homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

Тюльпановые поля возле Алкмара, продолжение

После сдачи велосипедов мы съели по мороженому. Хотели сначала купить мороженое в супермаркете Jumbo, но там к 18 ч. выстроилась такая очередь за продуктами, что стало понятно - сюда перед ужином собрались все немцы с пляжа. Как французы ужинают по часам, так и немцы. У всех регламент. Мы посмотрели на эту "вечернюю пробку у входа в метро" и пошли в маленькое кафе-мороженое, где никакой очереди не было. Но немцы тут тоже были :) Что удивительно - в Голландии и в других странах они даже не пытаются говорить по-английски. Это выглядит столь же странно, как если бы русские в других странах обращались бы ко всем исключительно на русском. Где-то в сети проскальзывала мысль с немецких форумов, что "в старые добрые времена вся Европа разговаривала на немецком".




Мы ехали по региону Северная Голландия наверх, в сторону моря. Справа и слева были цветочные поля, проходили каналы для регулировки уровня воды и то и дело встречались ветряные мельницы.

https://img2.traum-ferienwohnungen.de/regionmaps/549/src/nord-holland.png



Каналы позволяют держать польдеры (отобранные у моря земли, которые осушили и опреснили) сухими.



И снова в полях появились пестрые ленты разных сортов тюльпанов.  Ближе к нам вдоль автодороги проходит велодорожка.



Разные сорта расцветают в разное время. Это придает разноцветным полям динамичность.



Доехали до края полуострова. Слева видны дюны, которые заметно выше домов. Эти дюны сдерживают наступление моря. В определенных местах по дюнам проложены лестницы, а по песку ходить нельзя, поскольку из-за этого вся экосистема приходит в движение, песок начинает рассеиваться. Поэтому слева от красной велодорожки проходит тоненькая, но настойчивая линия колючей проволоки. В местах, где прытких отдыхающих особо много, для них ставят знак, мол, по дюнам не ходить - в них обитают клещи.



Наверное, это вопрос привычки - жить под боком у моря, зная, что находишься на 2 м ниже его уровня. Возможно, голландцы храбры от рождения. Но мне рядом с нависающей массой воды неуютно.

А через дорогу - снова разноцветные поля. Здесь они для живописности разбавлены голубой водой и чайками.



В конце полуострова мы оставили машину и поднялись на дамбу, чтобы наконец-то встретиться с морем.



Сейчас 27% территории страны находится ниже уровня моря и там проживает 60% всех граждан.
Зеленым цветом отмечены дамбы и пляжи, красным - территории ниже уровня моря, оранжевым - территории на одном уровне с морем или выше него в пределах метра, бежевым - земли выше уровня моря более чем на 1 м.

https://blog.nationalgeographic.org/wp-content/uploads/2014/05/gitn_916_polders.png

Голландцы сделали очень много для осушения земель, но все их работы проводились тогда, когда общий уровень воды в море не менялся. Сейчас мы живем во время потепления климата - тают ледники в горах и на полюсах.

Если Голландию затопит, оставшиеся территории будут выглядеть так:



Подробную детализированную карту с расположением земель относительно уровня моря можно увидеть здесь - https://www.reddit.com/r/MapPorn/comments/wdrgl/actual_height_map_of_the_netherlands_based_on/?depth=2. В тот момент в конце полуострова мы находились ниже уровня моря на 1,5-2 м.

Про проект создания Зёйдерзее (внутреннего моря) и проект Дельта можно прочитать здесь - https://homaaxel.livejournal.com/1366225.html.
На сегодняшний день эти меры признаны недостаточными, море продолжает угрожать стране. Голландия даже прекратила добычу газа, поскольку из-за образовавшихся под землей ниш общий уровень почвы начал еще больше опускаться.

У голландцев есть поговорка:"Может быть бог и создал Землю, но Голландию создали сами голландцы".

Карта осушения и опреснения голландских земель:

https://mk0brilliantmaptxoqs.kinstacdn.com/wp-content/uploads/Netherlands-1300-vs-2000.png

Если продолжать поднимать дамбы, то уровень польдеров относительно моря еще больше снизится. Это сделает земли еще более уязвимыми и более дорогими в обслуживании. К тому же высокие защитные дамбы не позволят морю приносить ил, столь важный для экосистем речных дельт страны.

Специалисты по изучению моря и геологи, говорят, что у Голландии нет плана Б на тот случай, когда общая масса воды в мировом океане увеличится. Программа Дельта, реализованная в 1980-х, этого не предусматривала. Сокращение выбросов СО2 и повышение уровня дамб - только половина дела и в долгосрочной перспективе этих решений недостаточно.

Если в 20 в. уровень мирового океана ежегодно повышался на 2 мм, в начале 2000-х - на 3 мм, а за последние 10 лет - на 4,3 мм в год. Это увеличение будет продолжаться, только пока неясно с какой скоростью. Отчеты Королевского метеорологического института Нидерландов говорят о наихудшем развитии сценария - повышение на 292 см к 2100 г., хотя предыдущие международные отчеты называли цифру лишь в несколько дециметров. Современные расчеты верхнего уровня поднятия воды оказались в 3 раза выше того уровня, что ученые рассчитали всего 10 лет назад. Но главное - уровень мирового океана не перестанет подниматься после 2100 г.  Наоборот - человек влияет на уровень повышения воды за счет потепления климата: ледники тают и этот процесс невозможно остановить.

Если постараться выполнить Парижское соглашение об удержании повышения температуры воздуха на Земле до +1,5+2 градусов, то уровень воды поднимется до 10 м. Если продолжить пользоваться ископаемым топливом с той же скоростью, что и сейчас, то температура на планете поднимется на +4+5 градусов, а уровень воды - на 55 м. Это означает, что к концу этого века вода поднимется на 2 м, а к концу следующего - еще на 5 м.

Последние международные отчеты говорят о большом разрыве между обещаниями стран и реальными выбросами. Теперь Голландия не может самостоятельно гарантировать сохранность своих земель. Она напрямую зависит от успеха или провала в международной политике сохранения климата. И сейчас совершенно неясно, достигнет ли эта политика какого-то результата. За последние 10 лет льды в Антарктике стали таять в 3 раза быстрее.

Гляциолог и специалист по изменению климата сказал, что западную часть Голландии не удастся сохранить никакими способами, поэтому важно решить какие другие территории и какой ценой страна будет готова сохранять. Возможно, придется частично переехать на территорию Германии. возможно, придется двигаться в сторону Северного моря (как ни удивительно).

Даже если Голландия отгородится от повышающегося уровня моря более высокой стеной дамб, то для осушения земель придется откачивать пресную воду из европейских рек - Рейна, Шельды, Эмса. Затраты на электроэнергию для насосов будут огромные, но не в этом дело. Более тяжелая соленая вода будет просачиваться под землю. Можно избавиться от воды, но не от соли, которая губительна для сельского хозяйства.

Возможно, придется пустить море, чтобы оно затопило земли, смириться с этим и начать строить дома и города на сваях (если это интересно футурологам). Другая стратегия - строить острова в море, которые будут связаны мостами с материком. Про последний сценарий никто не хочет говорить вслух, но это тоже решение - посчитав все экономические убытки, уступить земли морю и перебраться жить на более высокие и сухие территории. Оставшиеся голландские земли будут переполнены, поэтому многим людям придется эмигрировать. В 22 в. Центральная Голландия и Дренте станут новой береговой линией. Затопленные низины будут заболочены Рейном, появятся новые биотопы, а те города, которые раньше находились на возвышенностях, превратятся в острова с ограниченным числом людей.

Возможно, придется навсегда закрыть шлюзы проекта Дельта. Но тогда Восточная Шельда без регулярно наносного ила будет становиться всё глубже и это разрушит экосистему. А возможно придется навсегда открыть шлюзы и смириться с затоплением, т.е. с потерей земель.

Голландия может справиться с повышением уровня моря на 1,5-2 м, но не больше. Дальнейшее повышение уровня моря будет препятствовать оттоку рек, что приведет к высоким уровням речной воды в глубине страны до границы с Германией, и добавит песка в порту Роттердама. Соленая вода всё равно попадет под дюны и соляные торфяники.

Потери туризма станут незначительной проблемой в то время, когда страна уже начнет тонуть. Одной из первых будет затоплена дельта Роттердама. Это в сочетании с испарением и опусканием торфяных польдеров, с проникновением соленой воды в грунтовые воды и реки, будет серьезной угрозой для классического голландского сельского хозяйства, отрасли с миллиардами евро. Запасы газа, ранее использовавшиеся для финансирования дорогостоящих Delta Works и социальных расходов, практически исчерпаны.

В случае, если западные территории придется навсегда отдать морю, нужно постепенно перестать давать ипотеку на строительство недвижимости на тех территориях и вводить в школах обязательный второй язык немецкий. Лучше будет продолжать свою жизнь на Востоке, чем окапываться песками, дюнами и курганами на Западе.

При повышении температуры климата на 3-4 градуса, к 2300 г. уровень мирового океана поднимется на 15 м и такие города, как Амстердам, Роттердам, Гаага, Утрехт останутся под водой. Гронинген и Фрисландские острова также исчезнут. Такая же судьба будет у Антверпена, Брюсселя, Брюгге.

Это был перевод краткой сути голландской статьи о контроле над повышением уровня моря - https://www.vn.nl/rising-sea-levels-netherlands/.



Мы поднялись на дамбу. Дул сильный холодный ветер. Вдалеке был виден большой белый паром, который шел на соседний остров Тексел (Texel). Это самый крупный из населенных Фризских островов. 70% экономики острова связано с туризмом. В основном это пешеходный, вело-туризм и прогулки на лошадях.



К морскому основанию дамбы ведет лестница. Внизу проходит велодорожка. На линии горизонта узкой зеленой полоской виден остров.



Впереди - только бесконечная дорога, солнце и море. Что еще нужно, чтобы встретить жизнь?





Еще иногда встречаются белые лавочки, для тех кто устал и хочет отдохнуть. Тут нас со свистом обогнали велосипедисты и мы поняли, что идем как-то медленно. Это была совершенно сюрреалистичная картина - бесконечность, уходящая в море.



Правила жизни и работы очень просты - нужно просто идти вперед. Просто идти. Каждый день снова продвигаться.



Довольно быстро, под сильным ветром с моря, мы замерзли. Бодро поднялись на дамбу, на ее вершине встретились с толпой гуляющих в шортах собачников, удивились их термоустойчивости, спустились к машине. Пулей успели в супермаркет, заказав в кафе по дороге суши. Конечно, можно было поужинать на месте, за столиками, но мы предпочли сесть как студенты на заднее сиденье машины.

С воздуха защитная дамба полуострова выглядит так:



Вообще мы хотели в тот день доехать до городка с манящим названием Анна Павловна (уже третий раз мечтаю до него доехать), но уже спустились сумерки и мы просто проехали вдоль гавани городка Ден-Хелдер, откуда раз в час отправляется паром на Тексел. Городок оказался удивительно большим, разнообразным по архитектуре, с кучей интересных кафешек и военно-историческим морским музеем.

Это жилые дома в центре города вдоль канала. Здесь видны огромные голландские окна и "50 оттенков кирпича". В основном эти территории объединенных маленьких городков были застроены в 1950-х.



На оконечности острова находится порт, военная база и морской музей. Исторически мимо Хелдера в Золотой век Голландии проходили все корабли, которые затем отправлялись в океан. Когда Наполеон захватил Голландию, он понял, что эта оконечность острова - своеобразный "Северный Гибралтар" и велел здесь построить форт. Сейчас внутри него расположен музей старинного и современного оружия, рядом с музеем устроен океанариум. С конца 18 в. Ден-Хелдер стал военно-морской базой, а с 1947 г. - главной базой Королевских военно-морских сил Нидерландов.

Сайт форта-музея и аквариума - http://en.fortkijkduin.nl/. Fort Kijkduin, Admiraal Verhuellplein 1, Huisduinen.

Мы проехали вдоль экспозиции морского музея. Вся оконечность острова состоит из музеев и маленьких кафе. Сюда явно стоит приехать еще раз и уже на полный день.



В 1820-х от Хелдера до Амстердама был прорыт канал. Он и сейчас довольно долго нас сопровождал вдоль дороги, а по другую сторону иногда появлялись большие тихие озера.



Проехали через засыпающую голландскую деревушку. Красными полосами проходят велодорожки, а для ограничения скорости поставлены столбы.





И потом еще долго-долго в сумерках сопровождали тюльпановые поля. В темноте они уже почти не пахли, зато запах сменился на сырой и травянистый, как бывает летом после жаркого дня.



Материалы по теме:

Апрель 2019. Деньрожденьская поездка с велосипедами:
Тюльпановые поля возле Алкмара, начало - https://homaaxel.livejournal.com/1454118.html.
Вечерняя прогулка по Утрехту - https://homaaxel.livejournal.com/1452981.html.


Ноябрь 2018. В предвкушении Адвента:
Дордрехт. Встреча Синтеклаасса - https://homaaxel.livejournal.com/1428129.html.


Января 2018. Новый год в Голландии:
Про дорогу и отель - https://homaaxel.livejournal.com/1364587.html.
Прогулка по вечернему Утрехту - https://homaaxel.livejournal.com/1365084.html.
От Роттердама к морю - https://homaaxel.livejournal.com/1366225.html.
Домбург и природный парк Мантелинг - https://homaaxel.livejournal.com/1367783.html.
Домбург, водонапорная башня и море - https://homaaxel.livejournal.com/1368184.html.
Новогодняя ночь - https://homaaxel.livejournal.com/1370393.html.
Дорога домой через Алмере и Лелистад - https://homaaxel.livejournal.com/1375494.html.


Ноябрь 2018:
Голландский праздник встречи Святого Николая - https://homaaxel.livejournal.com/1352452.html.

Июнь 2017:
Технические особенности путешествия на поездах Голландии и Германии - https://homaaxel.livejournal.com/1319254.html.

Март 2017:
Тилбург. Про велосипеды и город - https://homaaxel.livejournal.com/1292874.html.

Январь 2017:
Гронинген. Больница, тюльпаны и котокафе - https://homaaxel.livejournal.com/1284700.html.
Tags: Голландия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments