homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Разные подходы к пресечению травли в школе

Актуально к 1 сентября. Думаю, многие столкнулись с травлей в школе. Автор - барышня из Гейдельберга, речь идет о немецкой начальной школе - https://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/3275745.

Моим детям довелось столкнуться с "предпосылками" зарождения этих нездоровых отношений в классе. С первого класса у них выделялся мальчик, который очень сложно адаптировался в школе. Он постоянно бунтовал против простейших правил, срывал уроки, доводил учителей, в некоторые моменты он просто не мог контролировать себя и бросался на учительницу с кулаками, пытаясь отстоять свои взгляды. Во втором классе ситуация усложнилась, так как у него началась бесконтрольная агрессия по отношению к другим детям: мог дать тумака или пощечину ни за что, просто пробегая мимо какого-либо ребенка, а если вдруг с кем-то возникал конфликт, бросался с кулаками на противника. В этот момент школа начала активно действовать и его наказали. Я не знаю, обязали ли его посещать психолога, не об этом сейчас речь. Конфликты закончились, дети спокойно доучились начальную школу. Но вот очень интересно, данный конфликт, который длился больше года, не вышел на уровень буллинга, хотя предпосылки и были: так как ребёнок был явно с лидерскими способностями, имел определенный "круг наблюдателей", которые поддерживали его начинания. Но вот следующего этапа-когда его агрессия перенаправилась бы на одного определенного человека и класс бы его поддержал, не произошло. Почему, напишу чуть позже.

Вообще, когда речь заходит о школьном буллинге, на ум сразу приходит замечательная повесть Владимира Железникого "Чучело", и не менее яркая экранизация Ролана Быкова. Всем советую, прочитать или посмотреть, так как очень точно отображается "динамика буллинга" в коллективе. Если кто не знаком с текстом, то речь идет о шестикласснице Лене Бессольцевой, которая после переезда к дедушке, пытается влиться в новый коллектив в школе. Только это очень плохо у нее получается, так как она абсолютно не похожа на учеников класса, она другая. А затем происходит событие, которое выливается в очень жесткий буллинг по отношению к Лене.



Все психологи сходятся во мнении, что ребенок-жертва, попавший в такую ситуацию, сам не может изменить ситуацию к лучшему (в 99 % случаев). Тут необходимо вмешательство взрослого, причем частo ничего другого не остается, как "выдернуть" жертву из этого коллектива. Лена Бессольцева да, тоже уходит из класса, но она смогла найти в себе силы и переломить ситуацию, причем не только для себя. Она смогла "повлиять" на коллектив так, что её место жертвы не будет занято другим ребенком - что обычная норма в процессе буллинга.

Я пересмотрела много материала на эту тему и хочу посоветовать вам 3 интересных беседы на тему буллинга: лекцию Екатерины Мурашовой "О школьной травле", Людмилы Петрановской "Школьная травля" и беседа с Димой Зицером "Школьный буллинг: кто виноват и что делать". Я коротко напишу, кто что предлагает, что бы Вы могли определить для себя, чья методика Вам ближе.

Екатерина Мурашова рассказывает о различных "ролях", которые распределяются в закрытом и сплоченном коллективе, одну из которых занимает каждый ребенок, и кому-то автоматически достается достается роль "жертвы", а кому-то роль лидера, который при определенных условиях инициирует процесс буллинга.

Мне эта теория совсем не близка, так как решением "проблемы" предлагается "искусственное" перераспределение ролей. Т. е. мама должна напрячься и придумать какие-то "завлекухи", чтобы ребенок из жертвы стал ну, например, экспертом, когда он рассказывает детям о какой-то теме , которую он хорошо знает в силу своих интересов. Т.е. работа идет именно с "жертвой", что совершенно неправильно, так как ребенка травят в школе, потому что он не такой как все: полный, худой, некрасивый, неспортивный, немодно одевающийся. А тут еще и мама транслирует ему мысль: "Ты сделай то-то и то-то, что заинтересует и понравится одноклассникам, т.е. подстройся под окружающих".



Людмила Петрановская подчеркивает, что в ситуации буллинга в первую очередь надо "ломатЬ" ситуацию и работать именно с "наблюдателями", а с "жертвой" и "инициатором" - уже после устранения конфликта.



И самый интересный и действенный путь я нашла в беседе с Димой Зицером. Не перестаю петь ему дифирамбы как педагогу, обязательно посмотрите, послушайте, согласна, практически, с 99 % его идей.

Он предлагает работать на "предотвращение" буллинговой ситуации в учебных заведениях. И это как раз то, что происходило в классе моих детей, когда конфликтная ситуация с ребенком не переросла в "буллинг", когда класс не встал на сторону гнобящего и не поддержал его.

А достигнуть этого совсем просто: учитель должен "усложнятЬ" взаимоотношения детей, а не сводить их к "единому и сплоченному коллективу", когда даешь 100% качество знаний, когда вместе мы силa. Ведь все мы разные, и всегда в классе будет ребёнок, не похожий на большинство. А если класс сплочен как единое целое, то соответственно все, кто не такие как мы, не с нами - ПРОТИВ НАС. И тут уже рукой подать до буллинга, что прекрасно показано у Железникова в "Чучеле".

Ну, например, классическая ситуация на уроке физкультуры - Старты надежд (очень любили мы в школе такие соревнования - я была спортивным ребенком, но, конечно, в любом классе есть Вася или Катя, которые в силу каких-то причин не очень спортивные). Так вот, сдавая личные нормативы и не пробежав стометровку или не прыгнув столько, сколько и все, этот Вася возможно расстроится, но для класса это не будет проблемой. А если дети ещё и знают, что Вася хоть и троечник по физ-ре, но он рисует такие классные танки, самолеты, корабли и т.д. и с ним так интересно поговорить на тему военной техники, то никакой проблемы с его нормативами не возникнет. А если "мы все вместе", "мы разгромим Б-шников" - получим кубок школы, грамоты, поход в кино и т.д., а потом вдруг по вине этого Васи класс проиграет, то вот в этой ситуации процент возникновение буллинга намного выше.




Ну и теперь, обещанные объяснения по поводу ситуации в классе детей: почему у них не возникла ситуация буллинга?

Школа работает на "предотвращение" этого явления именно путем "усложнения отношений".

- начиная с первого класса по понедельникам у детей первый урок - это беседа: кто что делал на выходных, или каникулах: Яра была на конюшне, Генри ходил с Полом в бассейн, Майк был на тренировке по футболу, Мая читала книжку, а Юля была с дедушкой в кино т.д. Т.е. дети раз за разом рассказывают о своих интересах и увлечениях.

- во 2м классе учительница проводила "Адвент-календарь" - каждый ребёнок в декабре получал один день, когда он должен был в классе что-нибудь представить. Все что угодно, исходя из интересов и особенностей ребенка: дети играли на гитаре, рассказывали стихотворение на арабском, разыгрывали сценку на английском, кто-то показывал гимнастические упражнения, а кто-то принес шаблонов на весь класс и они мастерили рождественскую поделку.

- "непрозрачная оценочная система" - в первом классе оценок нет, во втором классе две оценки - по немецкому и математики в табеле в конце года, в 3-4 классе оцениваются тесты, ребёнок приносит домой оценку в тетради, родитель подписывает, оценки за устные проекты и выступления "сообщаются" конкретному ребенку наедине, не при всём классе. Журнала  для общего пользования (чтобы "протянуть" двоечника на собрании) нет, учитель делает для себя "записи", но не афиширует их в классе. Т.е. "насмешки " над слабыми и отстающими учениками просто не возникают.

- ну и "интересная" форма родительских собраний тоже играет роль: общие собрания только для орг. моментов - сколько денег сдавать, какие экскурсии запланировать, что на рождественской ярмарке продавать, какие поделки делать, кто пойдет детям волосы сушить после бассейна. По поводу успеваемости и дисциплины проводится личный разговор учителя и родителя. Причем  во втором классе он был еще и с ребенком. Учитель спрашивал какие предметы больше нравятся, как ребенок чувствует себя в классе, с кем подружился, что по программе он хорошо освоил, а в чем-то может быть проблемы. Потом спрашивал мнение родителя и озвучивал свою точку зрения.

Всё это привело к тому, что уже ко второму классу класс был не единым сплоченным коллективом, а разделился на группки по интересам. Плюс детям показали, что они могут ошибаться, никто не будет смеяться, если вдруг получишь двойку. Никто никого не гнобит за "другие" взгляды, интересы и способности. И именно поэтому, я считаю, не возникла в классе ситуация травли.


Материалы по теме:

- Что бывает, если в семье бить мальчиков. Ремень - побои или воспитание? Опыт проверившего на своей шкуре "вкус" ремня и что это дало спустя годы.

- Что бывает, если в семье бить девочек. Ремень, шлепки и крик как "средство воспитания" девочки отцом. Взгляд на последствия от мужчины-психолога из опыта работы со взрослыми клиентками.

- "Я с тобой не разговариваю": что такое насилие молчанием.

- Про девочек-отличниц. Про хорошие оценки как обязательное условие хорошего отношения мамы.

- Война против всех. Психолог Людмила Петрановская рассказывает о том, как сохранить свое психологическое здоровье в условиях высокой агрессии внешней среды.

- Людмила Петрановкая, "Козлом отпущения" может стать каждый".

"Суть травли - нет в том, что кто-то кого-то не любит. Суть травли - насилие. Это групповое насилие, эмоциональное и/или физическое. И именно за это отвечает взрослый, которому доверена группа детей. За их защищенность от насилия. Популярность - это вопрос психологический. Групповое насилие - это вопрос нарушения прав".

"Мы должны понимать, что дети не выбирали быть в классе, их распределили на группы взрослые для своего удобства. Значит, именно взрослые отвечают за обстановку в этих группах и за то, чтобы в них всем детям было безопасно и спокойно".

В создании сайта http://травлинет.рф/ принимала участие Петрановская.

Что могут сделать учителя - https://www.dropbox.com/s/5dcm00c6ucy7ro4/%D0%905%20%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%A3%D0%A7%D0%98%D0%A2%D0%95%D0%9B%D0%95%D0%99.pdf.

Что могут сделать сами дети - https://www.dropbox.com/s/go4cpg0pe4ddt7l/%D0%906%20%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%94%D0%95%D0%A2%D0%95%D0%99.pdf.
Tags: Про детей, Стресс
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (без темы)

    Приключения продолжаются. Выбираю деревеньки вокруг Мюнхена, куда можно скататься на велосипеде. Выбор пал на Aichach, поскольку там красивый старый…

  • Непогода

    Собрались в отпуск. Целых 5 дней, наконец-то! Идея была - поехать с велосипедами. Я хотела в Голландию. Но в той стороне стремительно нарастали…

  • Отчет о проценте неэффективности вакцин

    Институт Роберта Коха вчера ночью выложил свежий отчет о проценте неэффективности вакцин. Как анализировали неэффективную вакцинацию от ковида:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments