homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Про океанический лайнер "Вильгельм Густлофф"

Вообще я читала майский номер журнала "Дилетант", посвященный 75-летию окончания Второй мировой, и состоящий из 75 ответов на вопросы читателей. В нем меня много чего заинтересовало - и Рурский котел, и предвоенный обмен техникой и сырьем между Германией и СССР, и национальные полицейские батальоны на территории СССР. Отдельной новостью стала для меня история с любимцем Гитлера Вильгельмом Густлоффом, который был главой НСДАП в немецкоязычной части Швейцарии. Он так долго и плохо говорил про евреев, что студент-еврей его таки убил. После чего Густлоффа представили как жертву и мученика, его смерть - огромную трагедию для Германии и его именем назвали крупнейший океанский лайнер, который вообще-то первоначально назывался "Адольф Гитлер".

Для Гитлера смерть Густлоффа явилась подарком с неба: первый нацист, убитый евреем за границей, к тому же в ненавидимой им Швейцарии! Еврейский общегерманский погром не состоялся лишь потому, что в те дни в Германии проводились зимние Олимпийские игры, и Гитлер пока еще не мог себе позволить полностью игнорировать мировое общественное мнение.

В тот день, когда Гуслоффу, который человек, должно было исполниться 50 лет, лайнер, названный его именем, торпедировала советская подлодка. Это произошло 30 января 1945 года. На борту было более 10 000 человек. Почти все они погибли. Среди них - 390 подводников (хотя в советском документе о представлении капитана к награде речь шла о 3 700 подводниках). Катастрофу пережили 1 239 человек. Погибло по меньшей мере 9 343 человека. Среди пассажиров лайнера было свыше 4 000 беженцев, которые покидали восточно-прусские территории, в основном это были женщины и дети. По современным оценкам, на борту должны были находиться 10 582 человека: 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок, 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих и 8 956 беженцев, в основном стариков, женщин (около 2 000) и детей (около 3 000). Командир подводной лодки Маринеско был представлен к званию Героя Советского Союза.

Спустя час после атаки «Вильгельм Густлофф» полностью затонул. По числу жертв это кораблекрушение стало крупнейшим в истории.

В 2005 году вышел русский перевод английских исследователей затопления - «Правда о «Вильгельме Густлофе», она есть в электронном виде.

Об этом подробнее можно прочитать в репортаже "Новой газеты" - https://novayagazeta.ru/articles/2020/02/03/83706-dve-pravdy-odnogo-laynera и в "Газете" - https://www.gazeta.ru/science/2020/01/30_a_12936254.shtml.

Гюнтер Грасс, немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии, в 2002 г. выпустил книгу "Траектория краба", Im Krebsgang, посвященную гибели лайнера.

В 2008 г. в Германии сняли фильм о гибели лайнера "Вильгельм Густлофф", Die Gustloff. На основе кадров из этого фильма был сделан небольшой клип.



Сейчас корабль лежит на глубине 45 метров недалеко от берегов Польши. После войны германские (ФРГ), польские и советские специалисты посещали место гибели корабля. Во время этих посещений средняя часть утонувшего корабля была подорвана, остались только корма и нос. За послевоенные годы некоторые предметы с корабля оказались в частных коллекциях в качестве сувениров. Правительство Польши законодательно провозгласило это место братской могилой и запретило посещение места крушения частными лицами. Исключение было сделано для исследователей, наиболее известным среди которых является Майк Боринг, который в 2003 году посетил обломки корабля и снял документальный фильм о своей экспедиции.

Подробно историю судна можно прочитать здесь - https://ru.wikipedia.org/.

Что же стало с капитаном подлодки?

31 мая командир дивизиона подлодки подал рапорт, в котором указал, что командир подлодки всё время пьёт, служебными обязанностями не занимается, и его дальнейшее пребывание в данной должности нецелесообразно. Появились первые признаки эпилепсии, как отмечает В. Е. Звягинцев, «пил и безобразничал уже больной человек».

14 сентября 1945 года вышел секретный приказ № 01979 наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова, где говорилось: «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота» (в 1960 году приказ о разжаловании был отменён, что дало возможность Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную пенсию).

С 18 октября 1945 года в течение месяца Маринеско был командиром тральщика Т-34 в Таллине. 20 ноября 1945 года старший лейтенант Маринеско А. И. был уволен в запас.

После войны в 1946—1949 годах Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства, в 1949 году — заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови.

В 1949 году был осуждён на три года лишения свободы по обвинению в разбазаривании социалистической собственности, наказание отбывал в 1949—1951 годах в Ванино. В 1951—1953 годах работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года — руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».

Маринеско умер в Ленинграде после долгой и тяжёлой болезни 25 ноября 1963 года. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Здесь же неподалёку (Кондратьевский проспект, 83) находится Музей подводных сил России им. А. И. Маринеско.

Густлофф (2008) - Last Voyage of the Gustloff, The - Ship of no Return - Die  Gustloff - Hafen der Hoffnung - Die letzte Fahrt der Wilhelm Gustloff -  фильм - информация о фильме - европейские фильмы - Кино-Театр.Ру

Здесь можно прочитать большой и богато иллюстрированный материал о лайнере - http://xponolog.blogspot.com/2013/01/13.html.

В связи с затоплением океанического лайнера "Вильгельм Густлофф" во время Второй мировой вспоминается аналогичный случай с затоплением английского океанического лайнера "Лузитания" во время Первой мировой, торпедированного немецкой подлодкой - https://homaaxel.livejournal.com/1392524.html.
Tags: Фильмы
Subscribe

  • Про работу экскурсоводом

    Что-то опять в свете изменения туристического законодательства России стали появляться разные странные статьи про экскурсоводов, написанные людьми не…

  • С Днем экскурсовода!

    Легко ли быть экскурсоводом? Поначалу думаешь, что - да. Как и в любом неизведанном деле от отсутствия реальных фактов в голове много фантазий :)…

  • Международный день экскурсовода

    Сегодня отмечается Международный день экскурсовода. Подходит к концу моя аккредитационная карта. Да, я давно уже не вожу экскурсии и переехала из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments