homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

"Das Boot", 40-летию фильма посвящается

Лотар-Гюнтер Буххайм, молодой художник и писатель, в 1940 г. поступил добровольцем на военно-морской флот, где стал работать военным корреспондентом для национал-социалистической газеты "Das Reich". Он служил в звании старшего лейтенанта на кораблях по разминированию катеров, эсминцев и подводных лодок.

Во время Второй мировой войны и после ее окончания он написал множество книг о своей службе на флоте. В 1943 году, как член экипажа лодки VII-C U 96, он написал отчет о своем опыте "Jäger im Weltmeer", в котором рассказал о ожесточенном сражении между немецкой подводной лодкой и британским эсминцем. Он стал основой для книги и фильма "Das Boot".

После окончания войны он посвятил себя рисованию, но в 1968 году возобновил работу над рукописью о подводной лодке, а в 1971 году закончил роман под названием «Das Boot». В дальнейшем трилогию составили книги "Крепость", „Die Festung“, 1995 г. про побег на подводной лодке из морской французской Бресткой крепости и "Прощание", „Der Abschied“, 2000 г. про фантазийное путешествие в 1978 г. на немецкой атомной лодке, где старые герои книг встречаются, вспоминают былое и раскрывают секреты из военного прошлого.

В 1960-х и 1970-х годах он совершил множество живописных и исследовательских поездок, результатом которых стало несколько отчетов о поездках и фотоальбомы. С 1981 по 1985 год большая часть его работ выставлялась в Ленинграде, Москве, Мадриде, Тель-Авиве и Японии.

В 2001 г. на деньги своего фонда он открыл Музей Воображения, Museum der Phantasie (https://www.buchheimmuseum.de/), он же - Музей Буххайма и посвящен его многочисленным картинам из путешествий. Его коллекция оценивается в 100 млн. евро и хранится в Бернриде, Bernried. Здание музея напоминает огромный корабль и стоит на берегу озера, где создана пристань. В музее хранятся картины экспрессионистов, а также множество диковинок, привезенных автором из своих многочисленных путешествий. Т.е. это еще и этнографический музей.


Сюжет романа "Das Boot" разворачивается во время Второй мировой войны на подводной лодке U 96, отплывшей из Сен-Назера в 1941 году. В книге автор изложил свой личный опыт военного репортера во время прохождения двух военных патрулей и с большой точностью описал положение экипажа подводной лодки. Роман был опубликован в 1973 году. Буххайму потребовалось более 25 лет, прежде чем он смог психологически проанализировать свои личные дневниковые и военные журналистские записи 1941 года и начать писать роман.


**************

После того, как роман «Das Boot» был опубликован, киностудия Бавария приобрела права на его экранизацию. Первоначально фильм планировали снимать в сотрудничестве с американской продюсерской компанией и с американским актерским составом. Когда об этом узнал автор книги, он запретил использовать свое произведение как основу для фильма. Он знал, что американцы снимут фильм экшн, фильм, состоящий из взрывов и действий, вместо того чтобы снять драму и раскрыть характер героев. К тому же автор книги ожидал от американцев предвзятого отношения к немецкой военной истории.

Производство пятичасовой версии фильма обошлось Bavaria Film в 32 миллиона немецких марок (по сегодняшним временам это около 30 миллионов евро). Всего было снято три версии: оригинальная киноверсия 1981 г., 143 мин, многосерийная телевизионная версия 1985 г., 309 мин., и режиссерская версия 1997 г., 218 мин.  Кинематографический характер версий значительно отличаются друг от друга.

Диск Blu-ray с режиссерской версией также содержит документальный фильм о съемках фильма ( Die Feindfahrt von U96 , примерно 60 минут), а также документальный фильм «Битва за Атлантику» (примерно 39 минут, сопроводительная программа телетрансляция).

Обложкой фильма послужила военная фотография, сделанная автором книги:

Картинки по запросу "das boot film"

Наверное, все знают главную мелодию фильма, которую создал немецкий музыкант и композитор Клаус Дольдингер. В начале 1990-х годов группа U96 создала техно-версию музыкальной темы фильма, ставшую хитом и выпущенную тиражом более миллиона копий.



Основная часть съемок проходила в период с июля 1980 года по июнь 1981 года. Уже в сентябре 1979 года шла подготовка к съемкам на Химзее и у побережья Гельголанда, а в апреле 1980 года - еще одна подготовка к съемкам у берегов Гельголанда. Сцены, которые происходят в Ла-Рошели, снимались там с 29 сентября по 22 октября 1980 г. и в феврале 1981 г. Сцены в баре снимались в самом конце съемок 18 ноября 1980 г. на студии Bavaria в Мюнхене.

Сцены внутри бункера подводной лодки были сняты, в отличие от остальных портовых сооружений, в оригинальных бункерах Ла-Рошели.

Фильм снимался во многих местах. Некоторые сцены были сняты в Ла-Рошели на французском побережье Атлантического океана, например в бункере подводной лодки La Pallice. К ним относятся сцены выхода и входа лодки. Кроме того, были сняты внешние сцены на Боденском озере перед Имменштадом, сцены шторма на Северном море и в студии Bavaria Film в Мюнхене, все внутренние и подводные сцены.

Фильм был снят без стедикама, потому что систему нельзя было использовать в узком пространстве подводной лодки.

Для фильма в Мюнхене была воссоздана модель подводной лодки в масштабе 1: 1. Эта модель была разобрана на три части и перевезена в Ла-Рошель, где ее снова собрали. Этот фон имел привод и управлялся одним человеком, но не имел никакой другой внутренней отделки. Во время съемок шторма лодка развалилась и затонула в порту Ла-Рошели. Этот инцидент почти закончил производство. Затем лодку собрали из отдельных восстановленных деталей и дерева, но без привода. Его вытащили для дальнейших записей на этой лодке. Также существовала подводная 11-метровая модель с дистанционным управлением для съемок в открытом море, 5,50-метровая модель для подводных записей в Bavaria-Bassin и других различных моделях судов длиной от одного до трех метров.

Для натурных съемок в открытом море для подстраховки актеров рядом работали спасательные катера, поскольку температура воды была такая, что для спасения человека, упавшего в воду, отводилась всего минута.


Часть лодки стояла в студии на гидравлической сцене, с помощью которой можно было имитировать движение вверх и вниз и наклон. Гиростабилизаторы давали камере искусственный горизонт. Из-за шума двигателя гидравлической ступени и плохой акустики металлического фона весь фильм пришлось снимать и перезаписывать без оригинального звука.

Актеры получили от режиссера особые указания: им не разрешалось находиться на солнце летом, чтобы не загорать, а за десять дней до начала съемок более поздних сцен им не разрешалось бриться. На флоте, особенно среди подводников, было принято не бриться во время рейса противника в целях экономии питьевой воды.


Из соображений стоимости финал фильма - авианалёт в гавани - был снят одним дублем . Эти два самолета - французские самолеты, которые были переоборудованы для фильма. Всемирно известный пиротехник Карл «Чарли Бам-Бам» Баумгартнер отвечал за спецэффекты - как и за всю постановку. Взрывы пиротехников шли безостановочно в течение часа. Конечно, местные жители были предупреждены об этом, но всё же ворчали, что было "слишком шумно". Сам Карл, который управлял взрывами, с каждой минутой сиял как ребенок, играющий в свою любимую игру.

Помимо нескольких моделей разных размеров, был воспроизведен весь интерьер немецкой подводной лодки класса VII с мельчайшими подробностями. За достоверность интерьеров отвечал отдельный специалист.

Фильм имел большой международный успех. Он был номинирован на шесть «Оскаров», «Золотой глобус» и премию BAFTA, а также получил множество немецких кинопремий. Он послужил причиной переезда режиссера Петерсена для работы в Голливуд и означал взрыв карьеры для многих молодых актеров.

Актеров для фильма специально набирали неизвестных, неузнаваемых, с разными немецкими диалектами и типажами, чтобы показать разнообразие военных во время войны.


Здесь до 16 февраля можно посмотреть немецкий фильм 2020 г. "За кулисами", где собрали интервью у участников съемок и показали, как именно создавался фильм (сцены внутри лодки, в открытом море, сцена авианалета, создание спецэффектов), 50 мин.



Фильм о съемках, доступный к просмотру с территории России и Украины можно посмотреть здесь - https://www.youtube.com/watch?v=YWq6KBH9Eic&feature=youtu.be.




Награды и номинации:


Награды

1982 — Премия German Film Awards
Лучший звук — Милан Бор
Выдающийся художественный фильм

Номинации

Фильм производства Западной Германии был представлен в шести номинациях на премию Американской академии Оскар, но не был представлен в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»

1983 — Премия «Оскар»
Лучший режиссёр — Вольфганг Петерсен
Лучший сценарий — Вольфганг Петерсен
Лучший оператор — Йост Вакано
Лучший монтаж — Ханнес Никел
Лучший звук — Тревор Пайк, Милан Бор, Майк Ле Мер
Лучший монтаж звуковых эффектов — Майк Ле Мер

1983 — Премия BAFTA
Лучший фильм на иностранном языке — Вольфганг Петерсен

1982 — Премия «Золотой глобус»
Лучший зарубежный фильм


Фильм занял 25 место в журнале Empire «100 лучших фильмов мирового кино» в 2010 году.

По сей день фильм держит рекорд по количеству номинаций на «Оскар» за немецкий фильм.

Tags: youtube, Фильмы
Subscribe

  • Наши маленькие праздники жизни

    Недавно на Ярмарке Мастеров проходил конкурс, посвященный мастер-классам на свадебную тему. "Как подготовиться к торжеству, чтобы всё прошло…

  • Ночная прогулка

    Вечером того же дня, погуляв с Ромкой prozerin по улицам, решили прокатиться по питерскому метро. И решение это было принято ровно за…

  • Наш первый год семьи-2

    Питер - это город, в котором мы второй раз познакомились заново. Одно дело, когда ты с человеком только на велосипеде катаешься, другое - когда с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments