homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Архитектурная прогулка по Гааге от центра к промышленным окраинам

Пока читала отзывы про Гагу, пролистала 7 страниц поисковика. 7 страниц чьих-то воспоминаний. И почти все они были в духе "Я вообще не хотел сюда ехать, так, заскочил на 5 часов" или "Я был проездом, не знаю что там смотреть". Два бумажных путеводителя по Голландии давали краткое описание культурных и деловых зданий, что никак не рассказывает о городе. Еще удивило, что никто из составляющих отчеты не взял велосипед и не проехался по городу или вокруг него. Не захотелось. Наоборот, часто встречала мнение, что велосипедисты и велодорожки в городе - зло. Сложилось впечатление, что многие люди куда-то едут не для того, чтобы для себя что-то новое увидеть или узнать, нет. Они едут, чтобы удостовериться в том, что дома, то, что привычно, лучше. Или что здание, описанное в путеводителе, действительно стоит на своем месте. Часто люди не любопытны. Возможно, дело в настроении. Возможно - в прорабатывании маршрута и умении посмотреть на одно и то же с разных точек зрения (например, с велосипеда или с воды). А еще очень часто пост о городе - это лента фотографий без мыслей автора. Т.е. человек вообще не понял куда он смотрел, что увидел и почему его заинтересовал именно этот ракурс. Возможно, людям в поездках не хватает времени на простое наблюдение, созерцание, чтобы посмотреть на город своими глазами, а не глазами автора путеводителя.

Мне захотелось самой увидеть, что такое Гаага. Понять, почему ее так избегают в поездках и отчетах. Да, на город в конце Второй мировой был устроен авианалет, летчик по ошибке уничтожил густонаселенный жилой район. Также немецкие войска построили через весь город Атлантическую стену, в результате чего был разрушен большой квартал. Поэтому Гаага такая разная по архитектуре: есть рабочие кварталы конца 19 в., есть модерн, есть застройка 1960-х, а есть 21 век.



Городом Гаага стала, по легенде, совсем недавно: когда эти земли были французскими и через них проезжал Наполеон, ему нужно было где-то переночевать. Тогда ради него деревню на два дня переименовали в город. Так что Гаага в чем-то похожа на Питер - довольно молода и как город создана внезапно.

Гаага не стоит на самом берегу моря или реки, как это свойственно голландским городам. На берегу находился рыбацкий поселок Схевенинген. Но его поглотила Гаага, чтобы он стал ее приморским районом. Т.е. это что-то вроде соотношения Питера и Сестрорецка. И вот в этом рыбацком поселке в первой трети 19 в. один очень умный человек Пронк придумал устраивать закрытые ванны с морской водой для тех богатых, у кого были ревматические боли и кто не мог прилюдно плавать в море. Бизнес процветал! Уже через два года деревянные ванны перестроили в каменные. Морские ванны для богатых стали таким прибыльным бизнесом, что администрация Гааги через 8 лет сделала этот пляж территорией города и прибрала источник доходов к своим рукам. Бани постепенно перестраивались, пока в последней трети 19 в. не превратились в Курхауз, в санаторий для аристократов. В конце 19 в. сюда проложили ж/д ветку и построили казино - истинное попадание в яблочко для любителей больших денег. Сюда приезжали Бетховен, Брамс и Ван Гог, австрийская императрица Сисси, австрийский император Франц-Июсиф, немецкий император Вильгельм II, политики Рузвельт, Черчилль и Брандт.  С начала 20 в. публика поменялась, на смену аристократам пришел средний класс, поэтому появились танцевальные шоу, кабаре, концерты, а потом и боулинг с колесом обозрения построили. Магазины, запахи от всевозможных кафе, толпы туристов так впечатлили жителей других прилегающих зеленых районов Гааги, что они до сих пор сопротивляются включению в состав города. Надеюсь, им удастся продержаться еще как можно дольше.

До пляжа из Гааги можно приехать на экспресс-трамвае Strand Express (трамвай № 5) , который ходит с 10 до 22 часов каждые 10 минут. Билет стоит 2 евро. Или на другом общественном транспорте:


  • Трамвай № 1, 9, остановки «Kurhaus» или «Zwarte Pad»; № 11, остановка «Scheveningen Haven» у гавани. Выбор остановки будет зависеть от участка пляжа, на который вы хотите попасть.

  • Автобус № 21, 23, остановка «Kurhaus» или «Zwarte Pad»; № 22, остановка «Scheveningen Haven».


Прекрасный пост про Схевенинген, его постройки, пляжи и праздники - https://travelask.ru/netherlands/the-hague/sheveningem.

После бомбежек Второй мировой Гаага превратилась в огромную строительную площадку, что привлекло большое количество людей. Поэтому в 1970-1980-х европейские состоятельные семьи среднего класса постепенно переехали из города в соседний "зеленый пояс", в такие соседние городки как Ворбург, Лейдшендам, Рейсвейк и Зутермер. Это привело к традиционному образцу обнищавшего внутреннего города и процветающих пригородов. Попытки включить части этих муниципалитетов в Гаагу были очень спорными. В 1990-х годах, с согласия парламента страны, Гаага присвоила довольно большие площади от соседних городов, на которых до сих пор строятся новые жилые районы.

Для путешествия по городу лучше выбрать передвижение пешком, а с пляжной территорией и пригородами лучше знакомиться на велосипеде. Можно арендовать электровел, но тогда его нужно вернуть до 18-19 ч. Поэтому проще взять обычный велосипед, с тремя скоростями, от отеля и вернуть его хоть в полночь.

Сегодня предлагаю прогуляться по Гааге пешком, а зеленые пригороды и пляжи посмотрим с велосипеда в другой раз.

Перед въездом в Гаагу встретили многоуровневую развязку. Меня впечатляют такие технические решения. Еще такие встречала в Швейцарии.




При въезде в Гаагу ныряем в тоннель под огромным домом, в котором находятся крупные инвестиционные и страховые компании. На первый взгляд это "таджикское барокко", но если рассмотреть весь комплекс в целом, арку, мосты, зубцы корпусов - очень интересная постройка.





Мы остановились в районе Bezuidenhout, где до 1950-х проходила северная граница города. В конце улицы видна радиомачта Zendmast Bezuidenhout. Она была построена в 1965 году в качестве радиотелефонной вышки для телефонной сети PTT (почта, телеграф, телефон). Бетонная конструкция изначально имела высоту 100 метров, а затем была увеличена до 133 метров. Радиомачта была самой высокой конструкцией в Гааге в течение 33 лет, пока в 1998 году не было завершено строительство офисной башни Castalia.

Первоначально башня предназначалась только для телефонной связи. Позже башня некоторое время также служила для трансляций регионального радио и телевидения. После того, как они стали передаваться через другую башню, эта башня продолжала функционировать как аварийный передатчик.



В средние века в этом районе добывали торф, здесь жили торфорезы. И до сих пор жители Гааги разделяются на тех, кто живет на торфе (более дешевые центральные городские районы) и тех, кто живет на песке (на дюнах, в окружении зелени парков, там живут более состоятельные люди).

В конце 15 в. для осушения этих земель начали строить мельницы, откачивающие воду из каналов. Земля постепенно опускалась, мельницы ставили всё чаще, каналов становилось всё больше. Раньше здесь были фермы, усадьбы, дома для рабочих. Сейчас от того мира ничего не осталось, только иногда напоминают названия улиц. Уже в середине 19 в. богатые люди скупили эти земли, разрушили старые постройки, проложили совершенно новые улицы и построили хорошенькие особняки. А уж когда в последней трети 19 в. здесь появилась железнодорожная станция, дела в этом районе пошли совсем хорошо. Даже построили огромную английскую церковь. Потом появились виллы и домики в стиле ренессанс и модерн, их проектировали известные архитекторы того времени.



Во время Второй мировой именно здесь поселились жители Роттердама, уцелевшие после бомбежки в мае 1940 г., и жители Схевенинга, насильно переселенные сюда от моря. К сожалению, этот район был фактически разнесен бомбежкой 3 марта 1945 г. британским летчиком, на карте которого были указаны неверные координаты. Летчику и его начальству за это толком ничего не было. В этом году отмечали 75 лет этому событию.

Здесь можно посмотреть черно-белую хронику на 8 минут, где показаны итоги разрушения этого района в марте 1945 г. (Het Bombardement op het Bezuidenhout in Den Haag in 1945)




Было уничтожено 80 % домов. Район восстанавливался 60 лет. В 2013 г. здесь еще оставались незастроенные пустыри. Поэтому в этом районе чудно переплетаются современные высотные здания, уцелевшие жилые дома 1930-х с крутыми лестницами и 2-3 этажные социальные дома 1970-х.





В районе висит плакат, который отражает истинные интересы европейцев - внимание к проблеме детской порнографии. Это то, про что обычно предпочитая молчать, обходя забвением неудобную тему.



Над малоэтажными жилыми домами возвышается огромный корпус Голландского космического бюро, The Netherlands Space Office (NSO). Оно было создано в 2009 г. для консультирования по космической политике Нидерландов, а также для разработки и управления космической программой страны. НСО также содействует образованию и общению в космосе.



Хитрым образом здесь проложили многоуровневый центральный вокзал Гааги и подъездную воздушную ветку к нему.



Здесь проходят не только поезда. но и городские трамваи.



Возле Дворца Юстиции тоже проходит несколько уровней дорог:



Сам же Дворец представляет из себя такое же хитросплетение пространств, как и сама система законодательства:



Многоуровневость подарила пространство для движения. И таким образом освободилось много земли под застройку.

Высотка Дворца Юстиции была построена в 2011 г. и составила 147 м. Входит в список 50 самых высоких построек Голландии.





Рядом построено яркое здание библиотеки. На ее фоне на указателе маршрутов виден аист - символ Гааги:



Весь бывший жилой район вокруг Дендельстраата был заменен в 1970-х годах новыми зданиями для торгового центра Вавилон, Национального архива и Библиотеки Конинклейке.

Стеклянное огромное здание вокзала Гааги:



К нему подходит воздушная ветка для поездов и городского общественного транспорта. Над всем этим возвышается башня Вавилон (там находится бизнес-центр, отель и супермаркет Albert Heijn):



На привокзальной площади из фонтана пьет чайка:



А потом идет клянчить еду у тех, кто сидит на лавочке, не забывая при этом тактично держаться на расстоянии:



Чайка так и курсирует: поест - попьет, пост - попьет.

Внутри вокзала Гааги немного футуристично из-за обилия стекла и многоуровневости. Всё происходит быстро и почти бесшумно.



Рядом находится темно-кирпичное высотное здание Министерства внутренних дел и по делам Королевства. Строительство было завершено в конце 2012 г. Его высота тоже 147 м, как и у Дворца Юстиции. На "плоской сковородке" Голландии это воспринимается как что-то поднебесное.



Под зданием Министерства проходит улица:



На самом деле Министерство занимает две башни - белую и красную. Их хорошо видно с стороны.



Это уже старый рабочий район Rivierenbuurt, с преимущественно узкими улицами. Здесь сохранилось несколько старых каналов. Изначально они были по всей Гааге, но их засыпали. И если в Утрехте засыпанные каналы откопали обратно, то в Гааге подумали... и не стали.

Это спальный район, где только жилые малоэтажные дома. Сейчас июнь и пышно цветут розовые кусты. Совсем скоро эстафету подхватит липа.



Справа проходит канал.



В той части района, что ближе к центру, в частной собственности находится 30 % домов, остальные сдаются. Дальше от центра противоположная ситуация - там 70 % домов находятся в собственности. С 2003 г. в этом районе было построено много дорогих частных жилых домов. С 2005 г. район обновляется, старые здания сносят или реставрируют, возводят новые. Это должно улучшить условия для жизни для всех жителей.



Что такое "улучшить условия"? Из хороших районов не уезжает молодежь, там есть место людям всех возрастов и профессий, есть детские и спортивные площадки, удобно общаться соседям, безопасно, рядом есть рабочие места, места для творчества и самообразования, социально уютная обстановка, мусор не выбрасывают мимо мусорных баков, на улицах и во дворах много зелени.

Изначально здесь был настоящий рабочий квартал с домами, построенными с 1850 по 1910 гг. В 1980-х район стал обновляться, появилось много социального жилья. Если во всей Гааге был 21% жилья в аренду, то в этом районе сдавали 46 % домов. Чтобы сдавать подешевле, квартиры дробили на комнаты. Это привлекало одиночек с небольшими доходами и отталкивало хорошо зарабатывающих семейных людей. Качество жизни упало. Более состоятельные горожане отсюда уезжали и это сильно изменило облик района, столь близкого к центру города. Поэтому несмотря на то, что район зажат среди двух оживленных железнодорожных направлений, в нем решили создать новый, интересный, современный и динамичный район для жизни и работы. Даже несмотря на то, что здесь около 20 мелкий компаний, занимающихся производством, вредным для окружающей среды - автомастерские, прачечные, компании, занимающиеся хранением газа, и две улицы с проституцией.



Неподалеку, на углу Zwetstraat / Dintelstraat сохранилось старое здание пивоварни "De Drie Hoefijzers", которая сейчас имеет статус памятника. Здание имеет особую архитектуру и относится к индустриальному прошлому Rivierenbuurt. Здесь можно посмотреть на страничке архитектурного бюро как его отреставрировали - http://www.braaksma-roos.nl/project/de-drie-hoefijzers/.
А это страничка архитектурного сайта по Гааге, что-то вроде "Москва, которой нет", где фотографии и полезная информация о старых красивых зданиях - http://www.monumentenzorgdenhaag.nl/monumenten/zwetstraat-1-tm-5-dintelstraat-42.

I'M BINCK - Meer weten over de Broodbrouwers? Kom dan... | Facebook

De Bovenkamer – Het kan ook anders | "absolute power corrupts ...

Это также относится к бывшей фабрике масла и маргарина на Scheepmakersstraat; это здание также сохранилось.

В этом районе можно встретить и модерн:



И современные частные двухэтажные домики, построенные по программе городского обновления в 2015 г. Это жилой комплекс Rivierkwartier, Речной квартал, состоящий из 148 двухэтажных квартир и стольких же парковочных мест. В основном это таунхаусы с садиком, но треть из них - просто апартаменты. Идея была - спасти старый умирающий мини-район, создав там новые дома вместо снесенных старых. Улицы и домики сделали очень маленькими, уютными. Это такой баланс между центром города и окраинами, индивидуальными домами и коллективом.



Схема жилого комплекса выглядит так: маленькие частные домики, садики при них и рядом - парковочные места.



Въезд во двор тщательно охраняется. По верху забора идут шипы.



Это совершенно нормальная ситуация в Голландии, где повсюду, куда не надо залезать и заходить, будут высокие заборы, шипы, колючая проволока, видеокамеры. Так доходчивее. Например, это обычный въезд на парковку в любом большом голландском городе. Хотелось бы, не скрою, чтобы так было и в Германии, и во Франции. Потому что нападают, разбивают стекла, писают. Правда, голландские заборы на парковках совершенно не мешают бить стекла и воровать ноутбуки из салона, которые там оставляют доверчивые водители.



Итак, идея этого района Stationsbuurt (включая Rivierenbuurt) - улучшить условия проживания, сделать его уютным, зеленым, многокультурным и для людей разного уровня дохода. Поэтому здесь нужны новые детские, спортивные площадки. А также нужно смешивать жилье с разной стоимостью покупки и аренды. Сейчас, на краю географии, цены на жилье здесь падают, как на покупку, так и на аренду. Коренного населения осталось чуть меньше половины, остальные - иммигранты.

Оцените степень защиты угла дома и внутреннего двора:



В этом районе нужны парки, чтобы там можно было побегать, погулять с ребенком или с собакой.



Идем по улице дальше от центра. В здании, ранее принадлежавшем почте, телефону и телеграфу, теперь располагаются офисы и кафе (в том числе на крыше). Здание называется BINK36, поскольку расположено по адресу Binckhorstlaan 36. Сейчас на этой территории возле железнодорожных путей расположен бизнес-парк Бинкхорст. На самом деле это три корпуса зданий почтово-телеграфной службы, построенные в немного разных стилях в 1930-1950-е гг. Для того, чтобы все сотрудники службы могли поесть одновременно, была создана самая крупная столовая в Гааге.



Сейчас в этом комплексе зданий на 40 000 кв.м. располагается порядка 300 маленьких компаний, стартапов в области технологии, дизайна и моды. Что здорово - можно выбрать любое пространство по площади и оформить его под свой стиль. Это очень удобно для молодых и ярких компаний. Ну и конечно же, быстрый интернет, большая парковка и возможность для длинного рабочего дня (если у кого-то плавающий график). На сайте можно посмотреть как красиво всё внутри устроено - https://www.bink36.nl/huur-een-werkruimte/.





Есть люди, которым интересно ехать в глушь, в Саратов, залезать в закрытые, заколоченные здания, брошенные больницы, старые военчасти, пионерские лагеря. Им нравится бродить по тлену и разрухе. Я это всё пересмотрела с отцом, пока в возрасте от 5 до 15 лет мы перезалезали во все заброшенные объекты на пути (а в разваливающимся СССР и в начале 1990-х таких было много). Поэтому мне интереснее наблюдать не за смертью, а за возрождением зданий, как из старых технических корпусов делают что-то полезное, интересное. Мне нравится, когда из бывшего строгого депрессивного пространства делают что-то яркое, творческое, для людей. Место, где удобно работать. Или жить, если старые фабричные корпуса переделывают в квартиры.

Конечно же внутри комплекса есть и фитнесс-зал, и ресторан. Мы ушли довольно далеко от центра. На фотографии видно, что высотки, мимо которых мы ходили, задрав голову, остались позади:



А на крыше здания расположен бар-ресторан Bink - https://www.behance.net/gallery/63636939/Bink-Restaurant-Club, который подойдет любителям эклектики, железнодорожных путей, сочетания техники и пространства.





Один из способов улучшения района - создание хорошей сети велодорожек. Эту открыли буквально на днях:



Мы идем по бесконечно длинной Binckhorstlaan, которая уводит от центра Гааги в промышленные районы, которые сейчас активно перестраиваются в удобные и безопасные пространства для жизни.



Пока что здесь какие-то стремные гаражи, маленькие отели, старые компании в дряхлых корпусах, но уже встречаются современные фитнесс-центры, где при нас 15 человек одновременно поднимали штангу. Потом мы увидели, что это привычно для спортивных залов Гааги выводить людей на занятия на улицу. Оно и правильно.

Милый белый котик из гаражного района. Одна из лучших встреченных аэрографий в жизни :)



В следующей части расскажу зачем мы пошли в эту промышленную дыру, простите, инновационный центр.


Tags: Гаага, Голландия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments