homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

Куда хотим - туда едем?

Месяц назад мы ехали в машине и вели разговор о путешествиях. В дороге много о чём можно поговорить. Скоро ожидалось открытие моста через Керченский пролив. Саша считал, что это послужит взрывом для внутреннего самостоятельного туризма, я была настроена более скептически. Ведь "охота к перемене мест" это то, к чему приучают родители или сокурсники в институте.

Мы стали вспоминать кого из наших одноклассников куда возили родители. Иногда в жизни детей не было даже цирка и зоопарка, не говоря уже о более дальних поездках. В основном в каникулы детей возили на дачу (выданную от работы или арендованную несколькими родителями на лето) или к бабушке в деревню или в другой город (таких детей было довольно много, т.к. в Москве среди родителей было мало москвичей).

Больше везло детям, родителям которых давали путевки в пионерские лагеря и в санатории (не только в Подмосковье, но и на Черное и на Азовское море). Если советские родители были настолько богаты, что могли купить машину, то с детьми выезжали в выходной день в Подмосковье. Одним днем, конечно, без ночевки. Это был своего рода выезд на пикник, без осмотра каких-то природных или архитектурных достопримечательностей.

Кто из моих одноклассников был на море? Может 2-3 человека. Поехать самим было дорого, а хорошие санатории были ведомственные. Правда, они частенько давали только одну путевку на семью (за 25% стоимости), если повезет, то давали и на второго супруга (за 50%), детей приходилось распихивать по квартирам малознакомых людей. Койка стоила 1 рубль в день. Был вариант - не брать детей на море вовсе.

Кого-то родители вывозили на выходные в лес с палаткой. Никогда не слышала, чтобы люди останавливались ночевать в гостиницах и ходили с детьми по местным музеям. Соответственно, дети выросли, в большинстве своем не имеющие привычки путешествовать.  Им достаточно жить в своем городе, иногда выезжая на дачу родителей или на свою. Как заведено, так и продолжается.

Наверное, мне ужасно повезло, что у нас не было дачи. Купили только когда я закончила институт. Хотя в студенческое время приезжала к разным подружкам на дачу, это были старые дома с не менее старыми, живущими в них бабушками. Я не люблю старьё и затхлые запахи, не сложилось у меня с любовью к дачам. Возможно, для кого-то это "семейное гнездо" и связано с долгими и приятными воспоминаниями.

У моего деда отец ушел на Первую Мировую и не вернулся. Он был старший в семье и из Белгородской области уехал один в 14 лет в Москву на заработки. У него было всего 4 класса образования. Со временем он нашел курсы железнодорожников и стал старшим мастером, бригадиром. Долгое время он с женой и тремя детьми жил в вагоне, который кочевал по всей стране. Так мой отец с детства привык к перемене мест. Для семьи железнодорожников проезд был бесплатный и когда он был студентом, то во время написания диплома поехал колесить по стране. Деньги с завода, где он тогда работал, ему высылали в заранее им указанные города. Если свободных мест не было, он ехал даже на крыше. Ехал он не просто так, а искал раскулаченных родственников, которых большевики разбросали по всей стране. При всех его усердных поисках нашел только половину.

Потом от работы ему давали путевки в санатории (так я объехала всё побережье Черного и немного Азовского моря), он брал меня с собой в командировки (так я познакомилась с Кавказом и Эльбрусом), мы ездили к дальним родственникам в Запорожье и в Кисловодск. Купленная машина выступала моей кроваткой, куда меня закидывали на заднее сиденье, делали пару кругов вокруг дома и я засыпала. Вы понимаете - я не могла не получить "охоту к перемене мест" в крови.

Что мои однокурсники? Выходили с палаткой в лес, в компании выезжали дикарями в Крым, в том числе с велосипедами. Потом, окончив институт, кое-кто путешествовал автостопом - денег на билеты часто не хватало, а поездить хотелось.

С середины 1990-х уже появились деньги на заграницу. Турция, здравствуй! Прости, Крым, после Турции ты стал уже неинтересен. С 2003 года я смогла первый раз самостоятельно поехать отдыхать в Болгарию. Так всё и завертелось с моим изучением Европы.

Потом мы стали старше, в 25 лет уже начали неплохо зарабатывать. Я то и дело звала кого-нибудь с собой в отпуск то в Чехию, то в Венгрию. Но у знакомых не было то отпуска, то денег, то интереса. Приходилось искать попутчиков даже через интернет, т.е. вслепую. В итоге ехала как всегда самостоятельно.

Ровесники тем временем женились, вступали в ипотечные кредиты, обзаводились детьми, строили дачи. Вобщем, теперь у них оставались деньги только на Кипр, Болгарию, Турцию, Вьетнам, Тайланд. Если взять кредит, то можно еще раз в жизни слетать на Мальдивы или в Доминикану. Никто не путешествовал на машине по России. Даже мысли такой не было (машины были).

Потом я стала экскурсоводом, за лето загорала до состояния мулатки (и заодно худела, бегая по жаре туда-сюда). Знакомые всё так же не путешествовали по России. У них не было на это лишних средств. Ипотека и дети не позволяли. Казалось бы, это так просто - на машине доехать до Питера, Выборга, Киева, Минска. Не интересно. Нет потребности. Да и на отели не хочется тратиться.

Несколько лет назад я следила за развитием внутреннего туризма в России. Думала, что новые экотропы и музеи, зоопарки и фермы привлекут массу людей. Не сказала бы. Люди по-прежнему (и справедливо) считают, что автодороги в стране небезопасны и что водитель очень устает в таких условиях вести машину. Удивляюсь большому количеству людей, которые ради экономии на гостиницах хотят вести машину по 16 часов без смены водителя. Есть предел экономии, он называется "безопасность". Например, у водителей пассажирских автобусов полицейские проверяют шайбы, где записывается сколько времени автобус ехал и сколько отдыхал водитель (он должен отдыхать не менее 8 часов).

Сейчас в России 4% людей выезжают за границу. Сюда входят те, кто путешествует по работе, т.е. не сам оплачивает поездку. Наверное, возможность куда-то поехать от работы стала такой же редкой возможностью куда-то выбраться, как и в советское время. Знакомые говорят:"Железного занавеса нет, можем поехать куда хотим". Только у людей после очередного экономического кризиса отобрали финансовую возможность самостоятельных поездок "куда хотим".

Я рада, что люди путешествуют хотя бы в виде бонуса от работы. Но скверно, если их свобода передвижения привязана исключительно к работодателю.

Другая часть оставшихся выезжающих за границу - это те, кто в более хорошие времена купил квартиру или дом в Испании, Черногории, Болгарии, на Кипре. Платить налоги и коммунальные услуги относительно недорого, а сколько удовольствия от возможности приезда в любое время.
Tags: Путешествия
Subscribe

  • Пфальц в сентябре

    Сентябрь - то время, когда приходит теплое, спокойное лето. Часть детей - уже учатся, часть - еще на каникулах и уехали куда-нибудь с родителями.…

  • Велозарисовки из Амстердама

    Больше всего понравился велосипед, выловленный из канала и игрушечный велосипедик, прикрученный к поручню канала. Я рада, что в Голландии нет…

  • Мюнхен, второй день. Велопоездка в Альпы.

    На второй день пребывания в Мюнхене мы рванули с велосипедами в Альпы. Так выглядит МКАД Мюнхена. Машин с утра немного, всем места хватает. Хотя…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Пфальц в сентябре

    Сентябрь - то время, когда приходит теплое, спокойное лето. Часть детей - уже учатся, часть - еще на каникулах и уехали куда-нибудь с родителями.…

  • Велозарисовки из Амстердама

    Больше всего понравился велосипед, выловленный из канала и игрушечный велосипедик, прикрученный к поручню канала. Я рада, что в Голландии нет…

  • Мюнхен, второй день. Велопоездка в Альпы.

    На второй день пребывания в Мюнхене мы рванули с велосипедами в Альпы. Так выглядит МКАД Мюнхена. Машин с утра немного, всем места хватает. Хотя…