homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Про работу экскурсоводом

Что-то опять в свете изменения туристического законодательства России стали появляться разные странные статьи про экскурсоводов, написанные людьми не в профессии. Например - https://portal-kultura.ru/articles/opinions/327987-zachem-my-ubivaem-ekskursovodov-ot-boga/. Там, прости господи, говорится, что аудиогид прекрасно заменяет экскурсовода. Давайте сразу напишу, что на гида, экскурсовода нужно учиться, проходить аттестацию перед комиссией, подтверждать аттестацию каждые 3 года, ежегодно выдавать 1-2 новых маршрута (и по-хорошему маршрут и текст нужно подтверждать перед комиссией, во всяком случае так было в советское время и это правильно).

Экскурсовод работает с русскоязычными слушателями внутри России, гид - работает с иностранцами внутри России. Есть еще профессия гида-сопровождающего, он сопровождает группы российских туристов, отправляющихся в другую страну. При этом, обратите внимание, гид-сопровождающий за границей часто передает своих туристов в руки местных экскурсоводов. И это правильно. Во-первых, местные экскурсоводы имеют лицензию на проведение экскурсий именно в этих странах, на этих объектах. Во-вторых, они лучше знают местную культуру, обычаи, язык, последние новости и изменения ландшафта, они лучше знают дорожные пробки и закрытия объектов из-за ремонта. В-третьих, профессионально честно и справедливо коллегам "на местах" давать зарабатывать свой хлеб.

Для того, чтобы стать гидом или экскурсоводом, нужно иметь высшее образование. На курсы экскурсоводов могут допустить студента, если он уже закончил 3 курса и продолжает обучение в ВУЗе.

На курсах экскурсоводов обучают организационным вопросам, юридическим, методике проведения экскурсий. Наверное, 70-90% работы экскурсовода - организация людей. Обычно туристы эту часть работы не замечают. И это хорошо! Значит специалист сделал всё как надо. Очень важный момент - юридические детали: про здоровье туристов, про оплату труда и рабочее время экскурсовода, про опоздания туристов, про сломанные автобусы... Ох, там набирается масса неудобных моментов, которые лучше разобрать, сидя в классе. Хотя в жизни экскурсовода будут ждать еще более неожиданные и неприятные моменты (пьяные корпоративы или туристы, писающие и блюющие в салоне).

Очень важный момент - методика проведения экскурсий. Те, кто не учился на экскурсовода, кто называет себя краеведом, этого не знают. Более того - отмахиваются и не хотят знать. Они хотят быть артистами на сцене. Но ведь на артиста тоже учатся. Про методику проведения экскурсий много писала в ЖЖ-сообществе для экскурсоводов excursovod_ru. Много интересных материалов можно прочитать по тегу "Методика проведения экскурсий".

В самом быстром варианте экскурсия по этой методике создается 3 месяца. Лучше 6. Нужно продумать тему маршрута, почему хочется про нее рассказать, какая это будет прогулка - литературная, кулинарная, техническая, биографическая, театральная. Ночная или дневная экскурсия? Для детей или для взрослых? Для какого времени года? Пешком, на велосипеде, на автобусе? Сколько будет длиться? Где организовать обед? Как расставить временные точки свежего восприятия гостей и их утомляемости? Сколько и в каком темпе можно пройти пешком? Как в то или иное время будет светить солнце и где поставить слушателей, чтобы им и солнце в глаза не било, и всё было хорошо видно, и при этом не мешать другим прохожим и туристическим группам?

Нужно самому пройти/проехать маршрут, рассмотреть что видно и что не видно с каждого выбранного ракурса, логически связать точки маршрута (это очень важно), разметить время.

При работе над составлением текста проверяются все источники информации, нужно копать до самого подлинного, до оригинала цитаты, до архивных снимков. Ни в коем случае нельзя полагаться на чьи-то тексты, на информацию от коллег - все мы люди, все мы можем ошибаться. А кто-то еще любит для красного словца использовать информацию из желтой прессы... Это уже не рассказ экскурсовода, это сплетни.

Человек может быть классным специалистом по своей основной профессии (например, кондитер, айтишник, железнодорожник, учитель истории), но он может не уметь организовывать людей и не уметь рассказывать так, чтобы это было понятно, интересно, не утомляло и запоминалось. Высший пилотаж работы экскурсовода, когда слушателям хочется потом еще раз самим, осмысленно, медленно, с новыми знаниями и своим взглядом пройти по маршруту. Значит удалось зажечь внутреннюю искорку интереса, удалось говорить на одном языке.

Иногда встречаю мнение:"А почему нельзя самому привести друзей в музей и там им что-то интересное рассказывать?" Потому что так банально можно мешать другим посетителям музея и другим группам туристов. Потому что непонятно информацию какой степени правдивости люди друг другу рассказывают. Никто же не проверит. А потом поползут байки, в которые люди будут верить как в правду. Такие самолепные экскурсии похожи на посты в ЖЖ - никакой юридической ответственности за их содержание, рассказчик не проверяет информацию и подает ее на свой вкус. Так нельзя. Слушателям нужно предлагать в обмен на их время и деньги качественный продукт. А кто проверяет качество? Комиссия. Поэтому в музеях, на территориях монастырей, на кладбищах, на производствах есть свои экскурсоводы.

По поводу необходимости высшего образования при выступлении с лекциями на публике у меня есть хороший пост про лектора в музее им. Пушкина - https://homaaxel.livejournal.com/763400.html. Тот самый пример, когда от недостатка образования лектора невыносимо захотелось встать и уйти из зала.

Я знаю, для многих работа экскурсоводом - это всё равно что работа фотографом во время декрета, возможность легко и непринужденно заработать кучу денег. После того, как я выложила в сети свой обстоятельный рассказ "Как стать экскурсоводом", мне регулярно стали писать мужчины и женщины из разных городов с вопросами о том, как войти в профессию. Большинство из них НЕ хотело учиться. Вот что страшно. Никто не хочет думать о качестве своей работы. Дело, черт побери, не в деньгах. Дело в отдаче людям чего-то полезного, интересного, что заинтересует их дальше находить информацию по этой теме или с ребенком пройти по-своему этот маршрут. От экскурсии должно быть ощущение светлого праздника или полезной прочитанной книги, которая навела на кое-какие мысли и хочется продолжать обдумывать.

В сообществе excursovod_ru можно прочитать другие истории людей под тегом "Как я стал экскурсоводом". Они совсем не про деньги. Они - про желание интересно рассказывать новым гостям о том, что любят и хорошо знают.

Дальше, про приезжих в Россию гидов. Например, про китайцев, которые сразу едут пакетным туром со своим же китайским гидом. Что он им рассказывает? Кто проверяет эту информацию? Байки, шутки, анекдоты, искореженные факты истории? Подлинность информации - это первый вопрос к иностранным гидам. Второй вопрос, конечно же, финансовый, ведь от туристов должно быть пополнение бюджета именно принимающей страны.

И так мы плавно подошли к истинной причине рассмотрения в каком-то чтении нового закона "О туризме". Конечно же деньги :) Идея - чтобы специалисты проходили аккредитацию, получали лицензию на работу, оформлялись в белую, выбивали туристам чеки и платили налоги. По-моему, это нормально и так и должно быть.

Вобщем, я за то, чтобы туристы за свое время и деньги получали качественную услугу. А качество должен кто-то проверять. Мы же приходим к парикмахеру, который учился именно на парикмахера, едим у повара, который именно учился на повара и получил разрешение от санэпидстанции на работу, ходим на массаж к людям с медицинским образованием, учим детей у людей с педагогическим образованием.

Здесь в Москве можно получить профессию экскурсовода, гида или сопровождающего за рубеж - http://www.studygid.ru/. Обучение начинается с сентября. Умоляю, не смотрите другие ресурсы, где укороченная программа (лекции и практика) и меньше учебных часов. После такого укороченного варианта образования не будет допуска к аттестации.

Здесь можно записываться на повышение квалификации экскурсоводов и гидов в Москве - http://www.agipe.ru/.

Как-то так удивительно получилось, что я пошла на курсы экскурсоводов, потом пошла моя сестра (и она продолжает работать экскурсоводом в Москве), а пару лет назад и моя двоюродная сестра переехала в Ялту, выучилась там на экскурсовода и теперь тоже в профессии. Например, в Крыму налоговые инспектора выходят на работу "в поле", подходят к группам с туристами и обращаются к экскурсоводу с просьбой показать документы - кто он, ИП, наемный сотрудник, где договор, где документ, разрешающий работу. В основном крымские экскурсоводы работают как самостоятельные ИП, обязательно аттестация и подтверждение квалификации каждые 3 года. Дополнительно с дипломом/документом на подтверждение квалификации необходимо ехать в Симферополь для внесение в единый реестр субъектов туристического бизнеса. По налогам в основном все платят минимальный патент.

У кого есть вопросы по профессии - задавайте. Постараюсь ответить.
Tags: Записки экскурсовода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments