homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

Книга "Немецкий для родителей"

У издательства Dorling Kindersley есть отличная книга для изучающих немецкий язык - „Deutsch für Eltern“. Она создана для родителей, которые хотят быстро вспомнить школьный курс языка и легко что-то объяснить своему ребенку. Эта книга охватывает школьную грамматику для немцев с 4 по 10 класс.

Книга состоит из пяти разделов:
1. Грамматика - понимание структуры языка
2. Правописание - понимание правил письма
3. Чтение и понимание - работа с текстами
4. Письмо - написание текстов
5. Разговор - ораторское искусство

Deutsch für Eltern: Was Sie wissen müssen, um Ihr Kind zu ...

Что мне нравится - книга написана грамотными методистами, которые знают как подать материал, на чем и когда делать акценты. С точки зрения логики - у авторского коллектива получилась прекрасная работа. Вместе с немецким я вспоминаю литературную стилистику русского языка, семантику (смысловое значение слова, истолковывание предложения) и синтаксис (структуру мышления и составления предложений).

Например, рассказывается из чего состоят слова, какие приставки, суффиксы меняют существительное на прилагательное или на глагол, как меняется род нового образовавшегося слова. Всё это мелочи, которыми мы, не задумываясь, пользуемся каждый день. А если задуматься? Например, определение Предложения - это грамматически выстроенные впечатления, наполненные смыслом. Эта фраза пригодилась бы каждому, что пишет в соцсетях :)

Или, например, дан кусочек текста, который показывает важность литературно верных подобранных слов: "В книге Джоанны Роулинг Гарри знакомится со своим дядей. Он пережил убийство и все за него испугались." В действительно грамотном и полезном для чтении тексте нужно уточнить, что речь идет не о книге вообще, а о романе, т.е. показать стиль и объем произведения. Что это не дядя вообще, а крестный, т.е. совершенно определенный тип отношений. Непонятно, кто имелся ввиду под словом "он", нужно уточнить, назвать имя, иначе это выглядит в глазах читателя как логическое недоразумение. "Все испугались" - тоже очень общее, расплывчатое понятие, которое позволяет трактовать текст как угодно. Нужно написать какой именно человек или круг людей испугались этого события.

С одной стороны, наше сообщение другим должно быть достаточно информативным, с другой - не быть перегруженным излишней, ненужной информацией.

- Я пойду погуляю с млекопитающим.
- Я пойду погуляю с Джек Рассел Терьером.
- Я пойду погуляю с собакой.

Или показан пример нелогического повседневного общения:
- Йогурт свежий?
- Грушевый.


- Ты видел нашу собаку?
- Она у ветеринара.

Рассказано про проблемы коммуникации, когда человеку слышится не то, что сказал собеседник. Или приведен пример диалога, где каждый, произнося что-то, говорил исключительно о своей картине мира, не слушая собеседника и не пытаясь его понять. Таких ошибок в восприятии очень много. Кто-то плохо слышит, кто-то предвзят.

Когда мы слушаем кого-то, мы это делаем "четырьмя ушами", одновременно обращая внимание на:
- Что было сказано?
- Где находится говорящий?
- Как стоит говорящий относительно меня?
- Что он хочет?

Люди всегда общаются друг с другом. Когда им кажется, что они просто говорят о какой-то вещи, они говорят с людьми. Т.е. человек всегда говорит не о, а с. Есть общение друг с другом, есть общение друг с другом о какой-то третьей вещи, есть интерпретация.

В книге еще раз напоминают о том, чем отличается разговорный и письменный язык, когда они используются и почему. В разговорном языке используются короткие, спонтанные фразы, очень простые слова, в том числе сленг. Разговорный простой, беглый язык создан для живого разговора людей, чтобы они переспрашивали друг друга и по-разному быстро реагировали.
Письменный язык требует времени на составление длинных и точных конструкций, чтобы изложенное можно было понять однозначно, не двусмысленно. Это вежливый язык, официальный, в предложениях нет места вольностям. Письменная речь не предполагает спонтанного диалога с читателем.

Для примера можно вспомнить как об аварии рассказывает кто-то и как составляется при этом протокол.

Другие правила написания текста:

- Текст существует для рассказчика, т.е. адресован определенным людям (образование, воспитание, профессия, языковая группа, культурная группа, социально-экономическая группа, пол).
- Должна быть тема рассказа.
- Отдельные важные слова можно выделять жирным шрифтом или курсивом.
- Текст для легкости восприятия лучше разбить на абзацы.
- Для отдельных понятий удобно использовать гиперссылки (ссылки на другие интернет-страницы).
- Рассказ строится от общего к частному: где происходят события, в каком году, с кем.

И еще три текста о том, как выглядит хорошо выстроенный рассказ:

- Книга „Deutsch für Eltern“, как писать тексты.

- Главный редактор National Geographic Traveler рассказывает о том, как писать статьи о путешествиях.

- "Заметки по пути", Николай Кононов. "Как написать мастерскую статью".
Tags: Как писать статьи, Книги, Немецкий язык
Subscribe

  • (no subject)

    Приключения продолжаются. Выбираю деревеньки вокруг Мюнхена, куда можно скататься на велосипеде. Выбор пал на Aichach, поскольку там красивый старый…

  • Непогода

    Собрались в отпуск. Целых 5 дней, наконец-то! Идея была - поехать с велосипедами. Я хотела в Голландию. Но в той стороне стремительно нарастали…

  • Отчет о проценте неэффективности вакцин

    Институт Роберта Коха вчера ночью выложил свежий отчет о проценте неэффективности вакцин. Как анализировали неэффективную вакцинацию от ковида:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment