?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В самой старой части Базеля, на высоком холме, где стоит главный собор города - Мюнстер, на Мюнстерплатц (Münsterplatz) находится Музей культуры Базеля. Это самый крупный этнографический музей Швейцарии, в нем хранится более 300 000 предметов и около 50 000 фотографий.

Музей был открыт в 1893 г, но сейчас он перед нами после серии ремонтных работ, последняя их которых завершилась в 2011 г. и подарила зданию дизайнерскую крышу.  В музее работают постоянные две выставки и несколько временных. Музей призван помочь увидеть привычное другими глазами. Его сменные выставки всегда посвящены актуальным вопросам современности.



Площадь Мюнстерплац сохранила окружение древних построек с 13 по 19 в. Сам музей был построен на месте бывшего монастыря Августина в 1849 г. В первоначальную экспозицию музея вошли экспонаты из Мексики, университетская библиотека, включающая большой раздел по этнографии. Жители Базеля тоже участвовали в пополнении коллекции, привозя с собой разные диковинки из путешествий. Конечно, самый большой вклад сделали профессиональные этнологи. В 1893 г. коллекции разделили и этот год решили считать основанием Музея этнологии.



Перед входом в музей висят большие ленты кашпо. Вероятно, летом они смотрятся особенно привлекательно. Это вариант современного вертикального озеленения городов, который последние годы так распространен по всему миру.



Коллекция музея включает в себя предметы из Европы, Африки, Азии, Северной, Центральной и Южной Америки и Океании, в том числе 16-метровый тростниковый храм из Папуа-Новой Гвинеи. Выставки постоянно меняются. Мы попали на следующие:
- Большие - вещи, значения, размеры
- Солнце, луна и звезды
- Секрет - кто может его узнать.

На первой выставке "Секрет" в честь 125-летия музея было представлено 125 самых разных вещей, созданных человеком и наделенных какой-то функцией. Этим вещам поклонялись, им верили, их брали с собой в дорогу или держали дома. Они созданы в разные века, из разных материалов и происходят с разных материков. Для меня самым удивительным была многогранность человеческой фантазии.

По центру висят деревяшки на подвязочках. Это способ записи о юридических и финансовых вопросах для швейцарцев вплоть до 19 в. Мало кто из крестьян умел читать и писать, но были грамотные люди, которые отслеживали уплату налогов, штрафов и делали такие зарубки на палочках.



Такие палочки Kerbholz  использовали для решения повседневных вопросов еще со времен средневековья. Монет тогда было слишком мало, бумаги - тем более, большинство людей не умело ни читать, ни писать, монастыри заканчивали лишь немногие. Зато знаки на дереве, вырезанные или прожженные, могли разобрать все. На деревяшках можно было записывать выставленные счета, долги, суммы налогов, количество купленного хлеба или отработанных дней.

Для записи брали досочку из древесных отходов, делали на ней метки во всю длину, потом палочку ломали пополам, одна часть оставалась у должника, вторая - у получателя. Когда приходил день оплаты, палочки соединяли, уникальный узор сходился, после чего палочки можно было "погасить" - выемки сглаживали ножом или рубанком и использовали потом еще раз. В отдаленных швейцарских районах Вале такие палочки использовали и в 20 веке.

Wassertesseln, водные палочки, использовались в регионе Вале для пометки границ участков для сбора урожая или выпаса скота. В этом регионе очень мало осадков, поэтому участки зависят от искусственного орошения - мужчины рыли каналы вдоль наделов и направляли туда воду с ледников. Чем больше наделов принадлежит человеку, тем больше палочек с метками участков болтается на веревочке. На палочках написаны условия использования воды - когда, какой ручей и на сколько времени можно отводить к себе на участок.  Второй такой экземпляр палочек хранится у старосты деревни. С большим количеством наделов были связаны и большие обязанности, например, по очистке и ремонту стоков ручьев после зимы или схода лавин.

Подобные палочки использовались и для того, чтобы все жители деревни могли пользоваться общей деревенской печью - на палочках было написано кто, в какой день (обычно раз в месяц) выпекает в печи хлеб и как именно разводит в ней огонь для других участников.  Не у всех дома была печь для приготовления хлеба.

Камень, заключенный в веточки, это немецкий якорь, найденный на острове Рюген во второй половине 19 в. Может быть современные дизайнеры поставили его в доме как необычное украшение интерьера. Ближе к нам слева - пестрая маска из Камеруна конца 19 в.



Мексиканская вечная тема сочетания смерти и ярких красок.



Вид из окна музея во внутренний двор. Здесь видно, что лестница сделана скошенной и одна ее сторона плавно превратилась в пандус.



Во дворе музея стоят яркие скамейки, на которых на разных языках мира написано "Добро пожаловать!". Слева - русская скамейка, справа - китайская.



Выставка, посвященная большим объемам и смыслам. Это огромная рыбина из тростника размером с трех человек.



А это огромный ковер из тростниковой бумаги, раскрашенный вручную. Даже не представляю как технически возможно такое исполнение в условиях островов. При виде этого ковра вспомнила про девушку, которая создавала рисунки на бумаге с помощью кофе. Во время беременности врачи ей запретили пить кофе, зато можно было по утрам ставить рядом с собой чашку, вдыхать аромат и рисовать, рисовать...



Огромный ковер, огромная рыба и веер. Представьте, с каким трудом работникам музея удалось перевезти и разместить такие огромные экспонаты с учетом ограниченных размеров залов.



Один из свитков для медитации, Тибет, 1900 г. Квадрат, вписанный в круг, сочетание микро- и макрокосмоса. В процессе созерцания человек учится концентрироваться на малом, отбрасывая множество отвлекающих факторов. На выставке даже была устроена маленькая комнатка с тусклым светом, где висел свиток и играла музыка. Имелось ввиду, что здесь можно заняться медитативной практикой.



Тут изображен очень редкий дракон - с пятью пальцами. Обычно рисовали с тремя или четырьмя, а пять пальцев можно было изображать только на вещах, принадлежавших императору. Дракон - это настолько грозное животное, что его опасались изображать полностью, поэтому на свитках и тканях он обычно виден частично, выглядывающий из облаков.

Это тростниковый крокодил "кайя имуну", "kaia imunu" из Новой Гвинеи для процесса инициации мальчиков. "Кайя" можно перевести как "сила", а "кайя имуну", как "высшая сила, духовность". Это монстр, который пожирает людей, т.е. мальчику нужно было залезть в рот и вылезти из живота, уже став мужчиной. Ну всё как у людей во время психологических тренингов "перерождения".

Вообще это был очень кровожадный тростниковый крокодил, время от времени ему в рот клали жертву, первого встреченного в джунглях человека, неважно какого пола и возраста. Здесь можно прочитать на русском языке подробнее - http://geography.su/books/item/f00/s00/z0000052/st017.shtml.



Вспоминаются сказки, где главному герою нужно было преодолеть множество препятствий, чтобы поменять свой характер.
Кстати, лекции по мифологии и шаманам можно послушать у профессора Барковой хоть на вебинарах, хоть в записях - https://alwdis.livejournal.com/1572558.html. Подробная программа по каждому циклу лекций лежит здесь - http://mith.ru/alb/lectory.htm.



Во всех религиях был этап инициации, он мог быть связан с болью и кровью, мог наступать с возрастом или в момент причащения. Взрослому можно было наравне со всеми участвовать в религиозных обрядах, создавать семью и заводить свое домашнее хозяйство.

Думаю, в современном мире очень не хватает этих этапов инициаций и люди остаются непонятными, подвешенными относительно своего состояния. Кто они? Уже взрослые или еще дети? Уже специалисты или всё еще стажеры? Можно ли ориентироваться на возраст? Или на навыки? У русских, например, человек считается взрослым в 18 лет, у американцев - в 21, у евреев - когда получит диплом врача или адвоката.

Еще один зал, посвященный культу гигантских фигур. Они все изрезаны узорами. Здесь вспоминали легенду о боге Вишну, который ради того, чтобы спасти мир, приобрел гигантские формы. Он всё рос, рос и рос. Т.е. размер для людей ассоциировался со справедливостью, силой, которую можно противопоставить злу. До сих пор у современных людей европейской культуры размер ассоциируется с властью.



Зал, посвященный повторному использованию материалов. Например, в Африке их металлических крышечек кока-колы делают женские украшения. Вообще очень много предметов было сделано из коробок, банок с известными американскими компаниями. Наверное, это какой-то культ поклонения западным вещам и лейблам.



В связи с этим вспомнился карго-культ и сломанный самолет на одном из тропических островов, где местное племя стало поклоняться груде железа. Вообще подавляющее большинство экспонатов музея были посвящены первобытным племенам, поскольку на них еще можно изучать те этапы развития человека, которые современные люди материков уже прошли. Т.е. на островах словно сохранились заповедники раннего развития человечества.

Женская ночная рубашка с дырочками в нужных местах. А что, удобно :)



Современное модное платье из ненужных рубашек.



Правда, использовать его невозможно, только смотреть. Является ли это искусством? И вообще - всякий ли объект, созданный человеком любого уровня образования, считать искусством? Невольно вспомнилась выставка Арт-Базель с непонятными картинами и скульптурами - https://homaaxel.livejournal.com/1395585.html.



За окном уже начало темнеть. В 17 ч. музей закрывался. Мы быстро осмотрели чердачный этаж, который был посвящен секретам, и пошли на уличный рождественский рынок.



Теме тайны были посвящены разнотипные персонажи - невеста в фате, лицо которой оставалось тайной до последнего момента, маски и маскарады, тайны производства швейцарских сыров, тайны шифрованного письма, тайны наших привычек, которые мы обычно прячем от других людей, тайные замки шкатулок и сундуков... Секрет - это способ выстраивая отношений в социуме, когда все люди делятся на тех, кто посвящен в секрет и всех остальных. Иногда границы людей четкие, иногда - размытые.

Музей удивил открытостью - почти нигде не было стеклянных витрин или натянутых шнурков с сигнализацией (от них столько раз вздрагивали посетители в русских музеях). Кажется - вот руку протяни и экспонат твой. Но, наверное уровень ответственности посетителей определяется стоимостью входного билета и случайных людей здесь нет. Зато отсутствие бликующих витрин и дистанции позволяет внимательно рассмотреть технику исполнения и материал.

Немного не понравилось, что в качестве смотрителя за всеми посетителями музея ходит пара индусов. От них исходил специфический запах сандалового масла в сочетании с несвежим костюмом. Сначала я долго не могла понять, откуда этот удушающий запах. От экспонатов?

Музей очень располагает к знакомству с человечеством и с самим собой через всякие "магические предметы", с помощью которых очень хочется предвидеть или улучшить свою жизнь.

Верхнюю одежду можно при входе положить в большие отделения шкафчиков, которые закрываются с использованием символической монеты (ее потом можно получить обратно). При входе в музей устроен уютный магазинчик книг и предметов из разных стран, которые позволяют познакомиться с праздниками, культурой, кулинарией, ремеслами.

Использовались материалы:

- https://www.naturfreunde.ch/magazin/rubriken/detail/?tx_ttnews%5Btt_news%5D=200&cHash=aeb8544b396016cda4cc5b887fbac8b2.

- https://www.aargauerzeitung.ch/kultur/wuensch-dir-was-125-objekte-zum-125-geburtstag-voting-132423352#.

-

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com