?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Светлана Смирнова, детский психолог, которая занималась с нами на тренировке по тай-чи, создала цикл лекций по возрастной психологии. Лекции можно слушать, а можно - читать, они небольшие. Этапы развития тела и психики разбиты по возрасту от младенчества до подростка.

Курс лекций выложен здесь - https://magisteria.ru/dev-psychology/birth. Первая лекция в открытом доступе и я ее здесь приведу, а весь цикл можно купить за 750 р. до 1 августа.

***************

Здравствуйте, уважаемые слушатели! Сегодня мы начинаем цикл лекций, посвященный возрастной психологии. Прежде чем рассказать немножко о себе, так как важно понимать, кого вы слушаете, я бы хотела уделить внимание тому, а кому, собственно, эти лекции были бы полезны, на мой взгляд. Прежде всего это люди, интересующиеся особенностями развития и воспитания своих детей, поскольку, как показывает практика, многие родители просто потому, что не очень понимают, на каком возрастном этапе что нужно делать или не нужно, воспитывают детей, допуская какие-то ошибки, или испытывают какие-то сложности, связанные именно с этим – с непониманием особенностей каждого возрастного этапа. И эти лекции смогут помочь разобраться, что же на каком этапе формируется, что стоит делать, чего не стоит делать.

Также эти лекции могут быть интересны психологам, детским и не детским, поскольку, как мы знаем, многие проблемы взрослых людей растут корнями именно из детства, и понимание, на каком этапе что может запускать эту проблематику, очень важно. Ну и, конечно же, просто любознательным людям, интересующимся собой, своими особенностями, тоже, я думаю, будет интересно.

Теперь немножко обо мне. Зовут меня Смирнова Светлана Сергеевна, я психолог-практик, работаю уже 23 года, работаю в основном с детьми и их родителями и немного со взрослыми. Это определит окраску наших лекций: они будут, возможно, менее академичными и более практичными, просто потому что я практик. И также в связи с этим заранее приношу извинения, если иногда я буду использовать какую-то лексику, которую скорее использую в работе с детьми, поскольку она иногда у меня просто срывается автоматически в связи с опытом работы. Я заканчивала Московский педагогический университет имени Ленина, психологический факультет, и потом еще много чего – арт-терапия, психодрамотерапия, кинесиология, телесно-ориентированные техники, бодинамический анализ. И все это применяю в своей работе.

Коротко про Зигмунда Фрейда

Но наши лекции будут скорее посвящены синтезу различных подходов. И сегодня, наверное, стоит упомянуть, что это за подходы и как развивалось представление о возрастной психологии в течение прошлого века, потому что вообще наука психология не то чтобы очень древняя. Она началась от Фрейда, и именно Фрейд стал тем человеком, который сделал первые открытия, в том числе и в области возрастной психологии.

Надо сказать, что где-то до начала ХХ в. отношение к детям было совершенно не такое, как сейчас. Дети воспринимались как такие, скажем, несовершенные взрослые. К ним не было особого пиетета, особого почтения, и скорее все ждали, когда они вырастут и наконец-то станут нормальными людьми. И только после того, как именно Фрейд вдруг обнаружил в своей работе, что проблемы взрослых людей корнями уходят в какие-то детские травмы, а травмы, в свою очередь, появляются от не очень адекватного взаимодействия с родителями, со взрослыми вокруг, начало уделяться внимание именно психологии детства.

Итак, именно Фрейд начал думать, анализировать и обратил внимание на то, что человек от рождения до взросления проходит определенные фазы, которые влияют на него. Во-первых, он выявил некую общую закономерность: что мы развиваемся от хаотического состояния – которое он назвал Ид, или Оно, когда все определяется тем, хочу или не хочу, – к какой-то регуляции этого состояния и формирования Я рационального, которое решает, удовлетворить эти желания Ид или не удовлетворить.

И все это вырабатывается за счет взаимодействия ребенка с окружающим миром, со взрослыми. И вот эти корректирующие, или давящие, или вообще любые послания, которые дают ребенку взрослые или окружающий мир, он назвал термином Сверх-Я. Сверх-Я задает те рамки, в которых ребенок находит баланс между своим «хочу» и желаниями окружающего мира. И вот в этом напряжении формируется личность, формируются поведенческие стратегии. И на каждой фазе развития конфликты разные.

Еще очень важно упомянуть, чему в своей деятельности Фрейд очень большое внимание уделял: у него была такая гипотеза, что самое главное, что движет нами – это сексуальная энергия. Потом он немножко скорректировал свои идеи, решил, что все-таки нами движет еще желание жить, созидать, или желание разрушать. Как-то вот он такими крупными категориями мыслил. Соответственно, развитие ребенка, помимо этих влияний извне, определяется еще и его эротическими зонами, сексуальными зонами, которые активизированы в том или ином возрасте. Это влияет на характер, это влияет на вектор его развития, на вектор его напряжения.

Например, оральная стадия: эротическая зона – это губы, поскольку ребенок сосет грудь. Дальше идет анальная стадия: ребенок учится какать, сдерживать соответственно произвольность в калоизвержении и т.д. Также Фрейд обнаружил, что помимо того, что развитие идет по всем этим стадиям, человек может застрять на какой-то стадии. Что значит застрять? Он может в свою взрослую жизнь, условно говоря, притащить какие-то темы, которые зародились на той или иной стадии. Например, люди, застрявшие на оральной стадии развития, могут во взрослом состоянии постоянно искать слияния с кем-то. Им очень тяжело быть одним, они тяготеют к зависимым отношениям – все что угодно я для тебя сделаю, только будь со мной. Это как пример.

Про анальную стадию, наверное, стала наиболее востребована информация в нашем мире, поскольку Фрейд считал, что большинство обеспеченных людей, богатых людей застряли на анальной стадии, которой свойственно накопительство, мелочность, придирчивость… Этому можно улыбаться, можно не улыбаться, но вот такие были у него исследования, и это были первые исследования, которые определили эти фазы развития. Надо сказать, что все исследователи, которые в дальнейшем этим занимались, не очень сильно поменяли рамки этих возрастных этапов. Содержание немножко менялось, а этапы остались те же, т.е. в общем-то Фрейд был прав, как подтвердила дальнейшая практика.

Идеи Даниила Эльконина

Следующим исследователем в области возрастной психологии, которому хотелось бы уделить внимание, является наш отечественный психолог Эльконин. Он жил и творил в Советском Союзе, и, конечно, это накладывает отпечаток на его видение. Он выделил по большому счету те же этапы, что и Фрейд, но посылы развития сделал немножко другими.

Поскольку в Советском Союзе понятие личности, индивидуальные особенности исследовались скорее с позиции «как это все направить на общественное благо», то и возрастная классификация разрабатывалась вообще для того, чтобы воспитать настоящего советского человека. Т.е. воспитать человека, который оптимально мог бы выполнять задачи советского общества, быть прежде всего встроенным в коллектив и приносить созидательную пользу миру и стране. Поэтому все этапы рассматривались с позиции того, в какой именно деятельности формируется ребенок на данном этапе и как важно уделять внимание именно этой деятельности.

Эльконин опирался на разработки Выготского, который творил немножко раньше. Эльконин свою периодизацию создал где-то в 56 году, а Выготский творил в 20-х годах. И он определил такой термин, как «зона ближайшего развития». Т.е. очень важно, чтобы ребенок занимался определенной деятельностью на определенном этапе, именно тогда у него формируются нужные качества.

Чтобы было понятно: наверное, самый сложный конфликт современных детей и родителей – дошкольный возраст. Ведущая деятельность этого возраста – игра. Т.е. для того, чтобы ребенок гармонично развивался и развивал свои важные личностные черты, такие как освоение социальных ролей, возможность на абстрактном уровне корректировать свою эмоциональную сферу, он должен играть. Но большинство родителей относится к игре довольно негативно. Они считают, что игра – это такое пустое времяпрепровождение, и уж если в четыре года еще ладно, то уж в пять-шесть ребенок, конечно же, уже должен не столько хотеть играть, сколько хотеть какие-то полезные вещи делать: буквы учить, цифры. И они начинают его активно направлять на всякие развивающие занятия. Это еще куда ни шло… Мы подробнее об этом поговорим на лекции, посвященной этому возрастному этапу. Но также они начинают негативно относиться к игре. Т.е. не одобряют, когда ребенок сидит и просто играет.

И тогда, например, одно из последствий такого отношения: ребенок, не доиграв, не погрузившись в эту деятельность в полной мере, очень часто с трудом может переходить на следующий этап. А следующий этап – это как раз освоение навыков, это как раз учеба, учебная деятельность. А он не доиграл! Не наигрался. Тогда очень часто, например, ко мне приводят детей, которые во втором классе отказываются учиться, они играют. Играют, играют и играют. Это один из признаков того, что на той фазе, когда надо было играть, ребенок не доиграл. И он это перетаскивает в следующую фазу. Собственно, это пример того, как важно понимать, на какой стадии что является ведущей деятельностью ребенка. Т.е. деятельностью, которая наиболее эффективно развивает его личностные особенности. И эту периодизацию разрабатывал Эльконин.

Периодизация Эрика Эриксона и бодинамический анализ

Также параллельно с Элькониным в западном мире другой исследователь, Эриксон, разработал более усовершенствованную периодизацию, основанную опять же на подходе Фрейда. Надо понимать, что насколько в Советском Союзе все шло на то, чтобы воспитать личность, вписываемую в коллектив, настолько западная психология разрабатывала все свои идеи и теории для решения обратной задачи: чтобы сформировалась личность, индивидуальность, которая может реализовывать себя. Это во-первых. А во-вторых, чтобы как можно эффективней решать проблемы этой личности. Т.е. немножко разные вектора.

Периодизация Эриксона продолжилась уже до взрослого возраста. Наверное, он единственный исследователь, кто задал такие темы, которые актуальны и после подросткового возраста. Он определил такие темы, в которые мы дальше вписываемся или не вписываемся. Кому интересно, можно посмотреть, почитать его книги. Эрик Эриксон, книга «Детство и общество», впервые изданная в 1950 г., там все это было описано.

И еще одна теория, на которую я буду опираться в своих лекциях, – это бодинамический анализ, авторами которого стали Лизбет Марчер и Эрик Ярлнес. Это исследователи более позднего этапа, они разрабатывали свои концепции где-то в 70-80-х годах. Их периодизация включила еще такой акцент, что на каждом возрастном этапе, помимо поведенческих стратегий, помимо поведения родителей , которое важно учитывать, включаются еще и определенные мышцы, ребенок осваивает определенные движения. И весь этот эмоциональный материал как бы записывается – наверное, можно такой термин употребить – в наше тело, на определенные наши мышцы, которые работали и включались на определенных возрастных этапах. Это тоже важно учитывать, потому что через это можно дальше скорректировать и взрослого человека, и ребенка: очень важно уделять внимание тому, что через тело мы тоже иногда попадаем в какие-то тяжелые ситуации. Или, наоборот, тело служит нам как ресурс, который помогает пережить какие-то сложные ситуации.

Структура существования

Сегодня мы рассмотрим самый первый этап, который выделяли Лизбет Марчер и Эрик Ярлнес в своем бодинамическом подходе. Они еще определили такое понятие, как «структура». Т.е. на каждом возрастном этапе закладывается определенная структура, которая остается с нами на всю оставшуюся жизнь. И закладываться она может тремя способами. Один способ – она может закладываться недостаточно. Это когда ребенок недополучил, так скажем, каких-то важных взаимодействий с родителями, и тогда у него есть некая недостаточность. Она может закладываться избыточно: когда ребенку приходилось больше бороться за удовлетворение каких-то своих потребностей на этом возрастном этапе. И, соответственно, она может закладываться адекватно: когда ребенок может и так, и так. Есть некая гибкость.

Первая структура – это структура существования. Первый возрастной этап, который они рассматривали, – со второго триместра беременности до трех месяцев жизни ребенка. Надо сказать, что этому этапу уделяли внимание разные исследователи. Например, Станислав Гроф разработал даже целую концепцию четырех матриц рождения, прохождение которых накладывает очень сильный отпечаток в дальнейшем на весь характер личности. Лично я, именно как практик, отношусь к этому не то чтобы скептически, но понимаю, что очень многое зависит от того, как в дальнейшем шло развитие ребенка и взаимодействие с родителями. Несомненно, какой-то отпечаток остается, и в то же время он иногда корректируется просто в процессе дальнейшего развития ребенка. И наоборот, если какие-то темы, заложенные при рождении, продолжают усугубляться, то да, конечно, этот отпечаток остается на всю жизнь.

Доверие к миру

В частности, структура существования, ее основная задача, ее основная закладка на всю оставшуюся жизнь – доверие к миру. Такое базовое. Т.е. когда человек прожил эту фазу хорошо… А что значит хорошо? Чаще всего была более-менее комфортная беременность. Было теплое взаимоотношение с мамой. Т.е. она не впала в послеродовую депрессию. После рождения ребенок сразу попадает к маме на руки или в какую-то теплую среду, где его любят и его потребности удовлетворяются полностью. Тогда он получает этот телесно-эмоциональный посыл, что мир хороший, условно говоря. Т.е. он дает ему то, что он хочет. Что мир такой безопасный…
Потому что у ребенка на этом этапе вообще никакой логики нет, у него есть исключительно телесно-эмоциональные ощущения, больше ничего. И выделения себя как отдельной личности у него нет. У него есть просто полное растворение, слияние с тем, что вокруг. И самое адекватное поведение родителей на этом этапе – если они вот это слияние поддерживают. Ну, так оно обычно и происходит. Понятно, что пока ребенок сидит в животе, оно автоматически происходит, а когда он рождается, мама до трех месяцев обычно все время рядом и отзывается на его потребности. Она рядышком, она ему дает теплый контакт, дает еду, минимизирует дискомфорт… И тогда закладывается – «ура, мир такой прекрасный, мир такой добрый, ему можно доверять».

Ментальная структура характера

Но иногда что-то идет не так. Причем очень часто совершенно независимо от поведения родителей или матери что-то идет не так. Иногда, например, какие-то физиологические сбои. Иногда ребенок рождается с какой-то сложностью в теле: внутричерепное давление или просто какие-то показания, которые вынуждают врачей сразу отделять его от мамы. В том же Советском Союзе, да и сейчас иногда, вообще практиковалась такая история, что ребенок рождался – он тут же забирался от матери и иногда сутки, иногда и больше был вообще без нее. Т.е. он попадал в совершенно другой мир, довольно прохладный, мягко говоря, по отношению к нему, и какие-то его важные потребности не то чтобы прямо сильно удовлетворялись.

Все это вместе может заложить такую основу, которая называется «ментальная структура характера». Такие люди, такие дети как бы «уходят в голову». Им настолько дискомфортно в этом холодном мире, который не очень-то удовлетворяет их потребности, что они диссоциируют, так сказать, от своего тела, от своих ужасных ощущений, и уходят «в астрал», условно говоря.

Если люди застряли на этом этапе, то по большому счету таких людей характеризует боязнь эмоционально теплого контакта. С одной стороны, есть такая потребность, с другой стороны, им как будто страшно. И при стрессовых ситуациях люди, у которых очень выражена ментальная структура, тут же как бы отстраняются и уходят в себя. Начинают тут же рационализировать излишне.

Если такого человека спросишь о чувстве радости – «Где ты чувствуешь радость?» - он скажет, что в голове. Он не сможет найти, например, в теле отклик этой радости. Потому что есть очень большое отдаление от тела, а породили его именно такая вот холодность и невозможность удовлетворить свои потребности в тепле на самом раннем этапе. Родители, например, говорят: «Странно, вроде младенцы любят, когда их обнимают»… А дети с такой особенностью не очень любят, когда их обнимают. Они, наоборот, как будто напрягаются. Хотя потребность в теплом контакте у них есть, но им как будто это сложно.

Эмоциональная структура характера

Другая крайность этого этапа – эмоциональная структура характера. Она закладывается как раз когда, например, было то же самое: ребенок попал в больничку, или ему как-то дискомфортно… Когда младенцу дискомфортно, он начинает орать. Вот ребенок начинает орать. Плакать, орать, еще что-то… И в конечном итоге кто-то отзывается, кто-то приходит на помощь. И так происходит постоянно. И тогда у ребенка складывается ощущение, что он обязан все время быть очень сильно давящим, держащим эту связь, в том числе и воплем или какой-то настойчивостью, потому что если он эту настойчивость проявлять не будет, то мир рухнет, он останется один. Такого плана дети как будто все время вцепляются в контакт, они как будто все время держат маму рядом. Они с очень большим трудом реагируют, когда мама, например, должна куда-то уйти. У них начинается какая-то паника с воплями и вцеплением в маму. Таким детям очень важно словами объяснять, что мама уходит, но она обязательно вернется.

С ними очень полезно играть в «ку-ку», когда глаза закрываются, опаньки! – мамы нет. Глаза открываются – о, мама есть! Мама вышла за дверь и говорит: «Мамы нет!» Мама появилась из-за двери. Потому что для них действительно, когда отходит близкий человек, у них ощущение, что мир вообще рушится, что сейчас будет какая-то катастрофа, и нужно срочно начинать орать и всячески вцепляться, чтобы это предотвратить. Поэтому им важно предлагать эту стратегию – ничего страшного, мама уходит, но она возвращается, – обязательно нужно в них это доверие развивать.

Когда нет базового доверия, получаются эти две крайности. Одна крайность – миру нельзя доверять, пойду-ка я лучше в себя, вообще уйду совсем, не буду даже смотреть на этот мир и ни на что реагировать. Вторая крайность – миру нельзя доверять, и поэтому я должен все контролировать и определять своим поведением. А гармоничное развитие этой стадии – это когда «ну да, в мире иногда что-то случается, но, в общем-то, я могу и побыть один, я могу найти какую-то эмоциональную поддержку, не обязательно в маме, еще в ком-нибудь, не критично». Это базовая тема этого этапа.

Всегда можно что-то изменить

И вот что еще очень важно… Знаете, у нас есть такая склонность: когда люди начинают слушать такие лекции, они, например, могут обнаружить, что они где-то что-то делали явно не так, и впасть в уныние, чувство вины, самобичевание… Я это все рассказываю совершенно не для этого, если кто-то из слушателей вдруг это ощутил, то сразу оговорюсь, что на самом деле в любой момент жизни мы можем что-то изменить. Если вы понимаете, что да, действительно, были сложные роды, или попадание в больницу детей именно в этом возрасте, которое привело именно к таким чертам характера, которые я описываю, – это не катастрофа!
Это все равно корректируется, все равно детям и взрослым с ментальной структурой нужен человек рядом, который не позволит им уйти в голову навсегда, который говорит: знаешь, я все равно здесь, все нормально, я с тобой, давай поговорим об этом. И людям с эмоциональной структурой нужен человек рядом, который точно так же скажет: я здесь, я с тобой, сейчас проорешься – поговорим об этом спокойно. Ну, и другие варианты коррекции, которые приводят к тому, что вырабатывается более адаптивная, более реалистичная стратегия. Еще раз повторюсь, ее можно выработать на любом жизненном этапе, если человек этого захочет, если говорить о взрослом. А если говорить о ребенке – если родители немножечко поменяют свою тактику поведения. На сегодня мы закруглимся, а следующая лекция будет посвящена следующему возрастному этапу.

Литература

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах М. Педагогика. Т. 4. «Детская психология» под редакцией Эльконина. 1984.

Грофф Станислав. Неистовый поиск себя: Руководство по личностному росту через кризис трансформации. М., АСТ, 2003.

Телесная психотерапия. Бодинамика. Ред. Сост. В.Б. Берёзкина-Орлова М., АСТ, 2010.

Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности.

Фрейд З. Я и оно.

Эльконин Д.Б. "Детская Психология". Москва, Академия, 2007.

Эриксон Э. Детство и общество. Питер, 2019.

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com