homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Книга Ирвина Ялома "Вглядываясь в солнце"

На встречу Нового года 2016 мы поехали в Рим. Помню как первого января проснулась под крики чаек. Это было очень необычно. После завтрака, который не сдвинули ни на йоту и на который все постояльцы, как зомби, пришли к 10 часам, т.е. под закрытие, мы пошли гулять по городу.

Вокруг были шумные, яркие толпы людей. Но при виде Форума всё померкло. Я задумалась о бесперспективности жизни. Мол, зачем всё это, если для нас всё закончится так же, как и для них - прахом и забвением. Зачем что-то делать, если это всё равно исчезнет?



И вот читаю книгу знаменитого психолога Ирвина Ялома "Вглядываясь в солнце" (2015 г.) и нахожу там разговор Фрейда с поэтом.

"Он описывает летнюю прогул­ку с двумя товарищами, поэтом и коллегой-психиатром. Поэт сетовал на то, что вся красота в мире обречена на увядание и смерть, а всё, что ему дорого, лишается своей ценности из-за неминуемого исчезно­вения. Фрейд не согласился с мрачным выводом поэта и яростно возразил, что мимолетность вовсе не отнима­ет ценности или значения.— Наоборот, — воскликнул он, — прибавляет! Ограниченность удовольствия только увеличивает его ценность! Затем Фрейд предложил прекрасный контраргумент идее о том, что мимолетность влечет за собой потерю смысла.

Непостижимо, заявил я, что мысль о мимолетности кра­соты должна мешать нам наслаждаться ею. Посмотрите на красоту Природы — каждую зиму она умирает, но воскресает в следующем году. По этим меркам наша жизнь представляется вечной. Красота человеческого лица и тела исчезает с течением времени, но мимолет­ность лишь добавляет ей свежего очарования. Цветок, который благоухает всего одну ночь, не кажется нам от этого менее прекрасным. Я не могу понять, почему кра­сота и совершенство произведений искусства или интел­лектуальных достижений должны терять свою ценность из-за того, что они ограничены во времени. Да, придет время, и полотна и статуи, которыми мы сегодня любу­емся, обратятся в пыль, и вслед за нами придут поколе­ния, которые уже не смогут понять произведений наших поэтов и мыслителей. Может случиться и так, что на­станет геологическая эпоха, в которой вообще не будет места каким-либо формам жизни. Но поскольку красота и совершенство определяются лишь тем, что они значат в нашей эмоциональной жизни, им нет нужды пережи­вать нас. Таким образом, они остаются свободными от абсолютного времени.

Итак, Фрейд пытается смягчить страх смерти, отделяя эстетические чувства и ценности человечества от хватки смерти и утверждая, что мимолетность не может ума­лять значения того, что жизненно важно для эмоцио­нальной стороны личности".

************

Действительно, каждую весну мы радуемся появлению первоцветов, эфемеров. Жизнь их так недолговечна, но это не умаляет нашей радости.
Каждый год мы бурно радуемся цветению фруктовых деревьев, хотя знаем, что лепестки скоро опадут. Можно понять японцев, которые устраивают бурный праздник под сакурой вместе с коллегами, друзьями и семьей.



Нашла для себя интересную группу Вконтакте, где выкладывают профессиональные книги и фильмы для размышления. Вот, например, собрание книг по изучению страха смерти - https://vk.com/psy_cabinet?w=wall-100760657_9733. В европейской культуре как-то принято избегать этой темы и если мы сталкиваемся с ней, то редко и внезапно и толком не знаем, что делать со своими чувствами и как действовать в новой обстановке. Оказывается, довольно многим большую часть жизни отравляет страх смерти. Люди боятся забвения, уничтожения своей личности, результатов труда. Кто-то пытается "продолжить себя" через детей, кто-то - через политическое влияние, власть, накопленную большую сумму денег, кто-то - через интеллектуальные труды или материальные работы. Страхом начинает накрывать в 30 лет, особенно ярко это проявляется в такие важные даты, как 50 и 60 лет. Выход на пенсию почти у всех ассоциируется с близостью и неотвратимостью смерти. И это будущее отравляет настоящее.

В книге "Вглядываясь в солнце" автор рассказывает истории своих клиентов и свои собственные способы рассеивания страха. Он словно берет клиента за руку и с его разрешения спускается с ним в подвал подсознания, имея инструменты для решения возникающих ситуаций.

***************

Дорога к морю заняла два дня пути. Мы переночевали в Лукке, в родовом поместье без отопления, но с витавшим духом почившего дедушки (всю ночь мне казалось, что он выйдет из шкафа, возмущенный тем, что мы спим на его кровати). Во второй день к 18 часам мы въехали в Рим, а незадолго до этого встретили закат на морском берегу, где была почти весна!



На следующий день это был мой новогодний костюм:



Попытка русского туриста найти себе еду:



Удивилась оставленной едва початой бутылке шампанского:



Напротив Алтаря Родины стояла наряженная елка, совершенно контрастирующая с окружающей весной. Ем мандаринку:



*********

Еще из книги Ялома:

"Мысль, что мы можем, пусть и без нашего ведома, оставить где-то частичку самих себя, — это хороший ответ всем тем, кто жалуется на неизбежную бессмысленность ограниченного во вре­мени существования. Вовсе необязательно после нас останется имя или образ. Попытки сохранить собственную личность всегда бес­плодны. Мимолетность вечна. "Волновой эффект" - это про то, чтобы оставить что-то из нашего жизненного опыта, какие-то особен­ности, крупицы мудрости, опыта, утешения, которые перейдут другим людям — неважно, знакомым или нет. Я надеюсь, что мои мысли откликнутся в других людях, но меня мало волнует, что останется от моего имени, моей культуры и моих ра­бот — все это было бы абсолютно бесплодным тщесла­вием.


Японский режиссер Акира Куросава мастерски отра­зил волновой эффект в своем шедевре «Жить» (Iciry). Фильм снят в 1952 году, но его до сих пор показыва­ют во всем мире. Это история Кэндзи Витанабэ, на­чальника отдела городской управы, который узнает, что у него рак и жить осталось всего несколько месяцев. Рак оказывается пробуждающим переживанием для этого человека, чья жизнь была настолько ограничена и безлика, что сослуживцы прозвали его «мумией».

Узнав свой диагноз, он впервые за тридцать лет не идет на работу, снимает со своего счета большую сумму денег и пытается взять свое от жизни, расхаживая по шумным ночным клубам. В конце своего бессмысленно­го кутежа он случайно встречает бывшую подчиненную, которая ушла с работы, сочтя её слишком отупляю­щей. Ей же хотелось жить. Восхищенный её живостью и энергией, Витанабе следует за ней и просит, чтобы она научила его жить. Но всё, что она может ему ска­зать, что она ненавидела свою бывшую работу из-за её бессмысленности. Теперь она работает на фабрике ку­кол, и её вдохновляет мысль, что её труд приносит ра­дость многим детишкам. Когда Витанабе рассказывает ей о раке и о том, как мало ему осталось, она приходит в ужас и поспешно уходит, бросив через плечо одну-единственную фразу: «Сделайте что-нибудь!»

Преображенный, Витанабе возвращается на работу, отказывается подчиняться бюрократическим ритуалам, нарушает все правила и посвящает остаток жизни со­зданию детского парка в своем квартале. В последней сцене Витанабе, уже при смерти, сидит на качелях в своем парке. Он не обращает внимания на снегопад, безмятежно и с вновь обретенной жизненностью гото­вится он встретить смерть.Феномен «волнового эффекта», создания того, что продлится в жизни других людей, превратил его ужас в глубокое удовлетворение. В фильме подчеркивается и то, что главное здесь — именно парк, а вовсе не лич­ность Витанабе. На поминках подвыпившие чиновники муниципалитета долго и иронично обсуждают, как сле­дует относиться к Витанабе после создания этого парка".


Материалы по теме:

- "Смерть - это повод для жизни". Онкопсихолог рассказывает о том, почему не надо бояться умирать и отпускать близких.

- О смерти и умирании. В нашей культуре, когда нет войн и есть развитая медицина, люди относительно редко сталкиваются со смертью. Нет культуры взаимодействия с умирающим или практики отношения к своей тяжелой болезни. Умирание - это процесс и важно оставаться рядом с человеком и быть внутри отзывчивым и сопереживающим. Приведу две статьи психолога и врача, сестры милосердия, которые рассказывают о принятии смерти и о поддержке тех, кому непросто.

- Что такое "психосоматика рака" и зачем быть здоровым? Автор: Анастасия Лобазова - психолог-психотерапевт, специалист по психосоматике.В поисках психологических "причин" рака, невозможно обойтись простыми тезисами и метафорами. Статья, которую я написала получилась очень большой, поэтому я разделила ее на две части. Первая, как бы обзорная, говорит о том, какая связь существует между нашей психикой и развитием онкологии. (Первая часть  - https://psy-practice.com/publications/travmy/chto-takoe-psikhosomatika-raka-esli-ne-obida-to-v-chem-problema-psikhoonkologii/.) Вторая более конкретно останавливается на психологических типах людей, которых мы чаще всего встречаем в работе с тяжелыми заболеваниями. Условно мы можем выделить несколько механизмов влияющих на запуск механизма "саморазрушения" - депрессию (первичную и вторичную), невроз и травму, ситуативную психосоматику (острый конфликт, стресс) и истинную (связанную с нашим психотипом).

- По теме смерти и работе с онокобольными пост про Андрея Владимировича Гнездилова, психиатра, создателя первого в России хосписа для безнадежных раковых больных - https://homaaxel.livejournal.com/1210369.html, про его книгу и терпевтические сказки.
Tags: Книги, Про страх
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments