homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Как в Германии дети заканчивают детский сад и идут в школу. Продолжение

Начало истории - https://homaaxel.livejournal.com/1487152.html.

Прошло 7 недель учебы. Первые впечатления - https://www.babyblog.ru/user/id1406339/399799.

- Мама, мы совсем ничего не учим, только рисуем и празднуем дни рождения! Такой вывод сделал ребёнок после первого школьного дня. Сказала она это с большим облегчением, видимо боялась, что её там сразу завалят непосильной учёбой. Я улыбнулась и поставила плюсик нашей фрау Клинке - учить детей так, чтобы они этого не заметили - это определённо талант.

Спустя две недели все летние именинники кончились, праздновать стали поменьше, но рисуют по-прежнему много - карандаши точим дважды в неделю, боюсь, до нового года не хватит коробки.

Не скажу, что я переживала, но хотелось бы знать, когда же начнут учиться. И вот 2го сентября состоялось первое настоящее родительское собрание. Нам в очередной раз представили Общество финансовой поддержки школы (так перевели мне в интернете Förderverein [фёрдерферайн]). Такие "ферайны" вещь в Германии мегапопулярная, они есть у садиков, школ, общественных организаций, разных прочив инициатив. Смысл: вступаешь в это сообщество, платишь ежемесячные взносы (размер устанавливаешь сам, но есть некоторый минимум) и по мере сил помогаешь и всячески поддерживаешь, в данном случае, любимую школу. Народ туда в очередь не стоит, конечно, поэтому и агитация при каждом удобном случае. В этом году между двумя первыми классами устроили соревнования - класс, где к концу сентября будет больше членов сообщества, получит 100 евро на счёт. (Мы победили.)

Потом мы познакомились с учительницей математики (и спорта). В моё время у нас всю начальную школу была одна учительница, которая вела у нас и математику, и чтение, и природоведение, она же с нами пела, рисовала, лепила, шила и занималась физкультурой (переодевались мы все вместе в проходах между парт, а физкультура проходила в "реакреации" - большом холле перед кабинетами, учительница при этом оставалась в своей кофте и юбке). У Кати всё не так. Классная руководительница фрау Клинке ведёт чтение, письмо, окружающий мир и "искусство" - урок, соединяющий в себе наш труд и рисование. Эти уроки проходят в родном кабинете. Сюда же приходит каждый день учительница математики, фрау Шнайдер, и дважды в неделю учительница религии фрау фон Заффт. Она же ведёт музыку, на неё детей уводят в музыкальный зал. На спорт три раза в неделю идут в спортзал, где у мальчиков и девочек отдельные раздевалки. У нас в этом году решили сделать три урока физкультуры, или как здесь говорят, спорта, вместо двух. Два урока ведёт фрау Браун, а третий - учительница математики. Потому что этот третий урок выкроили за счёт урока математики. Планируется, что дети будут учить математику на бегу, считать прыжки, строить геометрические фигуры и всё в этом роде, девиз "учение в движении". Звучит занятно.

Пару слов о преподавании. Здесь принята система, когда учитель ведёт два-три предмета, причём совершенно разных, не рисование-черчение или история-обществознание, как было у нас. А вот, например как фрау вон Заффт, религия и музыка, но это еще даже в некотором смысле где-то близко, а вообще сочетания тут самые нелогичные: испанский язык и география, религия и физика...

Ну так вот, учительница математики. На математике самая большая тема, которой будут заниматься долго - состав числа. Ну и цифры учат, единицу вот уже буквально в конце второй недели выучили.)) Актуально дошли уже до семи. Фотографии рабочих тетрадей сделаны наугад до начала учебного года.







Hа немецком у нас Вселенная букв. Буквально, можно сказать. Начали они со слогов, которые представлены летающими тарелками. В каждой тарелке обязательно должен быть пилот - гласная буква. Простые согласные буквы живут на планетах. Заковыристые согласные и буквосочетания - на далёких звёздах. И нас предупредили, что скорее всего, до них дети доберутся только во втором классе. Но читать они должны начать уже совсем скоро, складывая уже самые первые выученные звуки - мы учим звуки, учительница настоятельно просила придерживаться этой линии. Названия букв будут учиться тоже во втором классе. Пока что дети выучили три буквы - О, И, У. Вы тоже обратили внимание, что последовательность не как в русской школе, берут то, что попроще пишется.









И в немецком, и в математике в учебниках и на уроках присутствуют по две куклы, которые помогают учительницам объяснять материал. Это Кари и Бу с немецкого.



А это Флекс и Фло с математики.



На музыке учат школьную песню, о которой я упоминала в прошлой части. Религия для меня пока самый неизведанный предмет, что там происходит не знаю и Катя не помнит. Может оно и к лучшему.

Вы уже поняли, что мы никуда не торопимся. Палочек-крючочков не пишем, много рисуем, соединяем точки, проходим лабиринты, учимся рисовать линии и завитушки, не отрывая карандаша. Да, весь первый класс дети будут писать толстым простым карандашом, никаких ручек.



На уроке окружающего мира первая большая тема, которую изучали - наши правила. Два первых:
- мы поднимаем руку
- мы вежливы друг с другом.

Потом к детям несколько раз приходила представительница отдела здравоохранения с темой "Здоровые зубы". В заключение цикла она угощала детей здоровым (с точки зрения зубов)) завтраком (сдали по 1€). Мне очень хочется позвонить этой даме и высказать всё, что я о ней думаю. Она показывала детям, как надо чистить зубы, и ребёнок затребовал простую щётку вместо электрической. Она рассказала детям, что для зубов неполезно есть фрукты, и у нас теперь ещё бОльшая проблема - что дать на завтрак... Но пока не позвонила. И уже не позвоню, наверное, она небось хотела как лучше.

Следующая тема - дорога в школу и домой, правила перехода дороги, удобные маршруты, подходящие компании - это в нашем случае не те, где чем-то угостят, хотя и не исключено, а те, с которыми можно кооперироваться утром, чтобы спокойнее и веселее было идти в школу без родителей. У нас очень активно призывают к тому, чтобы дети ходили в школу самостоятельно. Для этого и маршруты на уроках, и добровольные регулировщики движения из числа родителей каждое утро на пешеходных переходах. Кате до школы идти примерно 5 минут, на пути одна второстепенная, но нерегулируемая дорога. По пoнедельникам, когда мне надо раньше на работу, я перевожу Катю через неё и бегу назад на остановку, дальше она идёт сама. В первую неделю я провожала её до кабинета на третьем этаже, потом две недели помогала переобуться внизу (к слову, сменка обязательна круглый год и она храниться в школе - у каждого ребёнка свой крючок с полочкой сверху и снизу; спортивную форму мы тоже всю неделю оставляем в школе), и с начала четвёртой недели мы прощаемся у дверей школы.

В первые недели детей приучают к школьной рутине. Почти сразу им выдали дневники, где каждый день недели обведён своим цветом. И каждый день на доске висят таблички с датой, где у дня недели рамка того же цвета. Для домашних заданий есть условные обозначения. В день детям задают задание только по одному предмету. В пятницу во всей начальной школе домашних заданий нет. Кроме даты на доске висит "расписание уроков" - опять же используются условные обозначения для каждого предмета, обозначены паузы и завтрак. И большая красная стрелка передвигается от предмета к предмету - передвигать её поручается "ребёнку дня". Таким "именинником" назначается каждый день новый ребёнок, по списку. Это не совсем наши дежурные, потому что миссия скорее почётная, нежели обременительная. Он раздаёт детям учебные материалы и идёт впереди рядом с учительницей, когда дети куда-то идут строем. Дежурные будут тоже, но позже. Они будут даже подметать класс.

И еще об организационном. У нас нет классного родительского комитета, есть школьный. От нашего класса туда входят два папы - официальный представитель и его зам. И они же организуют всю внешкольную "движуху". Но такой тут мало. Пока запланирован только пикник с запуском воздушных змеев в одну из пятниц октября. Утренники-праздники - пока запланированы осенний и рождественский - проходят утром без присутствия родителей, будут готовиться учителями. Подарков детям на новый год и гендерные праздники тут в школе нет. Фонд класса (предложено сдать по 50 евро) расходуется на запланированную на середину декабря поездку детей в кукольный театр (уйдёт чуть ли не половина этой суммы) и на покупку расходных материалов для уроков труда и прочих мастерилок.

У детей каждый день четыре урока по 45 минут. Уроки начинаются в 8 часов. На коротких переменах (5 минут, их две) дети остаются в классе. Каждому выдали специальную залоговую карточку, по которой можно взять в классе на время перемены игры или книги. Катя берёт из дома книжки с наклейками, мелкие игрушки, раскраски. Вторая перемена большая, тридцать минут, из них 10 минут на завтрак, дети вместе с учительницей завтракают в классе. Катя нормально ест дома, поэтому на завтрак берёт немножко овощей (до зубоздоровой дамы были ещё и фрукты), орехи. Сладости на завтрак запрещены, здоровое питание поощряется. На остаток большой перемены (по 20 минут) детей выгоняют во двор. В 11:40 заканчиваются уроки.

После уроков за детьми, которые не идут домой, следит до часу другая учительница. Они или в классе или на улице, по погоде. В час дети разделяются на тех, кто идёт на продлёнку и тех, кто посещает "школу всего дня" (если есть в русском языке специальное слово - напишите мне его). Суть у обеих мест одна, условия разные. Что общего? Детей кормят одним и тем же обедом, обед стоит одинаково - около 60 евро в месяц. Меню на неделю можно посмотреть на сайте школы. Потом дети играют, гуляют на одном и том же школьном дворе, делают уроки. Теперь различия. Школа бесплатна, закрыта в каникулы, дети там обязаны находиться до полчетвёртого (можно, правда, самому решить в какие дни недели дети туда будут ходить). На 100 детей 2 педагога. Начиная со второго класса у детей на выбор масса кружков - лепка, шитьё, варка, рисование, спорт, музыка, поделки. Продлёнка стоит денег. Сумма зависит от дохода родителей, мы платим 260 евро (плюс еда). Это очень дорого. За что же? Самое главное для нас, не имеющих дедушек-бабушек, могущих нам помогать - продлёнка работает почти все в каникулы. С 7:45 утра до пяти вечера (в школьные дни она открыта тоже до пяти, но я забираю Катю около трёх). Забрать ребёнка можно в любое время. Если попросить, то его в нужное время отправят домой или в спортивную секцию. Катя по пятницам занимается в школьном спортзале роликами, её туда отправляют без десяти три. Закрыта продлёнка только три недели летом (у нас летние каникулы 6 недель) и чуть больше недели на Рождество-Новый год. На 40 детей 4 воспитателя. Кружков как таковых нет, но воспитатели делают с детьми всё то же самое по настроению и ситуации. В продлёнке у Кати есть свой небольшой отдел в шкафу, где можно хранить свою игрушку-книжку или недоделанные поделки. Там у неё тоже есть залоговая карточка - её можно оставить в залог, если берёшь настольную игру или что-то для улицы - мяч, шлем и скейтборд, шлейки для игры в лошадку - весь ассортимент я еще не изучила.

А с сегодняшнего дня у Кати первые каникулы.))
Tags: Германия, Их нравы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments