?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сейчас читаю книгу американского детского психиатра Брюса Перри "Мальчик, которого растили как собаку". В названии книги кроется одна из подлинных историй обхождения с маленьким ребенком. Его до 6 лет мужчина, не знающий о потребностях детей, держал в собачьей клетке. И таких историй в книге много. С помощью рассказов из практики, подкрепленных результатами научных исследований, автор книги рассказывает, как постепенно менялось отношение к развитию мозга маленьких детей с конца 1980-х, как ему в понимании потребностей детей помогали и сами дети, пережившие насилие, и заботливые, опытные взрослые. Нам повезло жить в невероятное время, когда очень важные вещи об устройстве мозга (особенно детского мозга) открыты и опубликованы.

https://libking.ru/uploads/posts/books/597059.jpg

Правда, остается невероятным, что многим людям простые способы взаимодействия с младенцем и маленьким ребенком просто непонятны и недоступны. Например, дети, которые вырастают в семье единственными или последними, лишенные опыта общения с младенцами, потом, в своей взрослой жизни, не знают про потребности детей. Даже американские госструктуры по усыновлению детей были уверены, что приемному ребенку нужно каждый год менять семью опекунов "чтобы не привыкал". Раньше считали, что дети не помнят пережитого стресса, специалисты просто отмахивались от них, говоря, что "вырастет и всё забудет".  Оказалось, что совершенно необходимо в школьную программу включать курс ухода за младенцами, чтобы подросткам  показать здоровое проявление заботы, любви и внимания к детям. Ведь есть много взрослых, которые считают, что младенцу нужно лишь питание, сухие подгузники и свежий воздух, а про такие вещи, как покачивание, заботливое воркование, прикосновения даже не задумываются. Сейчас эти принципы считаются витальными, жизненно необходимыми для роста тела и развития мозга. До сих пор есть родители, которые считают, что если младенец плачет, нужно его "дрессировать" с помощью сильной встряски кроватки, а крики тех, что постарше - игнорировать, мол, пусть проорется.

На примерах психиатр показал, что выздоровление младших школьников, а то и подростков, переживших игнорирование, заброшенность в первые 1,5 года жизни, нужно лечить, давая мозгу и телу то, что он не добрал в положенный для этого срок. Нужно приучать тело к прикосновениям, поглаживаниям, к тому, что это естественно и приятно, делать массаж, держать за руку, научить самомассажу как способу самоподдержки. Потом вовлекается ритмика, которая должна компенсировать отсутствовавшие в младенчестве привычные звуки сердца матери, покачивание на руках, ритмы колыбельных песенок. К работе подключается логопед, специалист по ритмике и музыке. Т.е. развитие мозга у человека идет снизу вверх, словно поднимается лифт. Перескочить этажи развития невозможно. Потом подключается физиотерапевт, который помогает делать первые самостоятельные шаги, помогает понять координацию тела и взаимосвязь рук и ног (ползание, переворачивание).


https://www.e-reading.club/illustrations/1045/1045970-i_002.jpg

Я была удивлена, как много пренебрежения к детям со стороны взрослых. Как часто взрослые воспринимают детей как равных, не зная, что их мозг растет и будет продолжать еще долго расти. И что дети постепенно добирают те функции мозга, которые у взрослых уже укомплектованы.


Материалы по теме:

- Как развивать мозг через движение, кинезиологические упражнения.

- Книга Пола Деннисона "Гимнастика мозга" (45 стр.) - http://stf-smtu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=99&Itemid=141.

- Про книгу Линды Шиерз "Эмоциональная женская травма. Исцеление детской травмы, полученной дочерью в отношениях с отцом".
Прочитать можно здесь - http://darya.pro/

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
snow_alis
Jul. 1st, 2019 01:07 pm (UTC)
Хорошо, что сейчас поднимаются такие вопросы и решаются подобные проблемы.
homaaxel
Jul. 1st, 2019 02:17 pm (UTC)
Да, сейчас есть книги, специалисты, методики. Но всё это бесполезно, если люди не задумываются о своем качестве с точки зрения заботливого родителя.

Помню мальчика из нашего отдела, который в 22 женился, через год стал отцом и тут ему внезапно открылось, что младенцы, оказывается, ещё и по ночам едят. Т.е. он даже пару книжек заранее не прочитал. Видимо, как единственный сын, подумал, что всё знает по умолчанию.
snow_alis
Jul. 1st, 2019 02:25 pm (UTC)
По ночам едят, а в 70-е годы младенцы не то что по ночам, а по дням ели только в установленное время, кричит, хочет есть, водички ему или соску. Но не кормить. А сейчас видишь наука на стороне младенцев, это радует.

Edited at 2019-07-01 02:25 pm (UTC)
homaaxel
Jul. 1st, 2019 02:34 pm (UTC)
Видимо, в каждой культуре сильны свои предубеждения воспитания. Смотрю, немцы придерживаются мнения "поорет и когда-нибудь перестанет". Вижу, как часто родители игнорируют маленьких детей, а те аж заходятся криком. И возникает двойственное чувство: неприятно и жалко их одновременно.
ceridwenn
Jul. 2nd, 2019 09:45 am (UTC)
Больше всего мне интересно, как вот это все статистически влияет на человечество.
Какими будут люди, когда вырастет поколение, воспританное на этих убеждениях? чем они будут отличаться?
Будут счастливее? Успешнее? (и в чем будет этот успех выражаться). Как это отразится на прогрессе?
homaaxel
Jul. 2nd, 2019 10:13 am (UTC)
Вопрос успешности очень сложный, поскольку ответов на него очень много и все такие разные.

Если человек знает, почему он действует в ситуациях так-то и так-то, что именно влияет на его поведение, это дает ему возможность управлять своей жизнью и не причинять неловкой боли окружающим. Нас на Земле становится всё больше, мы живем всё более тесно, поэтому важно как-то не покалечить друг друга душевно и физически.

Конечно, в большинстве своем люди просто хотят получать ежеминутное удовольствие от жизни. Всё очень просто, потому что мы животные. Сейчас нам повезло тем, что появились результаты новых исследований, лекции, публикации, доступные людям с обычным, не специализированным языком восприятия. Конечно, большинству эти знания нафиг не нужны, поскольку диван, телевизор и еда приносят всё тот же уровень удовольствия. Но теперь хотя бы эти знания можно получить, было бы желание ими обладать. Я верю, что эти знания снизят уровень агрессии в обществе, увеличат количество изобретений, подарят внутреннее спокойствие и способность управлять своей жизнью. Возможно, люди даже научатся лучше понимать друг друга. А это важно, как в рабочих, так и в личных отношениях.
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com