homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Сравнение Голландии и Германии

Когда пересекаешь границу Германии и Голландии, это узнается по ровному, тихому асфальту, по яркой, четкой разметке и по освещению дороги. По более новым и не чадящим машинам, по существенно заметному количеству электромобилей. Другой мир. Я вспоминаю, что Германия любит называть себя "экономическим локомотивом Европы", любит всем страам высказывать свое мнение, как она считает и как должно быть. А Голландия ничего не высказывает, она просто живет. Мимо проезжает множество автомобилей, скорость после Германии заметно снижается до ограничения 100 км/ч. и уже никто никуда не спешит, не тупит, не устраивает гонок. Хотя голландцы любят внезапно перестраиваться на малом расстоянии, словно следуя московской манере.

 Вспоминаю, что в Германии среднему автомобилю 10 лет. Т.е. если нашей машине 2 года, то чьей-то - 20. А еще правительство Германии спонсирует дизелек, поэтому немцы, любящие экономическую выгоду, покупают именно такие машины и пользуются ими, кажется, пока те не развалятся на части. И они чадят, чадят... Вдоль всех этих био-полей  с эко-сельхозполями, о которых так любит рассказывать немецкое СМИ. Ну и вонь же от этих старых дизельных авто! В сочетании с выхлопами и отсутствием программы пересаживания населения на электромобили - выглядит как очередное двуличие немецких чиновников.

Граница с Голландией тут же узнается по коровам, лошадям и овцам на пастбищах. Потому что настолько не раздуты цены на землю. В Германии нет нефти, поэтому нефть - это люди, зарабатывают на них. Например, на продаже земли, недвижимости, на налогах (кажется, только сумасшедший зарегистрирует свой бизнес в Германии, потому что налоги слишком высокие, неадекватные экономической выгоде).

Отдельная фишка Голландии - освещенные магистрали и иногда - местные дороги. После темной Германии воспринимается как чудо. А освещенная днем голландская магистраль воспринимается как верх роскоши :)

И сразу появляются магистрали на 4, 5 полос. После немецких 2, реже 3 полос - это чудо. Вопрос с дорогами в Германии старый, "Нема золотого запасу". Поэтому постройка новых магистралей и расширение старых - оооочень медленная история. Вообще, судя по скорости строительства дорог и домов, Германия зарабатывает не на факте создания продукта, а на процессе, рабочие получают зарплату по времени. Короче, это чей-то отмывочный бизнес, который длится годами. Он должен длиться годами! Главное - процесс, а не результат. Прочитала. что в этом году (теоретически) должны построить аж 53 км дополнительных полос магистралей по всей Германии. Причем "должны" не значит - построят. Это всего лишь планы на бумаге. Дело в том, что Германия работает сквозным потоком для грузовых перевозок всей Европы и трафик из фур ого-го какой. Поэтому и дорожные знаки стоят с двух сторон  магистральной полосы: из-за сплошного потока фур, друг друга обгоняющих, знак справа физически заметить часто невозможно. Магистраль на 3 полосы - это дорога, по которой можно ехать, магистраль в 2 полосы - постоянная пробка. Потому что фуры не имеют права превышать свой скоростной лимит 85 км/ч  и обгоняют правую полосу крайне медленно, в результате чего левая полоса всегда тормозит. Также сказывается дурацкая привычка немцев на магистрали тормозить, чтобы посмотреть аварию на противоположной стороне дороги. Очень интересно! Никогда не видели. Это всё следствие того, что в Германии долгое время считалось, что видеорегистраторы - это опасная вещь, которая позволяет следить за частной жизнью чужих людей (всем как будто это очень интересно). Поэтому в Германии нет ru_chp и негде посмотреть всевозможные аварии и поучиться на чужой глупости. Учатся на своей. Поэтому в Германии оооочень много аварий в общеевропейском масштабе (Россия стоит особняком, там происходит на дорогах что-то особенное).

И вот это отсутствие в Германии видеорадаров, проверок на алкоголь, расхолаживает водителей. Ну что это за радар, который стоит только в рабочее время и привязан к большой машине типа маршрутка? Т.е. с 18 и до 8 утра на дороге можно делать что угодно! Такой радар будут привозить на одну и ту же точку может быть 2 раза в год. Поэтому в Германии на дороге можно делать всё, что угодно, и даже в невменяемом состоянии. Голландцы в этом плане повнимательнее водят, учитывая камеры на всех столбах. Причем, столбы эти с шипами, не снимешь, и расположены так, что не закрасишь. Уверена, и запись ведется на цифру, а не на пленку, как в Германии (да-да, 21 век на дворе).

Еще очень нравятся голландские светофоры, которые реагируют на появление авто и почти в ту же секунду переключаются. Это так удобно! И не нужно стоять, коптить небо на перекрестке. А в Германии нужно. Это еще один плюс в сторону голландского вклада в чистый воздух и сохранение климата.

Элегантное решение - вертикальный лифт для парковки автомобилей. Еще такие встречала только в Дании.



И еще немного про голландские машины. Знаете чего там не будет? Срача в салоне. В немецких машинах, неважно какого года, на пассажирском кресле будет обязательно подушечка или пустая пластиковая бутылка, на заднем сиденье или во весь размах багажника - бесконечные коробки с бесконечными пластиковыми и стеклянными бутылками (чтобы сдать), пледы, какой-то строительный мусор и даже стиральная доска. Кажется, для многих немцев машина - это филиал домашней кладовки :)

Про насекомых. Мы активно поездили за эти длинные выходные, с насекомыми в Голландии может быть чуть получше, чем в Германии, но всё равно это несравнимо с Подмосковьем или Ленобластью. Мир без бабочек, пчел и стрекоз очень странный. в Германии повсюду стараются ставить ульи для пчел и вести учет насекомых в лесах. В Голландии в городах развивается городское озеленение, когда стараются высаживать культуры для насекомых, собирающих нектар. Каждый идет к цели по своей тропинке.



Наконец-то с переездом в Голландию на заправках заканчиваются вечные брецели и булки с сосиской, заканчивается царство хлеба и пива. В Голландии на заправках будут свежие зеленые салаты, будут всевозможные сендвичи с овощами, молочные продукты, смузи. Да, голландцы едят хлеб как не в себя, но они еще при этом вкручивают! Немец хрен будет столько педалировать, как голландец.

Мне еще понравилось отсутствие в Голландии пустых бутылок и мусора по углам. В Германии выбросить мусор из окна машины - естественное дело, вся обочина в мусоре. Убирают его 2 раза в год, по расписанию. Я всматриваюсь в придорожную траву голландских дорог - и не вижу там такого количества мусора, ни в городе, ни в сельской местности. Доходит до того, что случайный увиденный фантик я воспринимаю как злостное хулиганство.

Это всё - следствие алкоголизма возле замка Гейдельберга. К сожалению, во время закрытых кнайп (пабов), стеклотару немцы оставляли повсюду. Т.е. бутылки они до места распития донесли, а унести уже не смогли.








Очень понравилась голландская идея ставить во дворах спортивные площадки, т.е. не просто пустое место для занятий с мячом, а активные тренажеры, где что-то нужно крутить, нажимать, подтягиваться. В Германии очень не хватает подобного. Ощущение, что немецкая система здравохранения как раз держится на пожилых людях и на людях с болезнями обмена веществ, поскольку медианный возраст в Германии 45 лет. Представляете, если кругом все будут спортивные и здоровые? На чем делать деньги? Можно, конечно, на иностранцах, но больных граждан Германии намного больше.



Классная идея с шатрами рядом с работой, где в перерыв под одним шатром можно потягать штангу, а под другим - зяняться аэробикой. Всегда на свежем воздухе. И не нужно себя загонять в зал.



Конечно, возрастное различие и различие в количестве больных людей очень чувствуется между этими двумя странами. Когда въезжаю обратно в Германию, ощущение, что попадаю в дом престарелых, где почти у всех пожилых какие-то серьезные проблемы со здоровьем. И вспоминаю о том, что главное для врача - не вылечить, а сделать человека своим постоянным клиентом.

Голландцы такие худенькие, такие стройные, подвижные, гибкие, молодые... Заходишь в кафе и на тебя не оборачивается вся пенсия с немым вопросом:"Тебя сюда кто пустил? А ну бегом к маме!" Ощущаешь себя среди равных по возрасту, воспитанию, образованию.

Кстати, про еду. Голландские кафе могут быть весьма странными с ценовой политикой в том плане, что цена будет как на высокую кухню, а вот сочетание продуктов, вкус, технология исполнения - вызывать недоумение. Тот случай, когда за свои деньги уже ищешь хоть какой-то вкус :) Конечно, Голландия - это огромное поле для кулинарных экспериментов, учитывая колониальное прошлое страны и множество кафе самых разных стран.

Весь мир считает немцев занудами за их любимый вид спорта - придумывание правил, в том числе правил безопасности. Поэтому голландские родители везут детей впереди себя на раме, в багажнике, позади себя - хоть стоя на багажнике. Можно хоть ехать на велосипеде, ухватив приятеля за руль мотоцикла. Можно! И столики можно поставить просто на песок.



Еще мне в Голландии нравится отсутствие бомжей. Конечно, они есть (мимо, шаркающей походкой, прошел парень лет 30, на ногах у него было что-то вроде двух сдувшихся футбольных мячей), но по сравнению с Германией - их нет. Никто не сидит в обнимку с собакой "Дайте денег!". Например, Аахен, Кельн - это какой-то ад в плане бомжей. Это не просто тела, спящие под козырьками дорогих магазинов, они в алкогольном и наркотическом опьянении, агрессивные, больные, со шлейфом запахов. А уж сколько неадекватных в немецких электричках...Туда ведь можно зайти без билета. А в Голландии если хочешь подойти к поездам - имей билет. И туалет по карточке. В Германии предпочитают черный нал. Ну и отсутствие чеков конечно же :)

Мне нравится, что возле голландских вокзалов чисто, уютно и растут деревья.  А немецкие вокзалы какие-то заплеванные, с бомжами в спальниках, со всяким сбродом, греющимся внутри.



Отдельно мне нравится система городских велодорожек. В Германии они тоже есть, но заметно, что это - компромисс. Всё же в Германии в приоритете - частные авто (поэтому столько жирных, ага). Велодорожки с поребриками от пешеходов, с защитой от автомобилистов, с велосветофорами. Конечно, лучше взять велик в аренду и не приезжать со своим: в 9 утра в субботу мимо нас проехал на велике какой-то мужик, на ходу выбрасывая срезанную с этого велика цепь. Она довольно легко перекусывается, там особого мастерства не надо.

Еще понравилось, что на голландских электричках и поездах на контрасте с Германией я не увидела графити. И по городу не увидела, только теги в следовых количествах. В Германии же этим всё засрали. И если закрашенные дома - это всего лишь испорченный фасад, то раскрашенные поезда означают, что подвижной состав никак не охраняется и к нему с любыми намерениями может подойти любой бомж и неадекватный человек. Понимаете? Это вопрос безопасности.

Голландия в этом плане очень прямолинейная и доходчивая. Если в Германии будет огромный плакат, где прописаны все запреты, то в Голландии будет видеокамера и колючая проволока. Зачем нужны слова, если на самом деле нужно не поговорить, а откорректировать поведение?

Так охраняется здание театра. Хлебозаводы охраняются так же.





Мне нравится, что в Голландии очень открытые, расслабленные люди. У них свободные движения, незажатые суставы, ровная спина, доброжелательные лица. В Германии же на лицах - отпечаток вечных проблем жизни. Прям вот проблем! Просто невероятно тяжелая жизнь. И очень много людей с ожирением и больными суставами, словно они все работали на шахтах  и питались одной картошкой с хлебом.

Отдельно обратила внимание, что по Голландии очень редко вижу "скорые", ну может быть одну в день. А в нашем деревенском уголке скорые только успевают летать, шесть в день - это нормально. При этом плотность населения несопоставима. В Голландии она почти как в Москве с Московской областью. Ощущение, что по Германии "скорая" то и дело выезжает к старикам.

И тут же другая особенность голландцев - у них часто по 2-3 ребенка. У немки будет один или ни одного. Почему так - не знаю. Ведь когда придумали "таблетку", ее с большей интенсивностью стали использовать именно голландки. А еще голландские дети удивительно тихие и воспитанные по сравнению с немецкими, небо и земля. Никаких криков, ора, истерики. Даже незаметно, что рядом сидит пара с тремя детьми, один из которых - младенец в люльке. Было бы очень интересно познакомиться с разницей подходов к воспитанию и образованию в этих двух странах.

Вспомнила картину, как немецкие воспитательницы привезли детей 3-4 лет в зоопарк на большой тележке, а голландские воспитательницы - на грузовом велосипеде на море. Потом вспомнила, как голландские школьники младших классов в погоду, когда я была в джинсах и куртке и вообще вся закутанная, разделись, купались, а потом одели сапожки и с воспитательницей попедалировали дальше. А потом вспомнились норвежские школьники, которые в июне в снежную бурю поехали на велосипедах в заснеженную тундру. Мы там пешком еле пробирались... Какие разные культуры и подходы к активностям! Уверена, русские мамы не пустили бы своих младшеклассников купаться в ветер и педалировать в снег. Зато про русских мам говорят, что они "вертолеты" - вечно висят над своими детьми и всё контролируют.

Голландские школьники в середине мая, уже успели одеться:



Еще нравится голландский подход к религии - не делают из нее культа. Церкви и монастыри за ненадобностью переделывают в жилые дома, отели, магазины. Почему нет? Над домами не рисуют, как немцы, охранные религиозные надписи (очень странно читать такие символы над квартирой пилота Люфтганзы или над дизайнерским бюро). Повсюду на перекрестках не стоят распятия, а в офисах не висят кресты. Всё же приверженность немецких политиков к религии меня удивляет. Ощущение, что на этом всё держится в стране. Это хороший бизнес. Хотя с каждым годом количество католиков убывает - пенсионеры выбывают из игры, а молодежь стремится к образованию, а не к религии. К тому же все стали умные, экономные и уже не хотят втридорога покупать место на кладбище - захоронение урны с прахом или высыпание праха под кладбищенское дерево гораздо дешевле.

Еще нравится голландская открытость - незашторенные окна, низкие заборчики или их отсутствие. Да, в Германии тоже такое встречается, но точечно, что скорее подтверждает правило. Немцы всё же очень закрыты, буквально готовы окопаться среди соседей. Но вместе с тем предпочитают жить довольно скученно и даже тесно. До сих пор с удивлением наблюдаю, как немцы среди бела дня почти полностью закрывают металлические жалюзи и это никак не зависит от погоды. Это стиль жизни.

Нравится проявление открытости голландцев в виде скамеечек возле дома. И никаких чертовых надписей "Приват!". Обязательно с восклицательным знаком. Очень здорово вот так сидеть и наблюдать за миром.



Лавочки есть возле половины домиков:



Еще возле голландских сельских домиков заметила удивительно часто встречающиеся электрогазонокосилки. Похоже на робот-пылесос. Так тихо работает! Моя мечта. Потому что немцы обожают погреметь дизельной, дурно пахнущей газонокосилкой, ухаживая за своими газонами. Даже видела голландский электро-трактор, на котором сидел ребенок лет 10, задрав ноги. Т.е. это был не трактор, конечно же, а газонокосилка, но со стороны выглядело так. Почти бесшумно и управлять этим может даже безмятежный ребенок.

Голландия - это конечно же чистый воздух. Невероятно чистый воздух. Морской, плотный, свежий, вкусный. В глубине континента такого нет, особенно в стране, где налог за автомобиль платиться не в зависимости от выхлопов.

Конечно же Голландия - это море и много-много пляжей. За этим сюда и едут. Чтобы был простор, бесконечность ветра, неба и моря.



Отдельно Голландия заслуживает поездки для любителей современной и промышленной архитектуры. Ох, Лавкрафт влюбился бы в эту страну! Такие смелые архитектурные решения. Кажется, они могут быть только в фантазиях, ан нет - построили в реальности. Для архитектурных прогулок особенно подойдут Роттердам, Рурмонд, Эйндховен, Амстердам.



Новый жилой комплекс на пляже, где на каждом балконе написано слово, связанное с морем:





Мне особенно нравится многоуровневость мышления у голландцев. Это ж/д вокзал Гааги.



Пример велодорожки в новом районе, где вместо промышленной зоны будет город-сад. Перепутать велодорожку с пешеходной частью просто невозможно. и, конечно, никому не придет в голову гулять по велодорожке с детской коляской. Пока читала отзывы в ЖЖ про Гаагу  и Голландию вообще, была удивлена количеством мнений, что велодорожки и велосипеды в городе - зло. Люди просто не пробовали. Кажется, это тянется из предубеждения, что велосипедом пользуются только те, у кого нет автомобиля. Хотя это никак не связано. Велосипед - это просто удобно и спортивно.



Велодорожка в районе посольств.



Велодорожка, которая ведет вдоль дюн от Гааги до Харлема. Параллельно проходит тропа для пешеходов и тропа для любителей верховой езды. И вот в этом качественное различие с Германией, где нередко велодорожка по совместительству - прогулочная тропа для пешеходов и это опасно для всех, в т.ч. для собачек.



Очень нравится идея в голландских городах расставлять по городу информационные стенды на тему "было - стало", с фотографиями. А здесь еще и интересный маршрут нарисовали.



Завтраки в отелях Голландии и Германии теперь такие. Всё упаковано в пленку. На завтрак нужно приходить в маске, в заранее зарегистрированное время. Маску снимают за столом. По залу можно передвигаться только в одном направлении, по стрелочкам, указанным на полу. В Швейцарии выбрали путь разносить завтраки по номерам.



Полезные ссылки по Голландии:

Прекрасная страница интересных историй по Голландии, Бельгии и немножко по Гамбургу - Your own Holland. Голландия для своих - https://www.facebook.com/pg/yourownholland/posts/. Они пишут так, как я люблю, полезно и интересно. Если планируете маршрут самостоятельно, их истории очень помогут.

Кафе с котиками в Голландии:
Будьте внимательны, часто необходима предварительная регистрация.

Kopjes, Marco Polostraat 211, Амстердам ( http://kattencafekopjes.nl/)
Kattencafé Op z'n kop, Groningen (https://opznkop.nl/)
Kattencafé Balthazar, Groningen (https://kattencafebalthazar.nl/)
Kattenparadijs Mispoes, Den Bosch (https://www.kattenparadijsmispoes.nl/#home)
The Coffee Cat, Almere (https://thecoffeecat.nl/contact/)
Pebbles Kitty Cat Café, Rotterdam (http://www.pebbleskittycatcafe.nl/)
Jippies kattencafe, Haarlem (http://jippieskattencafe.nl/waar-vind-je-ons/)
Kat & Schotel, Goes (https://www.katenschotel.nl/)
KatDeau, Hengelo (https://katdeau.nl/)

Архитектурные прогулки по Голландии - https://www.architime.ru/activity/2019/tur2180919niderland.htm?spush=aG9tYXhlbEBtYWlsLnJ1. Это ссылка на готовое расписание архитектурных адресов по Амстердаму, Роттердаму, Эйндховену, Рурмонду, Маастрихту, Дордрехту. Особо приятная деталь - во многих новых и отреставрированных зданиях по этим адресам сейчас находятся отели или кафе, т.е. зайти в них может каждый, для этого не нужно быть архитектором или иметь специальное разрешение.

И еще один маршрут архитектурных прогулок по Голландии, уже по исключительно новостройкам - https://architime.ru/competition/2018/tur230918netherlands.htm.

Фильмы о Голландии, про ее историю, тюльпаноманию, про картины, художников, про колонии, про сахар и кофе, про наводнения, про морские исследования, про Вторую мировую:

- “Кенау”, Маартен Треёньет, 2014
О Восьмидесятилетней войне и осаде Харлема в 1572 году

- “Адмирал / Michiel de Ruyter”, Роэль Рейн, 2015
О нидерландском адмирале XVII века

- “Тюльпанная лихорадка”, Justin Chadwick, 2017
Мелодрама на фоне Золотого века

- “Девушка с жемчужной сережкой”, Peter Webber, 2003
Автор и издательство честно предупреждают, что совпадения с реальными лицами и событиями случайны. Это предупреждение более чем правомерно отнести к следующему по списку фильму

- “Ночной дозор”, Питер Гринуэй, 2007
Об истории создания одноименной картины.

- “Новая земля”, Reinout Oerlemans, 2011
О третьей экспедиции Баренца

- «Жажда жизни», Vincente Minnelli, 1956
О Ван Гоге по роману Ирвинга Стоуна.

- “Кити-вертихвостка”, Пол Верховен, 1975
О Нидерландах XIX века по мотивам романов (один из них автобиографический) нидерландской пролетарской писательницы Neel Doff

- “Миниатюрист”, Guillem Morales, 2017


И несколько фильмов, выбивающихся за временные рамки.

- “Черная книга”, Paul Verhoeven, 2006
История еврейской девушки в конце Второй мировой войны

- “Нападение”, Fons Rademakers, 1986
Драма, охватывающая время от Второй мировой войны и до конца XX века. У фильма “Золотой глобус”

- “Подлинный Вермеер”, Rudolf van den Berg, 2016
История одного из самых известных фальсификаторов ХХ века Хана ван Мегерена

- “Оранжевый солдат” (или «Солдаты королевы»), Paul Verhoeven, 1977
Об оккупации Нидерландов во время Второй мировой войны. У фильма “Золотой глобус”.

- “Рифаген”, Pieter Kuijpers, 2016
О человеке, помогавшем нацистам искать евреев в годы Второй мировой.

- “Шторм”, Ben Sombogaart, 2009
Драма, действие которой проходит во время наводнения 1953 года

- “Похищение Фредди Хайнекена”, Даниэль Альфредсон, 2015

- “Дневник Анны Франк”, George Stevens, 1959

- “Дневник Анны Франк”, Hans Steinbichler, 2015

- документальный фильм «Вспоминая Анну Франк», Jon Blair, 1995

Если интересно, как действительно была устроена жизнь в Голландии, без вымыслов и фантазии, можно прочитать Пола Зюмтора “Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта” с предисловием Левандовского.

- Фильм о Второй мировой "Сопротивление банкира" (Bankier van het Verzet), 2018. Про то, как финансировалось движение Сопротивления. В фильме значительно упростили реальные схемы, но все равно очень интересно. Основано на реальных событиях и персонажах, сюжет писался совместно с потомками главного героя.

- Макс Хавелар или Кофейные аукционы голландской торговой компании (1976) — Max Havelaar of de koffieveilingen der Nederlandsche handelsmaatschappij - https://www.youtube.com/watch?v=tjMYGQMOAo4

- Фильм " Zwarte boek" про Вторую Мировую войну.

- "Цена сахара", The Price of Sugar или "Hoe duur was de suiker". Прекрасный фильм 2013 г. на тему рабовладения в Суринаме

- Зыбь (мини–сериал), Als de dijken breken (Когда все дамбы разрушены)
Нидерланды, Бельгия, 2016 г., 1 сезон, 6 серий
На побережье Нидерландов и Бельгии надвигается ураган. Правительство не объявляет массовую эвакуацию и, когда в близлежащие населенные пункты начинает стремительно прибывать вода, что-то делать уже поздно: дамбы не справляются, ничто не может остановить морскую воду, которая разрушает все на своем пути... https://www.kinopoisk.ru/series/1178199/

- «Бомбежка» - про бомбардировку Роттердама 14 мая 1940 г. Нидерланды, 2012г
https://www.kinopoisk.ru/film/678097/

- Ещё про Вторую мировую: “Зима в военное время» (Oorlogswinter), «Сёстры-близнецы» (De Tweeling)

- «Рембрандт: Я обвиняю» - про загадки картины Рембрандта «Ночной дозор»
Германия, Финляндия, Нидерланды, 2008 г.
https://www.kinopoisk.ru/.../rembrandt-ya-obvinyayu-2008.../

- «Расчет»-про похищение и убийство Геррита Ян Хейна (внука Альберта Хейна)Германия, США, 2004 г.
https://www.kinopoisk.ru/film/13975/

- Обязательны к просмотру шедевры известного голландского режиссёра Йоса Стеллинга:

"Рембрандт. 1664" - чудесный, мудрый и завораживающий по красоте съёмки фильм о великом художнике.

"Летучий голландец" - философская притча о людях в эпоху Средневековья.

И маленький сериал Квартета И "По Амстелу", 2013 г.
Tags: Германия, Голландия, Их нравы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments