homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Горнолыжные склоны Швейцарии. Позволь своему сердцу биться быстрее.

В качестве места для катания были выбраны довольно заснеженные швейцарские долины Arosa и Lenzerheide. Про них писали в отзывах, что снег есть всегда, даже если на других склонах его нет. И лежит довольно долго. К тому же там было много синих трасс, что мне как раз и нужно. Цены на катание и проживание там не как в Куршевеле, но на треть выше, чем в Германии и Австрии. А вот сервис значительно хуже. Ощущение, что деньги платятся просто "за то, что вы в Швейцарии".

Я пахал весь год и от работы ошалел,
Делать нечего, надо ехать в Куршевель.
Я купил билет и взял свою доску,
И поехал, полетел разгонять тоску.

В первый день от отеля до склона навигатор нас повел по самому короткому маршруту. Это оказалась однополосная "козья тропа", которые я так не люблю. Там нет отбойников, крутые и слепые повороты, мало площадок чтобы разъехаться. Пройденная часть пути внизу вьется змейкой.



При въезде в Швейцарию водителей встречает плакат "Взгляд вперед, руки на руле" и это правильно. Засмотревшись, можно влететь куда не надо. Водители вынуждены обреченно смотреть вперед, крутить головой и фотографировать может только пассажир, чем я и занималась.

Эта узкая дорога вела в деревню. У местных хватает хладнокровия ездить по серпантину-однополоске каждый день.



Наконец-то сосульки, причем настоящие, а не из фетра, как на рождественских рынках.





25 декабря на высоте на елках еще лежал снег. Он выпал пару дней назад. Но все последующие дни снег только таял и деревья на склонах стояли черные.



С одной стороны, виды с этих "козьих троп" открываются красивые, с другой стороны, седеешь при попытке разъехаться с другим автомобилем.



Вид снизу с долины Viamala. Вдоль озера Heidsee и горных деревень прогуливаются все те, кто не катается на лыжах и на санках. Любителей снежных прогулок очень много. Важно не забыть воспользоваться солнцезащитным кремом.





Главное - определиться в первые дни с подходящими склонами и приезжать к их открытию, к 8:30. Уже в 12 ч. склоны, нагретые солнцем, на высоте 2500 м разбивают лыжами. Создаются большие снежные бугры, под которыми от смены тепла и холода образуется лед. Довольно неприятно лавировать между снежными подушками, проскальзывая по льду.

Тут мы едем вдоль долины, подыскивая себе нужные подъемники. Снежные ели очень симпатичные.



Проявление ветра в природе или "Столб опять перебежал дорогу".



В последующие дни мы ездили по более длинной, но нормальной, двухполосной дороге.



Самые ближние парковки к подъемникам забиваются к 8:45. Для тех, кто не хочет пользоваться машиной, между подъемниками ходят бесплатные желтые почтовые автобусы.

Курорт Виамала (Viamala) расположен на высоте около 1200 м. Наверху в горах проходят трассы и дует сильный ледяной ветер. Он буквально выдувает снег с трасс до льда.



Во всей долине Arosa Lenzerheide нашелся только один современный закрывающийся подъемник в виде кабинок от Churwalden, где можно было оставить лыжи снаружи. Вниз с него открывается вид на заснувшие в снегу дома на колесах. Выглядят безжизненно.



На высоте 1500-1900 м  снег после 12 ч. был рыхлый, тающий. Синие трассы оказались с частыми вкраплениями красных, что по углу наклона, что по ширине трасс. Верхние участки склонов были уже разбиты, представляли их себя плотные холмики снега в шахматном порядке, между которыми лыжники и сноубордисты кропотливо делали "фарватер", еще сильнее проявляя рельеф склона. Во многих местах снег сняли до льда. Скользить с грохотом по нему было довольно неприятно.

Маршруты, которые ведут ниже, между елок, к 13 ч. становятся ужасными - изначально они узкие и проложены под углом, на скатах в них в некоторых местах сделали проплешины до черной земли, ни и конечно бугры с ледяной поверхностью и ледяной крошкой. К тому же нижние трассы несколько раз пересекают бюгельные подъемники. Такого я еще не встречала. Уровень безопасности горнолыжных трасс у швейцарцев явно отличается от немецких и австрийских.

Мы меняли подъемники и склоны, пытаясь найти настоящие синие трассы, широкие, с нужным наклоном, не в снежных кочках. Даже перебрались по кресельному подъемнику на соседний склон, вслед за солнцем. Но там был ледяной ветер, который сдул снег до льда, а образовавшиеся на трассе кочки лыжники старательно объезжали по целине, срезая маршрут. Такое тоже пришлось увидеть впервые.

Народ после 13 ч. на высоте 2200 м со стороны подъемника Motta. В это время были очень красивые линзовые облака и светило яркое солнце. Вообще с погодой нам очень повезло.



Синие трассы оказались крутыми ледяными склонами, проходившими по краю обрыва, в тени, где плохо виден рельеф местности. Никогда больше.

Впервые довелось увидеть такое количество бюгельных подъемников длинной с километр. Сложилось впечатление, что как курорт построили, так и не обновляли подъемники лет 20. Всё равно туристы приедут. Снег под бюгельными подъемниками был в кочках, из-за чего дети часто падали и отваливались. Это не всегда было видно служащим, ведь на весь километр подъема, со всеми холмами, было лишь два домика для смотрителей. Было жутко видеть перед собой ребенка лет 6, которые упал и не смог встать, а к нему наперерез нам через сугробы полз отец. Как нам всем расположиться в пространстве?

Начало синей трассы на высоте 2497 возле пика Piz Danis.



И гряда гор, открывающаяся в другую сторону:



Жаль, но к такой красоте пешеходов не поднимают. Потому что нет подготовленных троп.



Швейцарцы летают по синим трассам очень рисково. С одной стороны, они хотят неконтролируемого набора скорости и не тормозят, с другой, они выбирают для своих полетов почему-то не красные и не черные трассы. Результат - травмы. Кажется, правила поведения на горнолыжных склонах никто не читает. Про уважение к траектории других. Что тот, кто сверху, тот и несет ответственность за столкновение. Что нужно ехать с управляемой скоростью, быть способным к координации своих действий. Дети лет 6-8 часто летают на скорости без родителей. Тормозить и лавировать они умеют плохо, что приводит к столкновениям. Одно хорошо - швейцарцы чаще, чем немцы, носят шлем. И даже застегивают его. Правда, и тут встречались люди, которые ездили в расстегнутой одежде, без перчаток и с рюкзаками. Но были и более опытные, которые помимо шлема использовали и защиту для спины.

Было ужасно холодно на длинных открытых кресельных подъемниках. Конечно, хотелось снять лыжи и несколько минут отдохнуть, но больше закрытых кабинок на склонах не было.

Я посмотрела в окно. Там на огромной скорости по пустой красной трассе несся мужчина. Внезапно он заметил другого лыжника впереди себя, смутился, попытался затормозить, врезался в него и отрикошетил в столб, обозначающий границы трассы. Столб был деревянный, раза в 2 толще черенка лопаты, и, судя по тщетным попыткам встать, мужчина, который летел сверху, сломал себе руку.

Другой мужчина классно разогнался в конце синей трассы. Мы в это время стояли в очереди на подъемник и я, глядя на свистящую мимо фигуру, удивилась, как это ему удалось так разогнаться и отчего он не тормозит. Мужчина влетел в людей, сошедших с подъемника, как в кегли. Все разлетелись в разные стороны. Он так и не смог встать, видимо сломал ногу.

Другой мужчина на синей трассе разогнался так, что чуть не влетел в Сашу и по касательной сломал ему палку. Т.е. просвистел над ухом. Он даже не собирался компенсировать потерянный час времени от катания и стоимость новых палок в 70 франков.

Когда человек хочет сломать себе что-нибудь нужное, катаясь в одиночестве вне трасс, это его личное дело. Но когда он опасно водит среди людей на трассах - он откровенно угрожает здоровью и бюджету других людей. Я очень желаю таким людям однажды задуматься над смыслом их выкрутасов на склонах и взять, наконец, хорошего тренера. Не студента, который учит ездить с палками за спиной, а хорошего профессионального тренера, который объяснит что надо и что не надо делать и почему.

Плакат возле подъемника, который как бы говорит "Не схлопывайте катальный сезон травмами":



Понравился ли мне этот швейцарский склон? Нет. Могу ли его рекомендовать знакомым? Тоже нет. Жаль потраченного времени и денег. Это был тоже опыт. Своих денег эти склоны не стоят. Бюгельные подъемники на такое расстояние и на такой высоте - прошлый век.

Возможно, эти склоны подойдут опытным катальцам и во второй половине зимы, когда все неосторожные любители зимнего спорта сломают себе всё, что хотели.


График стоимости 1 дня проживания и ски-пасса на курортах Швейцарии (сезон 2017/18):



График стоимости ски-пасса на 1 день в Швейцарии в зимний сезон 2019/20:



Для сравнения - график стоимости ски-пасса и проживания на 1 день в Австрии в зимний сезон 2017/18:
темно-синим цветом отмечена стоимость проживания, светло-синим - стоимость ски-пасса.



Дешевле всего кататься на лыжах в странах Восточной Европы (данные на октябрь 2017):
Infografik: Skifahren zum Schnäppchenpreis? | Statista

График самых выгодных европейских лыжных курортов (сезон 2017/18):
темно-синим цветом отмечена стоимость проживания, светло-синим - стоимость ски-пасса.



Скамейка для любования красотой на высоте около 1800 м. Это конец катания, когда нового снега не было, а солнце за 4 дня растопило старый.





Заячьи следы в конце трассы.



В качестве обеда возле подъемника Churwalden был выбран Restaurant Portal. Внутри симпатичный интерьер, внимательные шустрые официанты и кормят вкусно. Один минус - порции большие, одного блюда достаточно, даже если 4 часа провел на склоне.

https://media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-s/11/a5/56/a8/restaurant-portal-in.jpg

Для горнолыжников зимой особенно рекомендуется Bündner Gerstensuppe.

https://siebengaenger.files.wordpress.com/2014/12/gerstensuppe1.jpg?w=474

На 4 персоны:
1 луковица, мелко нарезанная
1 зубчик чеснока, мелко нарезанный
немного сливочного масла для жарки
300 г шпека, мелко нарезанного
100 г ветчины, мелко нарезанной
½ лука-порея, нарезанного маленькими кубиками
1 корень сельдерея, нарезанного маленькими кубиками
1-2 моркови, нарезанные маленькими кубиками
2 картофелины, очищенные, нарезанные маленькими кубиками
1 савойская капуста, нарезанная маленькими кубиками
2 лавровых листа
150 г ячменя
2 ст. л. муки
1,5 л овощного бульона
2 ст. л. сливок
Соль, перец
2 ст. л. листовой петрушки, мелко нарезанной
целые листья петрушки для подачи

Лук и чеснок обжарить на сливочном масле. Добавить мясо и быстро обжарить. Добавить овощи и лавровый лист. Добавить к овощам ячмень и муку, немного проварить. Добавить бульон, довести до кипения и варить на медленном огне, часто помешивая, около 1 часа. Добавить сливки, немного проварить, добавить соль и перец. Добавить нарезанную петрушку, разлить в подогретые суповые тарелки, украсить листьями петрушки. При желании подавать с горкой взбитых сливок.


На второе были домашние грибные клопсы со сливочно-шампиньонным соусом и сливками. Надо, чтобы их лепили женские руки, тогда они будут мельче и их можно будет доесть :) Очень вкусные.

Бургер был подан по-швейцарски, с капустным листом вместо салата. Вместо соуса был расплавленный местный очень ароматный сыр.



Материалы по теме:

- Оберсдорф. Про безопасность на склонах.

- Оберсдорф. Вторые лыжные каникулы.

- Оберсдорф, фотографии. Снег, горы, буря и роскошный кот.
Tags: Горные лыжи, Еда-суп, Швейцария
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments