homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Выставка "Русское искусство 1870-х - 1910-х годов", Третьяковская галерея

Третьяковская галерея в рамках многолетнего федерального проекта «Золотая карта России» открывает программу «Музеи Подмосковья», призванную познакомить столичного зрителя с собраниями лучших подмосковных музеев. Первым событием новой программы станет выставка из фондов Серпуховского историко-художественного музея.

Серпуховский историко-художественный музей обладает одной из интереснейших среди региональных музеев России коллекций изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В настоящее время его фонды насчитывают около 40 000 единиц хранения, 12 000 из которых – художественные памятники. В основе собрания, известного первоклассными произведениями русской и западно-европейской живописи, лежат приобретения серпуховских купцов Мараевых, сделанные в последней четверти XIX – начале ХХ века.

 

В конце XIX века Мараевы, в прошлом крепостные графов Орловых-Чесменских, являлись купцами I гильдии и входили в число богатейших семей Серпухова. С 1884 года семейство возглавляла А.В.Мараева, при которой в семье возник интерес к коллекционированию. Вначале это были предметы старины (мебель, ткани, посуда и бытовая утварь), иконы и рукописные книги. В 1896 году А.В.Мараева купила у московского собирателя Ю.В.Мерлина, представителя старинного дворянского рода, художественную коллекцию, включавшую около 400 живописных и графических работ западно-европейских мастеров XVI–XIX веков и русских художников XVIII – начала XIX века. В 1918 году имущество Мараевых было национализировано, а коллекция произведений искусства стала основой местного краеведческого «Музея старины и искусства», открытого для публики в конце 1920 года. В 1923–1925 годах музей получил из фондов управления народным образованием Московской губернии свыше 100 экспонатов, сформировавших раздел русского искусства 2-ой половины XIX – начала ХХ века. В 1920-х – начале 1930-х годов музейные фонды пополнялись из национализированных усадеб, а также из закрытых монастырей и церквей Серпухова. С 1956 года, когда произошло перепрофилирование музея из краеведческого в историко-художественный, главное направление деятельности музея определяется его богатейшей коллекцией художественных памятников.

Выставка в Третьяковской галерее включает свыше шестидесяти экспонатов – лучшие произведения русской живописи, графики и скульптуры последней четверти XIX – начала XX века из фондов музея. Это полотна Г.И.Семирадского на античную тему («Песня рабыни», 1884; «Праздник Вакха», 1890), образцы позднеакадемической живописи К.Е.Маковского («В каирской кофейне», около 1876; «Под венец», 1890; «Портрет девушки», конец XIX в.), жанровые картины передвижников Н.А.Ярошенко («Цыганка», 1886), В.Е.Маковского («В избушке лесника», 1886–1887) и И.М.Прянишникова («В ожидании шафера», 1891); этюды А.Е.Архипова («Крестьянка», 1891), С.А.Виноградова («Крестьянские мальчики», 1896), представляющие движение к более сложной живописности рубежа XIX–ХХ веков. Особый интерес у московского зрителя вызовет авторское повторение картины Н.Г.Шильдера «Искушение» (около 1856), положившей начало коллекции П.М.Третьякова. Русская пейзажная живопись представлена полотнами И.К.Айвазовского («Прилив», 1870), А.К.Саврасова («Лунная ночь. Болото», 1870), В.Д.Поленова («Старая мельница», 1880; «Ледоход на реке Оке», 1918), К.Ф.Юона («Весенний вечер. Ростов Великий», 1906), М.Н.Яковлева («Беседка», 1907), К.Ф.Богаевского («Киммерийская область», 1910).

Предмет особой гордости серпуховской коллекции – работы художников русского авангарда. На выставке представлены композиции И.И.Машкова, Р.Р.Фалька, А.А.Экстер, Д.Д.Бурлюка. Интересны пастели М.Ф.Ларионова конца 1890-х – начала 1900-х годов, а также живописные и графические произведения Н.С.Гончаровой 1905–1914 годов от её первых живописных опытов («Осенний пейзаж») до выразительной библейской графики и беспредметных композиций («Письмо»). Среди лучших образцов работы художницы в области сценографии – включенные в экспозицию эскизы к опере-балету «Золотой петушок» Н.А.Римского-Корсакова, поставленному М.М.Фокиным в антрепризе С.П.Дягилева в «Гранд Опера» в 1914 году.

Музей Серпухова хранит уникальную коллекцию деревянных этюдных работ С.Т.Конёнкова, относящихся к самому интересному периоду творчества скульптора (1913–1919). На выставке представлены шесть скульптур на фольклорно-мифологические и аллегорические темы.

Выставка представляет определённый итог научной и реставрационной работы в СИХМ за последние десять лет; она открывает зрителю не экспонировавшуюся долгое время коллекцию русского авангарда, в том числе памятники, атрибутированные совсем недавно (Н.С.Гончарова. Письмо. 1913).

К выставке издан иллюстрированный каталог.

 

Subscribe

  • (no subject)

    «То, что война много принесла в семейную тему, это, к сожалению, правда. Люди, живущие вне войны, не понимают, что в семью приходили люди,…

  • Стратегия работы с ночными кошмарами

    Есть такая зависимость, что чем человек в психологическом плане чувствительнее, креативнее, если он очень открыт другим людям и эмпат, то ему чаще…

  • Нужен ли европейский взгляд на российские города?

    Как и ожидалось, на тему "Нужны ли в российских городах постройки, мероприятия, организация пространства города, чтобы он стал более…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments