homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Дорога вдоль реки Инн до Санкт-Моритца, начало

На следующий день после того, как мы в снегопаде покатались на Лехе (и нам это не понравилось), было решено поехать кататься на швейцарский склон Санкт-Моритц. В тот день это была единственная долина в радиусе 3 часов на машине, где было солнечно, а снегопад обещали только после 14 ч. Это был шанс и этим нужно было пользоваться. Не сидеть же весь день дома.

Мы встали в 5 утра, ведь в тот день нужно было проехать около 3 ч. в одну сторону. К моменту выезда начинались темно-синие сумерки. С гор поднимались облака, а тяжелое плотное небо предвещало густой снегопад на целый день.



Наш затейливый маршрут до горнолыжного курорта Санкт-Мориц. Кажется, что всё близко и на одной линии - Оберстдорф, Лех, Ишгль, Ароза, Давос, Санкт-Моритц. И хотя тоннелей много, придется попетлять по горным тропам.



Спящая австрийская деревня Клёстерле. При заселении меня удивил вопрос от хозяйки дома:"Вам нужны свежие булочки по утрам? У нас в деревне неподалеку есть булочная". Сложилось впечатление, что есть люди, для которых булочки на завтрак -  ритуал, нарушать который нельзя.



Первым делом мы нырнули в 10 км тоннель, где кроме нас в это время никого не было. Австрийцы и швейцарцы в плане постройки новых тоннелей большие молодцы, стараются их сделать максимально безопасными. Иногда тоннели бывают платные (обычно первое время это стоит 10-15 евро), но в большинстве случаев они бесплатны.



В ближайшей долине всю ночь шел снег, поэтому все деревья засыпало.



Здесь маршрут делится на тот, который ведет на восток, в Инсбрук, и тот, который уводит на юг, в Швейцарию. Мы пока что ехали на восток, вдоль огромной долины Альп, словно по коридору, поэтому погода прежняя - над нами стоят тучи, всё вокруг в снегу.



И вот уже едем южнее и погода начала меняться - появилось солнце, а снега в долинах почти нет. В Альпах так часто бывает: новая долина - новая погода.



Вдруг полосой между тучами вышло солнце и красиво подчеркнуло горные вершины. Внизу в долине стояли хорошенькие жилые дома, многие их которых построены недавно - они бетонные, белого цвета, с большими панорамными окнами и балконами. Я могу понять этих людей, которые покидают города, чтобы жить в окружении людей, подобных им по социально-экономическому уровню, жить среди гор, тишины, красоты, среди своего устоявшегося небольшого мира.



Мы ехали по австрийской части Альп, довольно быстро приближаясь к границе. Это очень старый торгово-военный путь вдоль реки Инн, той самой, которая дала название Инсбруку. Это вторая по величине река Австрии, которая берет свое начало далеко впереди, на перевале над Санкт-Моритцем.

Инн использовалась еще римлянами. Это был важный торговый маршрут для перевозки соли, серебра, железной руды, меди, извести и древесины. Из Австрии на юг везли мясо, пшеницу, жир, вино. Обратно корабли тянули наверх с помощью лошадей. Обычно требовалось 6-20 лошадей, чтобы переправить в Рим 100 тонн зерна. Для военных это также был быстрый и безопасный пусть для передислоцирования войск.  В 1858 г. вдоль реки построили железную дорогу. Для этого потребовалось построить несколько шлюзов и мостов и река перестала быть судоходной.

Сейчас вдоль реки можно проехать на велосипеде, маршрут длиной 517 км называется Innradweg. Здесь все карты и этапы веломаршрута - http://www.fahrrad-tour.de/Innradweg/InnUeberblick.htm. Здесь - швейцарская часть маршрута, гастрономические, архитектурные и геологические достопримечательности - https://www.innradweg.ch/de/innradweg.html. Маршрут начинается на высоте 3 000 м над Санкт-Моритцем и ведет вниз вдоль живописных ущелий, долин, деревень и озер. На территории Австрии начнутся пойменные луга, природные заповедники и города в стиле барокко.

Innradweg von der Quelle bis zur Mündung in die Donau

Река в своем начале довольно узкая и бурно течет по крутому ущелью. Поэтому на территории Швейцарии ее поток используется для работы нескольких небольших электростанций. Всего с 1930-х гг. вдоль реки Инн было построено 24 гидроэлектростанции, что изменило ее русло и повлияло на биоразнообразие. Исчезли многие виды растений, половина видов рыб, бобры и выдры. В 1970-х была осуществлена программа по возвращению бобров (их завезли из Баварии) и с тех пор они расселились по берегам вверх и вниз по течению. Со временем вернулись и выдры.



Здесь можно оценить масштаб высоты ущелья относительно автодороги и тоннеля.



Ущелье довольно подвижное, река периодически подмывает его берега, поэтому иногда встречаются селевые сходы, а стены автодороги очень хорошо укреплены бетоном и двойной металлической сеткой. В начале пути река довольно мощная, поскольку в высоких Альпах выпадает много осадков, у гор большой угол наклона, а берега ущелья - узкие.

Если посмотреть на карту реки Инн, видно, что она питается водой с альпийских ледников четырехтысячников. Ее исток находится возле перевала Лунгин и одноименного озера в верховьях швейцарской деревни Энгадин на высоте 2 564 м. Перевал над истоком является крупным европейским водоразделом (Балтийское море, Черное море, Адриатическое море).

Fluss des Monats » Wasser, Klimawandel & Hochwasser - Infos auf ...



Почему постоянно укрепляют дорогу: с гор сходят сели. Они срезают ели, сносят автомобили. Например, 30 марта 2012 г. на этом участке между приграничными деревнями Vinadi и Martina сель одновременно снес легковую машину и автобус с туристами. Никто не успел ничего предпринять. Для спасения людей были вызваны 10 машин скорой помощи, 6 вертолетов, пожарные и горно-спасательные службы. Источник - https://www.gr.ch/DE/institutionen/verwaltung/djsg/kapo/aktuelles/medien/2012/Seiten/201203301.aspx.





Мы же по дороге проезжали через такой сошедший сель. Он накрыл полутоннель.



Вот результат схода камней на том же участке - между деревнями Ovell и Martina 16 марта 2019 г. Днем на дорогу сполз кусок скалы размером 8х20 м. Дорогу пришлось закрыть на несколько недель. Никто не пострадал.

Кусок скалы откололся от общего воздействия долгих ливней и резких смен дневной и ночной температуры. Источник - https://polizei.news/2019/03/18/felssturz-sperrung-der-engadinerstrasse-zwischen-martina-und-ovella-kt-gr/.





Последние несколько лет, после отчета Международного фонда дикой природы о состоянии реки, ей постарались вернуть былое биоразнообразие, чтобы вернуть воде экологическую чистоту. Из-за таяния ледников весной вода становится серой, но это не ухудшает качества воды. Зато ниже по течению, в широких долинах Австрии и Германии, в воду попадают стоки с производственных предприятий, удобрения с полей и городские сточные воды.



Во время постройки железной дороги в середине 19 в., большие территории вдоль реки были вырублены, осушены, появились пахотные земли. Вся долина изменилась.

Мы въехали на территорию Швейцарии, где нас встречает деревня Мартина. Домики из деревянных с каменным основанием превратились в полностью каменные, белого или бежевого цвета. В богатых деревнях стены расписаны картинами на тему местных легенд или народного быта.



В 1924 г. здесь были такие же дома, коренастые, с острой крышей:



Если интересует архитектурный туризм, то на туристическом сайте швейцарского кантона Граубюнден https://www.graubuenden.ch/de/suche/m/ausflugsziele/sc/architektur-highlight можно найти достопримечательности на любой вкус - жилые дома, церкви, офисы, древние и современные здания, мосты, гроты, монастыри и замки.

Мы продолжем ехать вдоль русла реки Инн на юг, туда, где через облака начинает светить солнце.



Правда, здесь на вершины опустился плотный туман. Из окна машины - красиво, но с точки зрения горнолыжного спорта - неподходящие условия. Едем дальше.





За поворотом скрывается дорога к музею Stamparia. Он был включен в список культурных ценностей национального значения  кантона Граубюнден. В этой деревне еще в 1680 г. была создана типография. Она просуществовала 200 лет и здесь были напечатаны очень известные произведения романской литературы. В доме на первом этаже была типография, а на втором - семья типографов. Когда последний представитель этой семьи умер в 1987 г., типографию переделали в музей.



В музее можно увидеть первые Библии, напечатанные на протороманском языке, печатные станки всех эпох, нотные тетради с местными народными песнями.

Все музеи кантона Граубюнден собраны в единой мозаике сайта - https://museen.gr.ch/de/home/home.htm.



Если от этого народного музея проехать вперед вдоль реки еще 20 км, там будет впечатляющий замок Тарасп (Schloss Tarasp). Он был построен еще в 11 в. и сейчас, глядя на него, можно удивиться финансовым  и оборонительным возможностям рыцарей того времени. Изначально замок был построен знатным человеком с озера Комо, затем с середины 13 в. замок стал принадлежать землям Австрии, неоднократно расширялся и перестраивался, а в 1803 г. эти земли Наполеон подарил Швейцарии, это было одно из последних приобретений Гельветики.

Ferien im Unterengadin - günstig mit Migros Ferien

Следующие несколько десятилетий замок переходил из рук в руки и постепенно разрушался. В 1900 г. богатый промышленник из Дрездена Карл Август Лингнер, который изобрел жидкость для полоскания рта Odol, купил полуразрушенную крепость и отремонтировал ее в стиле историзма. Чтобы наполнить замок, Лингнер купил мебель в богатых домах жителей Граубюндена, Тироля и Германии. В 1916 г. он купил и установил в замке орган, привезенный из Дрездена. Сейчас это крупнейший орган в Европе, находящийся в частной собственности. Также Лингнер устроил вокруг замка красивый парк.



Odol превратился в одну из первых известных торговых марок, Лингнер заработал на его продажах многомиллионное состояние, купил виллу в Дрездене, замок в Швейцарии, был председателем автомобильного клуба в Саксонии и водил Мерседес, был членом престижного Имперского яхт-клуба и участвовал в морских гонках. В том числе он направил значительную часть своего многомиллионного состояния на пропаганду гигиены, организовывал тематические выставки и оказывал поддержку в становлении просветительских учреждений, например, в создании Немецкого музея гигиены.

До сих пор компания Odol занимает 70% рынка средств для полоскания рта. Также они выпускают спреи, жевательные пастилки и жевательную резинку.

После установления органа Лингнер внезапно умер от последствий операции на языке (у него был рак). По завещанию замок должен был перейти последнему королю Саксонии, но тот отказался (согласно завещанию, он должен был жить в замке в течение определенного времени каждый год) и замок перешел к великому князю Гессенскому. Он владел им до 2016 г. Сейчас замок ежегодно получает от кантона 200 000 швейцарских франков на развитие культурного туризма.

Внутри замка можно гулять как с группой, так и самостоятельно. Иногда в замке проводятся органные концерты. Пишут, что там великолепная акустика. Ежегодно замок посещает 15 000 человек.



К сожалению, с дороги нам замок увидеть не удалось, т.к. с гор спустилось плотное облако. Это было по-своему красиво.





Проехали еще южнее и там облака начали постепенно рассеиваться и всё чаще стало показываться солнце, даря надежду на ясный день. Вдоль долины вытянулись хребты трехтысячников.



На дороге в такой ранний час никого нет.  Всё же в эти места люди приезжают отдохнуть, т.е. хорошо выспаться, к 8 или к 9 утра спуститься на завтрак...



Мы же меняем километры и часы, чтобы увидеть что-то новое.



Красоту австрийских или швейцарских Альп можно наблюдать не только из окна автомобиля. Например, есть австрийский сайт, где собраны все панорамные железнодорожные маршруты по Тиролю - https://www.blog.tirol/en/2016/03/a-guide-to-tirols-best-bus-train-trips/.

Сайт, посвященный панорамным путешествиям на поезде по Швейцарии - https://twistedsifter.com/2013/11/rhaetian-railway-albula-bernina-landscapes/. Там много красивых, вдохновляющих фотографий.

Страница Википедии, посвященная всем туристическим железнодорожным маршрутам по Швейцарии - https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_mountain_railways_in_Switzerland.

rhaetian railway albula bernina glacier express bernina express unesco (13)
Photograph via iammanic on Reddit


Материалы по теме:

Австрия, горнолыжный курорт Лех в начале марта - https://homaaxel.livejournal.com/1508555.html.

Tags: Австрия, Швейцария
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments