homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

История будок, киосков и питьевых павильонов в Германии

Будка, Bude - очень старое немецкое слово. Первоначально оно означало хижину или маленький домик. В шведском языке - маленькую квартирку или магазинчик. В английском - телефонную кабинку или место для голосования.

Уже в 12 в. на немецкоязычных землях будки были широко распространены в виде маленьких временных деревянных ларьков на ярмарках и рынках. В то время в северных прибрежных городах бедные лачуги рыбаков уже давно называли будками. Конечно, они сильно отличались от богатых купеческих домов с большими двускатными крышами. Иногда небольшие каюты речных судов тоже называли будками. В Бремене небольшие старые дома уничижительно называли "butze".

В 18 в. будками называли маленькие тесные студенческие меблированные квартиры, иногда - жилье при работе, например, на заводе (это было унизительное название).

С середины 19 в. будками в Гамбурге назывались квартиры на первом этаже, имевшие свой собственный вход.

К 1900 г. слово "будка" стало модным. Его использовали для обозначения школьных классов, казарменных комнат и солдатских кабаков. В просторечии так обычно называли дешевые комнаты для сдачи и маленькие магазинчики. Так называли и временное жилье для строителей. В 1920-х будками стали называть лесбийские кафе и маленькие ларьки по продаже сладостей при домах терпимости.

В 1950-1960-х это слово стало вновь модным в студенческой среде. В будках, т.е. студенческих комнатках, проходили вечеринки и концерты.

Вообще с середины 19 в. будками называли ларьки по продаже сладостей, сельтерской воды, пива. Для многих рабочих людей того времени будки были важным местом для социального общения. В одном только Рурском регионе их было 18 000. После окончания Второй мировой будок стало особенно много, поскольку их возводили из обломков строительных материалов, часто в виде временных построек.

Сейчас будки почти исчезли, поскольку арендная плата за землю довольно высокая, а свой товар они продают по низким ценам. Так что улицы лишились своего местного оригинального колорита. Восстановленные исторические будки сейчас можно увидеть в музее Heimat- und Naturkunde-Museum Wanne-Eickel, в Вестфальском промышленном музее в Ганновере и в Бохуме в районе Hordel.

Будка по продаже газет, напитков и сигарет. Они еще могут называться питьевые павильоны и киоски.

https://img.fotocommunity.com/anne-bude-kiosk-trinkhalle-dat-buedchen-sammlung-0264df10-61c9-4499-bc0f-d29345407443.jpg?height=1080

Питьевой павильон семьи Альбринг в 1911 г.

http://www.wanne-eickel-historie.de/images/p001_1_01.png

Питьевые павильоны, Trinkhallen, были созданы во второй половине 19 в. как места продажи минеральной воды. Это была попытка владельцев фабрик и заводов отвлечь рабочих и шахтеров от потребления пива и дать им чистую воду, поскольку в то время пить водопроводную воду было небезопасно. Алкогольные напитки на рубеже веков были очень дешевыми и шахтеры успевали напиться прежде, чем доходили до дома или до работы. Многие работодатели даже оплачивали часть труда в виде алкоголя - на работе можно было выпить пиво или что-то крепче 32 градусов. Пьянство среди рабочих было угрозой для порядка и нравственности городского общества. Землю под павильоны предоставляли бесплатно или очень дешево. Очень быстро питьевые павильоны распространились и среди горожан. Это была своеобразная "национальная программа здравохранения". В 1900 г. в Рурском регионе работало уже 500 питьевых павильонов. В них продавали минеральную воду с сиропом и без, чай, кофе, молоко, сигареты и табак, сладости и конфеты для детей. Потом стали продавать газеты, потом - еду, а еще позже - алкоголь.

Питьевой павильон семьи Hetzel в 1925 г. От родителей он перешел по наследству детям. Мать и младшая дочь выглядывают в окне. Всего в семье было 9 детей.

http://www.nrhz.de/flyer/media/22811/06-HETZEL10.JPG

Корнелиус Тутер вместе с дочерью Вильгельминой продавали в киоске лимонад домашнего изготовления, 1926 г.

http://www.nrhz.de/flyer/media/22811/09-BUDBUE57.JPG

На протяжении многих лет небольшие магазины расширили свой ассортимент - там можно было купить консервы, хлеб. вино. С появлением бутылочного пива, питьевые павильоны на рубеже веков стали настоящим конкурентом для многочисленных пабов. Особенно много будок появилось после Второй мировой. Их держали бывшие солдаты-инвалиды или вдовы шахтеров. У них был маленький шанс получить место работы где-то еще. Там можно было не только что-то купить, но и получить жизненный совет относительно рабочих или любовных отношений. Дети часто бегали в киоски, чтобы купить отцам несколько бутылок пива, а себе - конфеты с лакрицей. Возле киосков собирались чтобы что-то отпраздновать, собирались любители голубей или кроликов. Если разговор толпы был слишком громким, владельцу киоска достаточно было поднять руку и снова наступала тишина. Владельцы киосков были душой компании.


В Эрфурте красивые питьевые павильоны появились в 1900 г. и исчезли с началом Второй мировой. Это были маленькие произведения искусства, создавать которые поручали знаменитым архитекторам. Владельцы магазинов определяли какие товары они будут продавать и договаривались с другими владельцами магазинов, чтобы не пересекаться по ассортименту. Торговое преимущество получили те продавцы, которые предлагали не только минеральную воду, а воду с сиропом (красный - малиновый, зеленый - хвойный).

https://media101.thueringer-allgemeine.de/content/56/85/91/5I/5685915ITOMV4DB_V4AKYOMJMOCSZYZHFYGTRM509082016083/D0R0006204705.JPG

Пример питьевого павильона из городского архива Эрфурта:

https://media101.thueringer-allgemeine.de/content/08/37/91/5I/0837915ITOMV4DB_V4GDBFQFDLQARWILRHQZAR509082016121/D0R0006209479.JPG

1985 г., Рурский регион, Кастроп-Рауксель, питьевой павильон как место встречи соседских детей:

https://media.unserekirche.de/tnusr2/5454-62277.jpg

Питьевой павильон в Дотмунде, 1985 г.

https://media.unserekirche.de/tnusr2/5453-62278.jpg

**********

Это история Эмми Олшвески. Ее родители переехали из Силезии (Польша, Вроцлав) в Рурский регион в 1904 г. Она была седьмым ребенком в семье и родилась через 10 дней после переезда. В 1908 г. ее отец-шахтер умер от пневмонии, довольно распространенной болезни среди людей этой профессии. Мать вскоре повторно вышла замуж, за шахтера из Эльзаса. Но он тоже вскоре умер. Вдове осталась лишь скудная пенсия, поэтому чтобы выжить, ей пришлось искать следующего кормильца.

Эмми закончила 8 лет начальной школы. Ей не нужно было среднее специальное образование. Она помогала матери продавать овощи на рынке. В 1921 г. они получили разрешение на постройку будки для продажи овощей. Вскоре они дополнительно открыли киоск по продаже сельтерской воды. Проект был успешным, поскольку будка располагалась на оживленном перекрестке шахтерского городка. Клиентов было очень много. Они готовы были переплачивать за возможность купить хлеб или колбасу в удобное время.

В 1925 г. она вышла замуж за шахтера из Западной Пруссии. Спустя год родилась дочь, но Эмми не бросила работу в своем киоске. В 1942 г умерла ее мать. В период войны финансовая независимость была особенно важна для женщин, особенно для Эмми, ведь она видела что такое потеря кормильца для их семьи. К тому же работа давала силы жить дальше. Киоск работал всю войну, хотя ассортимент у него был небольшой. Благодаря общению с поставщиками, в годы войны семья могла себе позволить купить такие редкие товары, как кофе и табак, и обменять их на что-то другое. Также помогали выжить огород и небольшое хозяйство с животными. Эмми помог опыт выживания в Первой мировой. Также она зарабатывала вязанием - меняла готовые вещи на масло.

Экономическое чудо 1950-х пришло и к ее киоску: товаров стало намного больше. Киоск перестроили, сделав его окна еще больше. Для детей поставили большой камень, чтобы с него было удобнее разглядывать витрину. Тогда еще не было маленьких холодильников, специальная машина ежедневно доставляла лед в блоках.

Определенного времени открытия киоска не было - уже в 5:30 нужно было быть на ногах, поскольку кто-то хотел купить сигареты. На автозаправках в течение долгих десятилетий можно было купить только топливо.



Фотография шахтеров "Пересменок на дробилке", сделанная журналистом Эрихом Грисэром (Erich Grisar, 1898-1955): это не полуголые молодые мужчины с большими мышцами. Его фотографии абсолютно честные.

https://www.ruhrnachrichten.de/Bilder/Glorifiziert-hat-der-Journalist-Erich-Grisar-1898-1955-die-1298900.jpg

В 1961 г. шахту закрыли. Начался долгий и неотвратимый период закрытия немецких шахт, потому что уголь из Южной Америки, даже с учетом транспортировки, стоил в 3 раза дешевле. Место, где стоял киоск, было уже не на главной дороге, ведущей к шахте, а посреди тихого спального района. Продажи снизились. С огромным сожалением она передала это место своей внучке. Киоск в те времена был чем-то вроде телевизора, где все собирались и обменивались новостями. Эмми знала практически всех.

В 1967 г. ее муж умер и Эмми вновь вернула себе киоск. Даже в возрасте 91 года она продолжала стоять за прилавком, хотя здоровье этого не позволяло. Она умерла в мае 1998 г., после чего её киоск разобрали и перенесли в местный Промышленный музей (LWL-Industriemuseum). С помощью соседей и родственников в музее был создан информационный стенд, рассказывающий об Эмми, о её важности женской и социальной работы.

Эмми возле своего киоска в 1955 г. Слева стоит дочь Урсула.

http://www.frauenruhrgeschichte.de/uploads/tx_frgdatabases/1_06646-31a.jpg

Эмми возле киоска в 1981 г.

http://www.frauenruhrgeschichte.de/uploads/tx_frgdatabases/4_06710-33.jpg

Эмми рядом с киоском в 1990 г.

http://www.frauenruhrgeschichte.de/uploads/tx_frgdatabases/2_06710-31.jpg

Адрес музея: Рурский регион, Кастроп-Рауксель (Castrop-Rauxel), LWL-Industriemuseum, Schweriner Straße 10.
Сайт - https://www.lwl.org/industriemuseum/museum.


**********
В наши дни, когда появились многочисленные супермаркеты, а прочие магазины стали бороться за покупателей с помощью увеличения рабочих часов, питьевым павильонам и магазинам при автозаправках пришлось расширить свой ассортимент - продавать в том числе хлеб, молоко, сладости.

Сейчас в Германии всё меньше и меньше будок. За последние 10 лет исчезло примерно 2 000, ежегодно исчезает по 200.  Многие владельцы жалуются, что часто в день зарабатывают не более 100 евро, это очень мало. Сейчас в Германии существует около 23 500 киосков, питьевых павильонов и небольших магазинов, где можно купить сигареты, напитки и сладости. В основном будки сохранились в Берлине, Гессене и Рурском регионе. Их бизнес находится в жесткой конкуренции с автозаправочными станциями, вокзалами и с супермаркетами, имеющими более длинный рабочий день. Будки стали закрываться с 1992 г., когда в Германии бы принят закон об увеличении работы супермаркетов, ведь десятилетиями они закрывались в 18:30. Теперь такие супермаркеты, как Rewe, Kaiser или Edeka, работают до 22-23 ч. К тому же автозаправки ради привлечения клиентов стали продавать не только топливо, но и еду. В наши дни киоски держат в основном иммигранты, это семейный бизнес. Там можно купить молоко или чипсы поздно вечером или в воскресенье, когда все прочие магазины закрыты. Работать приходится ежедневно, без выходных, по 12-16 ч. в сутки. Это обеспечивает выживаемость киоска.

Ганновер, столица Нижней Саксонии, называет себя "столицей будок" - в 2013 г. их было 320. Даже создан сайт „Kioskguide“, гид по киоскам. В Ганновере киоски - это неотъемлемая часть городского пространства, постройки, характеризующие облик города. Хотя их плотность в разных районах сильно отличается - где-то их может быть 35, а где-то - не быть вовсе. В Историческом музее Ганновера (Historischen Museum Hannover) даже есть отдельная экспозиция с картой, где отмечены современные и исчезнувшие киоски. В Ганновере даже проводили исследование среди владельцев киосков - 70 % из них имели школьное образование, 15 % - высшее. Причины открытия киоска примерно равны: киоск открывают от отчаяния и безработицы, зная, что работы будет много, а дохода мало, с другой стороны киоски открывают те, кто хочет самозанятости, независимости и живого общения с клиентами. С ожиданиями от продаж такая же ситуация - 50/50: половина довольна доходами, другая половина жалуется на экономическую ситуацию. 5 % владельцев настолько пессимистичны, что собираются закрыть свой киоск в течение ближайших 3 лет. 80 % владельцев киосков чувствуют сильную конкуренцию со стороны супермаркетов.

Это мне напомнило роман "Дамское счастье", где огромный торговый магазин разорил и поглотил мелкие традиционные торговые лавки. Покупателям они были уже не нужны. Напротив, им нравился большой выбор, много света, возможность отдохнуть в кафе, отправить покупки домой почтой, тематические и сезонные предложения и распродажи с большими скидками. К тому же крупные магазины имели возможность заказывать уникальное производство товаров.

В ганноверских киосках 5 лет назад работало 700 человек, 400 их которых - были владельцами и деловыми партнерами, остальные - наемными сотрудниками, 1/4 из которых работали полный рабочий день.


Будки остаются важными местами для встреч. Это больше, чем место, где можно быстро выпить пиво или кофе. Здесь можно встретить соседей и друзей и поговорить о разном. Этой эмоциональной откровенности нет в кафе при современных супермаркетах. "Будка за углом" - очень важное место для многих людей, словно кусочек дома. Например, сейчас в Рурском регионе около 8 000 питьевых павильонов, т.е. 1/3 из общего числа в стране. Теперь здесь можно купить замороженную пиццу, стиральный порошок, сигареты. Это удобно для покупателей в шаговой доступности.

Киоск в Рурском регионе, 1971 г.

http://www.frauenruhrgeschichte.de/uploads/tx_frgdatabases/3_06646-34a.jpg

Современный киоск в Рурском регионе.

https://cdn1.stuttgarter-nachrichten.de/media.media.205b0866-8328-423d-9fbd-63c13801683a.normalized.jpg

https://www.welt.de/img/bildergalerien/mobile108371685/0891628677-ci23x11-w780/Trinkhalle-in-Dortmund.jpg

https://www.welt.de/img/bildergalerien/mobile108371686/4861620767-ci23x11-w780/Trinkhalle.jpg

Питьевой павильон "Аслан". Сейчас часто забытые киоски занимаются мигрантами. Им нужна только площадь, но не память места.

http://www.nrhz.de/flyer/media/22811/21-KAMPST61.JPG

Способ сделать старые питьевые павильоны привлекательными вновь - устроить при них пивные сады и туалеты.

http://www.nrhz.de/flyer/media/22811/33-BISMAR84.JPG

Или продавать всё то, что покупают клиенты - шаурму, пиццу, кебаб...

http://www.nrhz.de/flyer/media/22811/34-POLLA162.JPG

Для Германии очень важна эта национальная особенность, поэтому в честь киосков устраивают выставки, конкурсы, продают книги с фотографиями, сохраняют киоски и в музейных экспозициях. Считается, что с исчезновением уличных киосков уйдет и местная культура общения.



Про Рурский регион и шахтеров - https://homaaxel.livejournal.com/1379124.html. Кто там работал и почему, сколько платили шахтерам и почему шахты стали закрываться.

Использованные материалы:

- https://www.stuttgarter-nachrichten.de/inhalt.trinkhallen-kioske-buden-n-pilsken-anne-bude-nach-e-maloche.a2b4bad9-326f-4af2-be2a-c8e90baea462.html.

- https://www.welt.de/regionales/nrw/article151603168/Das-Ruhrgebiet-feiert-seine-geliebte-Bude.html.

- http://www.frauenruhrgeschichte.de/index.php?id=55&tx_frgdatabases_pi1[showUid]=4.

- https://idw-online.de/de/news546537.

- https://www.welt.de/wirtschaft/article3503510/Wie-die-Buden-den-Ruhrpott-am-Leben-halten.html.

- https://erfurt.thueringer-allgemeine.de/web/erfurt/startseite/detail/-/specific/Historischem-auf-der-Spur-Erfurter-Trinkhallen-boten-jahrzehntelang-Erfrischung-1076541792.

- http://www.nrhz.de/flyer/beitrag.php?id=22811.
Tags: Их нравы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments