамбург. Альберт Баллин и Музей эмигрантов Баллинштадт

В 1857 г. в Гамбурге, в еврейской семье, родился 13-й, последний ребенок. Назвали его Альберт. Его отец, Самуэль Джоэл Баллин, возглавлял компанию, занимавшуюся переправкой эмигрантов из Европы в Америку. Самуэль приехал в Гамбург из Дании в 1832 г, ему было 28 лет. Поначалу он занимался текстильной промышленностью, но во время крупного пожара 1842 г., когда сгорела треть старого города, всё предприятие погибло. Тогда он создал эмиграционное агенство  „Morris & Co“, хотя многого на этом не заработал. Хватало лишь чтобы свести концы с концами и прокормить большую семью. Самуэль был женат дважды (от второй жены он получил деньги на развитие бизнеса), прожил 70 лет и от двух браков имел 17 детей. В то время эмиграционные агенства имели плохую репутацию недобросовестных компаний по вытягиванию денег у бедных людей.  Как правило, финансово они были не очень сильны. Семья Баллинов уверенно переходила от класса мелкой буржуазии к пролетариату...

Всё детство его сына, Альберта, прошло возле гавани в среде, где потом сложилась его профессиональная жизнь. У Альберта не было высшего образования, только начальное. Но он получил хорошее воспитание в семье, разговаривал на местном диалекте, на литературном немецком и выучил английский, который потом совершенствовал во время работы на кораблях, где поначалу обслуживал пассажиров 3-го класса. Он получил полезную практику в Англии, где изучил британский рынок, научился вести себя и одеваться как джентльмен. Когда ему исполнилось 17 лет, семья потеряла отца. Альберту пришлось взять на себя ответственность за содержание оставшихся членов семьи. Поначалу он работал вместе со старшим братом, но потом, когда тот стал биржевым маклером, полностью взял работу в свои руки. Сначала он вошел в число сотрудников отцовской компании, занимавшейся перевозкой эмигрантов из Европы в Америку, а спустя 5 лет единолично возглавил ее. Он никогда не рассказывал о своем детстве и юности, а если его прямо спрашивали об этом, отвечал самым недружелюбным образом.

Как и у отца, у Альберта был прекрасный дар уметь выстраивать необходимые отношения с людьми. На первый взгляд он был маленький и невзрачный, но у него были живые, внимательные глаза и очень убедительный, выигрышный голос. Альберт быстро утвердил свое звание дипломата в деле найма кораблей. У него были безупречные манеры - благодаря своему жизненному опыту он умело выстраивал отношения с матросами, докерами и с английскими бизнесменами. Он установил деловые отношения с Англией и сумел объединить конкурирующие судоходные компании. У него были прекрасные организаторские способности и смелые бизнес-идеи. Он ненавидел рутину, обладал холерическим темпераментом и цепкой памятью, быстро придумывал блестящие идеи, оставляя их формулировку и реализацию другим людям. Он работал по 16 часов в день ежедневно, без выходных. Благодаря этим факторам он быстро сделал свою карьеру.

Хотя Альберт Баллин был убежденным монархистом, он также был одним из людей своего времени, чуждым жестким политическим и деловым взглядам. Он видел будущее германской империи среди государств, находящихся на вершине мировой экономики, а сбалансированные и дружеские отношения с Великобританией были особенно близки его сердцу.

У Альберта было не только прекрасное чутье финансовых ситуаций. В отличие от других судоходных компаний, которые рассматривали пассажиров как товар, Баллин был гораздо ближе к людям и понимал их нужды. Английские компании не хотели на своих судах перевозить в Америку мигрантов из Восточной Европы, тогда Баллин организовал свою собственную компанию и стал перевозить бедных эмигрантов из порта Гамбурга. Он переоборудовал грузовые корабли, сделав тем самым перевозки дешевыми. Чуть позже он даже нашел возможность регулярных перевозок для самых бедных пассажиров 3-го класса, чтобы они ехали в более-менее комфортабельных условиях и в раздельных каютах. Он даже дал возможность пассажирам 3-го класса гулять по палубам, куда их раньше не пускали. Путь в Америку занимал около 40 дней, обратная дорога благодаря попутному ветру проходила быстрее - 28 дней.

За перевозку пассажиров из Старого Света в Новый шла жестокая борьба: на международном уровне - между Англией и Пруссией, а внутри самой Германии - между Бременом (Бремерхафеном) и Гамбургом.

В 1856 г. компания HAPAG отправила в рейс в Америку свой первый пароход Borussia.

Флаг компании HAPAG (Гамбург-Америка Лайнс).

http://web.nli.org.il/sites/NLI/Hebrew/collections/personalsites/Israel-Germany/PublishingImages/Item-of-the-week/A6/A6-Hapag-logo-250px.jpg

Термин “packet ship” произошел от того времени, когда британские почтовые корабли перевозили пакеты с почтой между британскими посольствами, форпостами и колониями. Позже появился термин “packet service”, который означал регулярную перевозку и обслуживание грузов и пассажиров.

В 1881 году самостоятельный коммерсант Баллин убедил судовладельца Эдварда Карра выделить два грузовых парохода целиком под перевозку эмигрантов. Это позволяло не делить доходы с другими перевозочными компаниями. Использование грузовых судов без особых удобств позволяло снизить цены на билеты и гарантировало распродажу всех имеющихся мест с неплохой прибылью. Да, там не было роскоши, зато цена была доступная для многих. 7 июня первое судно с 800 эмигрантами на борту вышло из Гамбурга. Через два года компания Карра, где работал Баллин, имела уже пять судов и перевозила в год 16 500 пассажиров. Своими низкими ценами компания Балина начала выжимать с рынка более дорогих перевозчиков в Америку. Совсем скоро стоимость самого дешевого билета до Америки у Баллина упала до 6 долларов.

Позже, после слияния компаний, Баллин стал сотрудником компании HAPAG (Гамбург-Америка Лайнс), самого большого пароходства в Германии. Через несколько лет, благодаря своим незаурядным способностям, он вошел в правление предприятия, а в 1896 году стал её генеральным директором. Баллин часто путешествовал пароходами своей компании, охотно общался с пассажирами с целью узнать их пожелания относительно комфорта в плавании.

Также Баллин придумал морские круизы, главной целью которых являлся не переезд морем из одной страны в другую, а отдых на борту судна в тёплых широтах. В январе 1891 года он впервые отправил пароход "Auguste Viktoria", названный в честь жены кайзера Вильгельма, в круиз по Средиземному морю. Баллин считал, что путешествие на корабле может приносить удовольствие, что это не только утомительное плавание и выживание в условиях качки или штиля. Позднее он организовал и океанические круизы.

Круизы были выходом в зимнее время, когда плохая погода и шторма не позволяли вести прежние регулярные перевозки между Гамбургом и Нью-Йорком. Тогда корабли вместо простоя можно было использовать в южных морях. Правда, были сомнения - кто захочет путешествовать на кораблях просто ради путешествия? Ведь всем нужно из точки А в точку В. Но клиенты, обладающие временем и деньгами, нашлись. Так была создана новая ниша на рынке морских перевозок.

Для путешествия состоятельных клиентов был построен корабль более похожий на частную яхту, чем на обычные пассажирские пароходы. После того, как кайзер осмотрел его, он был недоволен тем, что лайнер на несколько метров длиннее яхты Гогенцоллернов. На круизном лайнере присутствовали 241 пассажир, включая Баллина с женой. Круиз длился 57 дней. Гостям были предложены отличные номера, отличная кухня, библиотека, гимнастический зал, кинозал, а свежие газеты печатались прямо на борту. Остановки были в дюжине портов, где гостей ждала хорошо организованная экскурсионная программа. Взяв старт от Саутгемптона, корабль прошел через Гибралтарский пролив, останавливался в Генуе, Александрии, Яффе, Бейруте, Константинополе, Афинах, Мальте, Неаполе и Лиссабоне. 3-минутный фильм про путешествие и фотографии интерьеров можно посмотреть здесь.

Предприятие имело огромный успех. Каждый год компания Баллина и другие судоходные компании организовывали подобные круизы (кроме периода войны, конечно). В наши дни океанические круизы кажутся обычным делом, но в 1891 г. это было совершенно новым изобретением. В 1960-х, когда люди в основном стали путешествовать самолетами, судоходная индустрия почти полностью стала зависеть от круизных перевозок.

https://www.german-way.com/wordpress/wp-content/uploads/2016/02/800px-Augusta_Victoria_Schiff.jpg

До того, как Альберт стал возглавлять компанию HAPAG, ее непосредственным соперником была компания в Бремене - северо-немецкий Ллойд (NDL). В 1886 году NDL перевозил 166 693 пассажира (всего 49 пароходов) и HAPAG 48 131 (26 пароходов). Единственными направлениями у HAPAG в то время были Нью-Йорк и Вест-Индия. Всего через год после вступления Альберта в должность, он продлил существующие линии, добавил новые и даже восстановил в 1874, в период кризиса, прерванное сообщение с Новым Орлеаном.

Он построил гигантские пассажирские корабли, намного превосходящие все остальные по скорости и комфорту, привлекая богатых клиентов со всей Европы, Америки и экзотических стран. Он много путешествовал по Восточной Азии, изучая экономические возможности и преимущества новых связей в редко посещаемых странах и охватывая весь мир навигационной сетью.

В 1898 году HAPAG во главе с Альбертом Баллином уже был крупнейшей в мире судовладельческой компанией, имеющей 58 собственных пароходов и 113 зафрахтованных судов.

https://www.ballinstadt.de/wp-content/uploads/2017/10/Ballin-Portr%C3%A4t-geschn-1-e1506955708706.jpg

Баллин прекрасно знал свое место в обществе - с одной стороны он был евреем из бедной семьи и рос в стране, где были очень сильны антисемитские настроения. С другой стороны, он неоднократно встречался с кайзером Вильгельмом для обсуждения политических и финансовых вопросов морской индустрии. Вильгельм был настолько частым гостем на вилле Баллина в центре Гамбурга, что ее прозвали "Маленький Потсдам". Это была большая честь для Баллина, поскольку кайзер прервал бывшую традицию прусских королей не посещать дома частных лиц. Известно, что кайзер с супругой испытывали мало уважения к евреям. Жена даже отказалась посетить виллу Баллина (в том числе из-за его англофильских настроений). Но с Вильгельмом у них были сердечные, очень близкие отношения. Говорят, что Баллин был единственным евреем, с которым кайзер поддерживал общение. Баллин был незаменим - у него был опыт в области экономики, морских дел, которым не обладал ни один из дворян. Кроме того, он был человеком с хорошими и нужными контактами. Он входил в небольшой круг тех редких бизнесменов, которые регулярно видели императора. Это происходило примерно раз в 2 месяца. В 1910 г. император подарил ему свой мраморный бюст.

Возможно, чтобы быть более принятым в европейском обществе, Баллин женился на белокурой протестантке-христианке. Брак прошел по протестантскому обряду, хотя Баллин не принимал крещения. Всего лишь за год до брака он, наконец, купил себе гражданство Гамбурга, которое давалось лишь экономически успешным, уважаемым людям. Судя по письмам, этот брак был больше по любви, чем по расчету. С женой у них детей не было, поэтому спустя 10 лет брака они усыновили годовалую девочку Ирмгард (она осталась сиротой после эпидемии холеры).

Здоровье Альберта никогда не было хорошим. Он часто был обеспокоен и страдал от нервных расстройств. Он работал практически круглосуточно, находясь в поездках или дома. Ему часто приходилось давать консультации по телефону и с помощью телеграмм. Его жизнь проходила в очень высоком напряжении и не хватало времени на отдых и восстановление. Большую часть жизни он страдал от нарушений сна. Чтобы заснуть, ему приходилось пить успокаивающие таблетки. Он хорошо сам засыпал только в море.

В 1909 г, вернувшись из поездки в Италию, он писал:"С моими ревматическими болями я больше не мог переносить вечный дождь и больше не испытывал недостатка в солнечном свете.... Люди действительно должны сожалеть о том, что проводят жизнь в дождливом Гамбурге, зная о том, что на земле существуют куда более лучшие места".

Баллин создал очень доверительные, хорошие отношения с Англией. До последнего он пытался не допустить вооруженный конфликт между Англией и Германией. Помимо прочего, он провел переговоры между немецким кайзером и английским банкиром Эрнестом Касселем. Когда нависла угроза начала Первой Мировой, Черчилль, прощаясь с ним после очередных переговоров, проливая слезы говорил:"Дорогой друг, не дай нам вступить в эту войну!" Используя свои деловые связи, он пытался остановить вступление в войну США и уговаривал Вильгельма II не использовать в войне подводные лодки. Обе попытки провалились. В течение войны Баллин неоднократно пытался покончить с собой, называя эту войну "Самой глупой и самой кровопролитной в истории войн".

На момент начала войны только 80 судов HAPAG находились в немецких портах. Корабли в портах Антанты были конфискованы. Баллин попытался продать те судна, которые были в нейтральных водах, но ему запретило немецкое адмиралтейство, опасаясь, что эти корабли увеличат флот Антанты.

Осенью 1918 г. Генеральный штаб Германии внезапно попросил его возглавить мирные переговоры с Англией - он был единственным немцем, который продолжал пользоваться доверием за рубежом. Баллин посчитал, что ему отвели роль "еврейского козла отпущения".

После поражения Германии в Первой Мировой войне по условиям мирного договора весь немецкий флот почти без исключения был разделён между победившими союзниками, в компании Баллина остался лишь один устаревший корабль. Альберт Баллин не смог пережить развала своей судоходной империи и 9 ноября 1918 года, в день капитуляции Германии, покончил жизнь самоубийством. Это была передозировка обычного снотворного. Ему был 61 год.

Дочь Ирмгард умерла через месяц, от последствий гриппа. Ей было 26 лет.

Его старший брат, Джозеф, с которым они когда-то вместе начинали работать в пароходной компании, за 11 лет до этого застрелился из револьвера, находясь в туалете в здании биржи. Никто не знает почему.

В смерти Альберта сказалось много причин: Первая Мировая заканчивалась и не в пользу Германии, кайзер, который когда-то был доверенным лицом, больше не разговаривал с ним и собирался отречься от престола, Альберт теперь считался миротворцем-предателем со стороны кайзера и многих немцев (он пытался заключить мирное соглашение с Англией о совместных пассажирских морских перевозках), война совершенно расстроила дела его компании и потребовались бы многие годы, чтобы всё восстановить. Если бы он мог видеть на 15 лет вперед, когда в 1932 г. к власти придут нацисты, он был бы еще более подавленным. Как еврея, его ожидала очень неопределенная судьба. Даже после смерти нацисты постарались повсюду стереть его имя, начиная от названия улиц и заканчивая названием корабля. Имя Баллина было восстановлено в 1947 г.

Даже не зная всего этого, 61-летний Альберт, вероятно, решил, что работа всей его жизни превратилась в ничто. В ночь на 9 ноября 1918 г. он лег в кровать, принял большую дозу снотворного с тем, чтобы никогда не проснуться.

Смерти Баллина в Германии не придали большого значения, но об этом говорили заголовки иностранных газет. Причиной смерти указывался апоплексический удар, видимо представленный прессе сотрудниками его судоходной компании, которые хотели сохранить доброе имя его семьи.

За год до начала Первой Мировой войны у компании HAPAG было 73 маршрута, проложенных между портами и странами по всему миру, и 175 пароходов, включая три самых больших океанических лайнера на то время (крупнее "Титаника"). После войны океанические лайнеры были поделены между Англией и США.


*******

С середины 19 в. число желающих эмигрировать в Америку заметно увеличилось. Причиной этому были улучшение условий жизни в Америке, еврейские погромы в России, увеличение сети железных дорог в Европе, что упростило быстрое передвижение людей. Гамбург считался приличным городом, где не занимались перевозкой самых бедных пассажиров. Сомнительной перевозкой бедняков занимались суда в Гавре, Антверпене и в Бремене.

Летом 1892 г. в Гамбурге вспыхнула эпидемия холеры. Ее жертвами стали 8 600 человек. Хотя причиной была катастрофическая ситуация с гигиеной воды, общество посчитало, что всё случилось из-за российских эмигрантов. Чтобы возобновить отправку эмигрантов, в 1893 г. были устроены регулярные медицинские осмотры, а в портовых городах и на ж/д станциях была проведена дезинфекция.

В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже была представлена модель эмигрантского города.

В 1901 г. Баллин на окраине Гамбурга построил целый город для эмигрантов, ожидающих отплытия на его кораблях. К нему подходила отдельная ж/д ветка и был устроен вокзал. Здоровые и довольные пассажиры означали больший доход в бизнесе. Эмигрантам больше не нужно было искать жилье где-то в городе, распространяя при этом болезни. Здесь люди могли найти еду, чистое жилье и медицинскую помощь до того, как вступали на корабль. Ведь в первое время условия для бедных людей, сбегавших в Новый свет, были ужасными. Баллин знал, что успех его бизнеса зависит от массовых перевозок бедных людей:"Без пассажиров 3-го класса я через несколько недель стал бы банкротом". В 1905-1906 гг. город был расширен. Здесь 5 тысяч людей жили в ожидании своих рейсов. С 1850-х по 1930-е отсюда уплыли в Америку 5 млн. людей из разных стран Европы. В 2007 г. этот город превратили в BallinStadt Museum или Музей эмиграции.

Большие корпуса были построены в стиле швейцарских шале. В 1934 г. они были разрушены нацистами, но в начале 2000-х частично отстроены заново. Сейчас Музей эмиграции посвящен эмигрантам прошлого и настоящего времени, можно ощутить себя на борту парохода и сравнить свои ожидания путешествия с реальностью, вступив на "Берег мечты".

Сайт музея эмиграции - https://www.ballinstadt.de/?lang=en. Адрес - Hamburg, Veddeler Bogen 2.

Музей состоит из трех корпусов. Первый посвящен Баллину и людям разных социальных классов, ожидающих путешествие в каютах разной степени комфорта. Второй - вы словно попадаете на борт корабля и ощущаете себя пассажиром 3-го класса. При этом символом музея является корабельная крыса. Третий посвящен историям людей, которые перебрались на другой континент, где их мечты либо оправдались, либо нет. Там же находится информационный центр, где можно отследить судьбу своих предков-эмигрантов (или через сайт https://www.ancestry.de/ за 10 евро), а также кафе с международной кухней.

План Баллинштадта. Слева как отдельные здания находится карантин. Сначала эмигранты поступали в залы осмотра, где снимали всю одежду (она потом вместе с содержимым чемоданов дезинфицировалась), мылись в ванных комнатах, а затем отправлялись на медосмотр. Несмотря на предыдущий медосмотр на контрольных станциях, часто мигранты оказывались нездоровы. Например, был распространен инфекционный коньюктивит.



Здесь можно посмотреть черно-белый план с подробными фасадами домов (они очень красивые). Крупнее.



В Баллинштадте работало 180 сотрудников компании, в т.ч. 28 переводчиков. Этот город был идеальной рекламой для судоходной компании. В 1907 г. из 156 000 мигрантов, покинувших Гамбург, 113 000 воспользовались этими эмигрантскими залами. 94% этих людей отправились в США.

Так выглядел в 1907 г. павильон для сна для пассажиров 3-го класса. Всё предельно просто - залы для сна для мужчин и женщин, в центре между ними - туалетные комнаты. Крупнее.



Отдельно через дорогу был создан карантинный павильон, с большим дроблением на спальные залы и туалетные комнаты. Крупнее. Из-за строгого соблюдения санитарии, внимательного медицинского осмотра и своевременной медпомощи процент отклонений прибывающих в Америку пассажиров был очень мал - всего 3%. Проживание в этом городе, медосмотр и питание были включены в стоимость билетов на корабль.



Были предусмотрены канализация и дезинфицирующая станция. Были созданы раздельные кухни для христиан и для евреев, они ели в разных залах. Крупнее.



На улице были созданы кафе и музыкальный павильон. Для богатых путешественников был построен отель. Существовал лазарет отдельно для мужчин и для женщин. Были баня, церковь и синагога.

Корпуса музея:



Первое, что видят посетители музея, это "Розовая мечта", Статуя Свободы. Вокруг раскидано множество старых огромных чемоданов. Они создают ощущение вокзальной жизни.



Перед статуей под стеклянным полом можно рассмотреть огромный план "города эмигрантов". На нем помечены красные восстановленные корпуса, в которых сейчас располагается музей.



В первом зале рассказывается о том, какими были эмигранты, где они спали, что ели. Это реплика кроватей того времени. Всё очень просто и недорого. В ожидании своего корабля и хорошей погоды люди проводили в этом городе несколько дней или несколько недель.



На старой фотографии зеленым цветом подсвечены восстановленные корпуса музея.



Так выглядела жизнь города эмигрантов в 1907 г.:

https://img-fotki.yandex.ru/get/6617/44938346.34/0_89c25_138889f8_XL

Каюта для пассажиров 2-го класса. Есть электричество, раковина с водой, персональный горшок, большое зеркало, шкафчик и иллюминатор.



Позднее из кают 3-го класса появился туристический класс.

Всех эмигрантов регистрировали в огромных журналах, куда помимо основных данных записывали их профессию и цель путешествия. Благодаря этим журналам удалось создать большую электронную базу по эмигрантам Гамбурга. Эти журналы представлены в шкафу:



Черно-белые снимки показывают как проходила жизнь в ожидании своего рейса и как выглядели каюты для пассажиров разного класса. Для богатых пассажиров были устроены салоны, парикмахерские, спортивные залы, рестораны, их детей развлекали в игровых комнатах.



Т.к. Баллин часто останавливался в роскошных отелях Парижа, Лондона и других городов, он хотел создать подобную атмосферу на своих пароходах. Хотя пассажиры 3-го класса путешествовали в довольно стесненных условиях, пассажиры 1-го класса располагались словно в аристократических особняках, ведь они привыкли к такой обстановке.

Также Баллин был пионером в технических областях. Его компания была первой среди немецких, которая использовала двухвинтовые суда, хотя в то время эффективность этой технологии еще не была доказана. Это придало кораблям не только большую скорость, но также добавило стабильность и безопасность. Его конкуренты в Бремене еще несколько лет не решались такое повторить.

Следующий корпус посвящен процессу путешествия через океан.



Здесь говорится о том, что с 1850 по 1938 г. через порт Гамбурга эмигрировало 5,6 млн. людей из самых разных стран. Сейчас 232 млн. людей живут не в тех странах, где они родились.



В этих залах рассказывается ради какой мечты люди переезжают. Кто-то мечтает купить машину, кто-то - свободно издавать свои произведения. Кто-то мечтал дать образование дочерям, получить землю для работы или открыть свое дело. Сейчас люди хотят переехать, чтобы покупать разнообразные продукты, чтобы их не притесняли из-за веры, национальности или сексуальных особенностей.





В таких условиях отправлялись в Америку в 1830-х. Корабли были длинной 30-40 м, внутри помещалось 60-80 эмигрантов. Это скученное путешествие в общежитии длилось 6-8 недель. Питьевая вода выдавалась ограниченными порциями. Людей перевозили как скот, давая им лишь самое необходимое для выживания. Это было больше похоже на торговлю людьми. Помещения были на самом дне корабля, с плохой вентиляцией и освещением. Плавание не было безопасным - многие люди в скученной обстановке, на плохом рационе и в душном пространстве быстро заболевали. С 1830 по 1840 гг. в море умерли 7-8 тысяч пассажиров.



С 1821 по 1915 г. из Европы эмигрировало 44 млн. человек. Около трети из них была из Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльса. С 1851 по 1930 гг. из Швеции эмигрировало 1,1 млн. человек. С 1856 по 1914 г. из Норвегии эмигрировало 754 тысяч человек. С 1820 по 1890 гг. из Германии в США эмигрировало 4,4. млн. немцев. Они стали самой крупной группой иностранцев в стране. На сегодняшний день в США эмигрировало 7 млн. немцев.

Надпись на стене:"Родина там, где сердца бьются вместе как одно".



Внутри по стенам музея написаны отрывки из писем, у кого-то они полны надежд, кто-то уже разочарован. Повсюду можно, используя трубку старого телефона, послушать рассказы эмигрантов (на немецком языке).

Следующая экспозиция посвящена тому, что люди оставляют при переезде: вкус яблока из родного дома, вкус хлеба из ближайшей пекарни, собаку, детские подарки, куклы и фотоаппараты, детские велосипеды. Хотя жизнь дает новые возможности - будут новые яблоки и не только они, взрослый человек всё равно не может кататься на своем детском велосипеде (а делать прижизненный музей "имени меня" очень странно), собаку можно взять с собой, как и фотографии и фотоаппарат (если, конечно, его не пришлось продать ради билетов на корабль)



Надпись на полу "Что мы оставляем дома". Впереди - черта, жизненный рубеж и подъем на корабль. Слева стоят открытые чемоданы - один с родной землей, второй - с травой у дома. Что мы на самом деле увозим с собой?



Мы оставляем за спиной ковер в гостиной и стол, за которым все собирались, оставляем семейные фотографии.



Мы оставляем старый дом, который скоро будет сломан.



Теперь мы несколько недель плывем на корабле. Взгляд снизу вверх, впереди табличка:"Вход только для пассажиров первого класса!" Где-то вдалеке виден шезлонг, белый зонтик и голубое небо. Каждый путешествует в тех условиях, за которые он заплатил. Возможности у всех людей разные.



Мы проходим вдоль огромного корабля, на обшивке которого встречаются волнительные вопросы "Что мне еще нужно взять с собой?" и ведется отсчет времени - 4 недели, 11 дней, всего 2 дня, всё!



Первым делом, попадая в США, мы встречаемся с урной, где внутри на маленьком экране показывают черно-белый фильм с Чаплином "Имигрант".

Впереди - "Розовая мечта" и вопросы, которые сыпятся на нас со всех сторон - снизу, сверху, со стен. Поток не прекращается.



Как вас зовут? Сколько вам лет? Вы умеете читать и писать? Где вы родились? Вы замужем? Вы раньше уже были в Америке? И где останавливались? Где вы сейчас намерены жить? Сколько у вас при себе денег? Вероисповедание? Вы анархист? Многоженец?



Следующая фотография плохо получилась, поэтому перескажу словами:"Если бы весь мир состоял из 100 людей, где бы они жили? 9 - в Северной Америке, 5 - в Южной, 1 человек - в Австралии и Океании, 14 - в Африке, 11 - в Европе и 60 в Азии".

Если бы все деньги мира принадлежали 100 людям, как бы это выглядело? 6% людей владели бы 59% всех денег.



Из 100 людей только 1 имеет высшее образование.



Тут можно увидеть в каком процентном соотношении в мире распространены разные языки:



В третьем корпусе располагается кафе «Nach Amerika». На стене автомобильные номера самых разных стран и штатов США.



Мы сидим за длинными лавками и столами, словно эмигранты, ожидающие отъезда. Это реплики столов и лавок 1910 г. Вокруг деревянная обшивка стен, словно на корабле. Антураж придают чемоданы в окнах.



Раньше в местной столовой ели вот так. Фото из фондов музея.

https://www.e-reading.club/illustrations/1029/1029710-i_049.jpg

В меню Северная Америка представлена нью-йоркскими бургерами, Южная Америка - острым буритто с кукурузой и курицей, Италия - спагетти, Восточная Европа - пельменями с сыром и поджаренным луком, Норвегия - рыбными филе в панировке и с соусами, Азия - овощами-вок, Греция - греческим салатом, поданным по-немецки с майонезом и горчицей. Порции очень большие и изобилуют жирными соусами.

Заодно, пока ожидаете заказа, можно в газете с меню ответить на массу вопросов, обычно задаваемых иммигрантам в порту США.


Использованные материалы:

- Карты Баллинштадта - http://www.christian-terstegge.de/hamburg/auswandererhallen/index.html.

- Биография Альберта Баллина - https://www.ballinstadt.de/albert-ballin/.

- Описание жизни Альберта Баллина - https://www.german-way.com/notable-people/featured-bios/albert-ballin/.

- Статья, посвященная деловым переговорам Баллина во время Первой Мировой войны - https://www.zeit.de/2014/08/erster-weltkrieg-albert-ballin-warburg.

- Биография Альберта Баллина - http://www.bilderreisen.at/portraets/portraets-hamburg-ballin.php.

- Книга "Альберт Баллин" на немецком языке, с фотографиями - http://hup.sub.uni-hamburg.de/volltexte/2009/95/pdf/HamburgUP_MfW_06_Ballin.pdf.
Tags: Гамбург, Германия, Музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments