homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

Учим удивляться

Это прекрасный текст из сообщества Лицея "Ковчег" в Москве, который мотивирует учиться дальше:
Источник - https://www.facebook.com/covcheg/posts/3776798839023439.

Знание, - говорил нам Аристотель, - начинается с удивления. Этому и учим детей с первого урока до последнего звонка: задавать вопросы, сомневаться, не стесняться непонимания, высказывать предположения, ломать стереотипы, опять задавать вопросы и сомневаться…

Когда любые знания получаются простым нажатием двух клавиш в поисковой системе, остаётся одно: учить думать самостоятельно, или просто — учить думать.

Никаких специальных технологий и приёмов. Всё искусство учителя заключается в умении задавать хитрые и каверзные вопросы: вопросы, на которые нет очевидного ответа или есть несколько ответов, или даже учитель не знает, есть ответ или нет.
Но есть и более сильное средство по обучению этому навыку — квинтэссенция думания, чтоб ученик сам ставил вопросы: обычные и хорошие.

Хороший вопрос — от столкновения нового и привычного, от невозможности вложить новое в готовую матрицу. Это не просто «я хотел бы знать», а «я знаю, но никак не могу понять». Когда ума не хватает, нужно выйти за пределы его. Такие выходы и есть развитие нашего ума.
Мастерство учителя заключается в том, чтобы доводить ученика до состояния непонимания, из-умления: учить удивляться.
Удивление не возникает само по себе. И взрослый, и ребёнок, экономя свою нервную энергию, предпочитают не заострять, сглаживать, делать вид, что «так и должно быть».

— Что вам, дети, тут не понятно?
— Всё, учитель, нам понятно, вроде.
— Идем дальше!

Для начала учитель должен бы научиться, не стесняясь, показывать своё не-знание и не-вежество. А дальше — просто подводить ученика и радоваться хорошим вопросам, всячески их поддерживать. Ставить пятёрки за них!

С точки зрения когнитивной психологии, невозможность вписать новое в существующую матрицу приводит к возникновению новых нейронных связей — мозг шевелится. А философ бы сказал, что такое сомнение — из-умление — заставляет человека заново искать ответы на, казалось бы, привычные вопросы, пытаться объяснить, казалось бы, привычные вещи, и это единственное противоядие от готовых схем и шаблонов, навязываемых человеку извне, иначе просто нельзя быть свободным человеком.
Возможность «быть не как все» - как вам такая цель образования?

******************

Я помню, что в нашей советской школе всё было по-другому: учитель всегда прав, верный ответ всегда один и ты должен изловчиться его угадать. Только в начале 1990-х учительница литературы сказала:"Вы можете иметь любое мнение, отличное от моего. Главное - сумейте в своей работе его грамотно раскрыть и обосновать".

Очень люблю читать записки учителей из "Ковчега", они наводят на интересные мысли и полезные действия.
Tags: Про образование
Subscribe

  • (no subject)

    Приключения продолжаются. Выбираю деревеньки вокруг Мюнхена, куда можно скататься на велосипеде. Выбор пал на Aichach, поскольку там красивый старый…

  • Непогода

    Собрались в отпуск. Целых 5 дней, наконец-то! Идея была - поехать с велосипедами. Я хотела в Голландию. Но в той стороне стремительно нарастали…

  • Отчет о проценте неэффективности вакцин

    Институт Роберта Коха вчера ночью выложил свежий отчет о проценте неэффективности вакцин. Как анализировали неэффективную вакцинацию от ковида:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments