homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Курс лекций "Транзактный анализ"

На сайте Магистерии снова выложен интересный курс, на этот раз про то, что нам помогает в решении жизненных ситуаций и про то, что нам мешает, но мы этого привычно не замечаем - https://magisteria.ru/transactional-analysis/why-know-drivers.

Одно из центральных понятий самоанализа - драйверы. Это такие найденные нами в детстве приемы поведения, куда мы неосознанно ныряем, когда находимся в стрессе, т.е. это энергосберегающие состояния.

Далее процитирую из лекции "Антистресс на автомате" - https://magisteria.ru/transactional-analysis/drivers:
"Драйверы - это такие полуфабрикаты, которые у нас есть, в нашей психической организации, для того чтобы справляться со стрессом, и которые автоматически срабатывают в нас, для того чтобы мы почувствовали себя в порядке. В жизни каждого из нас какие-то возникают трудности, проблемы, и мы выпадаем из вот этого режима «Я о’кей — Ты о’кей», и здесь нам на помощь приходят такие автоматические способы поведения, которые помогают нам чувствовать, что все хорошо пока мы что-то делаем, такое условное «о’кей».

Их открыл Тайби Калер в 1970-х годах. Он просматривал видеозаписи своих консультаций и обнаружил, что есть такие повторяющиеся паттерны поведения, интонаций, жестов у разных людей, у разных клиентов и они очень много говорят о том, как человек справляется со стрессом, о том, что для человека важно, как он организует свою жизнь. То есть драйвер — это то, что демонстрируется в течение одной-семи секунд. Вот за эти считаные секунды человек предоставляет о себе очень много информации.

Для нас это тоже очень важно, понимать свои драйверы, потому что это дает нам картину того, как мы реагируем на какие-то сложные жизненные обстоятельства, какие автоматические желания, импульсы у нас будут возникать, и помогает нам восстанавливать взрослый контроль, а иногда просто понимать, что мы в дистрессе, что нам нужна поддержка дополнительная. И вообще такое понимание разных драйверов, что люди могут быть по-разному устроены, дает устойчивость в общении, потому что нам тогда проще понять, почему человек ведет себя перед нами тем или иным образом.

Пять драйверов Тайби Калера

Тайби Калер выделил пять драйверов: «Будь совершенным», «Будь сильным», «Старайся», «Радуй других» и «Спеши», или «Торопись». У каждого из этих драйверов есть позитивный аспект, и если мы посмотрим на ценности культуры, то мы действительно увидим, что совершенство, высокий стандарт качества, достижения — это что-то чрезвычайно привлекательное с точки зрения культуры. «Будь сильным» — опять же умение мужественно справляться с ситуациями, стоически переносить невзгоды — это тоже некий ориентир в жизни, который показывает нам, что это действительно очень важно и что это хорошо, быть таким.

«Старайся» — это про наше усердие, про то, что мы очень много энергии посвящаем делу, и это то, что тоже очень сильно поощряется: «Ой, он такой старательный ученик» или «Она такая старательная ученица, такая прилежная». У нас вызывает массу уважения, когда человек делает что-то с очень большим энтузиазмом.

«Радуй других» — ценность того, что действительно приносит удовольствие, разделять радость, быть вежливым, милым, то есть это тоже очень значимая вещь. Ну и, конечно, «Спеши»: мы постоянно в новостях слышим, как какие-то транспортные средства начинают ходить быстрее, как вообще наши телефоны работают быстрее, то есть это что-то, что очень ценится в современной культуре. В этом смысле мы понимаем, что драйверы — это такие адаптивные формы поведения. Они полезны, они действительно имеют некоторые преимущества.

С другой стороны, в силу того, что это автоматические реакции, они не всегда соотносятся с конкретным контекстом, и в силу этого у них есть и негативная часть – то, что они включаются, даже когда, например, это не совсем оправдано, когда какой-то реальной угрозы нет или та логика действий, которая диктуется этими драйверами, не отвечает ситуации. То есть у каждого драйвера есть свои плюсы, свои минусы, и здесь важно как-то их подробнее рассмотреть.

Негативная часть заключается в том, что это реакция, которая возникает автоматически. Кроме того, мне сложно отступиться от того, что говорит мне сделать мой драйвер. Свободное поведение, хотя оно реально может быть гораздо более продуктивным, чем драйверное, воспринимается как такое неадекватное, неподходящее мне. То есть драйвер – это то, что сужает нашу свободу, защищая тем не менее нас от какой-то большей угрозы или ощущения «неокейности».

***********
Лекция: "Причины формирования драйверов" - https://magisteria.ru/transactional-analysis/causes-of-drivers.

Драйверы - это такая защитная форма поведения, у которой есть очень важный психологический смысл. Это не просто то, что сужает нашу автономию, но это способ, который мы когда-то изобрели, который мы когда-то открыли, который помогает нам выживать, удовлетворять наши потребности и поддерживать высокое мнение о самих себе.

С точки зрения транзактного анализа все люди в порядке, то есть «Я о’кей — Ты о’кей», и иногда мы утрачиваем это заветное переживание того, что все с ними хорошо. Здесь на помощь нам и приходят драйверы. То есть драйвер — это такая палочка-выручалочка, субъективно «мы в домике»: мы чувствуем, что пока я делаю что-то, пока я стараюсь, пока я не проявляю эмоций и так далее, я в порядке. Это такое условное «о’кей», как это называют в транзактном анализе. И, соответственно, нельзя просто так у человека отобрать это условное «о’кей», потому что тогда он столкнется с ощущением, что что-то не так с ним или с миром.

Современные транзактные аналитики, работая с драйверами, работают в нескольких направлениях. С одной стороны, они помогают людям лучше осознавать свое поведение, замечать, когда они находятся в драйвере. И второй момент связан с работой над теми убеждениями, над теми ранними решениями, которые человек принял и которые поддерживают дальше это драйверное поведение. Важно, что перед какими-то серьезными личностными изменениями нам необходимо признать смысл и ценность того способа, который мы когда-то открыли. И сейчас я приглашаю вас пройти короткой дорогой понимания каждого драйвера, посмотреть, какие решения образуют ядро каждого драйвера и примерные ситуации, в которых они могли возникнуть.

«Будь совершенным». Решение, которое образует сердцевину этого драйвера, примерно такое. Я в порядке, пока я все делаю правильно, пока я веду себя каким-то безупречным образом, и, соответственно, если я вдруг что-то не проконтролировала и какие-то детали упустила, то я лишаюсь этой защиты условного «о’кей» и попадаю в состояние, когда что-то не в порядке со мной или с миром. Здесь ребенок каким-то образом узнал, что ему нужно быть каким-то другим, или он рос в такой ситуации, когда предъявлялись очень высокие требования к качеству деятельности, то есть ему нужно было демонстрировать безупречность в своем поведении. Этот опыт был осмыслен таким образом: чтобы избежать проблем с окружением, чтобы получить одобрение, чтобы мои потребности удовлетворялись, мне необходимо быть правильным ребенком или делать безупречные вещи.

«Старайся». Здесь речь идет о том, что я все время стараюсь, и пока я прикладываю очень много сил, я ощущаю, что имею право претендовать на что-то, или я получаю защиту от контролирующего родителя, то есть я лежу в направлении цели, поэтому у меня есть некая защита от испепеляющего взгляда критика, например. И здесь транзактные аналитики говорили о том, что образуется такой самоподдерживающий цикл, что мне постоянно нужно стараться и не достигать, потому что иначе я не могу стараться. Если я достигла однажды цели, возникает какой-то перерыв.

Но мне кажется, что более важным здесь является другой момент: часто в опыте людей было нарушено чувство, что я могу достичь успеха. Когда-то они пережили ситуацию, в которой поняли, что, как бы они ни хотели чего-то достичь, достичь этого им не удастся, то есть надломилась вера в то, что я могу завершить, я могу что-то довести до успеха. И часто такое старание является единственной доступной для ребенка формой проявления своего несогласия, когда я не могу сказать, что я не буду делать эти уроки, и все, что я могу, — это, например, смотреть в окно, начинать какие-то фразы, которые не заканчиваю. То есть я достигаю компромисса между требованиями ко мне и своими собственными желаниями.

«Будь сильным» — тоже очень важная динамика, знакомая каждому из нас в той или иной степени. Я в порядке, пока я не замечаю или даже отрицаю свои чувства и желания. Представим себе ребенка, которого, например, незаслуженно наказывают. Ребенку очень больно, очень неприятно, обида, возмущение заполняют его, и дальше возможны очень разные решения. Ребенок должен осмыслить это как-то, чтобы в будущем избежать подобных ситуаций. И одно из решений может быть, например, направлено на то, что я буду теперь делать все безупречно и меня никогда не поймают снова на ошибке.

Но ребенок может принять решение, что я вообще никогда не хочу испытывать боль, потому что проблема может быть осмыслена не в терминах поведения родителя, например, или моего поведения, а именно в плане переживания. То есть проблема для меня не в том, что что-то случилось, а в том, что я испытывал боль, и через это я стал уязвим. И тогда мое решение, как избежать проблемы, — никогда больше не испытывать эту боль, и тогда каждый раз, оказываясь в стрессе, я буду стараться выключать свою чувствительность, для того чтобы оставаться неуязвимым для боли и влияния человека.

«Радуй других» — «Я о’кей, пока я радую других людей». И здесь речь идет о том, что каким-то образом ребенок узнал, что потребности и эмоции других людей важнее, чем его. Часто это дети, которые сделали выбор в пользу отношений, в пользу сохранения отношений, и тогда они стали экспертами по чувствам других людей. И для того, чтобы выживать, они изобрели такой способ, что они умеют очень хорошо заботиться об эмоциях своих ближних.

«Спеши» — «Я о’кей, пока я тороплюсь». Это тоже многим из нас знакомо, такая постоянная спешка. Получается, что есть очень высокая интенсивность жизни, я постоянно догоняю самого себя, не успеваю. Это часто про то, что мы росли с родителями, у которых не было такого временного ресурса, например, чтобы быть в нашем темпе, потому что темп ребенка гораздо более медленный. Дети не так ориентированы на выполнение задач, потому что нужно рассмотреть все снежинки по дороге в детский сад. И дети, которых постоянно поторапливали и не были чувствительны к их темпу, развивают как одну из защитных форм поведения эту манеру спешить, торопиться, и в этот момент они чувствуют, что с ними все в порядке и так и должно быть.

Мы сейчас рассмотрели такие причины, по которым формируются драйверы. Стоит еще сказать, что, вероятно, отчасти драйверы являются врожденными, у нас есть врожденная предрасположенность к тому или иному драйверу, но также очень важны такие обстоятельства раннего возраста, которые влияют на то, как мы адаптируемся к жизни.

***************

Лекция о том, как мы можем заниматься самопомощью, самоподдержкой и улучшать и развивать наше общение с другими людьми благодаря этому знанию о драйверах - https://magisteria.ru/transactional-analysis/vulnarabilities.

Мы с вами уже говорили, что драйверы представляют собой защитную форму поведения, что в них есть нечто конструктивное, однако из-за того, что это является автоматической формой реакции, это конструктивное часто переходит во что-то неполезное или даже вредное, деструктивное для человека, если стресс очень силен. Например, люди с драйвером «Будь совершенным» действительно очень внимательны к деталям, они умеют тщательно прорабатывать проект, однако если нагрузка становится очень высокой, то им сложно завершить его вовремя, передать кому-то, потому что они очень боятся допустить эту ошибку.

То же самое с драйвером «Спеши», например. Обычно при умеренных нагрузках он проявляется в очень высокой скорости выполнения, в руках все горит, человек успевает в срок, но если стресс становится более выраженным, то мы видим хаотичную деятельность, когда человек хватается за все что угодно и в результате мало продвигается в каком-то одном направлении.

«Радуй других» — с одной стороны, это действительно способность объединять людей в группы, способность привносить гармонию в коллектив. С другой стороны, если человек находится в сильном напряжении, он будет испытывать очень большую тревогу по поводу отношений, не обидел ли он кого, не расстроил ли он кого-нибудь.

Соответственно, энтузиазм, который свойственен людям с драйвером «Старайся», тоже переходит в сложности с завершением дела, то есть много энтузиазма на старте, который исчезает в процессе, и человек не выполняет те обязательства, которые он на себя взял.

Драйвер «Будь сильным» — в позитивной своей части это действительно впечатляющая способность ориентироваться в сложных ситуациях, в сложных обстоятельствах, однако в случае большего или длительного напряжения это такая дезориентация в себе и нечувствительность, которая может ранить других людей. Как использовать это знание? Что мы можем делать с ним? Первое, что здесь мы можем для себя сделать, — это поставить знак равенства между появлением драйверного поведения и потребностью в дополнительной поддержке. То есть если я замечаю, что я попадаю в драйвер, это значит, что я нахожусь в стрессе, это значит, что мне нужна дополнительная поддержка.

И здесь очень полезный вопрос — как я могу себя поддержать, кто может меня поддержать, действительно ли эта ситуация такая тревожная, такая энергозатратная, какой она мне кажется. Вот этот знак равенства, который дает возможность обеспечить себя дополнительными ресурсами и вернуть себе более прочное состояние «Я о’кей». Второй момент — это то, что мы можем делать, когда находимся вне стресса, в спокойном состоянии, когда у нас много ресурсов, возможностей в доступе. И здесь речь идет о том, чтобы развивать особую чувствительность в отношении таких вещей, которые являются нашими уязвимыми местами, что является уязвимостью для каждого драйвера.

Например, «Будь совершенным». Уязвимость здесь заключается в том, чтобы совершить ошибку. Людям с этим драйвером очень сложно простить себе ошибку, им очень сложно принять ошибку в других людях. Кроме того, это склонность избыточно детализировать, избыточно прорабатывать. И здесь то, как мы можем себя поддерживать вне ситуации стресса, — это, например, задавать себе вопрос, нужна ли сейчас такая степень детализации, и учиться замечать другие способы выполнения задач. Не обязательно три года готовиться, чтобы позвать кого-то на свидание, например, или не обязательно выстраивать структуру из 15 пунктов, чтобы написать письмо в техподдержку. Какие-то вещи я могу делать более спонтанно, более легко, и это окажет существенное влияние на мою жизнь, мне станет жить легче. Здесь мы можем заниматься вопросами своей самоценности, исследовать, что я в себе ценю, что во мне вообще хорошего есть, и это тоже создаст более прочную почву для нашей жизни.

«Старайся». Здесь уязвимость — это недоверие к своей способности достичь успеха и к своей способности доводить дела до конца и вообще влиять на этот мир. В каком плане влиять? В том плане, что я могу осуществить то, чего я действительно по-настоящему хочу, что мир не станет препятствовать этому настолько, что все развалится. Как правило, здесь людям важно быть очень бережными к себе на финальных стадиях своих проектов. Я знаю, что когда я буду заканчивать диссертацию, или университет, или какой-то более частный проект, в конце у меня будет зависание, мне будет неинтересно это доделывать, я буду испытывать желание бросить это все. И здесь важно развивать видение того, что моя воля может преобразовывать эту жизнь, моя воля может формировать что-то, что мои желания вообще-то важны и я их могу довести до конца и увидеть отраженными в каких-то событиях, в своем успехе.

И то, что еще здесь очень важно, — это учиться говорить «нет» открыто, потому что часто проблема старания начинается с того, что человек соглашается, не согласившись, то есть он очень рано говорит: «Да, я буду это делать», хотя по-настоящему себя не спросил, будет ли он это делать. И дальше включается паттерн борьбы, то есть я начинаю бороться с обстоятельствами, с людьми, которые мне это дали, с самим собой, на худой конец, пытаться как-то оттеснить любую ответственность, говорить, что вообще меня тут заставляют. И альтернатива этому — учиться говорить открыто, что нет, я это делать не хочу, уважать свое «нет», уважать свое нежелание, и через это постепенно формируется доверие к самому себе и к другим людям.

Следующий драйвер — «Радуй других». Здесь есть момент очень большой озабоченности атмосферой в группе, отношениями между людьми, этот момент отношений приобретает даже некоторую сверхценность. Соответственно, то, что в спокойном состоянии можно сделать, — учиться различать, что не все эмоции других людей связаны с нашими поступками. Это то, что людям, когда они попадают в драйвер, очень сложно увидеть, потому что им кажется, что эмоции других людей связаны именно с их поведением.

Здесь важно развивать такую способность: замечать, что да, у людей есть свои эмоции, что не все они связаны со мной и что даже если какие-то конфликты между нами происходят, то это не означает закат отношений, это не значит, что все кончено; и осознавать, что конфликты — это нормальная часть отношений. Здесь важно учиться выражать свое недовольство и понимать, что недовольство — это еще не финал отношений, а, наоборот, это важная точка сближения, когда мы попадаем в искренность. И также важно учиться заботиться о себе, то, что очень сложно делать в стрессе, потому что другие люди автоматически становятся более важными. Здесь в спокойной ситуации важно заботиться о себе и напитывать себя вот этим ощущением собственной значимости, важности.

Драйвер «Будь сильным». Здесь речь идет о том, что чувства и чувствительность — это не всегда плохо и это то, что важно человеку снова вспомнить, увидеть силу в уязвимости и наблюдать за тем, какие ресурсы дает проживание эмоций, вместо того чтобы их блокировать и отрицать. Здесь важно, чтобы человек замечал, что в каких-то трудных ситуациях он себя чувствует, наоборот, на коне, и может даже специально провоцировать такие трудные ситуации постоянно. Что еще важно — обретать опыты искреннего общения с другими людьми, когда подтверждается следующее: я могу выражать свои эмоции, я могу быть искренним, я могу быть открытой, и это не влечет за собой какие-то катастрофические последствия.

И, наконец, «Спеши». Здесь уязвимость — это тревога, которая возникает в ситуации планомерного выполнения. И что здесь важно — людям важно учиться выполнять одно дело в какой-то один момент, потому что это снижает тревогу. Если у меня есть одно дело, которому я сейчас себя посвящаю, я его могу спокойно доделать, потом переключиться на другое, и это ощущение внутренней спешки тогда просто не возникает. Соответственно, здесь важно учиться замедляться. Это может быть достигнуто с помощью медитаций, с помощью других телесных практик, то есть всего, что возвращает нас в наш естественный темп и дает ощущение спокойствия. Таковы наметки, практические рекомендации к каждому из драйверов. И надеюсь, что с их помощью вам будет легче договариваться с собой и достигать того, что вы хотите.

**************

Лекция о том, что делать, если мы или наш собеседник проваливаемся в драйвер - https://magisteria.ru/transactional-analysis/why-know-drivers.

Несколько слов о том, для чего нам знать свои ведущие драйверы и предпочитаемые драйверы наших близких, наших собеседников. В первую очередь драйвер — это сигнал о том, что человеку нужна дополнительная поддержка, то есть если я замечаю, что мой рот растягивается и взгляд взмывает куда-то вверх, я подбираю точные слова и концентрируюсь на том, чтобы сказать все совершенным образом, я демонстрирую проявление драйвера «Будь совершенным». Это значит, что в текущей ситуации что-то воспринимается мной как угроза, как то, что может как-то неблагоприятно сказаться на мне, и что в общении, может быть, не все идет гладко, то есть здесь мне нужна дополнительная поддержка. Соответственно, если я вижу, что мой собеседник демонстрирует драйверное поведение, то аналогично ему чего-то не хватает и общение недостаточно безопасно и выстроено недостаточно подходящим для собеседника способом.

Второй очень важный момент: когда мы знаем наши ведущие драйверы, мы можем предсказывать, какие ситуации для нас будут сложнее, какие легче, потому что если у меня ведущий драйвер «Радуй других», то, конечно, я буду входить в стрессовое состояние, если люди недостаточно милы и вежливы со мной или если мне предстоит какое-то конфликтное взаимодействие, конфронтация с кем-то, когда мне предстоит жестко заявить о своем решении. То есть в драйвере заключена информация о том, какие ситуации потенциально могут меня дестабилизировать и как я буду пробовать справляться с ними, что я буду делать, чтобы сохранить заветное состояние, когда я в порядке и другие люди, мир тоже в порядке.

Кроме того, очень важно знать ведущие драйверы наших близких людей, для того чтобы спокойнее реагировать друг на друга в стрессе, потому что, действительно, если у меня драйвер «Будь совершенным», а у моего партнера, например, драйвер «Старайся», то когда мы вместе оказываемся в стрессе, наше драйверное поведение предписывает нам очень противоречащие друг другу стратегии поведения, потому что я буду требовать безукоризненности и спланировать все, а человек будет, наоборот, впадать в такой буйный бег на месте, и мы друг друга будем раздражать, потому что эти стратегии поведения противоречат друг другу.

И если я понимаю, что сейчас у каждого из нас включились драйверы — это значит, что просто нам нехорошо и мы не очень выбираем, как себя вести, — то тогда у меня появляется немножко больше пространства в общении. Я могу понять, что, да, действительно, здесь нам обоим нужна дополнительная поддержка, действительно, нам нужно выйти из этого автоматического стиля реагирования. Как это сделать? Тайби Калер, который выявил, обнаружил драйверы, говорит о том, что первое, что мы можем сделать, когда мы видим, что другой человек или мы сами оказываемся в драйвере, — это дать определенную коммуникацию, подходящую под наши потребности.

Соответственно, если человек демонстрирует признаки драйвера «Будь совершенным», то мы можем обратиться к нему через мысли или через его мнение, предложить такую транзакцию, которая будет задействовать именно эту область коммуникации: «Что вы думаете об этом? Какое у вас мнение? Нам важно узнать ваше мнение по этому вопросу». И вот такая коммуникация в предпочитаемой области установления контакта помогает человеку выйти из драйверного поведения и встать на более прочную почву окейности, что называется. А для драйвера «Будь сильным» мы можем предложить поведение «Что вы будете делать? Давай сделаем что-нибудь» или представление «Пожалуйста, представьте, подумайте об этом и потом скажите мне, что вы решили».

Для драйвера «Радуй других» нам очень важно спросить про чувства таким заботливым способом: «Что ты чувствуешь? Ой, это, должно быть, очень тяжело для тебя. Я так рад тебя видеть. Хорошо, что ты это говоришь. Мне важно, как ты себя чувствуешь». Если мы видим признаки драйвера «Старайся», то хороший ход, по Калеру, — это запросить реакцию, то есть спросить человека о том, нравится ли ему происходящее («Что тебе не нравится в этом?») или это вообще как-то скучно («Тебе скучно? Чего тебе хочется?»), в таком ключе, игровом и построенном именно на выявлении реакции человека на эту ситуацию.

Если мы видим драйвер «Торопись», то здесь важно настроиться на темп и помочь человеку настроиться на свой более спокойный темп, то есть мы можем сказать: «Слушай, ты так быстро говоришь. Это твой привычный темп? Тебе хорошо в этом?» или «Знаешь, ты говоришь очень важные вещи, давай немножко замедлимся, потому что я хочу все понять, я не хочу упускать важные детали», — такая настроенность на темп и приглашение к более спокойному темпу. Такие приемы могут позволить человеку выйти из этого драйверного поведения и вернуться в более устойчивое состояние, и мы здесь можем экспериментировать, смотреть, что лучше работает, что помогает человеку лучше, что помогает нам.

И, в принципе, мы можем эти транзакции давать самим себе: что я думаю, какое у меня мнение сейчас, хочется ли мне что-нибудь поделать, какие у меня есть представления об этом, что я чувствую, что мне нравится или что мне не нравится в этом всем, разрешить себе быть более медленным, быть больше в своем темпе. Спасибо за внимание!



Tags: Лекции, Психо, Стресс
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments