homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

Эмоциональный интеллект

Статья Виктории Шиманской, эксперта по развитию эмоционального интеллекта.
Источник - https://4td.fm/article/emotsii-i-emotsionalnyy-intellekt-eto-ne-odno-i-to-zhe/.

Жизнь на 10% состоит из того, что происходит, и на 90% из того, каким смыслом мы наполняем события. Одну и ту же ситуацию каждый из нас воспринимает по-разному. Например, увольнение. Мы знаем людей, у которых это событие вызывает сложные переживания, становится большой трагедией. Некоторые впадают в тяжелое состояние на неделю, месяц, полгода и дольше. Но есть и другие люди, они говорят: «Ну и отлично. Я тут засиделся — четыре года работаю. Самое время пересмотреть резюме и выбрать дело мечты».

Мы знаем, что дети и подростки драматически воспринимают провалы. Однажды родители привели ко мне на прием восьмилетнего мальчика. Он занял третье место на соревнованиях по шахматам, после чего у него началась настоящая депрессия, в классическом понимании этого слова: он отказался дальше заниматься. Почему это произошло? Дело в том, что родители, тренер и сам ребенок были настолько нацелены на высший результат, что третье место могло означать для него одно — «я не победил». Есть другие дети, которые занимают четвертые-пятые места и радуются, потому что их цель и цель их родителей — принять участие в соревнованиях, потренироваться, проверить свои силы. Это верная практика — не сужать мир до одного-единственного события, а расширять границы. Потому что это лишь момент в череде шагов к большой цели. Это часть длительного процесса.

Я лично повторяю мантру про 10% и 90% каждый день. Давайте помнить о том, что перед нами постоянно встает выбор: как реагировать на то, что произошло, какими смыслами наполнить каждое событие.

Рамки смыслов можно менять. Как только начинаем это понимать и использовать в работе, мы получаем колоссальное количество инструментов. С точки зрения простого сенсорного восприятия картинка не меняется. Но то, каким смыслом мы ее наполняем, может все изменить. То, куда мы направляем внимание, на что настраиваем фокус, зависит от нас, в этом смысле мы можем управлять картинкой. Смотреть на лес или на небо, видеть белое или черное, — мы вольны выбирать. Немного страшно осознавать, насколько мы влияем на восприятие того, что происходит вокруг. Умение менять рамки смыслов — это то, чему мы можем научить себя, детей, близких.

Если мы научимся менять эти смыслы, увидим многообразие моделей восприятия, дальше мы можем масштабировать это умение. Главное — усвоить саму установку, что всегда есть другой смысл. И тогда выпуклое может стать вогнутым, фигура — фоном.

Не менее важно учитывать, что мы подчинены закрепленным генетически особенностям восприятия. Например, мы ощущаем, что солнце — источник света — находится сверху, над головой. Так проявляется наш эгоцентризм.

Посмотрим на наш алфавит. Если я напишу вразброс какие-то символы, вы ничего не поймете, но если я напишу слово кириллицей, вы сразу его прочтете и поймете. Это результат наших договоренностей: вот такие кружочки и крючочки мы будем наполнять таким смыслом. Если мы не договорились, не придали смысл, нам сложно воспринимать объект, мы не можем этим управлять.

Подведем промежуточный итог. Мы должны уметь создавать рамки смыслов и должны также уметь их менять. Эмоциональный интеллект основан на этом.

Эмоции и эмоциональный интеллект — это не одно и то же. Сами по себе эмоции — это то, что дает нам ресурс для движения; это сигнал, что надо меняться. Неважно, о животном мире мы говорим или человеческом, механизм один: заметили что-то в траве, например, гепарда, тут же произошел выброс адреналина, мы среагировали и побежали. Или, например, я съел вкусный плод, мне понравилось, теперь я ищу такие же плоды. Это закрепление опыта.

Эмоция показывает нам: надо двигаться, надо меняться. Она наполняет нас энергетическим ресурсом для движения.

Эмоциональный интеллект в таком случае — это умение сделать так, чтобы движение было не хаотичным, не разно-, а целенаправленным, осмысленным, своевременным; это способность применить эмоцию к конкретной ситуации.

Тут мы подходим к пониманию того, что все эмоции важны, все эмоции нужны. Хочу подчеркнуть: нет негативных эмоций, есть негативно оцениваемые проявления эмоций. Неэтичные, неэкологичные, несвоевременные — проявления, но не эмоции.

Если эмоция к нам пришла, значит, что-то в окружающем мире или внутри нас (либо на уровне реального воздействия, либо на уровне того смысла, который мы ему придали) побуждает нас измениться. Эмоциональный интеллект отвечает за то, как мы прочтем этот сигнал, как его обработаем и что будем делать дальше.

Эмоцию важно отделить от себя, посмотреть на нее со стороны. Прямо так и говорить: не «мне страшно» или «мне грустно», а «я чувствую страх», «я чувствую грусть». И работать с ней любыми способами — рисовать ее, проигрывать в психодраме, пропевать или проговаривать, отмечать ее в теле. Дальше мы начинаем ее исследовать.

Если мы можем разобраться с эмоцией, мы можем получить от нее энергию. Работаем по цепочке «я чувствую — где она отражается — что за ней стоит — чего я хочу на самом деле».

Когда начинаешь так разговаривать, сначала немного смешно и неловко, но со временем вырабатывается иной способ мышления.

Работая с эмоциями, важно определять их, называть. Тот же страх может быть липким или колючим, он может быть в том или ином уголке тела. Затем важно отследить поведение, которое эмоция вызвала, и намерение, которое за ним стоит. Работать стоит только с намерением, его всегда нужно иметь в виду. Можно что-то изменить, только если мы обращаемся к позитивному намерению человека.

Попытки повлиять на то, на что повлиять мы не можем - лучший способ потерять контроль над ситуацией. Нужно осознавать, что находится в нашей зоне контроля. У каждого из нас есть знакомые, которые умеют менять погоду вокруг. Они едут туда, где находится нужный им в данный момент климат. Они знают, что входит в их зону контроля, и используют это.
Tags: Мотивация, Психо
Subscribe

  • (no subject)

    Приключения продолжаются. Выбираю деревеньки вокруг Мюнхена, куда можно скататься на велосипеде. Выбор пал на Aichach, поскольку там красивый старый…

  • Непогода

    Собрались в отпуск. Целых 5 дней, наконец-то! Идея была - поехать с велосипедами. Я хотела в Голландию. Но в той стороне стремительно нарастали…

  • Отчет о проценте неэффективности вакцин

    Институт Роберта Коха вчера ночью выложил свежий отчет о проценте неэффективности вакцин. Как анализировали неэффективную вакцинацию от ковида:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments