homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

Сериал "Мечты о Новом мире". 2 серия "Рекорды"

Первая серия "Отправление" - https://homaaxel.livejournal.com/1389275.html.
Вторая серия "Рекорды" посвящена техническим достижениям, которые позволили сделать эмиграцию еще более массовой.

В середине 19 в. эмиграция в Америку стала массовым явлением. Традиционные парусные суда, которые имели малую грузоподъемность и обладали относительно небольшой скоростью, не могли справиться с нарастающим потоком людей. Одним из многих изобретений того времени стал паровой двигатель. Пропеллер стал современной альтернативой старым лопастным колесам первых пароходов. Суда стали строить более крупные и быстрые.

В этой серии рассказывается про австро-чешского лесного чиновника и изобретателя Йозефа Ресселя (Josef Ressel). Он работал на австрийской государственной службе лесником, в задачу которого входило обеспечение поставки качественной древесины для нужд военно-морского флота империи. В 1812 г. он придумал проект судна, которое могло бы двигаться с помощью Архимедова винта. В 1821 г. его перевели в Триест - крупнейший порт Австрийской империи. Там он провел успешные испытания своего гребного винта.

В 1827 году Рессель получил патент на изобретение деревянного гребного винта.



В 1826 и 1829 годах Ресселю удалось построить пароход с деревянным гребным винтом собственной конструкции и паровой машиной в шесть лошадиных сил. Произведённый опыт окончился, благодаря случайности, неудачей: пароходный котёл в ходе испытаний взорвался, и дальнейшие опыты были запрещены полицией. Взрыв не был вызван испытаниями винта, как многие считали в то время. Тогда Рессель в 1829 продал своё изобретение во Францию.

Все позднейшие конструкции винтовых судов французских и английских инженеров основываются на изобретении Ресселя.

Изображение изобретателя и первого винтового парохода «Чивета» в 1966 г. было помещено на 500-шиллинговую банкноту Австрии.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/de/500_Schilling_Joseph_Ressel_reverse.jpg

Писатель Жюль Верн во всем мире считался отцом научной фантастики и пионером технического прогресса. Его книги вдохновляли ученых-изобретателей и путешественников-первооткрывателей, а в появившихся технических новинках кораблей и подводных лодок читатели усматривали изобретения Жюля. Обычно Жюль Верн вставал в 5 утра и писал до 10 утра. Не все его произведения оказались поняты современниками. Например, увлеченный идеей воздухоплавания, он написал книгу о путешествии на воздушном шаре. Все издательства отказались ее публиковать. Тогда он в отчаянии кинул книгу в огонь. Ее вовремя успела спасти жена. Она же предложила переписать роман, сделать вторую попытку. Жюль переписал книгу "Пять недель на воздушном шаре" всего за две недели и тогда ее приняли к публикации. Эта книга послужила вдохновением для его друга отправиться в путешествие на воздушном шаре. Правда, на третьей попытке шар упал где-то в Германии, никто не пострадал.

Он писал о путешествии на Северный полюс, о полетах на Луну, о подводных лодках, о кругосветных путешествиях. При этом многие книги Жюля не переводились на английский язык. Например, после 2005 г., когда отмечали 100-летие со дня смерти Жюль Верна, на английском языке было впервые опубликовано более 50 его произведений.

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQPCf8lj0Gug3xYpiR-r7OY48aIBFq1_c86ellYE4Ee65B9CWdT0w

Мечта о техническом прогрессе, который описывал в своих романах Жюль Верн, всё больше становилась реальностью. Поль был младшим братом Жюль Верна. В школе он был более способный, но здоровье у него было более слабое. У него была мечта - стать капитаном. Родители согласились, но в морском училище его не приняли из-за плохого здоровья. Тогда он нанялся в качестве рулевого на торговое судно и в 18 лет совершил свое первое плавание. В следующем году последовало второе плавание. Потом стало ясно, что необходимо получить морское образование. Тогда он решил действовать по другому плану - сделать карьеру военного. В 21 год он сдал экзамен на моряка, а затем несколько раз плавал за границу. 4 года спустя он успешно сдал экзамен на капитана торгового судна.

Еще 3 года спустя он попросил увольнения с военно-морской службы, поскольку собирался жениться. Однако свадьба не состоялась и Поль, у которого не было никаких шансов вернуться к морскому делу, стал биржевым маклером в Нанте.

Год спустя он женился на другой девушке - Берте Меслье де Монтаран. Снова вернулась юношеская тоска о море. Летом 1864 и 1865 гг. они со старшим братом отправились в летнее путешествие вдоль берегов Франции.  В 1867 г. он сопровождал своего брата во время поездки на Восток, а потом они на самом большом пароходе того времени отправились вместе в Америку. В 1872 г. у него появился свой корабль "Сен-Мишель" и они с братом ежегодно отправлялись на нем в плавание, иногда на пол-года. В 1897 г. Поль перенес сердечный приступ, от которого скончался. Ему было 68 лет.


Ирландский капитан Ричард Робертс (Richard Roberts) рассказал о том, как на своем корабле "Сириус" в 1838 г. установил первый рекорд скорости: на дорогу между Европой и Америкой ему понадобилось 18 дней и 4 часа.

https://www.ndr.de/fernsehen/sendungsbild57600_v-contentgross.jpg

«Сириус» стал первым обладателем приза «Голубая лента», который вручался суднам, быстрее всего пересекшим Атлантику.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f3/SS_Sirius_%281837%29.jpg

На самом деле победа была чистой случайностью. Всё началось с того, что в 1835 г. честолюбивый американец поклялся построить быстроходный корабль, который будет регулярно перевозить людей из Лондона в Нью-Йорк. Он вложил деньги в строительство огромного судна водоизмещением 2000 тонн. Но в последний момент выяснилось, что компания, которая должна была поставить корабельный двигатель, обанкротилась. Отправление межатлантического корабля откладывалось на неопределенный срок.

Тут выяснилось, что у американца появился конкурент - строительством подобного парового судна занимался английский инженер. Новый корабль он обещал отправить в рейс весной 1838 г. Тогда американец спешно нанял 703-тонный товарный пароход, который обычно курсировал между Англией и Ирландией.

"Сириус" был первым пароходом, который пересек Атлантику без парусов, полностью на угле и паровом двигателе. На борту было 32 человека команды и 40 пассажиров (по другим данным 98). Пассажиры размещались в трех классах, со стоимостью проезда от 8 до 35 гиней. Запаса угля в 450 тонн для рейса не хватило и пришлось сжечь запасные снасти, спилить и пустить в котлы мачты, деревянный настил мостиков, поручни и мебель. Команда роптала, но капитан с пистолетом в руках остановил мятеж. Конечно, можно было поднять паруса и дойти на ветре, но Робертс хотел доказать, что можно пересечь Атлантику с помощью паровой машины. Перед отправлением на "Сириус" нагрузили слишком много угля (почти 2/3 от массы самого корабля), ось колеса почти касалась воды, на берегу говорили, что от малейшего ветра судно может перевернуться. Средняя скорость на переходе - 8,5 узла. Расход топлива - 1 тонна в час.

Авантюра удалась - спешно зафрахтованное судно американца, построенное не для переходов Атлантики, первым пришло в порт Нью-Йорка. Жители города ликовали всю ночь, жгли костры на берегу, били в сковородки и в суматохе даже не заметили прибытия парохода "Грейт Вестерн".  Да, "Сириус" пришел из Европы в Америку первым, но "Грейт Вестерн", вышедший на 3 дня позднее, преодолел этот путь быстрее - всего за 15 дней и 4 с половиной часа.

Пароходное судно, идущее на механических лопастях или винтах, больше не зависело от капризов ветра. Больше не было необходимости простаивать в штиль посреди Атлантики. Это обещало регулярные и быстрые перевозки пассажиров из Старого Света в Новый.

Американец не отказался от своей мечты и в 1839 г. построил-таки грандиозный трансатлантический корабль "Королева Виктория". Капитаном на борту был всё тот же Ричард Робертс. Его называли "Колумб эпохи пара", ведь он был первым британцем, приплывшем в Америку на паровом судне.

Два года спустя, в марте 1841 г., Робертс, управляя другим трансатлантическим кораблем, возвращаясь из Нью-Йорка, попал в шторм у берегов Массачусетса. На борту было 135 членов команды и пассажиров, никого из них найти не удалось. Так распорядилась судьба, что пионер пассажирского сообщения между Европой и Америкой, капитан Робертс, открыл список пароходных катастроф на трансатлантическом маршруте.



Корабли становились всё больше и быстрее. Конечно, увеличивался и риск кораблекрушений. В 1898 г. француженка Виктория Лакасс (Victoire Lacasse), путешествующая из Нью-Йорка в Европу, стала единственной женщиной, выжившей в кораблекрушении.

Она была пассажиркой на французском лайнере "Ла Бургонь", затонувшем в 1898 г. Масштаб его катастрофы позже перекрыл только "Титаник". В июле, в густом тумане, "Ла Бургонь" столкнулся с другим кораблем.

https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/lookandlearn-preview/M/M221/M221406.jpg

"Ла Бургонь" было огромным судном своего времени - водоизмещение 7 395 тонн, длина корпуса - 150 м, корпус из железа, внутри разделен водонепроницаемыми перегородками на 10 отсеков. Паровая машина и гребной винт позволяли развивать скорость до 17 узлов. На судне были помещения для 1055 пассажиров. На борту среди прочего современного технического оснащения было электрическое освещение. Когда в 1886 г. пароход вышел на линию Гавр-Нью-Йорк, он преодолевал этот путь менее чем за 7 дней.

Один за другим были созданы четыре трансатлантический лайнера, каждый из которых был назван в честь региона Франции. Интерьеры были спроектированы лучшими дизайнерами Парижа.

2 июля 1898 года «Ла Бургонь» вышел из Нью-Йорка. На борту было 508 пассажиров и 222 члена экипажа. Командиром был 44-летний капитан, который за свой опыт и надежность получил прозвище "морской волк". В ночь с 3 на 4 июля судно попало в такой густой туман, что сместилось на 160 миль севернее трассы, предназначенной для судов, следующих из Америки в Европу и оказалось в коридоре, рекомендованном для парусных судов, следующих в западном направлении. 4 июля, около 5 часов утра, недалеко от острова Сейбл лайнер в густом тумане столкнулся с английским сухогрузом «Кромартишир» (Cromartyshire), направлявшимся в Филадельфию. Удар был скользящим, правый борт «Ла Бургони» получил серьёзные повреждения ниже и выше ватерлинии, машинное отделение серьезно разрушено. Шлюпки с правого борта лайнера оказались разбиты. Капитан «Ла Бургони» принял решение выбросить судно на песчаную отмель острова Сейбл в 60 милях, но затопление шло быстро и менее чем через час после столкновения лайнер затонул.165 уцелевших с «Ла Бургонь» были подобраны «Кромартиширом» (61 пассажир и 104 члена экипажа), который ради освобождения места на борту выбросил часть груза.  В то время трансатлантические корабли еще не были оснащены беспроводным телеграфом, поэтому не могли вызвать помощь по радио.

Катастрофа «Ла Бургонь» повлекла гибель 565 человек и стала крупнейшей в истории компании. Капитан Делонкль и почти все офицеры отказались покинуть тонущее судно и погибли вместе с ним.

Ранним утром, после удара, среди пассажиров началась паника. Многие пассажиры были убиты в борьбе за места в шлюпках; убийства продолжались и после погружения корабля в воду. Зачинщиками беспорядков предположительно выступили австрийские матросы, которые возвращались в Европу. Они первые начали стрелять в других пассажиров, прокладывая себе путь к шлюпкам. Их примеру последовали пассажиры третьего класса, в основном итальянские мигранты, которые использовали ножи. Одна из лодок, в которой в основном были женщины и дети, была раздавлена упавшей трубой. Спасательных жилетов на всех не хватало и многие пассажиры, которые не умели плавать, тонули сразу же, как только спрыгивали в воду. Когда лайнер затонул, в воде оказалось много людей, пытавшихся спастись вплавь. Но если они подплывали к шлюпкам или плотам и пытались залезть, сидевшие в них люди били их вёслами по голове и скидывали обратно в воду.

Из пассажиров спаслось всего 13 %, а из экипажа — 48%. Потом журналисты обвиняли оставшихся членов экипажа в том, что они отказывались помогать пассажирам и убивали их ради собственного спасения. После трагедии смогли опознать только 8 человек из более чем 500 затонувших, только тех, при ком были документы. Погибли почти все пассажиры первого класса. Из почти трехсот женщин, пятидесяти грудных младенцев и тридцати детей постарше спаслась только одна женщина - Виктория Лакасс.

Когда репортеры спрашивали ее как ей, единственной женщине, удалось спастись, она отвечала:"Лучше спросите, почему мой муж оказался единственным мужчиной, способным спасти женщину".

http://polyband.de/ceemes/wvg/get_article_img/217877/type=still/suffix=7/width=630

Впоследствии американцы призывали на их территории проводить судебное разбирательство, но Франция сделала свое закрытое дело, опросив всех выживших членов экипажа. Официально они были оправданы, а всю вину свалили на иностранных моряков - австрийцев и итальянцев. Но многие люди в мире были убеждены, что виновато отсутствие дисциплины и вежливости среди французской команды.

Очень трогательно было читать слова американцев, рассказывающих, что на корабле был их пра-пра-дедушка или пра-пра-бабушка. Написала даже пра-правнучка Виктории Лакасс. http://www.oceantreasures.org/pages/content/shipwrecks-stories/the-collision-and-foundering-of-la-bourgogne.html.

Виктория Лакасс еще много лет переживала о случившейся трагедии. Иногда рассказывала об этом друзьям, иногда делилась по телефону. В итоге она написала об этом книгу. В ней она выразила мысль, что неправильно первыми спасать женщин и детей. Зачем быть вдовой или сиротой? Сначала нужно спасать семьи. Для себя она выбрала бы или утонуть вместе с мужем или спастись вместе с ним. Когда она узнала, что затонул Титаник, она прочитала только газетные заголовки:"Остальное я и так знаю. Про панику, отчаяние и ледяной холод".
Tags: Фильмы
Subscribe

  • Необычное мороженое в Мюнхене

    В Мюнхене есть "сумасшедший мороженщик" (der verrückte Eismacher), который делает мороженое из бекона, пиццы, прошутто, помидоров и…

  • Зимние каникулы, Мюнхен

    На зимние каникулы к нам приехали гости и мы составили совместный план по осмотру нескольких стран. Сначала мы поехали в Мюнхен. После Штутгарта…

  • Мюнхен

    12 декабря, в среду, мы не поехали в Дахау, а остались в городе. Надо же было сам город посмотреть, не все ездить по окрестностям :) Утром…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments