homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Как в Германии дети заканчивают детский сад и идут в школу

Хочу поделиться постами о том, как в Германии дети заканчивают детский сад и идут в школу.  Речь идет о Нижней Саксонии и о хороших детских заведениях, т.к. в каждом регионе и для каждой социально-экономической группы они разные. Детей из детского сада в прямом смысле слова выбрасывают, 1 сентября не существует (в каждой земле дети идут в школу в разные недели и месяцы), а вместо линейки дети собираются в церкви и получают поздравления от священника.

В детских садах довольно часто акцент делается на автономности ребенка - сам одевается, раздевается, сам берет булки и ест, когда голоден (часто обеды приносят из дома, т.к. при садах нет кухни), сам ложится спать на маты, когда устал (почему-то редко пишут про наличие кроватей).

Акцент детской системы и начальной школы делается скорее на поведении и прилежании, чем на образовании. Главное - чтобы дети не научились драться и были уживчивы в коллективе и в командной работе.

Часть первая. Немецкая школа. Накануне - https://www.babyblog.ru/user/id1406339/399463.

"Меня многие просили рассказать о нашей школе, о нашем первом дне и "вообще". Мне кажется, начать стоит с того, как мы постепенно к этой школе приближались.

Hачалось всё... Да почти полтора года назад. Нет, на самом деле два с половиной года назад, когда меня в садике впервые спросили, пойдёт Катя в школу в 5,8 или в 6,8. У нас... Давайте поясню: когда я пишу "у нас" я подразумеваю нашу деревню или максимум нашу федеральную землю, потому что дела школьные в Германии отданы на откуп местным властям, и в Баварии всё может быть совсем не так, как в нашей Нижней Саксонии, и даже в Ганновере может быть иначе, чем в Гёттингене. Так вот у нас - в данном случае в виде исключения во всей Германии - обязательное школьное образование для детей с 6 лет. А дальше нюансы. Есть дети-"могут", а есть дети-"должны". В нашей Нижней Саксонии все, кому исполняется шесть в текущем году до 1го сентября - они должны. А те, кому до конца года - они могут. Кате шесть исполнялось в декабре 2018-го и она могла бы пойти в школу еще в прошлом году. К слову сказать, с прошлого года рамки для детей-"должны" в этом году уже не такие строгие, и для тех, кому исполняется 6 в июне, июле, августе школа тоже не совсем обязательна, решение за родителями.

Так вот, два с половиной года назад мы сказали, что Катя пойдёт в школу в 6,8, это даже не особенно обсуждалось, все видели, что рано ей. Но через год, полтора года назад настала и наша очередь, и нам вручили официальную "повестку" - в назначенный день и время прийти в школу и записать ребёнка. Ребёнка брать с собой (пока) не нужно. Полагалось заполнить формуляр с анкетными данными и приложить копию свидетельства о рождении. А в назначенное время меня долго и подробно расспрашивали об уровне владения ребёнком немецким языком - у учительницы была анкета и она с моих слов её заполняла: на каком языке ребёнок говорит дома, с какого возраста, какой язык знает лучше. Если честно, не помню уже подробностей, но в результате беседы выяснилось, что в нашей школе нет никаких дополнительных занятий по немецкому языку и научить ребёнка заранее - моя задача. Позже выяснилось, что не всё так категорично. Примерно в это же время в садике с детьми беседовали учителя нашей школы, индивидуально, в присутствии воспитателя. Беседовали "за жизнь" - как тебя зовут, сколько тебе лет, кто твои друзья, есть ли у тебя братья-сёстры, что ты любишь делать, во что играть... Цель - выяснить уровень владения языком, умения связно говорить и понимать. Воспитатель, присутствовавший на беседе, рассказал потом, что Катя разговаривала довольно бодро, всё поняла, на вопросы отвечала.
- Только не смогла сказать, кем её сестра работает. Это секрет?
- Да, ну, что вы, никакого секрета: бизнес-консультант в консалтинговой фирме (по немецки звучит страшнее - Unternehmungsberatherin).
- О, понимаю, почему она не смогла сказать.

И по итогам уже этого теста нам присылали заключение - нуждается ли ребёнок в дополнительных занятиях по развитию речи, которые в течение последнего дошкольного года будут проводиться в садике. Нам выдали вердикт - не нуждается. Что меня никак не могло устроить - я же вижу, что она говорит с ошибками и хуже некотoрых детей. И снова мне воспитатель сказал:
- Вы даже себе представить не можете, какие у других детей проблемы... (Без всяких вторых языков, если что...)
- Но у других родителей наверное и требования другие?
Мне пообещали, что будут чаще разговаривать с Катей. На том тему и закрыли.

Все уже знают, что группы у нас в садиках смешанные по возрастам - от трёх до шести лет. Но в начале последнего дошкольного года из детей идущих в школу организуют такую факультативную группу y которой даже есть своё название, его придумывают дети на первом собрании. Наши назывались "Сильные леопарды", чему я порадовалась, честно скажу, за три года в садике я навидалaсь названий. В прошлом году был "Шoколадный горшок". Oни регулярно, не реже раза в неделю, собираются все вместе, делают что-то специальное с воспитателями - общий коллаж из рисунков, посадка рассады, поход в лес, выпечка вафлей... Они много разговаривают, много поют, им поручают что-то особое - раскрасить окна в холле, например. И апофеоз всего - ночёвка в садике, только дошкольники и два воспитателя. Так что дошкольники в садике - привилегированная каста, им почёт и уважуха.

Чего они не делают: они не учатся читать, писать, считать, выводить палочки и крючочки, обводить клеточки, у них нет никаких занятий, где надо сидеть полчаса смирно, никаких тестов, никаких заданий. У них нет утренников и они не учат стихов наизусть. На родительском собрании (специальном, только для родителей дошкольников) нам еще раз сказали, что всё это будет у детей в школе. И куда как важнее научить ребёнка быть самостоятельным, но при этом уметь жить в коллективе.

Важная тема - коммуникация со школой. Наших Леопардов в течение года приглашали на школьные мероприятия (речь идёт о начальной школе, 1-4 классы, у нас это отдельное учреждение) - осенний праздник, рождественский, что-то еще. Весной накануне учебного года у каждого из наших дошкольников появились персональные вожатые из числа третьеклассников и у них было пару недель интенсивного общения: детсадовцам проводили экскурсии по школе, у них были викторины и квесты, вожатые читали им книги - я очень прониклась уважением к Катиному вожатому, который читал ей "Детей из Бюллербю". Таким образом, к окончанию последнего садиковского года Катя уже несколько раз была в школе, и многое про неё знала (вспоминаю себя - я несколько недель не догадывалась, что в школе есть туалет).

За две недели до окончания садика у Кати был тест в школе. Проводят его представители отдела здравоохранения. Сообщили о нём чуть ли не за полгода заранее, длился около 20 минут. У ребёнка проверили слух, зрение, позвоночник, попросили постоять на одной ноге с закрытыми глазами, попрыгать зигзагом через лежащую на полу верёвочку, пройти на носочках, на пяточках, задом наперёд. Раздеться-одеться самой. Было несколько заданий на концентрацию, внимание, мелкую моторику (надеть по одному мелкие колечки по очереди с одной подставки на другую) назвать нарисованные простые геометрические фигуры, нарисовать человечка, услышать и назвать пропущенные в словах буквы ("кро_одил", "_ираф" ), посчитать до 15, не считая сказать сколько на столе предметов... Что-то ещё в этом духе, не много, не сложно. Катя с заданиями справилась легко, но очень волновалась, цеплялась за маму и порывалась плакать. Врач пыталась предупредить меня о том, что нам будет сложно психологически, но это я и без неё знала. Как и то, что это вообще уже мелочи по сравнению с тем, что было, и ситуация заметно улучшается на глазах.

И вот настал последний садиковский день. Честно? У меня всю дорогу на глаза наворачивались слёзы. Вспоминала, как шли в первый раз, как привыкала, как много всего было в садике... И вот выросла. Большая. Почти школьница.

Надо сказать, что и воспитатели, всю последнюю неделю, предчувствуя расставание, встречали и провожали нас с мокрыми глазами, неизменно замечая "еще три раза только", "еще два". В последний день наша воспитательница рыдала уже с утра. )) В российских садиках детей выпускают, в нашем - выкидывают. Причём буквально. Перед дверями садика лежит огромный матрац, и воспитатели каждой группы выкидывают своих детей за порог садика в большую жизнь.





Дети смеются. Родители плачут. Когда всех будущих школьников выкинули, речи сказали, подарки подарили, на память сфотографировались, я зашла в садик забрать последние Катины вещи, на её крючке висела уже чья-то чужая куртка...




Дома мы подарки рассмотрели - памятный бокал, вкусные и полезные мелочи, гипсовый отпечаток ступни (один из "леопардовых" проектов) и самое ценное - папка.



В неё воспитатели изо дня в день, из года в год собирали Катины фотографии, поделки, рисунки, писали свои впечатления, письма. Все три года. Незабываемо! Этa папка займёт почётное место рядом с такой же из яслей.










А дома, конечно были еще подарки от папы и мамы. До школы оставалось чуть больше месяца...

Часть вторая. В первый класс - https://www.babyblog.ru/user/id1406339/399553.

Подготовка к школе у нас прошла довольно незаметно (речь о времени, но не о кошельке). Ранец мы купили зимой на выставке.



Список учебников и канцелярии нам выдали только 1го июля, я его отнесла в местный магазин и забрала через три недели готовую коробку.

За день до начала учебного года большинство учебников, тетрадей и канцелярии (всё до последнего карандаша подписано!) мы отнесли в школу, там у каждого ребёнка в классе есть своя полка с лотком, где всё и хранится и используется по мере надобности.







В рюкзаке остаётся пенал с карандашами, линейкой, ножницами, клеем и почтовая папка, куда кладут те листочки, которые надо перенести из дома в школу или обратно.



В последнюю неделю оставалось только сшить кулёк, испечь торт и выбрать одно из трёх платьев, отобранных для случая.







Утро 17го августа. Не так красиво звучит, как первое сентября, в Германии учебный год каждый раз в каждой земле начинается по-разному. Встали, умылись, позавтракали, причесались и пошли в церковь. Дело добровольное, но традиционное и потому почитаемое почти всеми. В церкви было как обычно в такие праздники - много детей, тесно, шумно и скучно. Речи пастора перемежались совершенно незнакомыми песнями. В конце оба наших первых класса вместе с учительницами вызвали вперёд и пастор каждого благословил и подарил воздушного змея. На этом церковная часть была закончена и все пошли в наш деревенский актовый зал.

Там людей было еще больше. Первый ряд был отдан первоклассникам, с этого момента они уже были сами, без родителей. Выступила с приветственной речью директор школы. Четвероклассники разыграли несколько сценок и спели пару песен, в том числе ту, которая считается школьной и очень мне нравится, песня о солнце (наша школа называется Начальная школа у Солнечной горы).

И если до этого момента я еще держалась, то на этой песне, спетой невозможно тонкими детскими голосами у меня снова потекли слёзы. Ну, а потом, потом детей называли по именам, они выходили на сцену, с рюкзаками, им вручали большие бумажные цветки на палочках и они вместе с учительницей в сопровождении третьеклассников шли в школу, на свой первый в жизни урок. А мамы, папы, родственники, друзья ждали на школьном дворе, держа кульки с подарками наготове. Я думала, про эти кульки уже все знают, но меня еще спрашивали, поэтому расскажу. Немецкому школьному (или сахарному) кульку - Schultüte, Zuckertüte - больше двухсот лет. Их дарят детям в первый школьный день, чтобы подсластить дорогу в школу. В ранишние времена кульки росли на сахарнокульковом дереве во дворе у учителя и как только они достигали нужного размера - пора было идти в школу.

(Здесь можно прочитать подробный пост "Такой важный сладкий кулек. История возникновения и изменения сладкого школьного кулька" - https://homaaxel.livejournal.com/1327311.html.)

Фото из Википедии, 50е годы прошлого века



Можно легко заметить, что сахарное кульководство за последние 200 лет шагнуло сильно вперёд, и кульки вырастают не только гораздо больше, но и совершенно причудливых форм. (Это в тот день, когда приходил школьный фотограф, кульки перед началом уроков лежали тут все вместе, я потихоньку сфотографировала.)



Динозавр - тоже кулёк.



Ну, и на фото видно, что кульки чуть ли не больше детей.



Раньше кулёк традиционно был бумажным, сейчас всё чаще встречаются шитые. Мы не стали отставать от моды.



Число и класс вышила знакомая, остальное я сшила сама. Ленты в жизни ярче, чем на фотографиях.





Пожалела, что нужен только один кулёк - у меня было ткани как минимум на три разных красивых.

В других местах есть традиция детям самим мастерить себе кулёк в садике - это такой заключительный проект. А сладости в кульках постепенно вытесняются разными полезными и приятными мелочами, а то и вовсе чем-нибудь, лишь заполняющим объём (в этом смысле очень популярны школьные футболки) - нет у нынешних детей дефицита в конфетах и они их уже не радуют так сильно, как много лет назад. После урока дети с учительницей вышли на крыльцо, получили свои кульки, сфотографировались и на этом первый школьный день был официально закончен.

В Германии в этот день в центре внимания первоклассники - им почести и подарки. Но я же из России! Я подошла к учительнице с букетом и сказала:
- В России принято в первый школьный день дарить учителям цветы!
- Очень хорошая традиция! - сказала учительница.
К слову, учительница нам досталась молодая (но не юная) и симпатичная. И мы пошли домой, праздновать с друзьями и родными.

Катю завалили подарками!



Cладости, новая бутылка и ланчбокс, футболка с логотипом школы, украшения от бабушек.. От друзей и знакомых было тоже много сладостей и куча купонов в ближайший крупный детский магазин, которые мы потихоньку уже отовариваем всякой фигнёй приятными мелочами. Но часы "смарт вотч" от Лены и Кая затмили собой всё остальное.



В инстаграмме мне сразу же написали, что такие часы в школу нельзя, поэтому пишу сразу - во-первых, это очень простая модель, как я просила, без GPS, интернета и функций прослушки, просто игрушка, которая умеет фотографировать, записывать видео и аудио, и немножко играть, а так же показывать и называть время, модель для начинающих. И во-вторых, в школу эти часы Катя не берёт, электронные игрушки в школе не разрешены, а часы у них висят в кабинете на стене, для тех, кто понимает время. И еще нам прислали много-много открыток и подарочков!



Я, честно говоря, не ожидала, что так много людей отзовётся! И что пришлют не только открытки. Книжки и блокноты, наклейки, ручки, брелки для рюкзака, магнитики, сладости... Всего и не упомню, а сфотографировать никак невозможно - всё в ту же минуту утаскивалось, пробовалось, прицеплялось, наклеивалось... Всё-всё пришлось к душе и ко двору. Я честно собиралась назвать всех поимённо... Но я тогда к новому году не закончу, так много замечательных отзывчивых людей, с которыми я знакома и не знакома. Я каждому из вас (кого узнавала по подписи) старалась благодарить лично, и всем поздравившим моих девочек (открытки для Лены покажу отдельно) отправила открытку - те, кто пошёл в первый класс, уже все получили, остальные отправила недавно, ждите и пожалуйста напишите, если не дойдёт в течение 3х недель, почта, увы, не всегда надёжна. А здесь я говорю всем и каждому из вас - СПАСИБО!!!! Нам было очень приятно! Мы обязательно сохраним эти открытки. Ну, а мы учимся дальше и уже совсем скоро у Кати каникулы. Тогда и расскажу о первых впечатлениях и о школьных буднях."

Продолжение - https://homaaxel.livejournal.com/1487368.html.
Tags: Германия, Их нравы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments