homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Гжель, гончарно-майоликовый завод. 16.02.2008

На самом деле Гжель ближе, чем мы все думали. Это восточное направление Подмосковья, примерно 55 км. Своим ходом можно доехать на электричке с Казанского вокзала. Или на автобусе от м. Выхино. Мы ехали с экскурсией, на автобусе.
Гжель - это не одна деревенька. Нет, конечно поселок Гжель есть. Но этим именем также называется порядка 30 сел вокруг, которые исторически занимались гончарныи искусством. Это как Ялта и Большая Ялта. В этом краю на окнах домов очень красивые наличники, затейливые, необычные. Кому нужно сделать фотосессию - может просто идти вдоль шоссе километров 15 - постов хватит на год вперед.
Само по себе производственное зданьице - хлипенькое. Хотя экскурсовод сказал, что лет десять назад положение тут было совсем ужасное. Сейчас здание явно требует не только косметического ремонта (его толком не ремонтировали с советских времен), но и капитального (трещины по зданию идут несмешные). Странно, что государство не спешит помогать историческому производству. Они в цехах такую красоту делают! Но вы бы посмотрели на сами цеха. Вспомнилась фабрика матрешек в Сергиевом Посаде. Все как всегда. Денег на содержание здания в достойном состоянии не выделяется.
Первая комната, которую мы увидели - сушилка. Может она и не так называется, но предназначение у нее именно такое. Сюда свозят отливочные гипсовые формы и готовые отлитые глиняные фигурки. Здесь они могут сохнуть по 4-5 недель. Глина достаточно долго сохнет изнутри.



Потом эти фигурки покроют плотной белой основой и уже по ней будут расписывать акриловыми красками.



Хотя по мне - такую красоту закрашивать - только портить. Я очень люблю терракоту, теплую глину. Зачем ее закрашивать - не понимаю. Пускали бы хоть сколько в продажу, покрытую только бесцветным лаком.



Это те самые гипсовые формы, в которых рождается фигурка. Всю массовую мелочь лепят не на руках, а отливают в формах. При этом в глиняный раствор добавляют присадки. От них многое зависит. Но еще больше зависит от того - сколько воды добавил мастер при работе с гипсовой формой. Много - фигура будет долго сохнуть, может треснуть в печи. Мало - тоже некачественно получится. В этом и состоит мастерство - определить на глаз сколько воды прибавить к глине.



Такие знакомые с детства фигуры зайцев!



Кабанчеги... :) От такого количества любимой терракоты голова кругом пошла. Я была готова здесь находиться вечно, но нас ждал мастер-класс по лепке.



Нас рассадили за столом, выдали глину, стики. И 45 минут времени. Творим. Это - такса и жираф.



Глина оказалась очень жирной. Руки мгновенно стали красными. Оказывается, из глины бесполезно отрывать и лепить отдельные кусочки - с большой долей вероятности все, прилепленное отдельно, при обжиге отвалится. Нужно лепить из цельного куска, оттягивая от него ручки-ножки. Потом фигурки сохнут несколько недель. Важно - в естественных условиях. К батареям ставить нельзя - треснет. Или сверху подсохнет, а внутри - нет. Тогда тоже при обжиге развалится.

Фигурки мы забрали в пакетиках с собой - доводить до ума дома. И отправились в небольшой музейный зал, где представлены работы современных мастеров и кое-что из глиняных изделий, найденных в этой области в земле.



Когда-то здесь были огромные залежи не только красной, но и белой глины. Петр I постановил белую глину пускать в ход только для производства аптечных формочек и пузырьков. Но все равно она быстро закончилась. И теперь завод работает только с красной глиной. Ее добывают все в том же месте, неподалеку от деревеньки.



Только что добытую глину в оборот не пускают. Она в течение двух лет отлеживается в специальных хранилищах. Чем больше пролежит глина, тем качественнее из нее получатся изделия. Конечно, глину предварительно очищают, освобождая от лишних примесей, снижающих ее качество.



Мы идем в цех, где делают горшки.



Здесь тоже используются формы для отливки стандартных небольших горшков. Большие же делают руками.



Рядом с гончаром лежат стандартные, вымерянные, блоки глины. Стоит форма - как образец. Веточка из проволки показывает высоту изделия.

Ряды гипсовых форм. Их количество завораживает.



Это уже ручная работа. Резьбой занимаются женщины.



Это следующий зал. Здесь тоже лепят большие горки вручную. Настолько точная, аккуратная, выверенная работа! Смотреть можно бесконечно. Вот гончар обмакивает руки в воду, вот опускает руки внутрь глины и она вырастает вверх, вот он опять ее опускает ниже... Бесконечно...



Это - обрезки глины. Их снимают рукой. Но выглядит - словно срезали ножом. Используют ли их дальше - неизвестно.



Резчик узоров. Быстро, четко, вымерянными движениями. Сначало прорисовываются основные горизонтальные линии, потом - завитушки узоров между ними.



Это те самые горшки, которые сейчас будут украшать.



P.S. координаты гончарно-майоликового завода в области и магазина в Москве - http://www.gzhel.org/?sait=4

Продолжение следует...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments