homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

Российские студенты глазами иностранных профессоров

В тюменском университете проводился курс "Письмо, мышление, анализ, интерпретация" - https://sas.utmn.ru/ru/russian-students/?fbclid=IwAR3u7z7q78m9BWWKWqvhkZe2wDSvUXugfOoHWzsgcSYWwT8a27Ed-HP5P6c. После этого гарвардский профессор поделился своими впечатлениями о российских студентах. Вероятно, это идеальный срез о нашем мышлении, методах воспитания и специфики обучения.

Самые важные тезисы:

1. Привычка искать готовое

Студентам дается задание прочесть текст. Затем на основе этого текста преподаватель задает вопросы, инициируя дискуссию. Вопросы формулируются таким образом, что на них нельзя ответить, просто повторив какой-то фрагмент текста, скорее, следует сформулировать аргумент, отсылающий к проблемам более общего порядка.

С этим россиянам справиться было очень тяжело. Они привыкли, что ответ содержится в самом тексте, и по привычке искали его там. Не найдя такого ответа, просто молчали.

2. Неумение рассуждать

Как выяснилось, студенты вообще неправильно понимают, что такое аргумент и из каких частей состоит. Преподаватели поначалу полагали, что это языковая проблема (курс проводился на английском), но на деле оказалось, что российские студенты неверно понимают сам термин. Они полагали, что "аргумент" = "мнение", то есть, собственное ценностное суждение. На самом же деле аргумент - это сложная, определенным образом упорядоченная ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ, которая МОЖЕТ выражать суждение (а может и не выражать).

В результате студенты, когда получали задание исследовать материал, просто делились субъективными впечатлениями о прочитанном, о собственных чувствах и мыслях, тогда как ожидается, что они будут излагать свои выводы и мысли на основе цепочки рассуждений. Когда им предлагали обсудить аргументы других, они поступали так же: выражали свои личные впечатления. Таким образом, обсуждения сути прочитанного не происходило.

Когда же они писали рецензию, то либо просто писали изложение, либо отдавались творческому самовыражению в духе потока сознания, игнорируя любые формальные правила.

3. Страх ошибиться

Российские студенты поднимают руку лишь в том случае, если они уверены в том, что их ответ будет соответствовать ожиданиям профессора. При этом весь процесс похож на социальную игру: студент поднимает руку и дает ответ. Другие студенты пристально смотрят на преподавателя, пытаясь понять, одобряет он этот ответ или нет, и, в зависимости от результата, корректируют свое поведение.

Играя в эту игру, студенты не размышляют над ответами и (об этом ниже) не готовят замечания на ответ однокурсника. Им необходимо "считать" реакцию преподавателя, чтобы выдать ответ, который, как им кажется, его устроит. Если реакция не считывается, или установившийся шаблон разрушается, студентам становится тревожно, они не понимают правил новой "игры".

Страх ошибиться сказывается и на другой стороне обучения. В других странах студент, если что-то не понял в теме, поднимает руку и задает вопросы, пока не поймет. Российские студенты считают, что задавать вопросы, если ты не понял тему - признак слабости и поражения.

Студенты полагают, что любая критика их идей означает, что их работу оценили как неудачную и что преподаватель не лучшего мнения об их академических успехах.

4. Поиск правильного ответа

Россиян никто не учил задавать вопросы, которые могут развивать дискуссию и указывать на противоречия и неясные моменты темы. Интересно, что они и сами, кажется, не считают, что такая дискуссия будет полезна. Подспудно они полагают, что на любой вопрос есть один-единственный правильный ответ, и их задача - найти его.

5. Критика = смерть

Для российских студентов изменить свою точку зрения означает признать свое поражение в кровавом бою. Поэтому они будут защищать свою исходную позицию до конца, любыми возможными способами отстаивая свою правоту.

Им крайне тяжело пересматривать собственные предпосылки. Они выстраивают свои рассуждения на зачастую шатких, заранее необъективных суждениях - лишь потому, что эти суждения им знакомы, или же эти суждения были услышаны ими в первую очередь и чем-то пришлись по душе.

Им свойственно идентифицировать собственную личность с той идеей, которую они приняли. Соответственно, когда эту идею критикуют, студенты воспринимают это как критику их самих - и пытаются защититься любыми способами.

Именно поэтому студентам сложно проводить мыслительные теоретические эксперименты - они стремятся как можно быстрее слиться с той или иной идеей и защищать ее. Мысль о том, что можно отстраненно рассматривать несколько идей с разных ракурсов, не находит у них отклика.

6. Комментарии - это плохо

Однажды профессор в качестве домашнего задания попросил студентов написать рецензию на прочитанный материал. Когда же он начал разбирать их рецензии, то столкнулся с интересным наблюдением.

Российские студенты считают, что отлично сделанная работа - та, которая принята без помарок и исправлений с наивысшей оценкой. А если к работе много комментариев, вопросов и уточнений - это однозначно плохая работа (хотя эти комментарии и вопросы вовсе не обязательно свидетельствуют о качестве рецензии).

Россияне воспринимают любое замечание как попытку цензурирования или даже вовсе как выговор. То, что, оказывается, им нужно читать комментарии и вопросы преподавателя и в соответствии с ними править работу, было воспринято с большим удивлением. По их мнению, им достаточно только написать работу и сдать ее, а все, что происходит с работой дальше, не является частью учебного процесса.

7. Интеллектуальный пинг-понг

Идея обратной связи в формате круглого стола обсуждений российским студентам неблизка. Они готовы высказывать свое мнение, но предполагается, что они будут высказывать его конкретно преподавателю, а он, соответственно, возвращает "мячик" студенту. Это не круглый стол, а пинг-понг. При этом комментарии преподавателя по умолчанию имеют больший вес, чем комментарии однокурсников.

Такое мышление через несколько занятий привело к проблемному паттерну поведения: несколько студентов постоянно вовлечены в работу, а остальные превращаются в пассивных слушателей. При этом сами студенты считают такую ситуацию нормальной.

8. Информация неоспорима

Студенты не могут отличить суждение автора текста от суждений, которые он цитирует. По их мнению, если автор цитирует какой-то материал, это означает, что он с ним согласен. Мало того, что это не всегда так, но ведь есть же процесс создания материала: открытие, верификация, развитие идеи, вывод, обсуждения - и в каждой части авторская мысль может претерпевать изменения. Когда студентам объяснили про это, это взорвало им мозг. Они привыкли к одной, "хрестоматийной" подаче материала - когда есть одна-единственная единица информации, она неоспорима и ее следует заучить.

9. Поиск скрытых сообщений

Российские студенты, разбирая тексты, постоянно пытались обнаружить скрытые символы и смыслы. Для них очевидно, что каждый автор стремится спрятать внутри обычного сообщения еще одно, доступное лишь кругу избранных.

10. Критикуй всё или ничего

Одной из задач курса было развитие критического мышления. Однако большая часть учащихся восприняли критическое мышление как право оспаривать буквально все, с чем они сталкиваются на занятиях. Студентам казалось, что критический подход должен вбирать всё или ничего: они либо полностью доверяли конкретному автору, либо отвергали вообще всё, что он сообщает читателю.

Они вообще не знакомы с понятием конструктивной критики. Это становится явным, когда студентов просят оценивать работы друг друга. Большинство из них оказались неспособны сформулировать замечания открытого характера, то есть предложить комментарии, указывающие на наличествующие ошибки или потенциальные улучшения. В общем, студенты предпочитают ничего не слышать о своих работах, устных и письменных, – ни от преподавателя, ни от однокурсников.

11. Нет своей темы

Фундаментальной проблемой, с которой столкнулись все студенты, оказалась разработка собственной темы. К этому они определенно не привыкли. Преподаватели были открыты для самых различных предложений, но предупреждали студентов, что идеи должны были быть связаны хотя бы с двумя текстами, обсуждавшимися в течение курса. Таким образом предполагалось, что темой будет собственное рассуждение, связанное с прочитанными текстами. Это оказалось одним из труднейших вызовов.

12. Неумение работать с черновиками

Студенты также не привыкли работать над своим эссе, двигаясь от черновика к черновику. И сколько бы преподаватель не предлагал перерабатывать первые черновики, им все равно не удавалось значительно их перестроить. Стоит им достигнуть обозначенного количества слов или страниц, они считают, что работа выполнена. Практически все студенты стремятся написать эссе за один раз.

***********

Комментарий от психолога Ольги Троицкой:

Увы, написанное ниже правда практически каждого дня.Только не кричите о клевете, присмотритесь к комментам в ф.б. Наше школьное образование в большинстве своём не развивает, а купирует даже развившееся до школы вербально-логическое мышление, подменяя его развитием заучивания на всех уровнях, как вербальных, так и образных. Для многих выпускников воспроизведение приравнивается к пониманию, а принадлежность информации к теме обсуждения принимается как аргументация. Страшновато! Только не кидайтесь в меня «клиповым мышлением». Лего не про мыслить, даже не совсем про конструирование образа. Это хорошая тренировка инструментов для другой деятельности .Представьте себе человека, который годами тренируется строгать доску рубанком, а вокруг с восхищением гудят:"Он гений столярного искусства!" Вот это мы и получаем. Не знаю как в других науках, но в психологии в выпусках приличного количества лет это наблюдается с заметной частотой. Надежда Подгорецкая исследовала в начале 70-х годов нарушения в формировании вербально-логического мышления у выпускников ведущих вузов. К нашему ужасу они наблюдались даже у выпускников МГУ, но результаты статистики были щадящими, нарушения были исключением, в массе анализ, логика, аргументация работали. Отношение к тестированию с предложением решать, доказывать, аргументировать вызывало у большинства интерес и азарт. Прошли годы.....



Из комментариев к статье:

- Вырисовывается интересный психологический портрет: человек, лишенный критического мышления, причем даже не подозревающий о существовании оного, однако, очень болезненно воспринимающий любое несогласие со своим мнением, а значит в силу этого обидчивый, нетерпимый и злой; ищущий во всем скрытые смыслы, но не находящий (это скорее наследие родителей, привыкших читать между строк); по сути человек, не имеющий внутренних опор, и привыкший находить опоры во внешних, навязанных со стороны представлениях о правильном и неправильном.

- Ну да. Насчет только критического мышления непонятно: то ли о нем неизвестно, то ли известно, но нет на него запроса, то есть, люди не понимают, зачем им нужна эта штука и как ее применять. А фокус в том, что в текущем менталитете она таки не нужна.

- Это следствие построения системы среднего образования. Со школьной скамьи студенты привыкают молчать и не отсвечивать.

- Современное образование - моя большая печалька((( Вижу как в толковых, неординарных, интересных детей пытаются втиснуть устаревшие концепции, навязать им мнение государства на историю, литературу и отбить навсегда желание к познанию. И всё это под благовидным предлогом обучения. Прекрасно понимаю как это выгодно для тех, кто у власти и как не выгодно для нас. Сама, конечно, тоже продукт этой же системы, но повезло иметь думающих родителей)))

- Всё это недостаток нашего обучения: не учат мыслить - учат заучивать, не учат обсуждать - учат принимать или нет.

- Абсолютно в точку. Из личного опыта - я окончил павлодарский гос университет (Казахстан) и на программу магистратуры попал в Великобританию. Первые полгода я прошёл всё то, о чем написано выше)). Причём преподаватели, когда узнавали откуда я, с пониманием кивали головой и начинали медленно мне объяснять про критическое мышление, аргументацию и просили не бояться ошибиться и многозначительно кивая головой говорили о том, что я далеко не первый из краев бывшего совка и потому они знают и понимают мои страдания😁
Все эти вещи, начиная с отсутствия критического мышления и заканчивая отсутствием тем и практики ведения черновиков и есть та грань, которая в конечном счете отделяет нас от запада, делая из нас просто рабов-исполнителей, без воли, фантазии и прав....

- Замечательное исследование, обязательно буду анализировать работу своих студентов по этим критериям. Это созвучно с результатами исследований PISA, в котором наши ребята впереди только по абстрактному мышлению. Хотя есть исследования Фолкуниверситета Упсалы по проблемно-ориентированному обучению 3-5 летних детей - наши показали наилучшие результаты. Значит их портят в школе?

- Имхо, не только в школе. В семье то же самое.

- Пусть сходит в российскую среднюю школу и сразу всё поймет. В ней имеют значение только 2 вещи: оценки и умение ходить строем. Поведение студентов - это следствие.

- Не только в школе. В семье то же самое.

- По моему личному опыту получилось так: сначала в школе 10 лет учат "не высовываться", искать готовые ответы и т.п., а потом приходишь в ВУЗ, а там преподаватели пытаются вытащить из студентов способность мыслить, не искать готовых ответов, аргументировать свою позицию. У единиц из студентов получается перестроится и начать работать так, а у большинства так и остаётся школьное поведение. Пока школьную систему не поменяешь, кардинально ничего не изменится. Это не менталитет такой, который идёт из семьи, двора и т.д., а именно из-за школы...

Tags: Про образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments