?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недавно в ВК была выложена книга Н. Лебиной "Мужчина и женщина", 2014 г. (эту и другие книги из серии "Теория моды" можно прочитать здесь - https://vk.com/library.online?w=wall-23433303_15183) В ней на основе воспоминаний, дневников, фильмов, медицинской и милицейской статистики раскрывается история взаимоотношений мужчин и женщин в СССР, начиная с 1920-х гг. Основной акцент книги - на 1950-1960-х гг, послевоенном дефиците и новом поколении людей, видевших войну лишь в детстве или не видевших вовсе, но очень желающих жить в новом, радостном, разноцветном мире, где есть красивая, ладно скроенная одежда, очень активные танцы, место для встречи дома, а еще лучше - отдельная квартира для жизни.

В те времена считалось неприличным знакомиться на танцах, но так сделали 25 % новобрачных в Ленинграде начала 1960-х. Считалось неприличным обнимать и целовать друг друга на улице, поэтому прятались по подъездам. Из-за вечных проблем с коммуналками сексом тоже приходилось заниматься в подъездах или у знакомых, если повезет, на тахте за книжным шкафом. Очень полезно заглянуть в молодость наших родителей, что лучше понять их устремления, желания, мотивы создания семьи.

Отдельная глава посвящена сексу и способам предохранения. Наверное, все знают про сталинское постановление 1936 г. о запрете абортов (которое привело к увеличению криминальных абортов, смертности женщин и убитых новорожденных), но был и еще один документ лета 1944 г., о том, что женщина с ребенком на руках не имеет право требовать алименты от биологического отца.  При этом само государство придерживалось религиозной практики, что секс должен быть только ради рождения детей. А женщина воспринималась чем-то вроде производительной коровы с генератором - исправно рожала детей и без устали работала на производстве. Рекламы презервативов не было, а изобретенные в 1960-х гормональные таблетки советские медики считали отравой и только критиковали их. Итог - в 1960-х к 30 годам для женщины было обычным делом иметь 5-6 абортов.

После окончания войны, когда продукты были по карточкам, жили в бараках, осталось много вдов и сирот, люди старались ходить в кино , чтобы хотя бы на примере иностранных фильмов на полтора часа попасть в мир хорошего настроения, песен, красивой одежды и причесок (потом их копировали, т.к. от советских журналов трудно было добиться примера развития культуры). В журналах только успевали писать об ограничениях - так танцевать пошло, такие прически и макияж старят, ногти можно красить только в розовый цвет. А хотелось нравиться... Хотелось быть такой же ловкой, красивой, в окружении поклонников, как в фильме.

В книге приводится много фильмов и книг, на примере которых можно познакомиться с взаимоотношениями мужчин и женщин того времени. Сейчас пересматриваю "Возраст любви" с Лолитой Торрес, 1954 г (с него копировали женские платья), "Мальтийский сокол" 1941 г.(копировали мужские костюмы), "Дикая Бара" 1949 г. и "Колдунья" 1956 г. (копировали женскую прическу).

Конечно, в условиях дефицита красивой, удобной одежды, разнообразной еды, проблем с отдельным или просто добротным жильем, молодые люди мечтали о своей новой новой жизни, отличной от родительской. Многие девушки хотели всё решить одним жестом - удачно выйти замуж. Лучше всего за военного - им быстро давали новые квартиры. Черт с ним, с характером, с алкоголизмом, с командировками и переездами. Главное - квартиру и родить ребенка. Ведь тогда считалось, что дети - это цемент семьи. Любовь она будет получать от ребенка, а муж... ну пусть просто будет, иногда деньги будет приносить, или путевку, или другую какую для нее пользу.

В качестве примера нравов того времени интересной оказалась книга Николая Дементьева "Замужество Татьяны Беловой", 1964 г.  Довольно длинная и подробная история про то, как девушка из пригорода Ленинграда мечтает о богатом муже. Она закончила школу, учиться ей больше никогда в жизни не хотелось, зато хотелось за чужой счет сытой, хорошей жизни, чтобы дом был - полная чаша. И вот она стала перебирать женихов... Книга рассказывает о том, как барышня готова задвинуть свои чувства, любовь, ощущение себя живой и настоящей ради отдельной квартиры, возможности не работать, ради дорогого платья от портнихи и вкусных продуктов на столе. А вечером, первой запрыгивая в кровать, она поворачивалась лицом к стенке, а по спине пробегал ледяной озноб от вероятности прикосновения мужа.

Роман "Замужество Татьяны Беловой" можно прочитать здесь - http://librebook.me/3amujestvo_tatiany_belovoi/vol1/2?mtr=. Книга очень яркая, живая. В ней ярко описан пригород, дачная жизнь, лето, купание в Комарово, прогулки по солнечному Ленинграду. Удивительно, как посреди этой красоты человек может быть несчастен.

Тема "выйти удачно замуж и разом решить все проблемы" актуальна в любой стране и в любое время. В фильме "В джазе только девушки" Мерлин Монро говорит:"Мне уже 25. В это время девушке уже пора задуматься о замужестве. Поэтому я отправилась сюда, в Филадельфию, где много миллионеров".  Все они прямо ждут ее, алкоголичку без образования и без постоянной работы, меняющую любовников и попадающую в разные истории.

В фильме "Москва слезам не верит" то же самое. "Москва - это лотерея", героиня Муравьевой учит подругу, что нужно удачно выйти замуж за богатого и перспективного. Идеально - сразу за академика, певца или актера, на всё готовенькое. На худой конец - за какого-нибудь инженеришку. Еще лучше - забеременеть и выставить мужчине счет, заставив жениться и переехав в его квартиру со всеми удобствами.  Меня удивил немолодой вид главных актрис, создалось ощущение, что им по 50 лет, такие они с серыми лицами, осунувшиеся, с лишним весом. Оказалось, Муравьевой на момент съемок было всего 30, а главной героине - 37. Как хорошо, что у нас, следующего поколения, есть возможность жить в других условиях - меньше сидеть на работе, чаще гулять, заниматься спортом, есть более полезную еду, вообще вести более активный и любознательный образ жизни.

Я вспоминаю историю своей знакомой, которая уехала из деревни с твердым намерением выйти за москвича. Ей очень нравились возможности большого города - все эти кино, танцы, театры. Весело и можно наряжаться. Главное, чтобы парень был красивый, чтобы все смотрели на них как на самую красивую пару. И она нашла его - единственный сын простых родителей (отец возил и разбавлял бензин, мать перешивала вещи), образование - 9 классов, лентяй, зато ему, единственному сыну, доставалось от родителей всё - автомобиль, две квартиры и дача. Конечно, она забеременела. Конечно, родители были рады его женить. Правда, они жили в далеком Подмосковье, а в Москве она не бывала вовсе. Да и с обеспеченной жизнью оказалось негладко - однажды ее привезли к нотариусу и заставили подписать бумаги, по которым она отказалась от претензий на всё имущество семьи и мужа. Муж быстро стал алкоголиком и после рождения ребенка каждый стал спать в своей комнате.

Другая история про девушку из ближнего Подмосковья, которая тоже всё рассчитала правильно - выиграла счастливый билет, нашла единственного сына обеспеченных родителей. У него машина, квартира, учится в институте, лето проводит на даче и за границей. Она заберемена. Конечно, молодой человек тоже был дурак, что не предохранялся. В итоге он дал ей денег на аборт, она затаила на него жуткую обиду, они договорились, что будут вместе, поженятся и тогда у них обязательно будут дети. Они продолжали встречаться на его деньги: кино, поездки, дача с друзьями, кафе. Она всё это милостиво принимала. Даже поездку на 2 недели на Адриатику. Они не готовили, потому что на его деньги можно было завтракать, обедать и ужинать в кафе. А спустя два месяца она ему выставила претензии, что ей мало. Мало времени, мало внимания, мало денег. Всё не то. И вообще между ними всё закончилось еще 8 месяцев назад, после сделанного аборта. Барышня оказалась очень рассчетливая - чувств не было, а вот желание теплой, устроенной жизни было. Что она могла дать отношениям? В активе только 9 классов, год ничего ниделания, устройство к матери на работу на 20 тысяч, теоретические разговоры "Когда-нибудь я всё же поступлю в институт". Так нельзя играть в одни ворота, где один только подкидывает дрова в общий огонь, а второй только сидит рядом, греется, и покрикивает "Мне мало!"

Вспоминается "Морозко": "Ты что очумел, старый? Жениха давай, да побогаче!"

Другая девушка 19 лет из Вологды приехала в Москву. Нигде не училась, не работала. Нашла молодого человека чуть постарше. Узнала, что он айтишник и снимает квартиру на Садовом кольце. Ну всё, надо брать! Сытая жизнь обеспечена. Ей завидовали все подруги. Через год выяснилось, что он не айтишник, а дизайнер и что у него помимо нее еще несколько девушек, одна из которых переезжает в квартиру на ее место через 2 недели. Вот так она была поставлена перед фактом. Домой уехать она не могла, т.к. всем говорила, что работает и учится в Москве. Наверное, нашла себе очередного спонсора на время.

Я желаю всем равного партнерства, в котором приятно выбирать из толпы людей своего человека каждый день. На тему долгоиграющих интересных отношений в браке можно прочитать книгу женщины-английского психолога Эстер Перель "Размножение в неволе. Как примирить эротику и быт".

Цитата из книги:"Принятый сегодня взгляд на любовь иногда конфликтует с сексуальным желанием. Любовь расцветает, когда есть близость, взаимность, равенство. Мы стремимся узнать нашего возлюбленного как можно лучше, сократить расстояние между нами. Мы заботимся о тех, кого любим, волнуемся, чувствуем свою ответственность за близкого человека. Встречаются люди, для которых любовь и желание неразделимы. Но для многих эмоциональная близость как раз подавляет эротическое в отношениях. Забота и защита, питающие любовь, блокируют в нас все бесцеремонное и эгоистичное, без чего не живет эротическое удовольствие.

Я убеждена (и это подкреплено двадцатилетней практикой), что, добиваясь надежности в отношениях, пары путают любовь и стремление слиться воедино. И это крайне негативно влияет на сексуальную сторону их жизни. Чтобы сохранить страсть, партнеры должны сохранить и некоторую дистанцию. Эротизм требует, чтобы каждый в паре сохранял собственную индивидуальность. Другими словами, эротизм расцветает именно в остающемся между партнерами пространстве. Чтобы коммуницировать с любимым человеком, нам нужно уметь принимать существование этой дистанции и связанную с ней неопределенность".

В книге также приводятся многочисленные ссылки на другие книги и фильмы на тему отношений в браке. Например, фильм "С широко закрытыми глазами", который показывает, насколько заблуждаются мужчина и женщина, думая, что знают друг про друга всё, вдоль и поперек, и это уже набило оскомину и стало невыносимо скучно и привычно. Пара там играет прекрасная - Том Круз с женой. Фильм снят красиво, словно вкусный десерт. Наверное, это очень щедрая вещь - позволить другому быть другим, ведь никто не живет со своим отражением в зеркале или со своими фантазиями, нас привлекает именно другой человек, живой и непохожий на нас. И мы его выбираем каждый день, потому что с ним рядом мы можем стать лучшей версией себя.

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com