homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Про систему образования в Германии

В 2017 году в Берлине 41% учителей не имели педагогического образования. В начальной школе их еще больше - 53% (в 2016 году их было 33%). Причина нехватки специалистов в школах - выход на пенсию преподавателей и увеличение общего числа детей (в том числе детей мигрантов). По данным администрации по образованию, в 2017 году в школах стало на 6700 детей больше. Но, например, в земле Северный Рейн-Вестфалия из 5 467 вакансий учителей 2 139 остаются незанятыми (39%). Государство, стараясь побыстрее закрыть вакансии, обучает на профессию учителя по ускоренной программе - за 18 месяцев. Качество обучения при этом страдает, признают сами чиновники.


Другая проблема немецких учителей - они работают настолько много, что не имеют достаточно времени для повышения квалификации. Для сравнения: немецкий учитель старших классов в год работает 714 часов, а японский - только 513. К тому же это не влияет на рост зарплаты. Зарплата зависит только от возраста учителя и его профессионального стажа.


В конце июня Министр образования Германии представил доклад, в котором говорится, что из-за приезжих в Германии в последние 10 лет появилось больше школьников, всё больше жителей страны получает образование, учителей не хватает, а возможность получения образования тесно связана с уровнем социально-экономической жизни человека и до сих пор неравномерно распределена по всему немецкому сообществу.

В 2017 г. 31% подростков от 15 лет и старше получили полное среднее образование, которое можно сравнить с российскими 11 классами. Это на 8% больше, чем в 2006 г.

6 % подростков закончили школу без получения аттестата (посещали школу, но не сдавали экзамены). В 2015 г. их было 5,8 %.

17 % получили среднее специальное или высшее образование, на 5 % больше, чем в 2006 г.

В отчете было сказано, что дети мигрантов и бедняков менее склонны получать образование. Уровень образования в немецких городах выше, чем в деревнях. Дети, рожденные в нищете, чем дольше пребывают в бедности, тем меньше их шансы с возрастом перейти в другой социально-экономический класс. Те, кто был признан бедным в 2009 г., в 2013 остаются всё такими же бедными. За 20 лет нищих в Германии стало наполовину больше - с 11 % в 1993 г. до 15,3 % в 2013 г. В 2015 г. случился новый рекорд бедности - 15,7 %. Это удивительно, учитывая, что ВВП страны также растет год за годом.

Сравнение растущего ВВП (GDP) и растущего уровня бедности в Германии:


http://www.dw.com/image/37781548_401.png

Одним из основных выводов доклада было то, что люди, которые стремятся получить образование, с большей вероятностью найдут себе лучшие рабочие места и более высокую зарплату. Они более здоровы и счастливы.

Система образования в Германии давно подвергалась критике мировым сообществом за разные возможности получения образования детьми из богатых семей и бедными, из семей мигрантов. В Германии трехступенчатая система школьного образования заранее распределяет детей на тех, кто закончит меньше всего классов с обрезанной учебной программой, сможет после школы получить среднее специальное или высшее образование. Самый большой шок был, когда в Германии в 2000 г. школьники впервые сдали общеобразовательный мировой тест PISA. Оказалось, что если сравнивать возможности среднего образования развитых стран, то в Германии его результаты заметно хуже, особенно среди детей из неблагополучных семей. В других странах, не только в Европе, школьники лучше преуспевают в науках и изучают больше языков, чем в школах Германии. Камень преткновения  кроется в давней школьной немецкой системе, которая делит подростков на тех, кто получает только среднее специальное, а кто способен получить высшее образование. Ни в одной другой стране успех образования ребенка не зависит настолько сильно от экономического уровня и страны происхождения его родителей. Максимальный уровень образования детей из бедных семей - общее среднее образование (эквивалент 11 российских классов).

Германия за последние годы улучшила результаты PISA, но диспропорция всё еще сохраняется. Особенно сказывается то, что многие бедные люди живут в гетто с меньшими возможностями для получения хорошего образования.




Про социальный лифт с помощью образования: бедному ребенку в Германии понадобиться 180 лет (6 поколений), чтобы перейти в средний экономический класс, бедному ребенку в США понадобится 150 лет (5 поколений). В Дании понадобится всего 2 поколения. В исследовании использовались данные о доходах разных поколений людей 37 развитых стран, которые позволили им перейти из бедного в средний класс.

В Германии крайне мало людей могут из бедных стать богатыми, а богатые неизменно сохраняют свое состояние. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обвиняет в этом систему образования и налогообложения. В Германии очень непопулярно среди родителей отдавать детей в детский сад или в школу на полный день, что лишает маленьких детей из бедных семей опыта коммуникативных навыков, которые потом помогут им подниматься по социальной лестнице.

К тому же в Германии движение по социальной лестнице упирается в желание школы направлять детей на разные школьные программы - для тех, кто плохо учится, для тех, кто пойдет получать среднее специальное образование и тех, кто пойдет на высшее.

Немецкое налоговое законодательство также устроено так, что богатство верхнего класса без потерь переходит от родителей к детям.

ОЭСР снова порекомендовало Германии пересмотреть налоговый кодекс и убрать влияние школы на возможности дальнейшего получения образования детьми.



Большинство жителей Германии остаются в том же социально-экономическом классе, что и их родители. Только 10% молодых людей в возрасте от 21 года до 44 лет, родители которых получили всего лишь среднее школьное образование, могут получить высшее образование. Это один из самых низких показателей в ЕС.



Германия является уникальной страной ЕС, где 9 из 10 граждан считают, что экономическое неравенство среди людей растет слишком быстро. Недовольство социальным расслоением выше только в Португалии. 74% людей в Германии считают, что правительство должно пересмотреть налоговые отчисления в зависимости от дохода, усреднить их.

Регионы с безработицей в Германии:


http://www.dw.com/image/39282865_7.png

Бремен - один из самых бедных регионов: каждый четвертый взрослый и каждый третий ребенок является бедным. (Бедный - это тот, кто получает меньше 60% от медианного дохода). Покупательная способность в Бремене одна из самых низких в Германии. Самый неблагополучный район Бремена - Oslebshausen, там живет 80% безработных.



В Западной Германии живет существенно больше иностранцев с низким уровнем образования, чем в Восточной. Это связано с приглашением трудовых мигрантов в 1950-х. Например, иностранцев с низким уровнем образования в Баден-Вюртемберге 34,5%, в Баварии 28,5%, в Тюрингии 22,9%, в Саксонии 22,1%. Иностранцев со средним или высоким уровнем образования в Баден-Вюртемберге 65,5%, в Баварии 71,5%, в Тюрингии 77,1%, в Саксонии 77,9%.


Материалы по теме:

- Канадец, работающий в Берлине, рассказывает про немецкое образование и социальное расслоение в обществе;

- Какими были выпускники немецких школ. Когда платья сменились на джинсы, фото;

- Про школьное образование в Германии. 130 лет школьного детства, фото;

- Про среднее и высшее образование в Германии. Чем отличаются полное и неполное среднее образование. Куда уезжают учиться немецкие студенты;

- Про высшее образование в Германии. Какие профессии выбирают студенты и какой возраст получения высшего образования;

- Про рост безработицы и бедности. Про увеличение числа бедных пенсионеров и бомжей;

- Про уровень образования, доходов и профессии мигрантов;


Tags: Их нравы, Про образование
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (без темы)

    Приключения продолжаются. Выбираю деревеньки вокруг Мюнхена, куда можно скататься на велосипеде. Выбор пал на Aichach, поскольку там красивый старый…

  • Непогода

    Собрались в отпуск. Целых 5 дней, наконец-то! Идея была - поехать с велосипедами. Я хотела в Голландию. Но в той стороне стремительно нарастали…

  • Отчет о проценте неэффективности вакцин

    Институт Роберта Коха вчера ночью выложил свежий отчет о проценте неэффективности вакцин. Как анализировали неэффективную вакцинацию от ковида:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments